Михаил Афанасьевич Булгаков 15 мая 1891 г., Киев – 10 марта 1940 г., Москва презентация

Содержание

125-летию Михаила Афанасьевича Булгакова ПОСВЯЩАЕТСЯ

Слайд 2125-летию
Михаила Афанасьевича Булгакова

ПОСВЯЩАЕТСЯ


Слайд 3Михаил Афанасьевич Булгаков


15 мая 1891 г., Киев –
10 марта 1940 г.,

Москва

Слайд 4Афанасий Иванович Булгаков (1859 - 1907),
отец М. А. Булгакова

Доктор богословия, профессор

кафедры истории западных исповеданий Киевский Духовной Академии

«У него была довольно строгая наружность. Но он был добр к людям, добр по-настоящему, без всякой излишней сентиментальности. И эту ласку к людям, строгую ласку, требовательную, передал отец и нам».
Из воспоминаний сестры М. А. Булгакова Надежды Афанасьевны Земской


Слайд 5Варвара Михайловна Булгакова (1869 - 1922),
мать М. А. Булгакова
«Она была женщина

энергичная, очень умная, жизнеспособная и радостная. <…> дать нам всем образование <…> была её основная идея»
Из воспоминаний сестры М. А. Булгакова Надежды Афанасьевны Земской


В семье Афанасия Ивановича и Варвары Михайловны Булгаковых было семеро детей: четыре сестры (Вера, Надежда, Варвара, Елена) и три брата (Михаил, Николай, Иван).


Слайд 6 М. Булгаков с братьями и сёстрами на даче. 1903 г.
В

верхнем ряду Вера, Миша, Надя, Варя.
Сидят: младшие братья Ваня и Коля, перед ними – Елена.

Слайд 7Киев, Андреевский спуск, дом 13



В этом доме семья Булгаковых прожила 13

лет, с 1906 по 1919 год.
Сейчас здесь располагается литературно-мемориальный музей Булгакова, известный как «Дом Турбиных»:
герои романа «Белая гвардия» «жили» именно здесь.

Слайд 8Памятник М. А. Булгакову, установленный в Киеве на Андреевском спуске, 13


Слайд 9В литературно-мемориальном музее Булгакова
Киев, Андреевский спуск, 13


Слайд 12Из автобиографии М. Булгакова:

«Сын профессора Киевской духовной академии, родился 3 мая

1891 года в Киеве.

В 1909 году окончил Киевскую первую гимназию, а в 1916 году – Киевский университет по медицинскому факультету.

В 1916 - 17 годах служил в качестве врача в земстве Смоленской губернии.

В 1918 - 19 годах проживал в Киеве, начинал заниматься литературой одновременно с частной медицинской практикой.

В 1919 году окончательно бросил занятие медициной».


Слайд 13Документ 1916 г.
о присвоении
М. А. Булгакову степени лекаря с отличием после

успешного прохождения выпускных экзаменов в Императорском университете Св. Владимира, Киев.

Слайд 14«Татьяна Николаевна пережила с М. А. все трудности вступления в самостоятельную

жизнь, годы первой империалистической войны (работа в Красном Кресте), затем скитания, жизнь в с. Никольском (в 40 км от г. Сычевки Смоленской губернии) и Вязьме, переезды, материальные недостатки, каторжную работу в начале литературной деятельности...»

Из дневника сестры М. Булгакова, Н. А. Земской

Татьяна Николаевна
Лаппа,
первая жена М. Булгакова

Прожили вместе 11 лет,
с 1913 г. по 1924 г.

«Таськина помощь для меня не поддается учёту...»

Из письма М. Булгакова матери, 17 ноября 1921 г.


Слайд 15Из автобиографии М. Булгакова:

«В 1920 году проживал в г. Владикавказе, работал

в Подотделе искусств, сочиняя первые пьесы для местного театра.

В 1921 году приехал в Москву на постоянное жительство.

В 1921–24 годах в Москве служил в Лито Главполитпросвета, работал в газетах в качестве хроникёра, а впоследствии – фельетониста (газета “Гудок” и другие), начал печатать в газетах и журналах первые маленькие рассказы».


Слайд 16Москва, Большая Садовая, дом №10
Здесь М. А. Булгаков и его первая

жена Т. Н. Лаппа жили с 1921 по 1924 г., сначала занимали комнату в кв. №50 («нехорошая квартира»), а затем переехали в кв. №34

Слайд 17Список жильцов дома №10 по Большой Садовой, Москва


Слайд 18Квартира-музей М. Булгакова в Москве, на Большой Садовой, 10
Синий кабинет


Слайд 19Квартира-музей М. Булгакова в Москве, на Большой Садовой, 10
Комната в кв.№50,

где жили М. Булгаков и Т. Лаппа

Слайд 20Из автобиографии М. Булгакова:

«В 1925 году был напечатан мой роман “Белая

гвардия” (журнал “Россия”) и сборник рассказов “Дьяволиада” (издательство “Недра”).

В 1926 году Московским Художественным театром была поставлена моя пьеса “Дни Турбиных”, в том же году Театром имени Вахтангова в Москве была поставлена моя пьеса “Зойкина квартира”.

В 1928 году Камерным московским театром была поставлена моя пьеса “Багровый остров”».

Слайд 21«Мы живём в покосившемся флигельке во дворе дома № 9 по

Обухову, ныне Чистому переулку. <…>
Дом свой мы зовем “голубятней”. Это наш первый совместный очаг. Голубятне повезло: здесь написана пьеса “Дни Турбиных”, фантастические повести “Роковые яйца” и “Собачье сердце” (кстати, посвящённое мне)».

Из книги Л. Е. Белозерской-Булгаковой
«О, мёд воспоминаний»

Любовь Евгеньевна Белозерская,
вторая жена М. Булгакова

Бракосочетание состоялось в 1925 г.
Расстались в 1932 г.


Слайд 22Судьба произведений М. Булгакова
Публикации 1920х гг.:


«Похождения Чичикова» (1922 г.)

«Дьяволиада» (1924 г.)

«Роковые

яйца» (1925 г.)

«Белая гвардия» (1925 г. – первая часть романа; полностью – в 1927 г. в Берлине; в России полный текст романа был издан в 1966 г.)

Отдельные рассказы из цикла «Записки юного врача» (1925 – 1926 гг.)

«Записки на манжетах» (1922 г., полностью – в 1987 г.)


Слайд 23Премьерная афиша спектакля. 1926 г.

За первый сезон
1926 - 1927 годов
«Дни Турбиных»

прошли 108 раз: больше, чем любой другой спектакль московских театров

Слайд 24Судьба произведений М. Булгакова
Премьеры спектаклей по пьесам «Дни Турбиных» и «Зойкина

квартира» состоялись в октябре 1926 г. в МХАТе.

В декабре 1928 г. – премьерный закрытый показ спектакля «Багровый остров».

В 1928 – 1929 гг. в МХАТе шли репетиции пьесы «Бег».

В марте 1929 г. все пьесы Булгакова изымаются из репертуара советских театров.

Через год, в марте 1930 г., запрещена новая пьеса «Кабала святош».

Прозаические произведения не публикуются с конца 1920х гг. и будут изданы только в 1960х гг. – более чем через 20 лет после смерти писателя.

Слайд 25Из письма М. Булгакова Правительству СССР
28 марта 1930 г.:
«После того,

как все мои произведения были запрещены, среди многих граждан, которым я известен как писатель, стали раздаваться голоса, подающие мне один и тот же совет.
Сочинить "коммунистическую пьесу" (в кавычках я привожу цитаты), а кроме того, обратиться к Правительству СССР с покаянным письмом <…>.
Этого совета я не послушался. <…> Созревшее во мне желание прекратить мои писательские мучения заставляет меня обратиться к Правительству СССР с письмом правдивым. <…>

Я прошу Советское Правительство принять во внимание, что я не политический деятель, а литератор, и что всю мою продукцию я отдал советской сцене. <…>
Я прошу принять во внимание, что невозможность писать для меня равносильна погребению заживо».


Слайд 26Из письма М. Булгакова Правительству СССР
28 марта 1930 г.:

«Я ПРОШУ ПРАВИТЕЛЬСТВО СССР ПРИКАЗАТЬ МНЕ В СРОЧНОМ ПОРЯДКЕ ПОКИНУТЬ ПРЕДЕЛЫ СССР В СОПРОВОЖДЕНИИ МОЕЙ ЖЕНЫ ЛЮБОВИ ЕВГЕНЬЕВНЫ БУЛГАКОВОЙ.
Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу.
Если же и то, что я написал, неубедительно, и меня обрекут на пожизненное молчание в СССР, я прошу Советское Правительство дать мне работу по специальности и командировать меня в театр на работу в качестве штатного режиссера.

Я именно и точно и подчеркнуто прошу о категорическом приказе о командировании, потому что все мои попытки найти работу в той единственной области, где я могу быть полезен СССР как исключительно квалифицированный специалист, потерпели полное фиаско.
<…> я прошу Советское Правительство поступить со мной как оно найдёт нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей, налицо, в данный момент, - нищета, улица и гибель».


Слайд 27В мае 1930 г. М. Булгаков был принят в МХАТ на

должность режиссёра-ассистента.

Спектакль «Дни Турбиных» вновь появился на сцене в 1932 г., в этом же году состоялась премьера «Мёртвых душ» - инсценировки поэмы Гоголя, подготовленной Булгаковым.

Премьера спектакля «Мольер» состоялась в феврале 1936 г., но пьеса прошла всего 7 раз и вскоре была снята с репертуара.

В 1936 г. Булгаков уходит из МХАТа и подписывает договоры о поступлении в Большой театр либреттистом-консультантом.

Судьба произведений М. Булгакова


Слайд 29Елена Сергеевна Булгакова,
третья жена писателя

Брак был заключён 4 октября 1932 г.
Е.

С. Булгакова была хранительницей рукописного архива Михаила Булгакова, её дневники 1933 – 1940 гг. являются ценным историческим и литературным документом.
Сам Булгаков прекратил вести дневники в мае 1926 г. после обыска и изъятия личных бумаг.

Слайд 30Одна из дневниковых тетрадей Е.С. Булгаковой


Слайд 31М. А. Булгаков и Е. С. Булгакова. 1935 г.


Слайд 32М. А. Булгаков с женой Е. С. Булгаковой. 1936 г.


Слайд 33Е. С. Булгакова.
Надпись на фото рукой М. Булгакова: «Хозяйка дома “Mon

Repos”, 3.X.38»

Слайд 34«Феномен Булгакова» в 1960е гг.:
целая серия публикаций произведений,
значительная часть которых ни

разу не издавалась до этого

1962 г. – биография Мольера
1963 г. – «Записки юного врача»
1965 г. – сборник «Драмы и комедии»
«Театральный роман» («Записки покойника»)
1966 г. – том «Избранной прозы» с полной публикацией романа
«Белая гвардия»
1966 – 1967 гг. – «Мастер и Маргарита»

В эти же годы в самиздатовской литературе распространялась повесть «Собачье сердце», выверенный текст которой был опубликован лишь в 1989 г.


Слайд 35Журнал «Москва», 1966, №11 и 1967, №1:
первая публикация романа «Мастер и

Маргарита»

Слайд 36
Открытый онлайн-курс ТГУ “Читаем русскую классику вместе. М. Булгаков «Мастер и

Маргарита»”

Курс нацелен на:
овладение универсальной поэтапной моделью работы с художественным текстом
формирование навыков смыслового чтения, значимых в реальной коммуникации и учебной деятельности

Авторы:
Татьяна Банкова, канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка
Елена Юрина, д-р филол. наук, профессор кафедры русского языка

Курс размещен на
онлайн-платформе

Это единственный онлайн-курс
по величайшему произведению золотого фонда мировой художественной культуры –
роману М. Булгакова
«Мастер и Маргарита»

https://www.coursera.org/learn/master-and-margarita

Научившись читать произведение в ритме медленного чтения, Вы сможете вступать в равный диалог с автором. Вы станете настоящим соавтором произведения.


Слайд 37125-летию
Михаила Афанасьевича Булгакова

ПОСВЯЩАЕТСЯ


Слайд 38«Мастер и Маргарита» - «закатный роман» Булгакова
Работа над романом шла с

1928 г. по 1940 г.

1928 – 1936 гг.: создание первой черновой редакции, которое сопровождалось длительными перерывами и периодами быстрой работы.

1936 – 1940 гг.: переписывание романа набело, внесение дополнений, изменение структуры произведения. В итоге было создано по меньшей мере три редакции.

В 1937 г. роман обрёл окончательное заглавие – «Мастер и Маргарита».

В последний раз Булгаков работал над романом 13 февраля 1940 г.


Слайд 39«Мастер и Маргарита» - «закатный роман» Булгакова
... так кто ж ты,

наконец?
– Я – часть той силы,
что вечно хочет
зла и вечно совершает благо.
Гёте. «Фауст»

Эпиграф к роману


Слайд 40Лист из черновой рукописи романа «Мастер и Маргарита»

«Разметка глав»


Слайд 41Лист черновой рукописи с заметками для романа «Мастер и Маргарита»


Слайд 42Лист черновой рукописи с рисунком и заметками
для романа
«Мастер и Маргарита»

«Голгофа»


Слайд 43Лист черновой рукописи
с заметками для романа «Мастер и Маргарита»


Слайд 44Лист черновой рукописи романа «Мастер и Маргарита»

Рассказ Мастера


Слайд 45Лист рукописи романа
«Мастер и Маргарита»


Слайд 46Лист рукописи романа
«Мастер и Маргарита»

В правом верхнем углу пометка Булгакова:
«Дописать раньше,
чем

умереть!»

Слайд 47 Материалы к 6-й и 7-й редакциям романа «Мастер и Маргарита».

1938—1939. Автограф. Обложка и форзац тетради. На форзаце: эпиграф к роману из «Фауста» Гёте
Ein Teil fon jener Kraft,
Die stets das Böse will
Und stets das Gute schafft
(«Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»)

Слайд 48Лист машинописной копии романа «Мастер и Маргарита»
с правками Булгакова


Слайд 49Слева: Литературный журнал «Москва», 1967, №1. Первая публикация романа «Мастер и

Маргарита» в сокращенном виде была осуществлена в этом журнале в 1966—1967 гг.

Справа: Самиздат романа «Мастер и Маргарита». Байконур,1983. Частное собрание.

Слайд 50На одной фотографии, подаренной Булгаковым своей жене Елене Сергеевне, он написал:
«Вот

как может выглядеть человек, возившийся несколько лет с Алоизием Могарычем, Никанором Ивановичем и прочими. В надежде, что ты прояснишь это лицо, дарю тебе, Елена, карточку.
Целую и обнимаю.
16.V.1939. М.»

Слайд 51Одна из поздних фотографий Булгакова



«Жене моей, Елене Сергеевне Булгаковой. Тебе одной,

моя подруга, надписываю этот снимок. Не грусти, что на нём чёрные глаза: они всегда обладали способностью отличать правду от неправды. Москва. М. Булгаков. 11 февр. 1940 г.»

В последние годы жизни Булгаков страдал внезапной слепотой и был вынужден носить чёрные очки


Слайд 52Фотопроект «Мастер и Маргарита»
Работа студии «РетроАтелье» и фотохудожницы Елены Черненко


Слайд 53Фотопроект «Мастер и Маргарита»
Работа студии «РетроАтелье» и фотохудожницы Елены Черненко


Слайд 54Фотопроект «Мастер и Маргарита»
Работа студии «РетроАтелье» и фотохудожницы Елены Черненко


Слайд 55Фотопроект «Мастер и Маргарита»
Работа студии «РетроАтелье» и фотохудожницы Елены Черненко


Слайд 56Фотопроект «Мастер и Маргарита»
Работа студии «РетроАтелье» и фотохудожницы Елены Черненко


Слайд 57Фотопроект «Мастер и Маргарита»
Работа студии «РетроАтелье» и фотохудожницы Елены Черненко


Слайд 58Фотопроект «Мастер и Маргарита»
Работа студии «РетроАтелье» и фотохудожницы Елены Черненко


Слайд 59Фотопроект «Мастер и Маргарита»
Работа студии «РетроАтелье» и фотохудожницы Елены Черненко


Слайд 60Фотопроект «Мастер и Маргарита»
Работа студии «РетроАтелье» и фотохудожницы Елены Черненко


Слайд 61Фотопроект «Мастер и Маргарита»
Работа студии «РетроАтелье» и фотохудожницы Елены Черненко


Слайд 62Фотопроект «Мастер и Маргарита»
Работа студии «РетроАтелье» и фотохудожницы Елены Черненко


Слайд 63Фотопроект «Мастер и Маргарита»
Работа студии «РетроАтелье» и фотохудожницы Елены Черненко


Слайд 64Топография романа «Мастер и Маргарита»


Слайд 65Топография романа «Мастер и Маргарита»
Москва, Патриаршие пруды


Слайд 66Топография романа «Мастер и Маргарита»
Знак, до недавнего времени существовавший в парке

на Патриарших прудах

Слайд 67Топография романа «Мастер и Маргарита»
Москва, Остоженка, д. 21. (особняк Кекушева)
Возможный прототип

«дома Маргариты»

Слайд 68Топография романа «Мастер и Маргарита»
Москва, Плотников переулок, д. 10
Возможный прототип «подвальчика

Мастера»

Слайд 69Топография романа «Мастер и Маргарита»
Москва. Дом Пашкова. Это здание в романе

описано как смотровая площадка,
с которой Воланд и его свита бросают прощальный взгляд на город.

Слайд 70Топография романа «Мастер и Маргарита»
В. Д. Поленов «Иерусалим с западной стороны».

1882 г.

Слайд 71Топография романа «Мастер и Маргарита»
Иерусалим
Вид на старый город и Масличную гору


Слайд 72Топография романа «Мастер и Маргарита»
И. Е. Репин «Голгофа». 1869 г.


Слайд 73Топография романа «Мастер и Маргарита»
В. П. Верещагин «Ночь на Голгофе». 1869

г.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика