Слайд 1МЕТОДИКИ КРЕАТИВНОСТИ
КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Суркова
Наталья Александровна,
методист центра воспитания и развития творческой личности
Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования
Слайд 2Инженерное мышление – это специальное, профессиональное мышление, направленное на разработку, создание
и эксплуатацию новой высокопроизводительной, надёжной, безопасной и эстетической техники, на разработку и внедрение прогрессивной технологии, на повышение качества продукции и уровня организации производства.
Слайд 3Функции инженерного мышления
выдвижение и внедрение инноваций для достижения наиболее экономичных, эффективных
и качественных результатов
гуманизация производства и труда, техники и технологии
решение конкретных технико-технологических, производственных и организационно-управленческих проблем и задач с помощью технических средств
Слайд 4
художественная
практическая (технологическая)
научная
Особенности
инженерного мышления
Слайд 5Структура инженерного мышления
Слайд 6Инженерное творчество – это свободная неалгоритмированная деятельность, которая совершенствует старую технику
и технологию и создаёт новые технические и технологические средства, обладающие производственной и социальной значимостью, а также предлагает новые, более прогрессивные формы организации труда и производства.
Слайд 7
формирование
проблемной
ситуации
рождение новой технической идеи
разработка
идеальной модели
воплощение изобретения
конструирование
Этапы инженерного мышления
Слайд 8Методики креативности – это методы и техники, содействующие творческому процессу генерации
оригинальных идей, нахождения новых подходов к решению известных проблем и задач.
Слайд 9Задачи методик креативности
чёткая формулировка проблемы;
сбор отправных положений;
выработка критериев для структурирования отправных
положений;
всестороннее изучение отправных положений;
расширение проблематики;
формулировка нескольких точек зрения на проблему;
формулировка максимального количества решений;
выработка критериев отбора перспективных идей или решений;
снятие ментальных блокад;
ускорение процесса генерации идей;
отбор действительно выгодных и оригинальных вариантов решения проблемы.
Слайд 10Методики креативности:
мозговой штурм (позволяет найти максимальное количество вариантов решения, даже самых
фантастических);
теория решения изобретательских задач Генриха Альтшуллера (поиск алгоритмов для построения новой системы или улучшения старой);
метод Дельфи (через опрос, интервью, мозговые штурмы помогает достичь максимального консенсуса в определении правильного решения);
латеральное мышление Эдварда де Боно (шесть цветов шляп определяют позицию «мыслителя»: оптимистичную, пессимистичную, эмоциональную, аналитическую, творческую, перспективную);
синектика Уильяма Гордона (помогает «сделать известное странным, а странное – известным; через аналогии позволяет найти новые подходы к решению проблемы) и т. д.
Слайд 12
Охарактеризуйте главного героя видео.
Кто он: мечтатель или реалист? Какова его
мечта? Каким путём он к ней идёт?
Побудьте критиками этого способа достижения мечты. Как вы считаете, изменит ли мир мальчик, который появляется в конце мультфильма?
Слайд 13Метод Уолта Диснея
Люди, обсуждающие ту или иную проблему, чтобы увидеть её
с разных ракурсов, один за другим выступают в разных ролях: «мечтатель» выдаёт идею, «реалист» объясняет, как её воплотить, а «критик» демонстрирует её слабые места.
Слайд 14Какова тема
нашего сегодняшнего занятия?
Слайд 15Что нужно делать, чтобы ускорить научно-технический прогресс?
Слайд 16Метод «От противного»
На первом этапе вопрос ставится наоборот: что нужно сделать,
чтобы НЕ ПОЛУЧИТЬ желаемый результат?
На втором этапе все записанные средства трансформируются в зеркальном отражении.
Слайд 20Метод шаблона
Если у вашего вопроса есть чёткие параметры, в рамках которых
вы должны действовать, их можно подать в виде таблицы, расчертив её по графам. В верхнюю строку, например, вносят средства, а в крайний левый столбец – участников. Далее идеи генерируются в каждой клетке шаблона, исходя из заданных условий.
Слайд 22Метод фокусировки
Группа ищет ключевой фактор вопроса, от которого зависит всё. Например,
при рекламе товара важно понять, что вы хотите продать человеку: страховой полис или чувство уверенности? После этого генерировать идеи становится легче.
Слайд 24Как вы думаете, на каких этапах занятия наиболее целесообразно использовать предложенные
методики?
Какие вспомогательные материалы могут помочь в их применении?
Есть ли у вас идеи по использованию предложенных методик в вашей практике?
Если информация была для вас ценной, покажите нос сделанного самолётика, а если не очень, его хвост;)