М.В. Ломоносов. Его вклад в медицину презентация

Содержание

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) великий русский ученый, философ, основатель Московского университета. Родился в селе Денисовка Архангельской губернии, в семье помора. В 1731 г. поступил учиться в Славяно-греко-латинскую академию в Москве.

Слайд 1МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. И. ЕВДОКИМОВА

Кафедра истории медицины

Заведующий кафедрой д.м.н.,
Профессор Пашков Константин Анатольевич

Тема: «М. В. Ломоносов. Его вклад в медицину»

Студент: Финк А. К.
Факультет: Стоматологический Курс 1, Группа 15

Преподаватель : Нагиева И.Э.




Москва 2014 год



Слайд 2Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) великий русский ученый, философ, основатель Московского университета.

Родился в селе Денисовка Архангельской губернии, в семье помора. В 1731 г. поступил учиться в Славяно-греко-латинскую академию в Москве.


Слайд 3Будучи студентом, Ломоносов учился в
г. Марбурге (Германия) на медицинском

факультете. По окончании университета Михайло Васильевич защитил кандидатскую степень по медицине.
Во время обучения увлекался химией, которую преподавал врач Г. Дуисинг. Позже Ломоносов учился в немецком Фрейбурге, где его научным руководителем был И.Ф. Генкель, также врач.


Слайд 4Основные открытия и направления XVII века
Уильям Гарвей – открытие кровообращения;
Галлер, Борелли

и Гамбергер объяснили назначение легких;
Азелли и Рюдлек описали лимфатические сосуды, установили взаимосвязь лимфатической и кровеносной систем;
Ван Гельмонт – изучение пищеварения;
Стенон и Вартон предоставили анатомические данные

Слайд 5«Великая часть физики и полезнейшая роду человеческому наука есть медицина, которая

чрез познания свойств тела человеческого достигает причины нарушенного здравия и, употребляя средства к исправлению оного,

часто удрученных болезнью из гроба восставляет», — таково мнение Ломоносова относительно медицины.


Слайд 6Ученый считал, что болезни по большей части происходят от повреждения жидких

материй, обращающихся в теле нашем. Химия познает смешение крови и питательных соков, и благодаря ей не только из разных трав, но и из минералов готовят лекарства. И потому «медик без довольного познания химии быть не может».


Слайд 7До Ломоносова каких либо целенаправленных исследований по химии в России не

проводилось. Ломоносов создал первую в стране химическую лабораторию. Она была открыта в 1748 году. По оборудованию не уступала лучшим Европейским лабораториям, и ей пожалуй не сыскать было равных: лаборатория была физико-химической.

Слайд 8Макет химической лаборатории М. В. Ломоносова


Слайд 9Девиз Ломоносова был: испытывать все, что только можно измерять, взвешивать и

определять вычислением. Он гораздо раньше других понял: «Химик без знания физики подобен человеку, который все должен искать щупом. И сии науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут». И потому, утверждал Ломоносов, «вся моя химия физическая».


Слайд 10   Лаборатория Ломоносова располагала целым набором различных весов. Здесь были большие «пробные

весы в стеклянном футляре», пробирные весы серебряные, несколько ручных аптекарских весов с медными чашками, обычные торговые весы для больших тяжестей, однако отличавшиеся большой точностью. Точность же, с какой Ломоносов производил взвешивания при своих химических опытах, достигала, в переводе на современные меры, 0,0003 грамма.

Слайд 11«Ломоносов, - писал академик Вавилов, - на два века вперёд как

бы взял в общие скобки все виды сохранения свойств материи. Глубочайшее содержание великого начала природы, усмотренного Ломоносовым, раскрывалось постепенно и продолжает раскрываться в прогрессивном историческом процессе развития наук о природе » (Вавилов С.И. Закон Ломоносова, «Правда», 5 января 1949 года). 


Слайд 12Историк науки Пауль Вальден был совершенно прав, считая, что Ломоносов, «предвосхитил

своими планами относительно физической химии действительное ее возникновение(около 1887) на целое столетие, определив так же основателя количественного периода химии А.Лавуазье на десятилетие…»


Слайд 13Ломоносов предложил формулировку «всеобщего естественного закона» сохранения вещества и силы движения.

Он разработал так называемую корпускулярную теорию строения материи.

Слайд 14Ломоносов способствовал созданию многих химических производств в России. Он разработал рецепты

и технологию приготовления цветных стекол, которые использовал для своих мозаичных картин. Он один из первых высказал гипотезу об органическом происхождении нефти и каменного угля.

Образцы смальты и красителей из химической лаборатории М. В. Ломоносова


Слайд 15«Слово о пользе стекла»
Очки, подзорные трубы, микроскопы были изобретены задолго до

Ломоносова, однако ученый усовершенствовал российскую оптику. И хотя в то время изобретенные микроскопы увеличивали силу зрения так, что можно было в пылинке ясно рассмотреть многие части, эти инструменты не могли показать частицы, из которых состоят материи.

Слайд 16Письмо к И.И. Шувалову от 26 июля 1753 года
В письме к

И.И. Шувалову от 26 июля 1753 года ученый описывает произошедшее с его коллегой Рихманом. Профессора Рихмана убило молнией в тех же точно обстоятельствах, в которых Ломоносов был в то же самое время. Первый удар пришелся Рихману в голову, где красно-вишневое пятно на лбу, а вышло электричество через ноги. Нога и пальцы сини, и башмак разодран, но не прожжен. Ломоносов пытался реанимировать Рихмана, но, к сожалению, голова его была повреждена, и шансов не оставалось. Хочу отметить, что Ломоносов признал как факт летального исхода смерть мозга, а не остановку сердца (но он пытался восстановить движение крови по сосудам).

Слайд 17О деторождении
Ломоносов считал, что неравенство в супружестве стоит запретить. Невеста жениха

не должна быть старше на 2 года, а жених — на 15 лет. Все это потому, что женщина стареет раньше, нежели мужчина, особенно от частой беременности. Женщины рожают обычно до 45 лет, а мужчины способны к зачатию и до 60. Неравному супружеству подобно насильственное: где любви нет, там ненадежно плодородие. Несогласия, споры, драки вредят плоду и нередко бывают причиной преждевременного рождения. Поэтому нужно, чтобы священники, узнав о невольном сочетании, не венчали под страхом лишения чина. А жениха и невесту спрашивали несколько прежде венчания. По разным причинам случаются внебрачные беременности. Чтобы такая женщина, ищущая способа скрыть свое бесчестие, в отчаянии своих детей не убивала, Ломоносов предложил учредить народные богадельные дома для сохранения жизни неповинных младенцев.

Слайд 18О родовых травмах и родовспоможении
Ломоносова очень волновала проблема рождения, здоровья, а

также высокая смертность младенцев в первые три года жизни. Он пишет, что ребенок, едва родившись, порой лишается жизни из-за родовых травм. Особенно часто случались повреждения головы во время родов из-за неопытности повивальной бабки. Облегчить это можно только искусностью повитухи и осторожностью беременной. Если ребенок выживал, то мог умереть от прорезывания зубов, пупочных грыж, оспы, глистов и т. д. Во избежание вышеперечисленного Ломоносов советовал сделать следующее: — выбрать хорошие книги о повивальном искусстве и, лучшую положив за основу, написать наставление на русском языке; — в книге необходимо учесть приемы российских искусных повивальных бабок.

Слайд 19О суевериях
Ломоносов, будучи учеником Феофана Прокоповича, верного сподвижника Петра I в

реформах Русской православной церкви, писателя и ученого, никогда не был религиозным фанатиком. Он пытался через святое писание получить знания, которых жаждал.
Ломоносов пропагандирует здоровый образ жизни, призывая служить Богу духом, а не брюхом. Он говорит, что праздники и посты должны быть разумны и в то время, когда в нашем регионе созревает много фруктов, овощей и зелени, когда воздух чист и напоен ароматом цветов, а водоемы и пруды очистились от весенней грязи. Когда крестьянин занят полезным трудом, он не будет пьянствовать, а, напившись, не замерзнет как в крещенские и рождественские стужи.


Слайд 20О санитарных нормах
Ломоносов уделил санитарно-гигиеническим проблемам немало внимания потому, что считал

их одной из главных причин возникновения болезней. Он утверждал, что нельзя строить жилища на низких берегах рек. Не только из-за загрязнения водоемов отходами человека и животных, которые с водой и рыбой попадали в организм человека и скота, вызывая эпидемии. Но и потому, что во время разлива рек крестьянские жилища вместе с сеном, скотом, людьми смывало талыми водами, нанося ущерб и унося жизни.


Слайд 21О медицинском образовании
Способы решения проблем: — послать большое число студентов в зарубежные

вузы для обучения медицин; — учреждаемым в России университетам дать право обучать медицине и выпускать врачей; — в военных полках выделить место военным врачам и санитарам; — позволить лучшему из медиков написать книгу для медицинского факультета и распространить ее по всему государству

Слайд 22Поскольку медицина — это совокупность многих наук: химии, физики, математики, биологии

(физиологии), она требует к себе неординарного подхода. Такой подход демонстрировал Ломоносов, потому его труды относительно медицины были полны свежих идей и оригинальных мыслей. Без преувеличения о Ломоносове можно говорить как о реформаторе российской медицины XVIII века.


Слайд 23Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика