Слайд 1Новая специализация в РГГУ:
«Информационные технологии в музейной деятельности»
Лев Ноль
РГГУ
ГМИИ им.
А.С.Пушкина
Слайд 2ИТ занимают заметную роль в инфраструктуре современного музея
Немного статистики
(по
материалам Справочника «Музеи и зоопарки России в 2004 г.», Федеральное агентство РФ).
В России 2269 музеев,
В музеях России установлено более 10.000 компьютеров,
более 500 музеев имеют доступ к ИНТЕРНЕТ.
Слайд 3Факторы эффективного
применения ИТ в музее:
оснащение музея программно-аппаратным комплексом,
создание информационных магистралей
для доступа к глобальной информационной сети,
профессиональная подготовка специалистов, способных эффективно использовать возможности ИТ
(предмет рассмотрения на секции)
Слайд 4Основным фактором в постиндустриальном обществе (информационном обществе, обществе знаний)
становится образование
и профессионализм,
Главным конфликтом в системе производственных отношений - конфликт между знанием и некомпетентностью.
Слайд 5О системе образования музейных специалистов: немного истории
«ИТ для музейных специалистов»:
«Доисторический период»
- 1980-е,
«Исторический период» - первая половина 1990-х,
«Современный период»
«ИТ для студентов»:
Спецкурс «ИТ в музее» в РГГУ – с конца 1990-х
образовательная программа специализации
«Информационное технологии в музее» - с 2005
Слайд 6Переподготовка специалистов («Доисторический период»)
Форма – Повышение квалификации в ИПРКИТ
Задача - дать
представление специалистам о науке информатике и ее роли в сфере культурного наследия, подготовить атмосферу доверия к ИТ
Методика – чтение лекций на материале зарубежных источников
Слайд 7Переподготовка специалистов («Исторический период»)
Форма – повышение квалификации в ИПРКИТ
Задача –ознакомить с
концепцией использования компьютерных технологий в деятельности музея; с типовыми АИС управления коллекциями («Компьютер в музее»);
Метод – лекции; семинары; изучение передового опыта; приобретение навыков работы с компьютером.
Слайд 8Переподготовка специалистов
(«Современный период»)
Форма – повышение квалификации в АПРКИТ;
Задача:
подготовить специалиста к работе с ИТ в современном музее («Компьютер в музее»; «Музей в компьютере» - освоение ИТ для интерпретации культурного наследия в мультимедийной форме, освоение телекоммуникационных технологий, элементов электронного менеджмента).
Метод – лекции; семинары; изучение передового опыта; проектные семинары
Слайд 9Другие формы обучения специалистов:
Проектные семинары
Тематические семинары (на базе крупных музеев,
региональные)
Профессиональные конференции
Мастер-классы
Обучение сотрудников при внедрении ИТ в музее
Слайд 10Обучение студентов
Факультет «История искусств» РГГУ
(обучение ведется с 1996 г.)
Задача:
«…
освоить теоретические положения и приобрести практически навыки, которые позволят подготовить студента к работе в музее XXI века, в условиях открытого информационного общества…»
«Современные информационные технологии в музеях»,
Л.Ноль, Учебная программа, РГГУ, 1998
Учебные курсы:
«Компьютерные технологии в музее»
«Электронные публикации в музейной деятельности»
Слайд 11Основные разделы программы
Информатизация в музеях: исторический очерк
АИС в музее: общая концепция.
Функциональные подсистемы.
Информационное и лингвистическое обеспечение АИС. Обработка текстов. Стандарты описаний.
Обработка, хранение и использование электронных изображений. Международные стандарты.
Технология мультимедиа. Электронные публикации.
ИНТЕРНЕТ в музее
Аппаратные средства реализации АИС
Международное сотрудничество музеев в области НИТ.
Организация работ по созданию и эксплуатации АИС.
Слайд 12Методы обучения
лекции,
семинары, дискуссии, круглые столы
лабораторные занятия (работа с электронными изданиями,
работа в сети ИНТЕРНЕТ, просмотр
видеофильмов,
знакомство с передовым практическим опытом музеев
Слайд 13С 2005 года - Новая специализация
«Информационные технологии в музее»
для специальности
021000 «Музеология»
Учебный план составлен в соответствии с Государственным стандартом и включает четыре блока:
«Гуманитарные и социально-экономические дисциплины» (1872 часа),
«Математические и естественно-научные дисциплины» (700 часов),
«Общепрофессиональные дисциплины» (4808 часов),
«Информационные технологии» (1050 часов, начиная с 3-го курса).
Слайд 14Структура четвертого блока;
ИТ в культуре современного общества,
Информационные ресурсы музеев,
ИТ в
музее (вводный курс),
АРМ музейного специалиста: базовое ПО
АРМ музейного специалиста: телекоммуникации, Интернет,
Технология обработки данных о музейных коллекциях (работа с текстом, изображениями и др.)
Технология мультимедиа и электронные публикации,
Компьютерная графика,
ИТ в основных направлениях музейной деятельности,
Музейное проектирование
Основы музейного менеджмента,
Организационно-правовые вопросы информатизации музеев,
Теория и практика управленческих решений
Слайд 15Структура четвертого блока включает четыре вида практики:
Полевая археологическая практика
(после 1-го
курса)
Музейно-ознакомительная практика
(после 2-го курса)
Музейная технологическая практика
(после 3-го курса)
Музейная практика по использованию ИТ (после 4-го курса)
Слайд 16В осеннем семестре 2005 года группе студентов 3-го курса были прочитаны
два вводных курса:
ИТ в культуре современного общества
Автор – канд. культурологии, доц. Калита С.П.
ИТ в музее
Автор – кандидат геолого-минералогических наук, Черненко В.В.
Слайд 17В весеннемсеместре 2006 года группе студентов 3-го курса запланированы:
Автоматизированное рабочее
место музейного специалиста: базовое программное обеспечение, офисные программы
Автоматизированное рабочее место музейного специалиста: телекоммуникации, Интернет
Технология обработки текстовых данных о музейных фондах: информационно-лингвистическое обеспечение.
Слайд 18
«Если ранее достаточно было один раз получить хорошее образование и в
дальнейшем использовать его практически всю жизнь, то в наше время обновление знаний должно происходить не реже, чем раз в пять лет, а в ряде случаев и гораздо чаще.»
В.Тихонов
ректор Государственного Университета
экономики, статистики и информатики
Вывод:
Образование должно быть непрерывным
Слайд 19Вопрос к почтеннейшей публике:
Обучение ИТ в музеях…
КОГО,
ЧЕМУ,
И КАК ОБУЧАТЬ?
ДА И СТОИТ ЛИ?
Предлагаем обсудить в Соловках на Круглом Столе АДИТ-2006!