Слайд 1Методы научного исследования и его оформление
Лекция 5
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2Вопросы:
Понятие методологии и метода исследования
Оформление научного исследования.
                                                            
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3Понятие методологии и метода НИД
Любое научное исследование осуществляется определенными приемами, способами
                                                            
                                    и методами, по определенным правилам. 
Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Метод - совокупность приемов практической или теоретической деятельности; способ достижения цели.
Методы
                                                            
                                    научного исследования – это способы изучения научных явлений, получения научной информации о них с целью постановки закономерных связей, отношений и построения научных теорий. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5
Всеобщие (общефилософские) методы:
Диалектический метод - это метод познания действительности в ее
                                                            
                                    противоречивости, целостности и развитии.
 Метафизический метод - метод, противоположный диалектическому, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Методы научного исследования
Общетеоретические - анализ, синтез, обобщение, систематизация, прогнозирование, моделирование и
                                                            
                                    классификация общих явлений и процессов, сравнение и сопоставление опыта; 
Теоретические методы важны для определения проблемы исследования, формулирования темы, положений гипотезы и для оценки собранных фактов. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Общетеоретические методы
Анализ - мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его
                                                            
                                    части, с помощью которого соискатель, анализируя отдельные факты, явления, группируя их, выявляет в них общее и особенное, устанавливает общий принцип или правило. 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Анализ обязательно сопровождается синтезом, который помогает исследователю проникнуть в сущность изучаемых
                                                            
                                    фактов и явлений.
Синтез - объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Индуктивный метод - движение мысли от простого к сложному, от частных
                                                            
                                    суждений к общему выводу 
Дедуктивный метод – от общего суждения к частному выводу.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Метод сравнения - установление различия между изучаемыми объектами или нахождение в
                                                            
                                    них общего; осуществляется как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств (динамика). 
Метод классификации - последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группы.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Метод измерения – это процесс определения численного значения некоторой величины путем
                                                            
                                    сравнения ее с эталоном. 
Метод обобщения – определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующее объекты данного класса. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Идеализация или моделирование, абстрагирование - мысленное конструирование объектов. 
Формализация - использование
                                                            
                                    специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов (краткость записи). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Эмпирические - наблюдение, включенное наблюдение, контент-анализ, анкетирование, интервью, эксперимент… ; 
Методы
                                                            
                                    математической статистики - критерий Q-Розенбаума; критерий Крускала – Уоллиса; критерий Фридмана; критерий Барлетта; U-критерий Манна-Уитни, t-критерий Стьюдента — методы статистической проверки гипотез.
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Методы математической статистики 
С помощью методов математической статистики определяются средние величины
                                                            
                                    полученных показателей: 
среднее арифметическое; 
медиана — показатель середины; 
степень рассеивания — дисперсия, или среднее квадратическое отклонение,
коэффициент вариации и др. 
Для проведения подсчетов используются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Методы изучения реального опыта -
 Изучается опыт высококвалифицированных, опытных, статусных специалистов
                                                            
                                    (педагогов, экономистов, юристов, политологов, журналистов и т.д.) со стажем не менее 10-15 лет,  и опыт рядовых специалистов, трудности которых могут отражать реальные противоречия изучаемого процесса, назревшие или назревающие проблемы. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Методы изучения реального опыта:
- Наблюдение, 
- Беседа, интервью,
Опрос (устный, письменный),
Анкетирование,
 Контент-анализ,
                                                            
                                    
- Изучение письменных, графических и творческих работ, годовой документации, отчетов, аналитических справок, итоговых документов, справочных материалов и т.д. и т.п.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Наблюдение
восприятие изучаемого явления, получение конкретного фактического материала; ведение записей (протоколов), оформление
                                                            
                                    справки.
Этапы: определение задач и цели; выбор объекта, предмета, ситуации или какого-либо явления; выбор способа и средств наблюдения; выбор способов и методов фиксирования показателей наблюдаемого; обработка и содержательная интерпретация полученной информации (результат). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18    Включенное наблюдение - достоверный вид наблюдения.
 
                                                            
                                      Исследователь становится реальным членом той группы, в которой ведется наблюдение.
     Невключенное наблюдение (как бы со стороны), сплошное или выборочное.
    Недостатки - субъективность исследователя,  его установки, интересы, психические состояния. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Контент-анализ (от англ.: contents - содержание, содержимое) - анализ содержания —
                                                            
                                    стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов.
Контент-анализ - метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций (аналитические справки…).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20В соответствии с целью, задачами и методологией научного поиска осуществляется собственная
                                                            
                                    разработка Программы и Методики исследования, предполагающие использование комплекса теоретических и эмпирических, мысленно-логических методов, сочетание которых дает возможность с оптимальной достоверностью исследовать объект и предмет научного исследования. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21       Источники исследования:
Нормативно-правовые документы; 
Инструктивные
                                                            
                                    письма и 
рекомендации органов управления, банков, учреждений, министерств и ведомств;
 Труды отечественных и зарубежных ученых;
 Материалы периодической печати; 
Словарно-справочная литература;
 Учебники и учебные планы, программы профессиональной подготовки специалистов. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Работа с литературой предполагает:
составление библиографии – перечня источников, отобранных для исследовательской
                                                            
                                    работы; 
реферирование – краткое переложение основного содержания научной работы по изучаемой тематике; 
конспектирование – ведение детальных записей, в основе которых составление и выделение главных идей и положений работы; 
аннотирование – краткую запись общего содержания книги или статьи; 
цитирование – дословную запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Достоверность гарантируется:
Надежностью представленного фактического и цифрового материала,
Верификацией  (лат. verus —
                                                            
                                    истинный, facere — делать) - подтверждение соответствия конечного продукта предопределённым эталонным требованиям 
Многократным повторением результатов в одних и тех же условиях при большом количестве проверок на множестве объектов 
Апробацией полученных результатов на практике (внедрение) 
Использованием разнообразных мысленно-логических методов исследования.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Вопрос 2.Библиографическое оформление научного исследования.
В качестве заглавия списка литературы используются стандартные
                                                            
                                    названия, такие как: 
 - Литература
- Список литературы
- Список использованной литературы 
- Библиография 
- Использованная литература 
- Рекомендуемая литература. 
 Для курсовых, дипломных работ используются первые три названия. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Наиболее распространённые построения списков литературы: 
1. Алфавитное построение.
2. Хронологическое построение.
3. Предметно-тематическое
                                                            
                                    построение. 
4. Нумерационное построение. 
5. Построение по видам документов. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Если книга имеет 4 авторов и более, то описание начинается с
                                                            
                                    заглавия.
 Если в названии произведения имеются даты, сведения о месте проведения конференции, то они приводятся после основного заглавия через запятую:
Развитие экономики в России, 2005-2015 гг.
Тезисы докладов 3 международного конгресса преподавателей русского языка, Москва, 23 – 28 авг. 2014 г. Внешнеэкономическая политика Китая (2005-2015 гг.)
3. Область издания содержит информацию об изменениях издания по отношению к предыдущему: 5-е изд., дораб. Изд. 2-е, испр. и доп. Изд. 4-е, перераб. и доп. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 274. После места издания ставится «двоеточие» ( : ), после названия
                                                            
                                    издательства «запятая» (,):
Иванов И.И. Гражданское право. - М.: Молодая гвардия, 2014. – 233 с.
5. Один автор: Аннинский, Л.А. Русский человек на любовном свидании [Текст] / Л. А.Анненский. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Согласие, 2013. - 354 с. 
6. Три автора: Агафонова, Н. Н. Гражданское право [Текст]: учеб. пособ. / Н. Н.Агафонова, Т. В.Богачева, Л. И.Глушкова; под общ. ред. А. Г.Калпина; М-во общ. и проф. образования РФ.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрист, 2007.- 540 с. 
 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28Примеры аналитического описания: 
Из газеты: 
Чежин, А.В. Выходить на новые ориентиры
                                                            
                                    [Текст] / А. Чежин // Новый день. - 2007. - № 12. - 12 янв. - С.1. 
Бушуев, В.Т. Блестящий век великой императрицы [Текст] / Владлен Бушуев //Парламентская газета. - 2008. - № 12. - 28 окт. - С.6. 
Михайлов, С.А. Езда по-европейски: система платных дорог в России находится в печальной стадии развития [Текст] / Сергей Михайлов // Независимая газета.- 2008. - 17 июня.- С.3. 
Из журнала: 
Исхаков, В. Другая жизнь – другая история [Текст] : рассказ / В. Исхаков //Знамя.- 2006.- № 12.- С. 85-88. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29Из журнала: 
Исхаков, В.Т. Другая жизнь – другая история [Текст] :
                                                            
                                    рассказ / В. Исхаков //Знамя.- 2006.- № 12.- С. 85-88. 
Арсланов, Г. С. Реформы в Китае: смена поколений [Текст] / Г. Арсланов // Азия и Африка сегодня. - 2007.- № 4.- С.2-6. 
Из сборника: 
Ширков, Д.В. Новый метод теоретической физики [Текст] / Д. В.Ширков // Наука и человечество: сб. ст.- М., 1987.- С. 127-134. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30Примеры библиографического описания электронных ресурсов: 
Интернет для библиотечных и информационных работников
                                                            
                                    [Электронный ресурс]: вводный курс.- М.: Центр «Информатика», 1999.- CD-ROM.- Ч.1.- 1 CD-диск; 12 см.- (CD 43- ОА, СД 44- ПЦПИ). 
Патенты России: описания изобретений [Электронный ресурс] / Рос. агентство по пат. и товар. знакам.- М.: ФИПС, 1999.- Компакт диск No 10 (35): RU 10.10.99 – 27.10.99.- 1 CD-диск; 12 см.- (СД 11- ОДИ). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31Примеры библиографического описания официальных документов 
Конституции и уставы: 
Конституция Российской Федерации
                                                            
                                    [Текст] : офиц. текст.- М.: Маркетинг, 2001.- 39с. 
Устав Московской области [Текст] : принят Моск. обл. Думой 5 нояб. 1996 г. с поправками.- М., 2000.- 72с.
Законы: 
Об информации, информатизации и защите информации [Текст] : федер. закон от 20 февр. 1995 г. No 24-ФЗ // Рос. газ.- 1995.- 22 февр. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32Использованная литература
Боас Ф. Границы сравнительного метода в антропологии / Пер. Ю. С. Терентьева
                                                            
                                    // Антология исследований культуры. — СПб. Университетская книга, 1997. — Т.1. - С. 509-518. 
Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен. — СПб. 2009. – 199 с.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33Маслова Е.А. Италия: образование и экономическое развитие // Современная Европа. -
                                                            
                                    № 4 (60). - 2014. С. 61-69.
Романенко Н.М. Особенности аккультурации в профессиональной деятельности специалиста-международника // Вестник МГИМО университета. 2014. № 4    (37). С.313-316.
Рябенко Н.Л. Формирование и модернизация коммуникативной компетенции студентов политологов-международников // Человеческий капитал. 2015. № 04 (76). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 34Контрольные вопросы:
Определите термин «метод научного исследования».
Перечислите теоретические методы.
Перечислите прикладные (эмпирические) методы.
Определите
                                                            
                                    индуктивный и дедуктивный методы.
Суть методов «сравнение» и «классификация».
Идеализация, моделирование, абстрагирование - это… 
Метод формализации в исследовании?
Метод «включенное наблюдение».
Контент-анализ - это…. 
Чем гарантируется достоверность исследования?