Слайд 1Моделирование как метод научного познания
Сергеева И.С. к.п.н.,
доцент
Слайд 2План:
1. Моделирование как метод научного познания.
2. Структура моделирования.
Слайд 3
1. Моделирование как метод научного познания
Моделирование - рассматриваются как
один из методов познания и преобразования мира, получивший особо широкое распространение с развитием науки, обусловившим создание новых типов моделей, раскрывающих новые функции самого метода. Моделирование в качестве уникальной формы познания применяется при исследовании и преобразовании явлений в любой сфере деятельности: социальной, образовательной, методической, организационной и преемственности и др. (педагогический словарь)
Модель – есть аналог оригинала, заместитель исследуемого объекта. Модель – это система, схема исследования, которая служит средством получения информации о другой системе. Модели делятся на материальные и идеальные (мысленные).
Слайд 4 В процессе разработки модели следует:
отобразить состояние проблемы преемственности в настоящий
момент; выявить наиболее острые противоречия ;
теоретико-методологически обосновать и проанализировать данную проблему в научных исследованиях;
определить тенденции, факторы развития процесса преемственности, содержание деятельности педагогов, которые в совокупности могут повлиять на нежелательное развитие данного процесса в ОО;
поиск эффективных механизмов решения образовательной или социальной проблемы преемственности, активизировать деятельность всех структур (государственных, общественных, образовательных, социальных и др.);
определить условия (педагогические, методические, организационные и др.) для оптимального решения данной проблемы; оценить результаты инновации в процессе реализации задач преемственности.
Слайд 5Принципы моделирования:
- компромисс между ожидаемой точностью и сложностью модели;
- баланс точностей;
-
достаточное разнообразие элементов модели;
- наглядность модели;
- блочное представление модели;
- специализация модели по направленности (социальной защиты преемственности, образовательные, воспитательные и др.).
Слайд 6Требования к создаваемым моделям:
Модель должна удовлетворять требованиям полноты, адекватности, логичности, последовательности
и эволюционности. Обеспечивать достаточно широкий диапазон изменений, добавлений по точности воспроизведения того процесса, который моделируется, в частности преемственность.
Модель должна быть достаточно абстрактной, но не настолько, чтобы возникали сомнения в надежности практической полезности полученных на ней результатов.
Модель должна удовлетворять условиям ограничивающим время решения данной проблемы.
Слайд 7продолжение
Модель должна ориентироваться на существующие возможности, на данном уровне развития процесса
преемственности.
Модель должна обеспечивать получение новой полезной информации о процессе в пределах поставленных задач.
Модель должна строиться с использованием устоявшейся терминологии.
Модель должна предусматривать возможность проверки истинности, (критериальная оценка), соответствия изучаемому образовательному процессу.
Предполагаемый результат в модели должен соответствовать поставленной цели организации преемственности.
Оценка моделей определяется характеристикой свойств модели в зависимости от целей и задач процесса.
Слайд 8Критериями в модели могут быть:
- новизна отражения, качественное описание, наглядная имитация,
системное воспроизведение процесса преемственности;
- распространенность, уровень разработанности (выдвинута идея, построена схема, разработан алгоритм, формализован процесс системы преемственности, социализации, познания, воспитания, обучения и др.);
- уровень творческого решения с помощью модели, степень выполнения ею гносеологической (познавательной, объяснительной) и эвристической (прогностической, творческой) функций процесса преемственности.
Слайд 9Технология моделирования, как структурно-логическую последовательность этапов:
Первый этап. Целевой. Целевой и системно-функциональный,
где четко определяется цель и задачи преемственности тех объектов, которые будут выстраивать преемственность.
Второй этап. Методологический. Включающий теоретико- методологический анализ исследуемой проблемы; пакет прогностического инструментария: методологический (подходы, принципы, теории, концепции, идеи), в зависимости от сложности проблемы преемственности.
Слайд 10продолжение
Третий этап. Содержательный этап. Всесторонний анализ, определяет контуры организуемого процесса, что
составляет структуру и содержание процесса преемственности, это может быть программа преемственности, модель или концепция. Ядром содержания разрабатываемой модели преемственности составляют: этапы, блоки, модули, направления, проекты, акции, технологии и др.,
Четвертый этап. Деятельностный. Механизмы реализации ими могут быть: пути, формы, интерактивные методы, проекты и технологии, средства, система мероприятий, все одним словом, что направлено на реализацию содержания преемственности, что составит основу содержания модели.
Слайд 11продолжение
Пятый этап. Критериально-оценочный. Конкретно определяются критерии, показатели к каждому критерию и
уровни, отражающие достигнутые результаты. Особое внимание уделяется предполагаемой динамике процессов преемственности, явлений влияющих как на профессиональную, социальную активность. Разрабатывается диагностический инструментарий.
Шестой этап. Организационный. Определяются педагогические, организационно-методические, социально-педагогические, методические, условия реализации моделируемого процесса преемственности.
Седьмой этап. Результативный. Прогнозируется конечный результат в интересах изменения всех субъектов социально-образовательного процесса преемственности с учетом поставленных целей.
Слайд 12И в заключение:
Моделирование способствует пониманию самых сложных систем. Модель как
бы концентрирует в себе представления о процессе предстоящей деятельности, предполагает получение определенного результата, представляет упрощенно систему предстоящей деятельности в сложном мире действительности, что, несомненно, требует научно-теоретического обоснования проблемы преемственности и последовательных шагов в достижении этой цели.