Слайд 1НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ МИХАЛКОВ
(21.10.1945- )
«Действительно, серьезная
беда, когда актер, однажды найдя органичный образ и удачно его использовав, становится его жертвой……»
Работу выполнила:
студентка УлГУ, 1 курса факультета ПМиФО
Потапова Алина Валерьевна
Слайд 2Биография. Детство
До четвертого класса Никита Михалков постигал
науку в 20-й спецшколе. Учился хорошо, однако, когда программа начала усложняться понял, что у него совершенно нет способностей к точным наукам. «Однажды меня вызвали к доске. Я отправился, по словам классика, с легкостью в голове необыкновенной. Подошел к доске, увидел уравнение, взял мел. И тут почувствовал, что не только не могу решить, но просто не понимаю, что написано. И когда за спиной услышал более-менее бодрый скрип перьев одноклассников, со всей очевидностью ощутил всю катастрофическую пропасть, на краю которой стою…», - вспоминает Никита Сергеевич. Спецшколу пришлось покинуть и пойти учиться в обычную. А вот творческие способности проявились очень рано. В 1956 году Никита Михалков пошел в музыкальную школу, где проучился четыре года. Все это время он мечтал об актерской карьере. Впервые на экране Никита Михалков появился в 14-летнем возрасте. Он сыграл эпизодическую роль в картине «Солнце светит всем» Константина Воинова. А после были съемки в антирелигиозной драме «Тучи над Борском» Василия Ордынского. Первая большая роль подвернулась в 1961 году, Михалкову досталась роль в школьной ленте «Приключения Кроша» Генриха Оганесяна. Такой карьерный взлет маленькому Никите вскружил голову. «Был случай, от которого я до сих пор краснею. Я только снялся в «Кроше», и фотограф сделал бессчетное количество моих снимков. Я заклеил ими всю комнату и был чрезвычайно доволен: я приближался к искусству, к брату .Но когда я вошел однажды в комнату, увидел развешанные повсюду стрелки. Повел по ним глазами и наткнулся на скромную фотографию своего прадеда Василия Ивановича Сурикова. Под снимком я прочел надпись: «Стыдись. Бери пример с предков» , - вспоминает стыдливо Михалков. Это и была прививка от звездной болезни. Сейчас, говорит Никита Сергеевич, у него дома нет личных фотографий.
Слайд 3«Я шагаю по Москве»
После школы юного Никиту
Михалкова зачислили в труппу театра имени Станиславского. Но там работы для неопытного актера не нашлось. На сцену Никита выходил только в эпизодах. За первый успех Никита говорит «спасибо» старшему брату. Именно он сосватал Никиту Георгию Данелия для картины «Я шагаю по Москве. В картине Никита Михалков создал образ Коли - обаятельного, задорного паренька, полного любви к жизни, к людям, уверенного в завтрашнем дне. Как признавался впоследствии Никита Сергеевич: «Я в этом фильме играл самого себя. Даже подумал: «Как, оказывается, легко быть артистом. Говоришь свой текст - и все». Потом, когда довелось ощутить все тяготы профессии, понял, что съемки «Я шагаю…» были просто счастливым свободным полетом, который бывает, наверное, раз в жизни». «Счастливый свободный полет», - эти слова Никиты Сергеевича очень точно отражают атмосферу создания того фильма. Картина, снятая в жанре лирической комедии, вышла на экраны в период так называемой «оттепели» и удивительно точно передала дух того времени. Герои фильма, которых исполнили Никита Михалков, Евгений Стеблов и Алексей Локтев, молоды, полны надежд, им кажется, что все в этой жизни возможно. Эта необыкновенная легкость и жизнерадостность, наполняющая фильм, и стала залогом его успеха, в один миг принеся молодым актерам всесоюзную известность. А песня «Я иду, шагаю по Москве», исполненная Никитой Михалковым, стала настоящим символом того поколения.
Слайд 4Щукинское училище. Первый брак
В 1963 году, когда
на экранах появился фильм «Я шагаю по Москве», Михалков поступил на актерский факультет Щукинского училища. Вместе с ним поступила и Анастасия Вертинская, уже восходящая звезда кино.
Она успела сыграть в «Алых парусах» и «Человеке-амфибии». Роман закончился свадьбой в 1966 году. Скоро в семье появился ребенок – Степан. Семья просуществовала почти четыре года. Никита Михалков снимался («Перекличка», «Не самый удачный день» и др.), впрочем, и Анастасия не оставалась без внимания режиссеров. Никита был уверен, что жена должна сидеть дома, рожать детей и ждать мужа. Анастасия тоже так думала, но под описание не подходила. Супруги расстались с уважением друг к другу. После этого Анастасия вышла второй раз замуж за певца Александра Градского, брак тоже распался и больше замуж Вертинская не выходила.
Слайд 5ВГИК
Руководство Щуки совершенно не поощряло съемки студентов
в фильмах. Запрет Никита Михалков игнорировал. И на четвертом курсе из-за прогулов был отчислен. Но Никита сильно не огорчился. Он тут же поступил сразу на второй курс ВГИКа к мастеру Михаилу Ромма, у которого учился и старший брат Михалкова. Он уже успел тайно поставить дипломный спектакль с Николаем Бурляевым «12 разгневанных мужчин». Во ВГИКе Михалков снимал комедийные сюжеты для «Фитиля», а также курсовые, в частности, короткометражку «...А я уезжаю домой», сценарий к которой был написан вместе с Евгением Стебловым. И не забывал Никита Михалков про кино. Он снялся в историко-приключенческой драме «Красная палатка» Михаила Калатозова, мелодраме «Дворянское гнездо» Андрея Кончаловского, а так же в «Станционном смотрителе» Сергея Соловьева. ВГИК Никита Михалков закончил в 1971 году. Дипломом стала короткометражка «Спокойный день в конце войны» по сценарию Рустама Ибрагимбекова. Эта работа была признана на VIII фестивале студенческих фильмов. Первая награда в копилке актера и режиссера.
Слайд 6В армию прямо со съемочной площадки
Полнометражную картину
Никита Сергеевич планировал еще будучи студентом. На мысль о создании приключенческого фильма подтолкнула заметка в журнале «Наука и жизнь» о чекистах, которые переправляли золото с Деминского рудника в Москву во время гражданской войны. Рабочее название картины «Красное золото». И фильм мало чем отличался от других историях о гражданской войне. Однако, Михалков и сценарист Эдуард Володарский переделали картину. Получилась лента «Свой среди чужих, чужой среди своих».
В 1972 году «Мосфильм» включил съемки картины в план. Однако, «сверху» пришла разнарядка, что дети работников культуры уклоняются от армии. Тут же повестка пришла и к Михалкову. За него пытался вступиться Сергей Бондарчук и глава «Мосфильма». Однако, начальник Генштаба рассвирепел и в 1972 году отправил 27-летнего Никиту Сергеевича служить на Камчатку.
Слайд 7Второй брак
Михалков ушел в армию и оставил
фильм незаконченным. Оставил и любимую девушку. Еще до службы он познакомился с манекенщицей из Общесоюзного Дома моделей Татьяной Соловьевой. Взаимная симпатия переросла в любовь. После года службы Никита первым делом пошел к любимой. Однако, девушка переехала и не сказала свой новый адрес. Михалков знал, что она живет на проспекте Вернадского и все. Режиссер отправился по домам, расспрашивал и нашел! Вскоре сыграли свадьбу. Прямо во время съемок картины «Свой среди чужих, чужой среди своих». У Татьяны и Никиты родилось трое детей: сын Артем (1975), дочери Анна (1974) и Надя (1987). Всего в копилке Михалкова-актера – 43 работы. Среди них такие известные картины, как «Неоконченная пьеса для механического пианино », «Родня», «Портрет жены художника», «Жестокий романс», «Униженные и оскорбленные», «Ревизор», «Жмурки», «Мне не больно». Никита Михалков написал сценарии к 19 лентам, спродюссировал 8 и срежессировал 20 фильмов. При этом, невозможно подсчитать количество наград за работы Михалкова.
Слайд 8
«Свой среди чужих, чужой среди своих»
К
съемкам фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никита Михалков приступил сразу после возвращения из армии. На главные роли он определил молодых актеров, ставших впоследствии легендами советского кинематографа: Юрия Богатырева,Сергея Шакурова, Александра Кайдановского и уже известного по фильмам Тарковского Анатолия Солоницина. Роль атамана Брылова он оставил себе. Съемки картины проходили в Москве, а затем в окрестностях Грозного и Баку. К концу 1974 года фильм был закончен и вышел в широкий прокат. Казалось, что острый, вестерновый сюжет, блистательная режиссура, великолепная операторская работа и созвездие молодых талантливых актеров должны были принести фильму триумфальный успех, но…
Поначалу картина вызвала очень неоднозначную реакцию у критики. Причем ругали ее гораздо больше, чем хвалили. В вину режиссеру ставили историческую недостоверность, слабый, невнятный сценарий, отсутствие ярко выраженных героев. Не понравился критикам и сам стиль фильма, напоминающий американский вестерн. Тот же Брылов в исполнении Михалкова был настолько обаятелен, что выбивался из привычного шаблона отрицательного героя. Да и среди зрителей фильм сначала не имел большого успеха, заняв в прокате 1975 года скромное 22-место. Но время все расставило по своим местам. Картина вошла в Золотой фонд отечественного кинематографа, став одним из лучших фильмов, снятых в жанре истерна. Многие из тех фильмов, что обогнали в 1975 году «Свой среди чужих, чужой среди своих» канули в вечность, а картину Никиты Михалкова и по сей день смотрят с огромным удовольствием.
Слайд 9«Неоконченная пьеса для механического пианино»
К очередной
своей работе – мелодраме «Неоконченная пьеса для механического пианино» - Никита Михалков подошел уже сложившимся режиссером, обладающим собственным неповторимым стилем. Немаловажным фактором являлось и то, что у него образовался коллектив единомышленников, которым он доверял, и которые прекрасно понимали и воплощали на экране его идеи. Это и художник, сценарист Александр Адабашьян, и оператор Павел Лебешев, и актеры, уже ставшие «михалковскими»: Александр Калягин, Елена Соловей, Юрий Богатырев, Николай Пастухов… Сам Михалков также снялся в своей картине, исполнив роль Трилецкого.
«Неоконченная пьеса для механического пианино» - самая зрелая, глубокая, мастерская и психологически тонкая работа Михалкова этого периода. В основу фильма режиссер положил незавершенную пьесу А.П. Чехова «Платонов», а также мотивы чеховских рассказов: «Безотцовщина», «В усадьбе», «Учитель словесности», «Три года», «Моя жизнь».
Вот как отзывается о картине критик Ирина Шилова: «Не ностальгия, не умиленность движет современным режиссером, а стремление вскрыть истоки кризисных явлений, следствия которых столь явно обнаружили 70-е. Михалков пристален и точен в распознании болезни. Персонажам этой пьесы нужен беспрерывный маскарад, конденсирование переживаний, экзальтация страстей, поддерживающих в каждом из них иллюзию жизни. Без доли сентиментальности постановщик демонстрирует их несостоятельность. Учитель Платонов с его обличениями и театральными порывами; врач Трилецкий, ненавидящий больных и свои занятия, изменяющий своим обязанностям ради сомнительного удовольствия быть в среде себе подобных; пасынок генеральши и его жена, разжигающие себя сентенциями и риторическими речами о сладости простой жизни, - все эти персонажи мнят себя героями драмы, может быть, даже трагедии, но режиссер вслед за Чеховым (считал же драматург, что пишет комедии!) видит представленное сквозь призму другого жанра – драма становится фарсом. Выслушивая манифесты, поток признаний и откровений, наблюдая за бессмысленным существованием этих обитателей дворянских гнезд, Михалков исследует «пространство безвременья» Весь комплекс выразительных средств приведен Михалковым в действие. Пластическое совершенство внутрикадровых построений; живописность и виртуозность операторского видения; ритмичность и согласованность темповых смен; блистательный актерский ансамбль, в котором «сольный номер» имеет самостоятельное значение, но истолкован как часть целого – все было строго определено авторской концепцией, которой и был подчинен каждый элемент кинематографической речи…»
Слайд 10«Утомленные солнцем»
В картине «Утомленные солнцем»
Никита Михалков воссоздал страшную эпоху 30-х – пик сталинских репрессий. Главную роль – комдива Котова – Михалков сыграл сам, дочь комдива сыграла юная Надя Михалкова, а остальные роли режиссер доверил замечательным актерам: Вячеславу Тихонову, Олегу Меньшикову, Светлане Крючковой, Ингеборге Дапкунайте и Владимиру Ильину.
