Модернизация образования Ч. 1. Неопределенность результатов презентация

Содержание

Цели модернизации образования Догнать лидеров Удовлетворить критиков Обеспечить конкурентоспособность Занять население Улучшить жизнь людей

Слайд 1Адамский А. И., научный руководитель
Института проблем образовательной политики "Эврика"
Модернизация образования

Ч. 1. Неопределенность результатов

Слайд 2Цели модернизации образования
Догнать лидеров
Удовлетворить критиков
Обеспечить конкурентоспособность
Занять население
Улучшить жизнь людей


Слайд 3История модернизации образования
Моисей - исход, закон, новые ценности, текст
Иисус -

учитель, новые правила, нормы, новые ценности, новая школа
Сократ - текст, метод, новые ценности
Блаженный Августин, Игнатий Лойола, Ян Амос Коменский - система, учреждение, организация
Княгиня Ольга, князь Владимир - новые ценности, грамотность, учреждение, школа - государство


Слайд 4История модернизации образования
Петр I - первая модернизация образования в России
Екатерина Великая

- вторая модернизация, создание института образования, системы школ, охранная педагогика самодержавия
Ленин, Сталин - третья модернизация образования в России, педагогика социализма
Мы накануне четвертой модернизации образования


Слайд 5Модернизация укладов - связь с образованием
Модернизация образования: черепаха и Ахиллес. Жизнь

меняется: образование догоняет.
Пока жизнь менялась медленно - школа НЕ успевала малозаметно
Примерно на этапе использования энергии воды, стало ясно, что "гонка образовательного вооружения" проиграна окончательно. До этого была война луддитов – жестокая, но проигранная вчистую.

Слайд 6Модернизация укладов - связь с образованием
Телефон, радио, автомобиль, самолет, ракета, атомная

бомба и компьютер "похоронили" образование как институт "подготовки к жизни"
Время предельных изменений (жизненного цикла инноваций), стало намного меньше времени изменений (жизненного цикла) образовательных программ и институтов.


Слайд 7Технологические уклады и образовательные институты
При всем желании создавать новое, в нас

должно быть, по блестящему выражению Ф. Хайека, смирение перед процессами, "которые превосходят своей мощью индивидуальный разум".
Индустриальный уклад
Информационный уклад

Слайд 8Влияние и эффекты образования
Влияние образования на изменения жизни - снижается


Влияние образования на качество жизни людей - снижается
Качество дошкольного образования все меньше влияет на здоровье и социализацию ребенка
Качество общего образования влияет меньше, чем неформальные, несистемные, дополнительные формы образования

Слайд 9Влияние и эффекты образования
Качество профобразования становится менее значимым, чем внутри

фирма подготовка и повышение квалификации
Индустриальные институты и формы образования (учреждения, организации типа фабрик и заводов, войсковых подразделений и тюремных укладов, административных контор) - не гибкие, не не восприимчивые. Развитие поэлементно в них невозможно, а тотально - приводит к слому всей конструкции. Отсюда бытующее представление о модернизации, как о разрушении системы образования.


Слайд 10Человек - институт образования
Человек становится институтом образования. Иначе он не

сможет набрать ресурс социализации, самореализоваться, развить задатки и способности, сформировать необходимые для этого компетенции.
Для этого ему нужны навыки конструирования своей образовательной программы, умение учиться учиться, помощь в поиске той деятельности, того способа социализации и самореализации, который максимально соответствует способностям и наклонностям. Его особенностям, специфике, тому, что отличает его от других.
Это и есть новый стандарт образования.

Слайд 11
Адамский А. И., научный руководитель
Института проблем образовательной политики "Эврика"
Модернизация образования

Ч. 2. Неизбежность будущего

Слайд 12Человек - институт образования
Человек становится институтом образования. Иначе он не

сможет набрать ресурс социализации, самореализоваться, развить задатки и способности, сформировать необходимые для этого компетенции.
Для этого ему нужны навыки конструирования своей образовательной программы, умение учиться учиться, помощь в поиске той деятельности, того способа социализации и самореализации, который максимально соответствует способностям и наклонностям. Его особенностям, специфике, тому, что отличает его от других.
Это и есть новый стандарт образования.

Слайд 13Цели модернизации образования
Обеспечить социализацию ребенка в современных условиях – как ответить

С. Шмидту? За что взять на себя ответственность?
... Только потому, что все люди в действительности не являются одинаковыми, мы можем рассматривать их как равных. (Фридрих Хайек, "Индивидуализация и экономический порядок").
Можно ли разных учить одинаково?
Но: как решить проблему отношений разных людей? Так, чтобы они не уничтожили друг друга?

Слайд 14Индивидуализация – принцип образовательной политики


Культивировать различия и на этом строить общее?
Индивидуальное

образование – как универсальный принцип?
Креативный класс – как ответить О.А.Верхозиной?


Слайд 15Как изменяется спрос на навыки (I) (Levy and Murnane, 2004)



Экспертное мышление:

решение проблем, для которых нет шаблонных решений, напр., диагностирование болезни пациента.
Комплексное общение: взаимодействие с людьми для получения информации, объяснения ее или убеждения других в позитивных последствиях деятельности.
Хуан Мануэль Морено, «ИЗУЧЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, Региональные ответы на глобальные вызовы», Киев, 24-28 марта 2008 года




Слайд 16Как изменяется спрос на навыки (II)

Рутинные когнитивные задачи: умственные задачи, которые

хорошо описываются логическими правилами, напр., ведение отчетов о расходах.
Рутинные ручные задачи: задачи на выполнение физической работы, которые могут быть хорошо описаны с помощью правил, напр., подсчет и упаковка таблеток.
Нерутинные ручные задачи: задачи на выполнение физической работы, которые не могут быть хорошо описаны как те, которые выполняются по правилам действий «если, то» – наоборот, они требуют оптического опознавания и контроля тонкой моторики.


Слайд 17Экспертное мышление
Комплексное общение
Рутинные ручные
Рутинные когнитивные
Нерутинные ручные
1969
1974
1979
1984
1989
1994
1998
Источник: авторы Levy and Murnane (2003)

“The Skill Content of Recent Technological Change: An Empirical Exploration,” Quarterly Journal of Economics.

Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Адамский А.И., www.eurekanet.ru


Слайд 18В центре внимания – среднее образование

Приобретение необходимых знаний и навыков

для участия в жизни общества и для экономического успеха зависит от наличия доступа к качественному среднему образованию
Хуан Мануэль Морено, «ИЗУЧЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, Региональные ответы на глобальные вызовы», Киев, 24-28 марта 2008 года



Слайд 19Институциональная образовательная политика
Образовательная политика может быть двух видов: культивирование прецедентов

и развитие институтов.
Культивирование прецедентов: воспроизведение лучших образцов деятельности, их пропаганда, подвижничество и возвеличивание звезд.
Институциональная образовательная политика: создание норм, правил, формирование принципов деятельности.

Слайд 20Институциональная образовательная политика
Богатая история педагогических подвигов и ничтожный системный эффект:

Дьюи, Френе, Штайнер, Блонский, Шацкий, Макаренко, Нилл, Игорь Иванов, Олег Газман, Виктор Шаталов, Шалва Амонашвили, Софья Лысенкова.
Особняком стоит Мария Монтессори, которой удалось пробить институциональную брешь.
Эффект: расширения «колеи»
Самым ярким примером является гениальный проект Михаила Щетинина.

Слайд 21Институциональная образовательная политика
Переводится ли прецеденты в институциональную норму?
Порождает ли норма

прорывные прецеденты?
Гипотеза в том, что чем эффективнее норма , тем меньше прорывных новаторств.
Но когда педагогическое новаторство «засыпает» – учитель маргинализируется. Учителя развивать может только творчество.

Слайд 22Институциональная образовательная политика
Анекдот о мальчике, который молчал 5 лет, и вдруг

сказал:" Каша не соленая!"
- Что же ты молчал столько лет?
- А все было хорошо.
Инновационные школы, которые появились 20 лет назад, остаются локомотивами до сих пор.


Слайд 23Институциональная образовательная политика
Институциональная образовательная политика - развитие деятельности через развитие норм,

правил, принципов.
Примеры принципов:
Формульное финансирование, подушевое финансирование, зарплата по результату, деньги взамен на обязательства, деньги взамен на эффекты.
Качество – соблюдение стандарта

Слайд 24Институциональная образовательная политика
Самостоятельность школ. Индивидуальное образование. Сетевое взаимодействие.
Общественное управление. Качество

образования - самореализация, социализация человека.
Стандарты в образовании


Слайд 25Примеры норм и правил
Вознаграждение должно соответствовать "объективным результатам усилий человека, а

не его субъективным достоинствам».
Тема для заседания управляющего совета:
Расчет заработной платы учителя: установление правил. Как и за что платить учителю?
Структура базовой части и показатели распределения стимулирующей части ФОТ – обсуждение с УС

Слайд 26О переносах в систему образования
Неизбежная тема: все вокруг переносится друг в

друга. С запада на восток, из математики в лингвистику и наоборот. Подходы - переносятся.
Важно понимать ограничения и риски.
Стандартизация как способ развития корпораций
Механический перенос на систему образования – не работает. Нужны «операторы перехода»

Слайд 27Снижение неопределенности
Единственный способ снизить неопределенность и сохранить индивидуальный характер принятия решения

человеком - увеличить знания, развить способности, улучшить компетенции. Альтернатива - препятствовать новым знаниям.
Парадокс в том, что то, и другое может делать система образования.
Выбор за нами.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика