Слайд 1Модернизация образования - 2020
Доклад на педагогическом совете учителя Марковой Е. В.
Слайд 21. Модернизация образования: концепция развития до 2020г.
Необходимым условием формирования инновационной экономики
является модернизация системы образования, становящейся важнейшей предпосылкой динамичного экономического роста и социального развития общества, условием благополучия и безопасности страны.
Стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.
Слайд 3 Задача № 1: Обеспечение качества образовательных услуг
и эффективности
управления образовательными организациями, включая:
расширение использования современных образовательных технологий, модернизация системы образовательных стандартов общего и профессионального образования с целью обеспечения их соответствия потребностям современной инновационной экономики;
внедрение механизма оценки качества профессионального образования на основе информационной открытости образовательных учреждений и постоянно действующей системы общественного мониторинга (с участием представителей работодателей и общественных объединений), создание в регионах интегрированных центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций;
широкое системное распространение модульных программ профессиональной подготовки,;
обеспечение участия общественности и бизнес-организаций в управлении учебными заведениями и контроле качества образования (наблюдательные советы, попечительские советы, школьные управляющие советы);
привлечение объединений работодателей к участию в разработке законодательных и иных нормативных правовых актов в области профессионального образования, разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования;
переход к нормативному подушевому бюджетному финансированию образовательных организаций;
распространение практики формирования фондов целевого капитала, обеспечивающих устойчивое финансирование образовательных организаций из средств благотворительных пожертвований;
развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических, педагогических и управленческих кадров для всех уровней системы образования, включая стимулирование притока в сферу образования молодых кадров.
Задачи модернизации:
Слайд 4 Задача № 2: Создание структуры образовательной системы, соответствующей
требованиям инновационного развития экономики:
переход к уровневому высшему образованию, предоставление части программ среднего профессионального образования статуса бакалавриата;
предоставление на конкурсной основе поддержки университетам, реализующим во взаимодействии с наукой и бизнесом инновационные программы развития,;
расширение масштабов исследовательской и инновационной деятельности в вузах с развитием на их базе инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы и технопарки);
формирование комплексных учебных центров профессиональных квалификаций (ресурсных центров) на базе учреждений начального и части учреждений среднего профессионального образования;
распространение практики реализации региональных комплексных проектов модернизации общего образования на всей территории страны;
развитие профильного обучения на старшей ступени общего образования;
привлечение ведущих университетов к повышению квалификации учителей, работе с талантливыми детьми, оценке качества школьного образования;
развитие механизмов конкурсной поддержки организаций общего образования, обеспечивающей формирование инновационных образовательных программ и использование новых технологий обучения;
развитие системы дополнительного образования школьников, расширение форм предоставления услуг раннего развития детей и дошкольного образования (с обеспечением двух лет образования до школы каждому ребенку), развитие услуг раннего образования и консультирования для семей с детьми.
Слайд 5 Задача № 3: Обеспечение доступности качественного
образования вне
зависимости от доходов и местожительства, формирование
системы целенаправленной работы с одаренными детьми и
талантливой молодежью:
реформирование системы стипендиального обеспечения студентов (существенное увеличение их размера при повышении адресности их предоставления);
обеспечение университетов общежитиями и помещениями для внеаудиторных занятий, финансируемых на конкурсной основе;
развитие механизмов государственной поддержки образовательного кредитования;
стимулирование расходов на профессиональное образование граждан и работодателей;
создание при университетах подготовительных отделений, финансируемых из федерального бюджета, доступных в первую очередь для граждан, проходивших военную службу по контракту;
развитие механизмов дистанционного образования в организациях высшего и дополнительного образования;
формирование системы работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, развитие системы интернатов для талантливой молодежи, проведение летних научных лагерей и школ, развитие системы конкурсов и олимпиад, с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций.
Слайд 6 Задача № 4: Создание современной системы непрерывного
образования,
подготовки и переподготовки профессиональных кадров, включая:
создание системы внешней независимой сертификации и присвоения профессиональных квалификаций;
систематизация и обобщение требований к работникам всех квалификационных уровней, установленных в Российской Федерации в единой национальной квалификационной рамке;
формирование образовательной инфраструктуры, позволяющей человеку на протяжении всей жизни осваивать новые квалификации: создание открытого национального депозитария образовательных модулей и электронных образовательных ресурсов для системы непрерывного профессионального образования на базе современных сетевых технологий и качественных инновационных программ непрерывного профессионального образования;
содействие формированию системы независимой оценки качества непрерывного образования и развитию конкуренции на рынке услуг дополнительного образования;
предоставление поддержки созданию системы информационной и консультационной поддержки граждан и работодателей по вопросам получения непрерывного образования;
содействие повышению мотивации граждан к получению новых квалификаций;
повышение эффективности механизмов ресурсного обеспечения программ непрерывного образования; предоставление права на подготовку, переподготовку и повышение квалификации профессиональных кадров;
создание системы профессионального обучения (и сертификации под требования российского рынка труда) трудовых мигрантов на контрактной основе с последующей их отработкой по востребованным экономикой России специальностям;
максимально эффективное использование человеческих ресурсов.
Слайд 7 В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от
29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания "системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <…> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования".
2. Концепция профильного обучения
Слайд 8Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет
изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Слайд 9 Переход к профильному обучению преследует цели:
· обеспечить
углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
· создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
· способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
· расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:
классно-урочная;
зачетная форма обучения и контроля;
лекционная и семинарская формы;
проектно-исследовательская деятельность учащихся;
групповая и индивидуальная формы обучения.
Слайд 10 Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением
на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.
Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения и естествознания.
Профильные общеобразовательные предметы – это предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения, (физика, химия, биология - в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки - в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. - в социально-экономическом профиле). Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.
Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Достижение выпускниками уровня требований гособразовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам ЕГЭ.
Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут "поддерживать" изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.
Слайд 11 Термин «компетенция» имеет, как известно, два значения: круг полномочий
какого-либо лица; и круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Применительно к образовательной области имеет смысл именно второе значение этого термина. Обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности – именно эти качества и даст возможность сформировать у выпускника компетентностный подход, реализуемый на уроке учителем.
3. То такое «компетенция»?
Слайд 12 По мнению А.В. Хуторского понятие образовательной компетенции включает
совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности учащегося.
А их внедрение в практику обучения как раз позволит решить типичную для российской школы проблему, когда учащийся, овладев набором теоретических знаний, испытывает трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций.
Образовательная компетенция предполагает овладение учащимися комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов.
Слайд 13 Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении,
требует поэтапного внедрения.
На первом этапе внедрения формируются такие элементарные общеучебные компетенции школьников, как:
- извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;
- точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;
- исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;
- сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;
- планирование действий и времени;
- оценка результатов своей деятельности и т.д.
Очевидно, что перечисленные умения школьников должны формироваться не как отдельно взятые, а в целостной системе навыковых блоков, называемых компетенциями.
Слайд 14 В качестве основного технологического инструмента, обеспечивающее комплексное
внедрение компетентностного подхода, была избрана модульная технология, которая соединяет в себе возможность реализовать индивидуализированное обучение и стимулировать самостоятельную деятельность учащихся.
Модульное обучение представляет собой
группу технологий программно-целевого управления познавательной деятельностью учащихся,
четко структурирует материал,
последовательно и поэтапно его контролирует,
позволяет ученику двигаться вперед только после усвоения предшествующей дозы информации.
К модулям можно прибегать разово (только на одном уроке), можно проводить серию уроков в течение одного учебного года или ряда лет. Они легко вписываются в традиционное обучение, сами таковыми не являясь.
Слайд 15 Ядром модульного обучения является учебный модуль как
форма комплексного предъявления задания учащемуся для самостоятельного освоения. Это задание представляет собой сплав логически завершенной информации, внутренне целостной части учебного материала по предмету и методических рекомендаций по ее освоению учеником в режиме самостоятельной деятельности.
Информационная часть модуля представляет собой функциональный блок, непосредственно связанный с последующим действием, где получаемые знания или умения должны быть востребованы. Функциональность учебного модуля определяется тем, что его содержание формируется от практического назначения изучаемой информации. Функциональность зависит от целей изучения модуля.
Технологическая часть модуля – это методика и соответствующие рекомендации по усвоению информационной части.
Главное в модульном обучении присутствует индивидуализированная целевая установка на освоение, а не общая и одинаковая; в нем – индивидуализированный пошаговый контроль и самоконтроль с возможностью самооценки уровня освоения материала; информация для усвоения разбита на части, облегчающие понимание и запоминание и представлена в виде тезисов, выражающих главный смысл содержания обучения. Познавательный процесс в модульном обучении изначально организован прозрачно, технично, подконтрольно. В нем преподаватель всегда увидит, на каком элементе учебного материала «застрял» ученик, что не понял и даже почему. И сам студент может определить зону своего незнания.
Учебные модули подразделяются на группы:
познавательные модули создаются для освоения теоретических вопросов,
деятельностные модули создаются для формирования прикладных умений.
Слайд 16Составляющие элементы понятия "компетенция":
знания - это набор фактов, требуемых для выполнения
работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.
навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.
способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.
стереотип поведения означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители.
Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение.
усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.
Слайд 17 По видам компетенции можно классифицировать следующим образом:
ключевые,
базовые ,
функциональные.
Под ключевыми понимаются компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности в быстроизменяющемся обществе.
Под базовыми компетенциями понимаются компетенции, отражающие специфику определенной профессиональной деятельности.
Функциональные компетенции представляют собой совокупность характеристик конкретной деятельности и отражают набор функций, характерных для данного рабочего места.
Список ключевых компетенций в соответствии с основными положениями, выработанными Советом Европы (Модернизация Российского образования):
политические и социальные компетенции (способность брать ответственность на себя, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических общественных институтов);
компетенции, касающиеся жизни в много культурном обществе ( понимание различий, уважение друг другу, способность жить с людьми других культур, языков, религий, убеждений);
коммуникативная компетенция (владение устным и письменным общением, несколькими языками и др.);
информационная компетенция, связанные с обществом информации (владение информационными технологиями, понимание возможности их применения, силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой СМИ информации и рекламе и др.);
компетенции, связанные с формированием способности постоянного самообразования, как основы непрерывной подготовки в профессиональном плане, достижения успеха в личной и общественной жизни.
Виды компетенции:
Слайд 18 Хуторской Андрей Викторович - доктор педагогических наук,
академик Международной педагогической академии, г. Москва, создатель «Научной школы» и Центра дистанционного образования «Эйдос».
Одной из определившихся тенденций развития педагогических исследований является личностная ориентация образования. Необходимость личностно-ориентированного направления модернизации российской школы следует из главной цели общего среднего образования , которая обозначена в Концепции будущей 12-летней школы: " формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений)"
Содержательные компоненты данной цели послужили основанием для построения гипотезы эксперимента по модернизации образования:
Цель модернизации образования будет достигнута, если:
1) смысл, цели, структура и содержание образования будут приведены в соответствие со спецификой личностного развития учащегося, включенного в процесс проектирования своего образования (компонент цели: "... формирование разносторонне развитой личности"); эта цель имеет приоритет над остальными целями и задачами, и отражает такой параметр обновления образования, как личностная ориентация;
2) образование будет иметь творческую, а не репродуктивную ориентацию, пронизывающую не только процесс обучения, но и систему диагностики, контроля и оценки образовательных результатов школьников (компонент цели: "... формирование творческой личности") - это продуктивная ориентация;
3) образовательный процесс будет основан на таких образовательных технологиях и видах деятельности учащихся, которые научат их реализовывать свой потенциал по отношению к каждому из изучаемых учебных предметов (компонент цели: "... личность, способная реализовать творческий потенциал") - это деятельностный компонент образования;
4) будет осуществлен переход к понятию открытого содержания образования как непрерывно изменяющейся среды, включающей информационные и телекоммуникационные среды, наиболее оперативно отражающие эти изменения ( компонент цели: "...в динамичных социально-экономических условиях") - это средовый подход к образованию;
5) обучение будет строиться таким образом, чтобы одновременно создавались условия для индивидуальной образовательной траектории ученика в сопряжении с культурно-историческими достижениями, традициями и современным технологическим развитием (компонент цели: "... как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества, продолжение традиций, укрепление исторической преемственности поколений) - это общекультурный и общенациональный компонент образования, сочетающийся с личностным компонентом.
Проверка указанной гипотезы составляет основу проводимого и предстоящего педагогического эксперимента, результаты которого должны быть учтены при определении дальнейших шагов по модернизации образования.
4. Гипотеза и цели эксперимента по модернизации образования
Слайд 19 Задача 1 связана с
общекультурным и общенациональным
компонентом образования.
Культуросообразность содержания образования предполагает ценностную основу российской и общечеловеческой культуры в ее историческом и современном аспектах, в том числе, связанных с информационными и телекоммуникационными средствами. Культурологический подход предполагает включение в контекст содержания образования структуры культуры в различных её проявлениях, прежде всего духовной культуры, имеющей воспитательный потенциал, а также учет молодежных субкультур. Интегральным результатом культурологической направленности содержания образования выступает становление человека, уважающего себя и представителей других культур, готового к гуманистически ориентированному выбору, обладающего многофункциональными компетенциями, которые позволят ему самостоятельно решать проблемы учебы и повседневной жизни.
В структуре общего среднего образования долгое время был только один компонент – государственный, затем появились национально-региональный и школьный компоненты. Осенью 2000 года введен ученический компонент, что, безусловно, является достижением на пути к личностной ориентации образования.
С точки зрения системности в структуре общего среднего образования не хватает еще одного компонента – общечеловеческого (общекультурного, мирового). Федеральный компонент не может быть верхним уровнем образования, для современного ученика окружающий его мир должен быть открыт и открываем за рамками государства, гражданином которого он является.
В то же время, нельзя терять национальную опору такой открытости, нужен отечественный базис, помогающий молодому человеку осваивать внешний мир. Таким базисом, на наш взгляд, могут быть педагогические идеи отечественной философии, представителями которой являются учёные и педагоги мирового уровня: Л.Н.Толстой, Н.Ф.Федоров, Вл.С.Соловьев, П.А.Флоренский, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, Н.А.Бердяев, Д.Л.Андреев, Н.А.Умов и др. Необходима модель современного образования, которая учитывала бы их идеи, в том числе и о подобии человека и Вселенной. В этом заложена и глубокая воспитательная задача обучения детей, которые бы не забывали своего родства, перемещаясь по всему миру.
Научно-педагогические задачи эксперемента
Слайд 20 Задача 2 Сочетание самореализации и
социализации учащихся
Эта задача связана с необходимостью разработки основ проектирования школьного образования, обеспечивающего личностную самореализацию учащихся по отношению к общекультурным и национальным ценностям, достижениям науки и техники. Нужны условия для выявления и развития личностных смыслов образования у каждого ученика по отношению к изучаемому в учебных предметах содержанию. В деятельностной форме данное положение реализуется путем создания условий для постановки учениками образовательных целей по отношению к значимым (фундаментальным) элементам содержания образования.
Необходима модель построения условий для развития ученика современной школы, которая отражалась бы в учебных планах, концепциях образовательных областей, учебных программах и учебниках.
При решении данной задачи необходимо определить понятийный аппарат современной школы, описывающий принципиальные особенности системы школьного образования, меняющейся по отношению к личности ученика.
Нуждаются в разработке принципы личностно-ориентированного образования и их детализация на всех уровнях и этапах школьного образования, включая систему подготовки кадров и научно-методического сопровождения образования.
Требуют разработки научные основы конструирования индивидуальной образовательной траектории. Выделение отдельных часов на ученический компонент в базисном учебном плане не должно сводиться к занятиям с отстающими или продвинутыми школьниками. Ученический компонент - это форма работы педагога с индивидуальными целями ученика. Содержание и организация данной работы должны быть раскрыты в новых программах, учебниках, методиках.
Признание роли ученика в его образовании состоит не только в учете его индивидуальных особенностей, но и в отборе индивидуального содержания образования , форм, методов, темпа, диагностики и оценки результатов, самого стиля обучения , включая его мировоззренческие основы.
Другой возможностью собственной образовательной траектории освоения учебных дисциплин является профильная школа, концепция которой строится на основе общих системных принципов образования.
Существует проблема разработки контрольно-измерительных материалов для единого государственного экзамена. Очевидно, что контролю и оценке должны подлежать все заявляемые в целях образовательных концепций и учебных программ планируемые образовательные результаты. В связи с этим в учебном процессе и по окончанию школы не может применяться лишь тестовая форма контроля, необходимы личностно-ориентированные системы диагностики и оценки образовательных результатов школьников. Личностный подход предполагает не только объективные данные по итогам тестирования, но и субъективизм в оценке образовательных достижений ученика. Не должно быть так, чтобы результаты выполнения тестов являлись единственным оцениваемым параметром образования выпускника школы. Необходимо повысить, а не понизить роль учителя в диагностике и оценке образовательных приращений ученика, в комплексном их представлении в соответствии с многогранными целями общего образования. Поиск эффективных механизмов сочетания субъективных и объективных систем оценивания - задача дальнейших научных исследований.
Слайд 21 Задача 3 Продуктивная ориентация образования.
В сложившейся сегодня школе образование предполагается как трансляция ученику культурно-исторических ценностей, норм и традиций, как передача ему готового содержания образования в виде специально отобранного социального опыта. Большинство учебных программ, учебников и методик всё ещё делают упор на усвоение учащимися готовой информации по предмету, а не на освоение реальной действительности методами изучаемой науки. Преобладание внешней заданности в целях, содержании и технологии образования приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, невостребованности их творческого потенциала.
Сегодня необходимо образование, ориентированное не только на ретрансляцию прошлого, но и на конструирование будущего. В связи с этим в будущей школе речь должна идти о продуктивном образовании, определяющем личностно-ориентированный процесс и результат самореализации учеников.
Чтобы обеспечить каждому из учащихся возможность индивидуальной образовательной траектории, предусматривается содержание, формируемое самими учениками, то есть личностное содержание образования. Источником личностного содержания образования выступает образовательная продукция учеников, а также осваиваемые ими образовательные компетенции.
Условием фиксации личностного содержания образования является использование учеником рефлексивных приемов и технологий ; именно с их помощью выявляется, осознается и фиксируется действительное образовательное приращение ученика , уникальное для каждого из них.
Из необходимости введения личностного компонента образования следует необходимость разделения содержания образования на два компонента: внутренний и внешний. Внешнее по отношению к ученику содержание образования характеризуется той образовательной средой, которая предлагается ему для обеспечения условий развития личности. Внутреннее содержание образования ученика - это содержание, которое является атрибутом самой образовывающейся личности. Внутреннее содержание образования ученика никогда не является простым отражением внешнего, поскольку создаётся на основе личного опыта учащегося, в результате его собственной деятельности.
Оценка образовательных результатов ученика происходит на основе выявления и диагностики его внутреннего приращения за определенный промежуток времени . Общенациональным образовательным параметром, проверяемым и оцениваемым наряду с другими образовательными стандартами, должен стать уровень творческой самореализации школьника.
Слайд 22 Задача 4 Содержание образования как
образовательная среда для личностного
развития учащихся
Следует исследовать проблему включения реальности как особого компонента содержания образования . Чтобы реальный мир не подменялся готовой системой знаний о нем, в образовательное содержание должны быть включены реальные объекты природы, культурные события, явления языка, произведения искусства. Для преодоления отчуждения ученика от изучаемого содержания образования и выращивания личностных смыслов образования, выделяются реальные изучаемые объекты и отдельно - общекультурные знания о них. Предметом первичной деятельности обучаемого выступает непосредственно познаваемая реальность, а не соответствующие системы человеческих знаний о ней.
Особый критерий - разноуровневость и открытость содержания образования , предполагающие возможность использования в качестве образовательной среды различные информационные массивы и другие источники учебного материала, в том числе из сети Интернет.
Из принципа природосообразности вытекает критерий возрастной и календарной периодизации содержания образования, обеспечивающий, например, соответствие изучаемых предметов и проблем возрастным особенностям учащихся. Сюда же относится календарная (процессуальная) периодизация содержания образования. Параграф учебника, изучаемый в сентябре, должен строиться на иных основаниях, чем параграф, изучаемый в мае.
Наличие деятельностного компонента содержания образования , т.е. включение в обязательный минимум содержания образования специально отобранных способов деятельности, техник и технологий, ключевых компетенций и иных процедурных элементов, которыми необходимо овладеть ученику.
В связи с указанными критериями возникает проблема создания учебников нового типа. Известны две основные функции учебника: 1) источник информации, 2) средство для организации образовательного процесса.
Главный принцип построения современного учебника – его соответствие природосообразно организуемому образовательному процессу. Если этот процесс личностно-ориентированный и продуктивный, то при проектировании каждого блока учебника применяется следующий подход:
а) определяется, какой конечный продукт будет создан учеником в результате его образовательной деятельности;
б) какие именно виды деятельности приводят к планируемому результату, т.е. из чего должна складываться деятельность ученика и учителя, причем, с возможностью выбора ими наиболее приемлемых в имеющихся условиях деятельностей;
в) отыскиваются способы и формы включения отобранных видов деятельности в контекст учебника как особого компонента его содержания.
Слайд 23 Задача 5 Деятельностное содержание образования представляет собой
виды и способы деятельности, техники и технологии, ключевые компетенции и иные процедурные элементы, которыми необходимо овладеть ученику для решения учебных и жизненных проблем, применения полученных знаний в многообразных ситуациях изменяющейся действительности.
Деятельностный компонент школьного образования сопрягает виды и способы учебной деятельности с изучаемыми образовательными областями, отдельными предметами, их разделами и темами. В содержание образования включен механизм учебной деятельности, позволяющий осваивать один и тот же образовательный объект (явление, понятие, правило и т.п.) каждым ученикам по-своему, т.е. движение по индивидуальной образовательной траектории.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированные образовательные технологии, учитывающие возрастные и индивидуально-психологические особенности школьников. Согласно таким технологиям дети включаются в целеполагание, планирование, подготовку, осуществление и анализ форм образовательного процесса; обязательной является рефлексивная деятельность учащихся как условие осознания и фиксации получаемых ими результатов.
Предметом первичной деятельности обучаемого выступает непосредственно познаваемая реальность , а не соответствующие системы человеческих знаний о ней. Обучаемый, как субъект деятельности, познавая реальность, получает личный образовательный продукт, который затем сопоставляется с аналогичными продуктами человечества в данной области познания. Лишь затем ученик обогащается "знанием всех богатств", а его собственный результат (продукт) может быть включен в качестве элемента в общую систему знаний, т.е. в совокупный образовательный продукт обучаемого, который рефлексивно им осмысливается.
Данный подход – от деятельности ученика по освоению реальности, к внутренним личностным приращениям, и от них к освоению культурно-исторических достижений, - является основой деятельностного содержания образования.
Деятельностное содержание образования по своей сути является личностным , поскольку формируется самим учеником. Внешней формой деятельностного содержания образования выступает образовательная продукция учеников , относящаяся к изучаемой образовательной области или курсу (вопрос, гипотеза, сочинение, модель, поделка, рисунок, схема и т.п.); внутренней формой деятельностного содержания – усвоенные или освоенные им в ходе создания этой продукции способы деятельности , а также отрефлексированные знания об этих способах и характере всей деятельности, другие личностные новообразования.
Слайд 24 Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических
наук, чл.-корр. РАО, зав. лабораторией методологии общего среднего образования Учреждения РАО «Институт содержания и методов обучения»
Принцип человекосообразности устанавливает главную задачу образования – выявить, раскрыть и реализовать потенциал человека.
Идеология человекосообразности – система взглядов и идей, в которых осознаётся, принимается и оценивается отношение людей к их образованию, жизни в обществе, роль в истории семьи, рода, народа, человечества. Индивидуальное в каждом ученике как человеке есть отражение общечеловеческого. Поэтому, разумеется, принцип человекосообразности не имеет ничего общего с эгоцентризмом.
Миссия ученика в образовании – реализация не только индивидуального, личностного начала, но и общественного, общечеловеческого.
5. ПРИНЦИП ЧЕЛОВЕКОСООБРАЗНОСТИ
Слайд 25 Принцип человекосообразности имеет различные формы выражения :
образовательную, политическую, психологическую, духовно-религиозную, правовую, социальную, национальную, этническую, экологическую,экономическую и др.
В качестве примера политической формы выражения принципа человекосообразности приведён Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)
ИРЧП - инструмент для измерения прогресса стран мира в отношении человека. Это сводный показатель развития человеческого потенциала, основными составляющими которого являются индекс средней продолжительности жизни, отражающий ожидаемую продолжительность жизни при рождении; индекс образования, характеризующий уровень грамотности и уровень охвата населения учреждениями образования, а также индекс ВВП, основанный на показателе валового внутреннего продукта на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.
Все эти составляющие относятся к числу основных предпосылок успешного развития общества в целом и каждого его члена, в частности.
Максимально возможное значение ИРЧП — 1, минимальное — 0.
«1» дают государству, в котором средняя продолжительность жизни составляет 85 лет, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40 тыс. долларам США, 100% населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают начальную или среднюю школу, учатся в высшем или среднем учебном заведении.
«0» ставится в том случае, если в стране средняя продолжительность жизни составляет 25 лет, ВВП на душу населения (по ППС) —100 долларов США, 100% населения неграмотны, никто не получает никакого образования.
Слайд 26 Основная форма реализации принципа человекосообразности – образование. В основе
современных образовательных процессов лежат смыслы, имеющие соответствующую терминологическую и понятийную заданность.
На основе принципа человекосообразности разработаны педагогические инновации: миссия ученика, образовательное целеполагание, фундаментальный образовательный объект, культурно-исторический аналог, образовательная среда, образовательная ситуация, индивидуальная образовательная траектория, ученическое портфолио, рефлексия – всё это ключевые педагогические понятия, составляющую основу человекосообразного образования
Слайд 27 Особенности человекосообразного образования
В ученике выявляется и поддерживается
именно человеческое, индивидуальное, персональное, самобытное. Причем такое, которое характерно для всего человечества.
Ключевой ориентир - продуктивность образования, ученики учатся создавать и создают в ходе обучения образовательную продукцию, такая продукция нужна и социуму, и человеку.
Ведущее, но не единственное место при проектировании и реализации образования занимает принцип природосообразности, декларирующий основоположение естества при решении жизненных проблем (Ж.Ж.Руссо).
Организуется эвристическая направленность обучения. Необходимость открытия учениками знаний – условие самореализации человека, инструмент его развития.
Рефлексия – необходимое дополнение целеполаганию, индивидуальной образовательной траектории, ученическому портфолио.
Слайд 28 Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, чл.-корр. РАО,
зав. лабораторией методологии общего среднего образования Учреждения РАО «Институт содержания и методов обучения», создатель научной школы.
С целью развития научно-практических основ человекосообразного образования Хуторским А. В. создана научная школа, являющаяся современным воплощением научного течения, которому тысячи лет начиная от Сократа. Основной вектор исследований научной школы — человекосообразность образования.
Цель образования — самореализация человека.
Задача «Научной школы» — разработка теоретических основ для приведения системы обучения в соответствие возможностям и миссии человека.
Слайд 29
Основная цель исследований «Научной школы»– проектирование и реализация таких типов и
форм образования, которые обеспечивают личностную культурно-историческую самореализацию человека на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности. Эта цель выражается на данном этапе в трёх главных исследовательских задачах:
1. Выявить потенциал человека, который может быть реализован с помощью образования. Данная задача порождает ряд вопросов для исследования, например: Что такое потенциал человека? Каков состав потенциала человека? Относительно каких критериев формулировать содержание этого потенциала? Каким должно быть образование человека, чтобы реализовывались заложенные (скрытые) возможности человека?
2. Определить особенности жизни человека в современном обществе и обеспечить адекватную реализацию этих особенностей с помощью образования. Речь идёт о том, что человек, каким бы потенциалом он не обладал, живёт «здесь и сейчас», т.е. вынужден адаптироваться к окружающей среде во всех её формах: культурных, семейных, производственных, природных, технических и т.п. Человек не может и не должен быть «социальным инвалидом», поэтому при наличии его самобытности и самых различных потенциальных качеств, он взаимодействует именно в том мире, какой есть. Отсюда следует необходимость компетентностного подхода к образованию.
3. Определить миссию человека в мире, во времени и пространстве, в культуре, а также выявить роль образования для осуществления этой миссии. Разработать соответствующие педагогические технологии и инновационные механизмы их реализации.
Слайд 30
Эвристика (греч. "обнаруживаю, отыскиваю, открываю") - наука, изучающая закономерности построения новых
действий в новой ситуации, т.е. организацию продуктивных процессов мышления, на основе которых осуществляется интенсификация процесса генерирования идей (гипотез) и последовательное повышение их правдоподобности (вероятности, достоверности).
«Эвристическое обучение отличается от проблемного. Цель проблемного обучения - усвоение учениками заданного предметного материала путём выдвижения учителем специальных познавательных задач-проблем. Методика проблемного обучения построена так, что ученики "наводятся" учителем на известное решение или направление решения задачи. Эвристический же подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата.» (Хуторской А. В.)
«Рефлексия — это размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания».
Рефлексия есть отражение человеком всего пережитого в меняющихся ситуациях, полученной новой информации и приобретенного личного опыта в словесно-логической форме. Иными словами, это значит пережить, пропустить через внутренний мир, оценить.
В образовательном плане рефлексия — то, что ты взял с урока, понял и изложил собственными словами.
Слайд 31Ученическое портфолио состоит из трех моделей: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио
отзывов».
«Портфолио документов» – папка сертификатов, грамот, свидетельств, подтверждающих образовательный результат школьника.
«Портфолио работ» - собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
«Портфолио отзывов» – оценка школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.
Через содержание своего портфолио, отобранное им самостоятельно, школьник должен продемонстрировать:
• Степень своего развития (интеллектуального, творческого, коммуникативного и т.д.);
• Владение различными способами действия по созданию образовательного продукта;
• Уровень и рост образовательного результата в выбранном профиле;
• Умение планировать и анализировать свою деятельность, ставить цель и добиваться
ее, объективно оценивать свои достижения.