Вот одна из рецензий на фильм: «Мир, который создали авторы фильма, предельно прост. Легкая улыбка, а порой и смех, который так естественен в большом семейном кругу на даче, неподражаемый нежно-чувственный скромный русский пейзаж ,не покидающая зрителя тревога от надвигающейся катастрофы, щемящая жалость к девочке Наде. Актерские работы от запредельно естественной шестилетней Нади Михалковой до исполнителей эпизодических ролей прекрасны. Все это выстроено зрелой рукой Михалкова и называется им сухо «атмосферой долгого счастливого дня девочки, в конце которого уводят отца». Эпизод с висящим между Солнцем и Землей портретом Сталина, прицепленного к воздушному шару, бескрайнее поле в желтой пшенице, бегущая светлая девочка и черная машина со шлейфом пыли за собой — почти полифонический образ мира с его радостями и его страданиями. Без нажима, без киномонтажной скороговорки, на бесконечном общем плане Михалков предлагает зрителю добровольный выбор его душе. И разве не в такие мгновения разрывается человеческое сердце!» . Фильм получил множество международных наград, среди которых «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. А вот на 47-м Каннском фестивале Никите Михалкову не повезло. Драма «Утомленные солнцем» считалась одним из фаворитов на главный приз фестиваля - «Золотую пальмовую ветвь». Но жюри решило по-своему, отдав предпочтение фильму Квентина Тарантино «Криминальное чтиво» .
Слайд 11 В 1998 году Никиту Михалкова избрали председателем
Союза кинематографистов России. Спустя 10 лет режиссера сняли с поста и выбрали кинорежиссера Марлена Хуциева. В ответ на такой поступок «Никита Сергеевич назвал их ослами и лилипутами, а их съезд — нелегитимным. … Готовясь к наступлению, Михалков предупреждал: «Я не знаю, какой я друг, но враг я хороший». Бытует мнение, что Никита Сергеевич боится, что после смены руководства тайное станет явным. В частности, непрозрачность в распоряжении средствами. В результате, на чрезвычайном Внеочередном съезде СК Никиту Михалкова переизбрали председателем. Скандал вызвало исключение из СК председателя Гильдии киноведов и кинокритиков Виктора Матизена. Тогда, многие кинематографисты в судебном порядке начали обжаловать решение чрезвычайного съезда, но получили отказ. Далее некоторые неприятности появились у всех кинематографистов, которые выступили за Марлена Хуциева.
Союз кинематографистов
Слайд 12«Сибирский цирюльник»
Очередная работа Никиты Михалкова историческая мелодрама
«Сибирский цирюльник» увидела свет в 1998 году. В создание «Сибирского цирюльника» были вложены огромные по тем временам деньги – 45 миллионов долларов – и это в период полного развала отечественного кинематографа! Главную роль – молодого юнкера, влюбившегося в американскую проститутку, исполнил, уже ставший к тому времени звездой отечественного кино, Олег Меньшиков. Себе же Михалков оставил хотя и не главную, но очень значительную роль императора Александра III. В своей новой картине Никита Михалков в очередной раз продемонстрировал высокий профессиональный уровень. В мае 1999 года картина открывала показ фильмов на Каннском кинофестивале, а в Париже впервые за всю историю русского кино ее демонстрировали сразу два десятка крупнейших кинотеатров. Тем не менее, европейский прокат «Сибирского цирюльника» прошел очень скромно, даже не окупив огромных затрат. В чем же дело? Просто Никита Михалков остался верен себе, и в его картине вновь обезличивающая цивилизация Запада противопоставлялась высокой русской духовности. Нежелание пойти на политкорректность привело к тому, что на заокеанский рынок путь фильму был попросту перекрыт.А вот в России «Сибирского цирюльника» встретили достаточно тепло. В 1999 году Никита Михалков был удостоен за его создание Государственной премии.
Слайд 13В новом веке
В 2005 году на экраны
страны вышел широко разрекламированный фильм «Статский советник», в котором Никита Михалков исполнил роль князя Пожарского. Исполнил со свойственным ему шармом и обаянием. Однако со стороны критиков в его адрес в очередной раз посыпались ядовитые стрелы. Михалкова обвиняли в самолюбовании и в том, что своим напором он затмил главного героя картины – Эраста Фандорина .Что ж, Никите Сергеевичу не привыкать к шпилькам в свой адрес. Тем более что в том же году он снялся еще в одной картине – криминальной комедии «Жмурки», где продемонстрировал тонкое чувство юмора и самоиронию. Какое уж тут самолюбование?! В 2007 году Никита Михалков закончил съемки фильма «12» - ремейк картины Сидни Люмета «Двенадцать разгневанных мужчин». В сентябре того же года она была представлена на Венецианском кинофестивале, где произвела настоящий фурор. Никита Михалков второй раз был удостоен специального приза фестиваля «Золотого льва».Кроме того, Никита Сергеевич приступил к съемкам масштабного фильма о Великой Отечественной войне «Утомленные солнцем-2». «У меня не было задачи делать продолжение истории, - говорит Никита Сергеевич. - Я снимаю самостоятельную картину, которую будут смотреть и те, кто не видел предыдущей». Выход фильма планируется на конец 2009 года. Как объясняет Михалков: «Так долго потому, что я хочу подождать, пока откроется как можно больше кинотеатров в России. А потом - это же не просто фильм, а сага, из нескольких серий, и надо все тщательно подготовить».
Слайд 14«Территория моей любви»
Никита Михалков выпустил автобиографическую
книгу «Территория моей любви», в которой рассказывает о своих знаменитых предках, родственниках, которых успел застать в живых, семье, друзьях, коллегах и, разумеется, фильмах — в которых сыграл и которые снял. Книга «Территория моей любви» условно делится на две части — семья и работа. В первой части режиссер отдельные главы посвящает отцу, матери и «дяде Мише» — брату отца. Как-то он поделился с маленьким Никитой приключившейся с ним на фронте историей, которая врезалась племяннику в память. Говорит о няне-испанке и детстве, проведенном на Николиной Горе. О школе и попытке встроиться в компанию детей высокопоставленных родителей, живущих в Доме на набережной. О первых влюбленностях, студенчестве и службе на Тихоокеанском флоте. И, наконец, о коротком браке с Анастасией Вертинской и жизни со второй женой Татьяной. Но все же немного большую часть в книге занимает кино. Что ожидаемо, поскольку Михалков не устает повторять, как оно важно для него. И последовательно и подробно рассказывает о своих актерских работах и снятых фильмах.
***
«Я долго не мог понять, почему на меня изумленно смотрит класс, когда я утром честно признаюсь учительнице, что опоздал, потому что Рихтер играл на пианино до трех часов ночи и не давал спать».
***
«Один раз я выгнал из группы человека, который во время съемки посмотрел на часы — мол, скоро обед? Все. Он не мог работать в нашей команде, потому что не делился своим вниманием, своей энергией с артистом перед кинокамерой…»
Слайд 15«Я НЕ ХОЧУ БЫТЬ ПОНЯТНЫМ, Я ХОЧУ БЫТЬ ПОНЯТЫМ…»