Слайд 1Международные мониторинговые исследования Pisa.
Выполнила: Капинос В.А. Группа UKNZ-21
Слайд 2Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA осуществляется Организацией Экономического
Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development).
Цель исследования, как отражено в документах проекта, оценить, обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе. Дополнительно к оценке образовательных достижений изучается влияние на эти достижения различных факторов, связанных с учащимися и их семьями, школой и образовательными возможностями, существующими вне школы.
Слайд 3
Объектом исследования являются образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. Выбор этих учащихся
объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Слайд 4Исследование образовательных достижений учащихся проводится по трем основным направлениям: «грамотность чтения»,
«математическая грамотность» и «естественнонаучная грамотность». Особое внимание уделяется оценке овладения учащимися общеучебными и интеллектуальными умениями.
Исследование PISA проводится трехлетними циклами. В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из трех указанных выше направлений исследования. По двум другим получается обобщенная характеристика грамотности учащихся в данной области. В 2000 году основное направление – «грамотность чтения», в 2003 году – «математическая грамотность», в 2006 году «естественнонаучная грамотность».
Слайд 5Математическая грамотность - степень способности определять и понимать роль математики в окружающем
мире, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику в целях удовлетворения потребностей, присущих созидательному, заинтересованному и мыслящему человеку.
Естественнонаучная грамотность – степень способности использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Грамотность чтения - степень способности к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей.
Компетентность в решении проблем – способность использовать познавательные умения для решения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется.
Слайд 6В России исследование PISA-2000 проводилось Центром оценки качества образования Института общего
среднего образования Российской академии образования при активном участии Министерства образования РФ, органов управления образованием 46 субъектов РФ и различных региональных организаций, занимающихся проблемами образования.
Слайд 7PISA – уникальный мониторинг оценки качества образования в школе, фиксирующий не только результаты
усвоения учебного материала, но и умение использовать полученные навыки и знания в решении жизненных проблем. Именно это определяет актуальность мониторинга не только для совершенствования школьного обучения, но и для формирования компетентностного подхода в высшем образовании. Сегодня мало просто знать факты и правила. В современном мире нужно еще уметь их использовать, например, для того, чтобы сформулировать свою точку зрения в споре о генетически измененных продуктах или оценить газетную статью о глобальном потеплении.
Слайд 8В тестах используются вопросы разного типа. Около половины - вопросы, предполагающие
свободные ответы,. В 12% вопросов необходимо самостоятельно сконструировать свой ответ, но этот ответ ограничен отдельными словами или числами. Вопросы с готовыми вариантами ответов составляют примерно треть.
Всего в международном мониторинге оценки качества образования в школе использовались 54 задания по математике (всего 85 вопросов), 8 заданий по чтению (всего 28 вопросов), 13 заданий по естествознанию (всего 35 вопросов) и 10 заданий по решению проблем (всего 19 вопросов). Каждый ученик должен ответить на них за 2 часа письменно. После выполнения теста каждый ученик заполняет в течение получаса анкету, в которой описывает свое образовательное учреждение, семью, свои интересы и отношение учебе. Дополнительно проводится анкетирование директоров образовательных учреждений.
Слайд 9Основное внимание при проведении мониторинга качества образования в школе уделяется оценке овладения учащимися
общеучебными и интеллектуальными навыками. Для проверки математической грамотности, грамотности чтения, естественнонаучной грамотности и умения решать проблемы разрабатываются комплексные или структурированные задания. Каждое из заданий включает отдельный текст, в котором описывается некоторая проблема, и 1-6 вопросов к нему различной трудности. По результатам выполнения заданий оценивается способность учащихся выявить проблему в тексте и решить ее, применив знания из той или иной предметной области.
Слайд 10В тестах используются вопросы разного типа. Около половины - вопросы, предполагающие
свободные ответы,. В 12% вопросов необходимо самостоятельно сконструировать свой ответ, но этот ответ ограничен отдельными словами или числами. Вопросы с готовыми вариантами ответов составляют примерно треть.
Всего в международном мониторинге оценки качества образования в школе использовались 54 задания по математике (всего 85 вопросов), 8 заданий по чтению (всего 28 вопросов), 13 заданий по естествознанию (всего 35 вопросов) и 10 заданий по решению проблем (всего 19 вопросов). Каждый ученик должен ответить на них за 2 часа письменно. После выполнения теста каждый ученик заполняет в течение получаса анкету, в которой описывает свое образовательное учреждение, семью, свои интересы и отношение учебе. Дополнительно проводится анкетирование директоров образовательных учреждений.