Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Институт повышения квалификации г. Новокузнецка презентация

Содержание

Слайд 1Администрация г. Новокузнецка Кемеровской области
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации» г. Новокузнецка

10-11 октября 2012 г.
г. Новокузнецк

Всероссийская научно-практическая конференция
проводится при финансовой поддержке РГНФ
проект № 12-16-42500


Слайд 2Администрация г. Новокузнецка Кемеровской области
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации» г. Новокузнецка

10 октября 2012 г.
г. Новокузнецк

научный руководитель
проекта № 12-16-42500 РГНФ

Педагогическая и организационная поддержка  неформального образования 

В.А. Стародубцев


Слайд 3Меморандум саммита G8 в Санкт-Петербурге, 2006 г.
«Мы будем готовить наших

граждан к тому, чтобы адаптироваться к переменам посредством обучения в течение всей жизни»

Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным. К. Симонов


Слайд 4Новая парадигма:
«Образование в течениe жизни»
(Life Long/Wide Learning)

развитие

технологий и способов коммуникаций, в том числе образовательных;
стремительный рост общего объема информации;
превращение знаний в фактор национальной экономики;
принятие меж- и наднациональных государственных соглашений в области образования;
сокращение периода обновления информации (72 часа).

Истоки - в становлении информационного (постиндустриального) общества


Слайд 5в течение пяти следующих лет быстродействие компьютеров повысится в десять раз,

а 100 Мб/с станет обычной скоростью доступа к Интернету.

По мнению генерального директора Google Эрика Шмидта

Это практически сотрет границы
между общением по принципу близкодействия
и дальнодействия.


Слайд 6http://ec.europa.eu/education/lifelong-learning-policy/policy-framework_en.htm
Показатель программы «Стратегические рамки европейского сотрудничества в области образования и

обучения ЕТ 2020»

Слайд 7http://unesdoc.unesco.org/ images/0019/001920/192081E.pdf
В издании Института ЮНЕСКО «Образование в течении жизни» (2011 г.)

дан прогноз:

Information Society
будет трансформировано в Learning Society

Rosa MarhaTorres; Adama Ouane; Roberto Carneiro


Слайд 8Цель: адаптация социальной сферы (производственных отношений) к развитию экономики, базирующейся на

знаниях (производительных сил )

Парадигма
«Образование в течениe жизни»
(Life Long/Wide Learning)

Средства: расширение образовательных возможностей в течение жизни индивидуума
за счет новых образовательных сред, признание результатов всех видов образования


Слайд 9Образование «длиною» в жизнь акцентирует необходимость создания механизма институциональных отношений между

рынком труда и сферой образования:

включение обязательного/базового образования;
неоднократное получение формального (признанного) образования;
периодическое обновление знаний и повышение квалификации;
абилитацию на рабочих местах (в т.ч. наставничество);
повышение качества и производительности труда;
развитие предпринимательства и обеспечение занятости населения.

Life Long Learning

http://ecsocman.hse.ru/data/173/695/1219/glava_2.pdf


Слайд 10Образование «шириною» в жизнь постулирует необходимость более свободных отношений между личностью

и сферой образования/обучения взрослых:

предоставление равных возможностей в образовании (включения в социальную общность);
неформальное обновление знаний и повышение квалификации;
оценка и признание неформально полученного образования;
повышение качества жизни и реализация потребности в самоактуализации;
мобильность и обеспечение занятости населения;

Life Wide Learning

http://ecsocman.hse.ru/data/173/695/1219/glava_2.pdf


Слайд 11Классификация процессов
образования в настоящее время
Формальное образование
Целенаправленное (потребности общества),
организованное «сверху»,


лицензированное и стандартизированное, многоуровневая структура,
подход образовательных программ, дипломы на государственном уровне,
цикличность процесса (периодичность)

Слайд 12Неформальное образование
Классификация процессов
образования в настоящее время
Целенаправленное (потребности личности),
организованное «снизу»,


НЕлицензированное и НЕстандартизированное, открытая, вариативная структура,
подход ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД,
сертификаты на корпоративном уровне или
без аккредитации, эпизодичность процесса

Слайд 13Информальное образование
Классификация процессов
образования в настоящее время
НЕцеленаправленное,
НЕорганизованное ,
НЕлицензированное и

НЕстандартизированное, НЕ имеющее структуры,
подход «попутного обучения»,
без аккредитации,
случайность процесса

Слайд 14Сопоставление процессов
формального и неформального
образования
Цели
Кто задает? Кто контролирует?

Кто ОЦЕНИВАЕТ?
Стремление к гарантированному результату
(иногда – по минимуму) в ФО
и вероятностный характер достижимых индивидуальных результатов НФО (оценка – для себя).
Противоречие общего и частного (индивидуального).

Субъекты и технологии обучения
целевая аудитория, исходный уровень образования,
количественные рамки;
очные, дистанционные, ИКТ


Слайд 15Подходы
Превалирует гносеологический аспект (учебно-познавательный) в ФО и онтологический (событийный, связанный

с конкретными обстоятельствами жизни) ценностно-смысловой аспект НФО

Тип системы
замкнутая (вход ограничен по месту и времени), изолированная, консервативная структура ФО и
открытая (вход и выход добровольные),
в принципе неограниченная и нелинейная структура НФО.
Возможности и ресурсы в замкнутой системе рано или
поздно исчерпываются.

Сопоставление процессов
формального и неформального
образования


Слайд 16Informal Learning: Rediscovering the Natural Pathways That Inspire Innovation and Performance


Слайд 17Рутинная
работа
Техническая
работа


Слайд 18
Неформальное образование
Формальное образование




Организация процессов образования
в течение жизни
Ubiquitous Smart
(вездесущее) (умное)



Слайд 19Connectivist MOOC
Массовые
Открытые
Дистанционные
Курсы
Начиная с 2008 года
Кухаренко В.Н. Инновации в e-Learning: массовый открытый дистанционный

курс. Высшее образование в России. № 10, 2011, с. 93-98

Слайд 21Идея сетевого сотрудничества отражена в показателях Федеральной целевой программы:

10% 60%

Доля учителей, участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ
и саморегулируемых организаций, и регулярно получающих в них профессиональную помощь и поддержку, в общей численности учителей


Слайд 22Социальные сети и порталы


Слайд 23ИПК - как центры компетенций
в области управления
человеческими ресурсами и
человеческим

капиталом



Слайд 24

самовыражении

самоуважении и внешнем признании
(быть успешным в профессии и социуме);

аффилизации (принадлежности к сообществу,
профессиональному или какому либо другому)

с

Самообразование реализует
потребности (А. Маслоу) в:


Слайд 25Как отмечает А.А. Вербицкий,
«каждый должен развивать у себя необходимые для

жизни общекультурные и профессиональные качества, и никто другой за него это
не сделает».

Все больше переносится в открытое информационное пространство


Слайд 26http://www.slideshare.net/brainopera/prsa-social-media-strategies-instead-of-tools-1815614
Сервисы web 2.0 и социальные медиа


Слайд 28Однако,
«психическое развитие человека
происходит через других людей –
в диалоге, общении

и взаимодействии с ними, и иначе происходить не может».

Поэтому индивидуальный цикл необходим, но недостаточен


Слайд 29коллаборативное образование –
образование во взаимосодействии.
Оно становится личностно и общественно значимым педагогическим

явлением (необходимым условием неформального и формального образования).

В процессе становления
находится


Слайд 30
Процесс образования рассматривается как процедура создания коммуникационной сети,
узлами которой являются источники

информации
(люди, библиотеки, цифровые ресурсы и др.)

Коллаборативное образование

Педагогической основой становится
теория коннективизма
(Джордж Сименс, Стивен Даунс)


Слайд 31со стороны личности поддерживается
потребностями духовного порядка –
Коллаборативное образование
потребностью поделиться знаниями,
быть

востребованным, полезным в
жизнедеятельности других людей,
потребностью участвовать в
общественной и культурной жизни


Слайд 32«Обучать – значит
вдвойне учиться»
От создания условий самообразования для себя
к созданию

условий для образования других,
включение себя в ряды креативного класса.

Жозеф Жубер

Реализация потребности прожить свою жизнь ярко,
интенсивно, эмоционально богато
и глубоко интеллектуально.


Слайд 33Изменение роли учащегося в процессе образования LWL


Слайд 34 1. Иллюстрация роста степеней свободы индивида по мере

обучения в течение жизни.

2. Возможность уровневого подхода в аккредитации результатов неформального образования.

3. Необходимость критериально-
функционального описания уровней неформального образования.


Слайд 35Становится востребованной
социально-коммуникационная
компетенция -
Коллаборативное образование
опосредовано ИКТ
(ДОТ и МОДК)
Е.А. Шумилова,

А.А. Киселёва

способность организовать личное повышение квалификации и культуры с помощью сетевых взаимодействий;
создать личную информационную среду


Слайд 36Необходима методическая поддержка
неформального образования
в межкурсовой период
Уровневая циклическая модель ПК


Слайд 37Базовый уровень определяет исходную компьютерную грамотность
и умение использовать простые текстовые и

графические средства
для создания учебных материалов. Второй уровень является
профессионально углубленным, позволяющим использовать
более мощные средства ИКТ в области профессиональной деятельности.
Следующий уровень тьютора расширяет возможности использования ИКТ
в организационно-методической работе и в управлении образовательным
учреждением. На корпоративном уровне преподаватель должен демонстрировать
не только информационное и научно-методическое сопровождение всех ступеней
информатизации образовательного процесса в школе или в вузе, но также
владение приемами сетевого взаимодействия для организации
научно-исследовательской работы. Наконец, на перспективном уровне эксперта
педагог должен проявлять способность организовывать собственную социальную сеть
как для реализации функции поставщика образовательных услуг (обмена опытом
с коллегами и организации совместной деятельности с учениками), так и для
потребления услуг, предлагаемых коллегами в рамках созданного сообщества.
Предлагаемая циклическая модель позволяет педагогу совмещать формальное
(лицензируемое) дополнительное профессиональное образование с неформальным
самообразованием и конструировать свою долговременную образовательную траекторию.
Асинхронные способы продолжения образования в межкурсовом периоде
могут поддерживаться учреждениями дополнительного
профессионального образования по индивидуальному плану.

Гончарова Н.Ю., Горбунова Л.Н., Гудкова Т.А., Урсова О.В.,
Н.Н. Огольцова , А.А. Киселёва, Л.А. Вострикова, и др.


Слайд 38С целью количественной оценки уровня социально-коммуникационной компетенции педагога, в ИПК
г.

Новокузнецка предложена формула, учитывающая использование трех основных групп социальных медиа:

(может быть использована в методике аттестации педагогов, наряду с оценкой шести основных компетенций)

А.А. Киселёва


Слайд 39как основная часть системы L W L входит в зону ответственности

(юрисдикции) не только органов управления образованием, но и других структур
(социокультурная, молодежная, экономическая политика, здоровьесбережение, занятость и др.)
Это требует высокой степени согласованности отностительно регламентов деятельности государственных и автономных ОО, ФГОС и других нормативных актов.

Коллаборативное образование

http://ecsocman.hse.ru/data/173/695/1219/glava_2.pdf


Слайд 40Условия развития
неформального образования:
Организационные

* создание востребованных структур - методобъединений, советов,

комиссий, групп, временных творческих (инициативных) коллективов (в т. ч. на общественных началах);

* распределение полномочий (наделение полномочиями по решению профессиональных сообществ, объединений и др.);

* получение аккредитации и/или лицензий на проведение мероприятий НФО, включая оценку его результатов;


Слайд 41Организационные

* создание кластеров ОО различных масштабных уровней для интеграции ресурсов

в области НФО, создания общего информационного, социально-культурного и профессионального пространства НФО, создания больших возможностей для проявления креативности сотрудников различных ОО;

* согласование и организация взаимодействия между элементами создаваемой структуры (самоорганизующейся).

Условия развития
неформального образования:


Слайд 42Информационные

* интеграция социальных медиа в сферу неформального образования

и повышения квалификации (в ИРО и КПК);

* публикация информации о мероприятиях НФО в ОО (сайты ОО, рассылки руководящих органов – районных, городских, областных);

* актуализация базы данных о фондах и других учреждениях, спонсирующих и/или выделяющих гранты на реализацию проектов НФО;

Условия развития
неформального образования:


Слайд 43Информационные

* поиск, аккумуляция, классификация материалов по проблемам НФО,

мониторинг развития НФО в мире, стране, регионе, городе;

* распространение опыта организации НФО и методических рекомендаций;

* обеспечение доступа к электронным ресурсам и программным средствам на рабочем месте.


Условия развития
неформального образования:


Слайд 44Научно-методические

* проведение теоретических и практических работ по проблематике НФО

– найти необходимые и достаточные условия, критерии, показатели, индикаторы, факторы и т.д.

* привлечение в управление неформальным образованием технологий менеджмента человеческого ресурса (Human Resources, HR) и человеческого капитала (Human Capital, HC);

Условия развития
неформального образования:


Слайд 45Научно-методические

* создание новой учебно-методической документации по проблемам НФО для

КПК (обзоры, аналитические записки, рефераты и комментарии);

* обоснование и реализация модели/механизма оценивания результатов НФО: валоризация, валидация, аттестация, сертификация, аккредитация;

* участие сотрудников ОО в плановых и инициативных программах НМР районного, муниципального и более высокого уровня (семинары, конференции и т.д.).

Условия развития
неформального образования:


Слайд 46Финансовые

* выделение бюджетных и внебюджетных средств на обеспечение

программ непрерывного ПК сотрудников ОО, включая оплату участия в конференциях и публикации статей, очных и дистанционных занятий (вебинаров), приглашенных экспертов и др.;

* объединение ОО и фандрайзинг – получение грантов для реализации проектов НФО (создать общественные базы фондов, помощь в оформлении и т.д.).

Условия развития
неформального образования:


Слайд 47Кадровые и материально-технические

* поиск и привлечение в НФО

специалистов, имеющих позитивный опыт самообразования и ведения образовательной деятельности с помощью неформальных методов, способных участвовать в проектах НФО на условиях краудсорсинга (на общественных началах);

* привлечения к проблемам НФО Академии образования, профессиональных социальных сетей/сообществ, ОО ДПО и переподготовки педагогических кадров.

Условия развития
неформального образования:


Слайд 48Нормативно-правовые

* Разработка внешних (в составе кластера

ОО) и внутренних норм, регулирующих повышение квалификации работников ОО (от Программ развития ОО или объединений ОО до приказов и распоряжений по ОО в части организации непрерывного образования/повышения квалификации);

* Подготовка предложений в вышестоящие органы управления образованием по изменению существующих и устаревающих положений, нормативов и т.д., направленных на подъем массового, «среднего» уровня работников ОО.

Условия развития
неформального образования:


Слайд 49Мотивационные

* Формирование потребности самому направлять свою

жизнь, подчинять ее чему-то большему, чем сиюминутным заботам, осознавать причастность к важному делу; получать удовольствие от интеллектуально-творческой образовательной деятельности;

* Выделение учителям и преподавателям школы/колледжа/вуза «методических» дней, творческих отпусков, дополнительных каникулярных дней и др. (инженеры Гугла 20 % своего рабочего времени могут тратить на любую работу по своему выбору)

Условия развития
неформального образования:


Слайд 50http://unesdoc.unesco.org/images/0021/002163/216313e.pdf
UNESCO Guidelines on the Recognition, Validation and Accreditation (RVA) of the

Learning Outcomes of Non-formal and Informal Learning to be published in 2012.

Руководящие принципы ЮНЕСКО по признанию,
валидации и аккредитации результатов
неформального и информального обучения
будут опубликован в 2012 году.


Слайд 51Процедуры оценивания
неформального образования
Признание (валоризация, оценка)

– оценка

коллегами материалов, размещенных в Интернете (например, Like! понравилось)
– оценка экспертами,
– оценка профессиональным сообществом: грамоты и т.д. конференций, симпозиумов, семинаров, свидетельства о публикации в электронном СМИ, сертификат о создании сайта и/или о размещении портфолио в социальной сети работников образования (nsportal.ru, uchportal.ru и др.),
– гранты РГНФ и других фондов,
– дипломы РАО или международных организаций, например IGIP.


Слайд 53Процедуры оценивания
неформального образования
Валидация

(согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2008) – подтверждение

на основе представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, точно и в полном объёме выполнены. Валидация выполняется методом анализа заданных условий применения и оценки соответствия характеристик (продукции) этим требованиям, результатом является вывод о возможности применения продукции для конкретных условий. Термин «валидирован» используется для обозначения соответствующего статуса.



Слайд 54Процедуры оценивания
неформального образования
Сертификация

— это механизм, определяющий соответствие специалистов требованиям профессиональных

стандартов, современная система оценки на основании единых, общепринятых, объективных критериев;
— это процесс присвоения статуса специалистам согласно их знаниям, доказанным при прохождении теста (экзамена).
— Реализуется в рамках созданной системы уполномоченных организаций.

Слайд 56Процедуры оценивания
неформального образования
Аттестация

— определение квалификации, уровня знаний и умений чего-либо, а

также соответствия установленным требованиям. Направлена на оценку профессиональных компетенций, относящихся к строго определенному рабочему контексту (оценивает деятельность, а не человека).

Нуждается в дополнении – оценке также личностной составляющей и способностей, необходимых для жизни в обществе (социальные, коммуникационные и межкультурные компетенции).



Слайд 57Процедуры оценивания
неформального образования
Аккредитация

Результаты НФО могут быть предъявлены в рамках принятой сегодня

процедуры аттестации педагогических кадров.

Это станет эволюционным путем аккредитации (признания) результатов НФО педагогических работников как предмета оценки и как основания для принятия решения о соответствии должности и требованиям квалификационных категорий.


Слайд 58Приказ Миробрнауки № 209 от 24.03.2010 г.
Социально-коммуникационная компетенция и самообразование
не

упоминаются!

Слайд 60О повышении квалификации
Не отвечают тенденциям
развития образования в течение жизни!


Слайд 61Темы дискуссий на нашей конференции:
1. Уровневый подход в ПК и в

аккредитации результатов неформального образования.

2. Критериально-функциональное описание уровней неформального образования/повышения квалификации.

3. Модели процессов повышения квалификации с неформальной составляющей (модульная, комплементарная, накопительная).


Слайд 62Темы дискуссий на нашей конференции:
4. Проблемы содержания неформального образования (чему учить,

что развивать, ...)

5. Бизнес-модели автономных образовательных организаций в системе неформального повышения квалификации.

6. Создание неформальных объединений для повышения квалификации.


Слайд 63О СВОЕВРЕМЕННОСТИ КОНФЕРЕНЦИИ Работаем в параллельных направлениях :-)


Слайд 64Пример
неформального
признания
результатов
сотрудничества
http://bugaychuk.blogspot.com/2012/08/blog-post_19.html


Слайд 65Администрация г. Новокузнецка Кемеровской области
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации» г. Новокузнецка

Педагогическая и организационная поддержка  неформального образования 

Стародубцев
Вячеслав
Алексеевич

Спасибо
за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика