Слайд 1Нормативно-правовая база
образования детей с ОВЗ
Кафедра управления, экономики и права
в образовании
Заведующий Никулина Тамара Ивановна
Слайд 2В процессе исторического развития образовательная система детей с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ) прошла путь от изоляции до инклюзии. Историю обучения детей с особенностями развития в школе можно условно разбить на следующие этапы. С начала и до середины 60-х годов XX века — «медицинская модель», которая вела к изоляции людей с ОВЗ. С середины 60-х до середины 80-х годов — «модель нормализации», интегрирующая людей с ОВЗ в общественную жизнь. С середины 80-х годов XX века до настоящего времени — «модель включения», т.е. инклюзия
История развития
Слайд 3 Инклюзивное образование
ЮНЕСКО дала наиболее универсальное
определение инклюзивного образования как целостного феномена, предполагающего равный доступ к качественному образованию всех детей без исключения. Оно базируется на гуманизме, развитии интеллекта и творческих способностей, балансе интеллектуальных, этнических, эмоциональных и физиологических компонентов личности.
Слайд 4Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому для нашей
страны задача налаживания системы инклюзивного образования требует решения на государственном уровне. Именно инклюзивное образование обеспечит детям с особыми образовательными потребностями равные с их здоровыми сверстниками возможности развития, необходимого для максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.
История развития
Слайд 5Каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности. Это
13 миллионов человек с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики, умственного развития. Они нуждаются в специально приспособленных условиях жизни и зачастую требуют посторонней помощи.
Слайд 6Значение слова «инклюзия»
В России многие образовательные учреждения включились в эксперимент по
инклюзивному образованию, и слово «инклюзия» наряду с «интеграцией» зазвучало громко, но с широким разбросом трактовок.
Согласно словарю иностранных слов «интеграция» (от лат. integratio — восстановление, восполнение; integer - целый) означает:
объединение в целое каких-либо частей, элементов;
процесс взаимного приспособления и объединения.
Слова «инклюзия» в словаре иностранных слов нет, поскольку это обычная транслитерация английского слова inclusion — включение, присоединение.
Слайд 7Нормативно-правовая база образования детей с ОВЗ
Нормативно-правовую базу в области образования
детей с ограниченными возможностями здоровья в РФ составляют документы нескольких уровней:
международные (подписанные СССР или Россией)
федеральные (законы РФ, кодексы)
правительственные (постановления и распоряжения Правительства РФ)
ведомственные (документы Министерства образования)
региональные (документы Министерства образования и молодежной политики РК)
муниципальные (документы МОУО)
Локальные акты ОО
Слайд 8Международные нормативно-правовые акты, регулирующие обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями
здоровья
Слайд 9К настоящему времени разработан и принят целый ряд документов Организации Объединенных
Наций по проблемам лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)
Конвенция «О борьбе с дискриминацией в области образования» (1960 г.)
Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.).
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993 г.)
Саламанкская декларация лиц с особыми потребностями (1994г.)
Декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001 г.)
Слайд 10Разграничение понятий «декларация» и «конвенция»
Слайд 11Международные документы
Одним из первых специальных международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения
прав личности, к которым относится и право на образование
«Всеобщая Декларация прав человека» - принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948.
Основа для других международно-правовых документов в области защиты прав личности.
Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права.
Историческое положение содержится в статье 1:
«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах»
Слайд 12Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года
С целью обеспечения детям
счастливого детства, выработаны основные принципы соблюдения прав путем формирования законодательных и других мер поддержки образования. О детях с ОВЗ и инвалидностью
Ссылка:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml
Слайд 13
Конвенция «О борьбе с дискриминацией в области образования» от 14 декабря
1960 года
Здесь впервые были рассмотрены вопросы о существующей дискриминации в образовании и необходимости создания единых подходов к организации процесса обучения всех детей.
Ссылка:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/educat.shtml
Слайд 14Декларация о правах умственно отсталых лиц 20 декабря 1971 год
Ссылка:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/retarded.shtml
Здесь уточняется
позиция международного сообщества о необходимости оказания умственно отсталым лицам помощи в развитии их способностей в различных областях деятельности и всемерного общественного содействия интеграции их в обычную жизнь общества.
Слайд 15Международные документы
Международно-правовой документ обобщенного характера, признавший право инвалидов
на удовлетворительную жизнь, а также все гражданские и политические права.
«Декларация о правах инвалидов» - провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12. 1975
Наиболее важным результатом проведения Международного года инвалидов стало принятие
«Всемирной программы действий в отношении инвалидов»
- Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1982 года
В рамках проведения ООН - Десятилетия инвалидов.
«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» - приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.12.1993
Основной всеобъемлющий документ, защищающий права инвалидов.
Слайд 16Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975года
Здесь отмечается, что инвалиды
могут пользоваться всеми правами, изложенными в Декларации, а эти права должны быть признаны за всеми инвалидами без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации.
Ссылка: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml
Слайд 17Всемирная программа действий в отношении инвалидов от 3 декабря 1982 года
В
программе перечислены основные мероприятия, которые необходимо провести на национальном уровне.
Ссылка:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prog1.shtml
Слайд 18Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года
Статья 28
Статья
29
В обозначенных статьях отражено право всех детей на бесплатное доступное и качественное обязательное образование и указано на необходимость работы государств-участников по максимальному снижению числа детей, не посещающих школу.
Ссылка:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
Слайд 19Саламанская декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования
лиц с особыми потребностями» от 7-10 июня 1994 года
В данной декларации сформулированы ведущие принципы инклюзивного (включенного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ссылка:
http://www.notabene.ru/down_syndrome/Rus/declarat.html
Слайд 20Международные документы
«Саламанкская декларация» и «Рамки действий по образованию лиц с особыми
потребностями» - Саламанка, Испания, 7-10. 06. 1994 .
Призывают правительства всех стран:
уделять первоочередное внимание необходимости придать «включающий» (инклюзивный) характер системе образования;
включить принцип «включающего» (инклюзивного) образования как компонент правовой или политической системы;
разрабатывать показательные проекты;
содействовать обмену с государствами, имеющими опыт работы в сфере "включающей" (инклюзивной) деятельности;
разрабатывать способы планирования, контроля и оценки образовательного обеспечения детей и взрослых;
способствовать и облегчать участие родителей и организаций инвалидов;
финансировать стратегию ранней диагностики и раннего вмешательства;
финансировать развитие профессиональных аспектов «включающего»
(инклюзивного) образования;
обеспечивать наличие должных программ по подготовке учителей.
Слайд 21Международные документы
Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с
ограниченными возможностями является
«Конвенция о правах инвалидов» - принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеей ООН от 13.12.2006.
Подписана Россией 24.09.2008.
«Государства-участники признают право инвалидов на образование.
В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей
государства-участники обеспечивают инклюзивное образование
на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».
Слайд 22Конвенция оправах инвалидов от 13 декабря 2006 года
Вопросы образования лиц
с инвалидностью отражены в статье 24. Настоящий нормативный акт широко поддерживает развитие инклюзивного образования лиц с инвалидностью.
Ссылка:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability
Слайд 23Международные документы
стремясь при этом:
а) к полному развитию человеческого потенциала,
а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человеческого многообразия;
б) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в полном объеме;
с) к наделению инвалидов эффективно участвовать в жизни свободного общества».
(Конвенция ООН о правах инвалидов, 2006 год)
Слайд 24Международные документы
В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, образование должно быть
направлено на:
развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;
доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;
предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;
создание условий для освоения социальных навыков;
обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.
Слайд 25Международные документы
ратификация Конвенции Российской Федерацией- положения международного документа стали неотъемлемой частью
российского законодательства.
Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов в 2012 году.
Слайд 26
Федеральный уровень
Перечень документов
Слайд 28Федеральный закон от 3 мая 2012г. №46-ФЗ«О ратификации Конвенции о правах
инвалидов»
В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на:
развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;
предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения.
Статья24…государство обязанообеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем обеспечения инклюзивности системы образования.
Слайд 29Федеральные документы
Главным федеральным актом России является Конституция РФ 1993 г.
Ст.
43 провозглашает право каждого на образование и запрещение дискриминации по состоянию здоровья, а также право выбора родителями формы обучения.
