Слайд 1
Николай Васильевич Гоголь-писатель - сатирик. Комедия «Ревизор».
Презентация для урока литературы в
8 классе
Слайд 2
В 30-е годы XIX века Гоголь серьёзно задумывается о русской комедии.
Он продолжил развитие творческих достижений своих предшественников Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова.
Слайд 3
Гоголь считает, что комедия выполнит своё назначение только тогда, когда идея
произведения выявится в системе образов, в композиции, в сюжете.
Работает над двумя комедиями одновременно: «Игроки» и «Женихи» (Позднее это одна комедия «Женитьба»).
Слайд 4Вопросы классу:
К какому роду литературы относится комедия?
Чем отличается драма от эпоса
и лирики?
На какие жанры делится драма?
Какие отличительные признаки имеет комедия? (см. статью учебника «Прочитаем комедию «Ревизор» вместе»).
Сколько явлений, актов в «Ревизоре»?
Посмотрите афишу, познакомьтесь с действующими лицами.
Слайд 5
Работу над «Ревизором» Гоголь начал, будучи уже известным писателем, которого высоко
ценил и дружески поддерживал А. С. Пушкин.
Известно, что в одну из встреч в октябре 1835 года Пушкин передал Гоголю сюжет «Ревизора». Над текстом комедии писатель работал 17 лет.
Слайд 6
Сюжет, который Гоголь использует для своей комедии, был прост. История мелкого
чиновника, которого городничий и другие чиновники маленького уездного города приняли за ревизора, легла в основу комедии Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы, или суматоха в уездном городе», написанной в 1827 году.
Слайд 7
«В «Ревизоре», -вспоминал Гоголь впоследствии,- я решился собрать в одну кучу
всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
Слайд 8
Этот замысел Гоголя нашёл блестящее осуществление в его комедии, определив ей
жанр как комедии социально-политической. В комедии рассматриваются не любовная интрига, не события частной жизни, а явления общественного порядка.
Слайд 9
Определилась такая композиционная особенность, как отсутствие в ней центрального героя; таким
героем в «Ревизоре» стала, говоря словами Белинского, «корпорация разных служебных воров и грабителей», чиновничья масса. Это чиновничество дано прежде всего в его служебной деятельности, что повлекло за собой включение в пьесу образов купечества и мещанства.
Слайд 10
Поэтому комедия «Ревизор» - это широкая картина чиновничье-бюрократического правления крепостнической России
30-х годов.
Гоголь сумел нарисовать так каждый образ, что он не терял своего индивидуального своеобразия, в то же время представляя собой типическое явление жизни того периода.
Слайд 11
В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей города:
пошлость,
ничтожность
интересов,
лицемерие и ложь, чванство,
полное отсутствие человеческого достоинства,
суеверие и сплетни.
Слайд 12
Домашнее задание.
Прочитайте 1 действие комедии и статью учебника «Николаевская Россия во
времена Гоголя», ответьте устно на вопрос: как эта статья помогает понять события, происходящие в комедии Гоголя?
Ответьте на вопрос: что является завязкой комедии? Повторить литературоведческие термины сюжетно-композиционных элементов.