Слайд 1Научно-практическая конференция
«Модернизация системы управления образованием в Московской области»
Модель диссеминации результатов инновационной
деятельности по модернизации системы управления
Косарецкий Сергей Геннадьевич
Руководитель Центра стратегических разработок Академии социального управления
Слайд 2Модель диссеминации результатов инновационной деятельности по модернизации системы управления
Процессы модернизации –
наличествуют
Процессы модернизации - не хаотичны, имеют определенные направления
Процессы модернизации вариативны – разрабатываются и реализуются различные модели инновационной управленческой деятельности результативны
Слайд 3Модель диссеминации результатов инновационной деятельности по модернизации системы управления
Задача: расширение масштабов
модернизации, горизонтальная и вертикальная диффузия инноваций
Слайд 4Модель диссеминации результатов инновационной деятельности по модернизации системы управления
Средство – диссеминация
результатов инновационной деятельности
Диссеминация («disseminatio» - лат.) - «рассеивание», «распространение» (путем посева) - действия по распространению идей, ценностей, продуктов и результатов проектов.
Слайд 5Модель диссеминации результатов инновационной деятельности по модернизации системы управления
Проблема переноса (передачи,
трансфера) знаний и технологий в сфере управления
Слайд 6Проблема передачи знаний и технологий в сфере управления
Проблема «отчуждения»
как мотивировать к
«отдаче», сформировать культуру доверия и обмена знаниями в образовании?
как систематизировать и обобщить явные знания о деятельности (описать технологии, документировать процессы?
как сделать «явным» «неявное» знание («ноу-хау», субъектный опыт, секреты мастерства, интуиция)?
Майкл Полани: «Мы знаем больше, чем мы можем рассказать»
Слайд 7Проблема передачи знаний и технологий в сфере управления
Проблема «освоения» и эффективного
использования
как учесть специфику условий?
как учесть особенности новых субъектов?
как мотивировать к освоению и применению?
как обеспечить «приживление»?
Слайд 8Проблема передачи знаний и технологий в сфере управления
Инновации в области управления
образованием на школьном уровне сложно распространять через традиционную систему повышения квалификации (ИПК, программы ДПО).
Существенное число продуктивных управленческих решений и способов решения проблем в силу своей специфики плохо поддаются описанию и обобщению
Слайд 9Проблема передачи знаний и технологий в сфере управления
Каковы эффективные механизмы и
средства диссеминации ???
Слайд 10Проект Национального фонда подготовки кадров
«Реформа системы образования»
направление
«Развитие системы
управления образованием на школьном уровне
(пилотные школы)»
Общая цель проекта: создание сети пилотных площадок, выработка, описание и обобщение на их базе новых моделей управленческой деятельности, а также создание сценариев и механизмов перехода к данным моделям в системе образования региона
Слайд 11Области модернизации системы управления на школьном уровне
самостоятельная финансово-хозяйственная
деятельность общеобразовательных учреждений;
привлечение внебюджетных ресурсов;
организация деятельности общественных структур управления на школьном уровне;
мониторинг эффективности управления на школьном уровне;
повышения квалификации директоров школ на базе сети школ и образовательных учреждений, участвующих в реализации проекта
Слайд 12
Проект Национального фонда подготовки кадров
«Реформа системы образования»
направление
«Развитие системы
управления образованием на школьном уровне
(пилотные школы)»
Ведущая задача - создание региональной модели диссеминации результатов проектной деятельности.
Слайд 13Пилотные школы проекта
МОУ Лицей № 3 им. Главного маршала авиации А.Е.
Голованова, г.Дзержинск, директор Бозюкова Надежда Николаевна
Лицей № 6 г. Дубна,
директор Кренделева Наталья Георгиевна
Слайд 14Сетевые школы проекта
МОУ Гимназия № 6 г. Ивантеевка, директор Лобанова Галина
Ивановна
МОУ Средняя школа № 5 г. Ивантеевка, директор Гриднев Сергей Геннадьевич
МОУ Средняя школа № 12 г. Жуковский, директор Сазикова Наталья Николаевна,
МОУ Гимназия № 1 г. Жуковский, директор Самовольнова Ирина Савельевна
Слайд 15 Сетевые
школы
Пилотные
школы
Сетевые
школы
Пилотные
школы
Массовая практика
Слайд 16Региональная модель диссеминации результатов проектной деятельности
В основе модели –
подходы и
методы управления знаниями (knowledge management)
Слайд 17Управление знаниями
Знания - основа конкурентоспособности организации.
Общая цель управления знаниями – выявление,
создание, распространение и применения знаний для повышения конкурентоспособности.
Слайд 18Управление знаниями
Цель управления знаниями в организации – формирование и эффективное использование
организационного знания
Организационное знание формируется на основе знаний отдельных субъектов
Слайд 19Региональная модель диссеминации результатов проектной деятельности
Региональная система образования – организация?!
Слайд 20Региональная модель диссеминации результатов проектной деятельности
Диссеминация результатов инновационной деятельности –
«обобществление» результатов (знаний) субъектов системы образования.
Слайд 21Понятия и методы управления знаниями
Обучающаяся организация (Learning organization) – организация, создающая,
передающая и сохраняющая знания в целях совершенствования своей деятельности
Компания, которая развивается путем обмена передовым опытом и избегает повторения типовых ошибок.
Слайд 22Понятия и методы управления знаниями
Сообщества практики (communities of practice), «сетевые сообщества»
- группы практиков, которые объединены общим интересом в специфической области знаний и стремятся поделиться своим опытом.
Группа неформально объединенных между собой экспертов, которые, болея за судьбу фирмы, взаимно делятся знаниями.
Слайд 23Понятия и методы управления знаниями
Совместные базы данных
Лучшие практики
Снимки проекта
Интернет-семинары, форумы, «мозговые
штурмы»
Слайд 24Понятия и методы управления знаниями
Лучшие практики – то, что показало свою
эффективность в одном месте и может быть не менее эффективно повторено в другом.
Слайд 25Понятия и методы управления знаниями
Снимок проекта - собрание всех полученных командой
проекта сведений и материалов, которые могут быть использованы другими проектными командами.
Слайд 26Диссеминация новых моделей управленческой деятельности
Пилотные школы
Разработка модели.
Апробация модели.
Анализ модели.
Описание модели.
Презентация модели.
Слайд 27Создание и описание новых моделей управленческой деятельности
Формат описания модели
Содержание - способы
осуществления управленческой деятельности с выделением уникальных особенностей, позволяющих реализовываться модели именно в данной социальной среде, и универсальных характеристик, «know how», присущих рассматриваемому способу управленческой деятельности.
Сценарий перехода к данной модели, case-study
Эффекты реализации модели, доказательства эффективности
Риски, «подводные камни», рекомендации по их смягчению и преодолению
Слайд 28Создание и описание новых моделей управленческой деятельности
К описанию модели прилагаются образцы
разработанных и утвержденных документов (нормативно-правовых, финансовых, управленческих).
Слайд 29Диссеминация новых моделей управленческой деятельности
Сетевые школы
Анализ модели
Анализ собственной ситуации
Освоение (обучение)
Применение
Слайд 30Инфраструктура диссеминации
ЦСР
Пилотные Сетевые
школы школы
Слайд 31Диссеминация новых моделей управленческой деятельности
ЦСР – координатор процесса диссеминации
Функции:
Политика
Экспертиза и
оценка (аудит)
Информирование (информационная поддержка)
координация коммуникации (сетевого взаимодействия)
Тьюторство и консалтинг
Подготовка (обучение)
Слайд 32Координация процесса диссеминации
Информирование (информационная поддержка)
База лучших практик пилотных школ
Дополнительная полезная информация,
ссылки на ресурсы
Слайд 33Диссеминация новых моделей управленческой деятельности
Коммуникация
Семинары, конференции
Сетевое взаимодействие (эл. почта, сайт коллективного
пользования)
Слайд 34Диссеминация новых моделей управленческой деятельности
Подготовка (обучение)
Знания
Компетентности
Команда
Слайд 35Диссеминация новых моделей управленческой деятельности
Подготовка рекомендаций для органов управления образованием
Подготовка методических
и учебных материалов
Анализ эффективности модели диссеминации
Слайд 36Страница сайта ЦСР, посвященная проектам и научной деятельности Центра