Статья 43 Конституции РФ гласит
«Каждый имеет право на образование».
Слайд 30Федеральные документы
Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования,
являлся Закон РФ "Об образовании« от 10 июля 1992 г. N 3266-1 ( с дополнениями и изменениями).
Закон регулировал вопросы образования лиц с ОВЗ и содержит ряд статей (№ 3, 5, 12, 17, 50 и др.), закрепляющих право детей с ОВЗ, в т.ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования
1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. \
6. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Слайд 31Федеральные документы
Устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью, нормы в
нем прописаны
более прогрессивно, чем в законе «Об образовании»
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - от 24.11.1995 № 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями)
В статье 1 Закона изложены основные понятия:
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством
функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Слайд 32Федеральные документы
Статья 18 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
определяет, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают
Дошкольное
внешкольное воспитание
образование детей-инвалидов
получение инвалидами среднего общего образования,
среднего профессионального и высшего профессионального
образования в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалида.
Слайд 33Федеральные документы
Несмотря на отсутствие официального
определения инклюзивного образования на
федеральном уровне, российское
законодательство всё
же определяло его общие
правовые основы и не препятствовало обучению
детей с особыми образовательными
потребностями в дошкольных и
общеобразовательных учреждениях, что в целом
соответствует Конвенции.
Слайд 34Федеральные документы
Федеральный закон 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации», статья 10 - от 24.07.1998 с изменениями.
«Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами РФ».
Слайд 35Проблема:
Рассматриваемые правовые нормы федерального законодательства носили
рамочный характер и
не содержали четкого механизма обеспечения инклюзивного образования и предоставления образовательных услуг конкретным категориям детей-инвалидов.
Федеральные документы
Слайд 36Федеральные документы
Основной принцип инклюзивного образования сформулирован в
Национальной образовательной инициативе
«Наша новая школа» (документ утвержден Президентом РФ Д.А.Медведевым 04.02.2010., Пр-271)
«Новая школа - это школа для всех.
В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.»
Документом была предусмотрена разработка и принятие пятилетней
государственной программы "Доступная среда", направленная на решение этой
проблемы.
Слайд 37
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017
годы
(утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761)
Предусматривает меры:
Законодательного закрепления обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.
Нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование.
По пересмотру критериев установления инвалидности для детей.
Слайд 38Правительственные документы
Важной составляющей и наиболее значимым в нормативно-правовой базе
специального образования являлось
постановление Правительства РФ
«Об утверждении Типового положения о специальном
(коррекционном) образовательном учреждении для
обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья» от 12.03.1977 № 288 (в ред. от 10.03.2009.)
В соответствии с ним были созданы и функционировали
коррекционные (компенсирующие) учреждения
дошкольного образования
коррекционные общеобразовательные учреждения
коррекционные учреждения начального профессионального образования.
Слайд 39Правительственные документы
Постановление Правительства РФ от 31.07.1998. № 867 (с изменениями)
«Об
утверждении типового положения об
образовательном учреждении для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико- социальной
помощи»
позволило решать качественно задачи по
осуществлению индивидуально-ориентированной
педагогической, психологической, социальной,
медицинской и юридической помощи детям,
испытывающим трудности в усвоении образовательных
программ.
Слайд 40Основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет
образования в государственной политике, определяющим стратегию
и основные
направления его развития, служит постановление Правительства РФ от 04.10.2000
«О национальной доктрине образования в РФ».
Доктрина определяет
цели воспитания и обучения
пути их достижения посредством государственной политики в
области образования
ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 г.
Она предусматривает
многообразие типов и видов образовательных учреждений
вариативность образовательных программ, обеспечивающих
индивидуализацию образования, личностно-ориентированное
обучение и воспитание.
Правительственные документы
Слайд 41Правительственные документы
Важным федеральным документом в области образования детей-
инвалидов является государственная программа
РФ «Доступная
среда» на 2011 - 2015 годы» (Постановление Правительства РФ от 17.03.2011. №175)
Целевым индикатором и показателем Программы является:
доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений.
Планируется, что к 2016 году доля ОУ в которых будет создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития составит 20% от общего количества ОУ.
Слайд 42«О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 -2015 годы»
Постановление от 17.03.2011№175
Целевые индикаторы и показатели Программы:
Для общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов или лицц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений.
Создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (далее-обычные образовательные учреждения), и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий.
Слайд 43Федеральные документы
Финансово-экономическим обоснованием программы предусмотрено, что минимальный объём средств, необходимых на
реализацию мероприятий по созданию в базовых образовательных учреждениях условий для беспрепятственного доступа инвалидов, составит 2,2 млн. рублей, исходя из необходимости осуществления комплекса мер в соответствии с положениями статьи 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г.№ 181-ФЗ, сводом правил по проектированию и строительству СП 35-103-2001 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям, включая:
-создание универсальной безбарьерной среды в ОУ;
-оснащение ОУ специальным, в т.ч. учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями ОДА.
Слайд 44Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в РФ»
Ст. 2 определяет понятийно-категориальный аппарат образования детей с ОВЗ (п. 16, 27, 28);
Ст. 3 содержит основные принципы гос. Политики, регулирующие образовательные отношения, в том числе в сфере образования детей с ОВЗ;
Ст. 5 содержит правовые гарантии на образование, психолого-медико-педагогическую коррекцию и социальную адаптацию детей с ОВЗ (п.5.1.);
Ст. 10 содержит характеристику структуры системы образования; ст. 11 отражает нормативную ситуацию в области взаимодействия ФГОС и специального образования (п. 6); ст. 12 определяет разработку образовательных программ;
Ст. 17 определяет формы получения образования и формы обучения;
Ст. 23 определяет типы образовательных организаций;
Ст. 34 обозначает основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования;
Ст. 42 регламентирует вопросы психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ;
Ст. 55 регламентирует вопросы приема обучающихся в образовательные организации, в том числе обучающихся с ОВЗ, а также прием детей с ОВЗ на обучение по адаптированным образовательным программам (п. 3);
Ст. 79 регламентирует вопросы организации и осуществления специального (коррекционного) образования детей с ОВЗ.
Ссылка:
http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
Слайд 45Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 23.07.2013)"Об образовании в Российской
Федерации"
Инклюзивное образование-обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)-физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Слайд 46К детям с ОВЗ относятся:
дети-инвалиды;
лица с нарушениями слуха;
лица с нарушениями зрения;
лица
с нарушениями речи;
лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);
лица с задержкой психического развития (ЗПР);
лица с нарушениями интеллекта;
лица с расстройствами аутистического спектра (РАС);
лица со сложными дефектами.
Слайд 47Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и
стимулирования
1. Обучающимся предоставляются академические права на:
…2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
Слайд 48Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
…..8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
Слайд 49Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
1. Педагогические работники обязаны:
6) учитывать
особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
Слайд 50Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую
образовательную деятельность
3. Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Слайд 51Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся
9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Слайд 52Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об
обучении
13. Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Слайд 53Получение общего образования в РФ
Слайд 54Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
1. Содержание
образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Слайд 55Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ(ред. от 23.07.2013)«Об образовании в Российской
Федерации»
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Слайд 56Комментарии к ФЗ № 273
Адаптированная образовательная программа –этообразовательная программа, адаптированная для
обучения ребенка с ОВЗ(в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическим особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится ребенок (например, лиц с нарушениями зрения –слепых, слабовидящих; лиц с нарушением слуха – глухих, слабослышащих и т.д.). При этом адаптированию и модификации подлежат программы учебных предметов; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; формы организации учебного процесса; способы учебной работы с учащимися, имеющими особые образовательные потребности (способы организации коллективной учебной деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, способы работы с текстовыми материалами, формы и способы контроля и оценки знаний, компетенций и мн.др.).
Слайд 57Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
5. Отдельные
организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
Слайд 58Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
5.Отдельные организации,
осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабо слышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 59Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
11. При
получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.
Слайд 60Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ (согласно 79 статье
ФЗ-273):
специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания;
специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
услуги ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую помощь;
групповые и индивидуальные коррекционные занятия;
доступ в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Слайд 61Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
12. Государство
в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Слайд 62Закон об образовании устанавливает (п. 2 ст. 34),
что обучающиеся имеют
право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.
Этому праву корреспондируется обязанность педагогических работников (пп. 6 п. 1 ст. 48)
учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их
здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
Слайд 63Ведомственные документы
Ведущую роль в решении вопросов, касающихся своевременного
выявления детей с ОВЗ,
проведения их комплексного
обследования,подготовки рекомендаций по оказанию им
психолого-медико-педагогической помощи и определения форм
их дальнейшего обучения и воспитания, играют психолого
медико-педагогические комиссии.
Законодательную основу их деятельности составляют
ФЗ «Об образовании в РФ»
ст. 14 Федерального закона "Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" и
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»Положение о психолого-медико-педагогической комиссии,
Письмо Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2014 г. № МОН-П-2653 “Об организационно-методическом обеспечении деятельности психолого-медико-педагогических комиссий”
Слайд 64Положение о психолого-медико-педагогической комиссии
Комиссия создается в целях выявления детей с ограниченными
возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Слайд 65II. Основные направления деятельности и права комиссии
а) проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования
(далее - обследование) детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
Слайд 66Основание для изменения ИПР
по условиям образования
Единственным специализированным
органом, который
правомочен давать рекомендации по условиям образования детей с особенностями развития, является ПМПК, которая определяет их, исходя из образовательных возможностей и потребностей ребенка.
Заключение ПМПК является основанием для изменения ИПР по условиям образования
Слайд 67
О СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
И ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ (Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 № аф-150/06)
Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. Например, дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения. При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в обычном классе, как правило, не должно превышать 3 - 4 человек.
Слайд 68Ведомственные документы
В соответствии с приказом Приказ Министерства образования и науки
РФ от
06.10. 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» с 1-го сентября 2011 года в нашей стране все первые
классы начали работать по ФГОС начального образования.
В соответствии с приказом от 17 декабря 2010 г. N 1897 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С 1 сентября 2015 года -5 классы по Фгос ООО.
В письме Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011. № 03-
255 "О введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования» дано разъяснение, что стандарт учитывает
образовательные потребности детей с ОВЗ.
В основной образовательной программе начального и основного общего образования, которая
должна быть разработана в образовательном учреждении на основе ФГОС, должны быть заложены все специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
Увеличение сроков обучения;
программу коррекционной работы;
специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы;
особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования и др.
,
Слайд 69ПРИКАЗ от 19 декабря 2014 г. N 1599
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТАОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
ПРИКАЗ от 19 декабря 2014 г. N 1598
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Слайд 70Ведомственные документы
В соответствии с п. 19.8. ФГОС начального образования Программа
коррекционной
работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования и должна обеспечить:
● выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
● осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-
педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
● возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья
основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
Слайд 71Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года.
№ 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Раздел III. Особенности организации образовательной деятельности
для лиц с ограниченными возможностями здоровья: п. 21-33.
Ссылка:
http://www.garant.ru/hotlaw/federal/497934/
Слайд 72ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ 30 АВГУСТА 2013 Г.
N 1015 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"
III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида
Слайд 73ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ 30 АВГУСТА 2013 Г.
N 1015 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"
24. Для получения без дискриминации качественного образования лицами
с ограниченными возможностями здоровья, создаются:
необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;
условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному
развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 74Приказ Министерства образования РФ № 29/2065-п от 10 апреля 2002 года.
«Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».
Этот Приказ актуален при составлении регионального базисного учебного плана для умственно отсталых детей, поскольку они не переводятся на общеобразовательные ФГОСы, а специальные ФГОСы еще не приняты. Все остальные варианты федеральных базисных учебных планов, кроме варианта для умственно отсталых являются устаревшими.
Ссылка:
http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/vr-praktika/m2o.htm
Слайд 75Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года.
№ 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821– 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Настоящее Постановление распространяется на требования к условиям организации детей с ОВЗ.
Ссылка:
http://www.zakonprost.ru/content/base/173366
Слайд 76Письмо Минобрнауки России от 15 ноября 2013 года. № НТ-1139/08 «Об
организации получения образования в семейной форме»
Ссылка:
http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/akty_minobrnauki_rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-15112013-no-it-113908
Слайд 77Спасибо за внимание!
kupr@kriro.ru