Слайд 1Методика составления программы исследования
Слайд 2
Примерная структура программы
1) теоретический раздел – обоснование проблемы исследования, его замысла
и концепции; раскрытие объекта и предмета исследования; предварительный системный анализ исследования; выдвижение и развертывание гипотез исследования.
2) методический раздел – выделение обследуемой выборочной совокупности; характеристика методов сбора информации, обработки информации, анализа информации; постановка социальных экспериментов для проверки качества проведенных работ.
3) организация социологического исследования
Слайд 3
Ответить на вопросы
1. Оправдано ли предстоящее исследование?
2. Где и
что предполагается изучать?
3. В каком направлении и как будет осуществляться исследовательская работа?
4. Почему исследование нужно проводить так, а не иначе?
5. Какие результаты ожидаются?
Ответы на эти вопросы должны содержаться в методологической части программы.
Начинать ее разработку рекомендуется с уточнения содержания проблемы исследования.
1. Методологические основы программы социологического исследования
Слайд 42.Обоснование проблемы исследования
Проблема исследования – это сформулированная в теоретических понятиях проблемная
ситуация (противоречие) в функционировании социального объекта.
Проблема исследования всегда субъективна, так как определяется конкретными людьми .
Проблемная ситуация – объективна. Она возникает в процессе взаимодействия людей друг с другом и окружающей средой.
Слайд 52.Обоснование проблемы исследования
Выделяют три типа проблем исследования:
1) теоретическая проблема –
для своего решения она нуждается в новых научных знаниях;
2) прикладная проблема – ее решение лежит в плоскости известных знаний, но требует иных подходов с учетом определенных условий,
3) проблема смешанного типа – предполагает сочетание двух предыдущих.
Слайд 62.Обоснование проблемы исследования
Наиболее важными сторонами проблемной ситуации являются
гносеологическая
предметная
Гносеологическая сторона
характеризует имеющийся объем знаний, которым располагает исследователь, содержит оценку соответствия или несоответствия знаний практическим действиям
Предметная – связана с реальными отношениями, складывающимися в процессе организации
Слайд 72.Обоснование проблемы исследования
Проблемы исследования формулируются через указание на противоречие (проблемные ситуации),
а также негативные последствия, требующие для своего преодоления новых научных теоретических знаний или определенного практического опыта. Четкое обоснование проблемы позволяет задать направленность на результаты, необходимые для создания технологий, для оптимизации объекта. При формулировании проблем исследования необходимо учитывать особенности объекта и предмета исследования.
Слайд 83. Объект и предмет исследования
Объект исследования - выделение той части пространства,
состояние которой интересует субъекта в связи с реализацией поставленных им целей.
Предметом исследования является проблема,- реальное противоречие требующее своего разрешения
Слайд 9 3.Объект и предмет исследования
Выделение объекта и предмета исследования – это
важная процедура в ходе разработки программы исследования, так как от того, какой в изучаемом объекте будет выделен предмет, зависит выбор метода сбора и анализа информации
Прикладные социологические исследования чаще всего основываются на выборочном анализе социальных фактов, поскольку их сплошное исследование не всегда представляется возможным и целесообразным.
Все социальные объекты, подлежащие изучению, составляют генеральную совокупность.
Выборка исследования – это часть объекта исследования, которая по основным социально-демографическим или иным существенным признакам отражает объект в целом
Слайд 10 3.Объект и предмет исследования
Если генеральная совокупность – это множество всех
элементов объектов исследования, ограниченных естественными территориально-временными рамками и программой исследования,
то выборочная совокупность – это часть элементов, извлеченная определенным образом из целого и предназначенная для непосредственного изучения (наблюдения).
Основным требованием, предъявляемым к любой выборке, является ее репрезентативность, то есть способность выборочной совокупности отражать характеристики генеральной. Например 50% респондентов от общего числа
Слайд 11
4. Цель и задачи исследования
Цель исследования – конечный результат научного
исследования.
Задачи исследования – это действия, которые планируются совершить для достижения цели; это ступени, по которым нужно пройти, чтобы достичь конечного результата.
По типу логической связи с объектом исследования задачи бывают:
1) поисковые (выявление поисковых ситуаций);
2) описательные (констатация имеющихся противоречий);
3) объяснительные (установление причинно-следственных зависимостей);
4) экспериментальные (проверка выводов в искусственно созданных условиях);
5) внедренческие (связаны с внедрением практических рекомендаций).
Слайд 12
5.Гипотезы исследования
Процедура выдвижения гипотез предполагает сбор предварительной теоретической и
эмпирической информации о проблеме, объекте и предмете исследования. Исследователь должен выявить факторы, влияющие на изучаемые ситуации (противоречия), определить характер взаимосвязей между отдельными сторонами объекта исследования, выяснить особенности проявления предмета исследования. Обязательным является выдвижение предварительных гипотез о причинах исследуемых противоречий и способах их преодоления. Уточняется логическая форма и содержание выдвинутых предположений с помощью теоретической и эмпирической интерпретации составляющих объекта исследования
Слайд 13
5.Гипотезы исследования
Главной функцией гипотез в социологическом исследовании является то,
что они выступают ключевым звеном, связывающим между собой теоретическую концепцию и эмпирическую базу исследования.
Гипотеза, будучи по своему содержанию прогнозом ожидаемого решения определенной задачи, помогает точнее сформулировать проблему, цель и задачи исследования, конкретизировать его объект и предмет. На основании гипотез исследования строится инструментарий исследования: вопросы анкеты, интервью и т. д.
Слайд 14
Интерпретация понятий – это процедура определения содержания понятийного аппарата, применяемого
в исследовании. Ее основной смысл заключается в следующем:
достижении необходимого научного уровня исследования;
обеспечении единого подхода к содержанию исследовательских процедур на всех этапах;
в адекватном толковании понятий с теоретического на эмпирический уровень;
создании единого понятийного каркаса для научного анализа социологических данных.
6.Интерпретация основных понятий
Слайд 15
Интерпретация включает три уровня и является процедурой перевода теоретических понятий
в переменные и эмпирические индикаторы.
Например, понятие «социальный статус», можно определить с помощью такой переменной, как «уровень дохода». Показателем уровня дохода является количество денег, получаемых индивидом. В качестве эмпирического индикатора уровня дохода используется ответ самого респондента о доходах, но могут использоваться и другие показатели, например наличие / отсутствие собственного жилья, автомобиля и т. д
6.Интерпретация основных понятий
Слайд 16
6.Интерпретация основных понятий
Уровни интерпретации
Теоретическая интерпретация – конкретизация понятий путем
сравнения с понятиями бóльшей степени общности через указание признаков, отличающих его от других, ему подобных.
Эмпирическая интерпретация – выделение эмпирических признаков понятия через их перечисление – прием обратный абстрагированию от общего к частному.
Операциональная интерпретация – завершает эмпирическую, детализируя и расчленяя понятия до уровня эмпирических составляющих; итог этого вида интерпретации – операциональное определение, включающее в себя перечень эмпирических индикаторов и показателей, приближающих исследователя к практической реализации целей исследований.
Слайд 17
6.Интерпретация основных понятий
Интерпретацией основных понятий завершается методологическая часть программы
исследования, после этого возможен переход к разработке и обоснованию методов сбора, обработке и анализу документов.
Слайд 18
7. Методика сбора, обработки и анализа информации
Содержание и последовательность
операций в количественном и качественном исследованиях
Слайд 19
К «жестким» количественным методам сбора информации относятся:
изучение документов в
трех его формах:
традиционный анализ документов,
количественный метод (контент-анализ),
комбинированный метод;
2) опрос в его разновидностях, среди которых:
анкетный опрос,
интервью,
экспертный опрос,
социометрический опрос;
3) социологическое наблюдение, включая эксперимент как наблюдение в искусственно созданных условиях.
8. Определение методов сбора информации
Слайд 20
8. Определение методов сбора информации
При выборе методов сбора информации
часто допускаются ошибки:
– неправильно сформулированная проблема исследования уводит процесс сбора информации в сторону;
– цель исследования определена абстрактно, выходит за рамки программы исследования, а, следовательно, сбор информации идет стихийно, лишен четкой целенаправленности;
– поверхностно изложены задачи исследования, что затрудняет способы информационного поиска;
– четко не определены границы объекта исследования, не обоснована выборка, не выделены единицы наблюдения и единицы анализа, а значит, сбор информации будет носить не конкретный характер;
– узко или, наоборот, слишком широко определен предмет исследования, в результате собранные данные по своему объему либо недостаточны, либо излишни для решения задач исследования;
– в исследовании нет гипотез или они недостаточно точно сформулированы, это неоправданно увеличивает объемы работ по сбору бесполезной для анализа информации;
– не сделана теоретическая интерпретация понятий, вследствие этого были упущены существенные стороны изучаемых явлений;
– не проведена эмпирическая интерпретация основных понятий, не сделаны их операциональные определения, применен слишком узкий или слишком широкий набор показателей и индикаторов.
Слайд 21
9. Общие принципы анализа информации
В качестве методов анализа информации
применяют следующие традиционные методы научного познания:
– группировку данных;
– измерение данных;
– методы типологизации, классификации;
– методы гипотез, аналогии, формализации;
– структурно-функциональный, системный методы;
– индуктивный и дедуктивный методы;
– методы моделирования и экспериментов.
Слайд 22
9. Общие принципы анализа информации
Количественные способы анализа и обобщения
данных
Все методы количественного анализа принято разделять на две большие группы:
методы статистического описания
методы вывода.
Методы статистического описания направлены на получение количественной характеристики данных, полученных в конкретных исследованиях.
Методы статистического вывода позволяют корректно распространять результаты конкретного исследования на всё явление как таковое, делать заключение общего характера
Слайд 23
9. Общие принципы анализа информации
Качественные способы анализа и обобщения
данных включают в себя:
создание типологий (типологизация),
моделирование,
создание и разработку теорий,
социальное прогнозирование
Типологизация – это более сложный способ группировки объектов по эмпирически или логически выделенным признакам или их комбинациям.
Он позволяет связать эмпирические исследования с их теоретическим объяснением наблюдения.
Слайд 24
9. Общие принципы анализа информации
Следующий принцип анализа информации –
сопоставление обработанных данных с гипотезами исследования, установление истинности или ложности ранее сформированных предположений.
В данном случае используются методы аналогий – уподобление пока непонятных явлений и процессов с другими уже изученными. Осуществляется анализ информации об объекте исследования в разрезе каждой из его частей. Обобщение частных оценок, характеристик, предварительных выводов способствует ее формализации.
Слайд 25
9. Общие принципы анализа информации
Моделирование – это упрощенный способ описания
причинно-следственных связей.
С помощью теоретических моделей формируются представления о функционировании и изменениях в системах при различных условиях, причинах конкретных явлений.
Слайд 26
9. Общие принципы анализа информации
Наиболее используемыми принципами анализа информации
являются
методы структурного функционализма,
системный подход,
индукция и дедукция,
которые определяют логику исследовательского процесса.
Слайд 27
10. Организация исследования
Стратегический план исследования
Виды стратегического плана
Разведывательный, или формулятивный план предполагает постановку
проблем и выдвижение рабочих гипотез. Обязательными пунктами такого плана являются: знакомство с научной литературой, консультации экспертов в этой области, проведение социологического наблюдения, поиск дополнительных источников данных. Главной его целью является формулирование описательных гипотез.
Аналитический план предполагает наличие описательных гипотез и намечает глубокое исследование: опросы различных видов, корреляционный анализ и т. д. Он дает возможность сформулировать объяснительные гипотезы.
Экспериментальный план (при наличии объяснительных гипотез) – направлен на постановку социальных экспериментов с целью углубления знаний о первично-следственных связях и отношениях внутри объекта исследования.
Организационный план носит общий характер и имеет своей целью подробное описание процедуры исследования. Он включает в себя следующие процедуры:
Слайд 28
10. Организация исследования
- разработку инструментария исследования;
– формирование групп
для сбора первичной информации;
– определение места и времени проведения исследования выборочной совокупности;
– мероприятия по технической подготовке исследования (ксерокопирование анкет, бланков интервью, информирование респондентов о целях и задачах обследования);
– корректировку гипотез и методик после проведения первичного исследования;
– подготовку программного обеспечения для обработки первичной информации;
– мероприятия по компьютерной обработке результатов исследования;
– обобщение и анализ полученных данных.
Слайд 29
Программа исследования должна состоять из следующих элементов:
Объект исследования;
Предмет исследования;
Цель
исследования;
Системный анализ;
Задачи исследования;
Гипотезы исследования;
Выборочная совокупность;
Методы исследования;
Обоснование методов;
Стратегия исследования;
Интерпретация ключевых понятий
Организационный план (этапы исследования)
Слайд 30
Вопросы
Какими причинами объясняется необходимость составления программы исследования? Почему
ее разрабатывают на первом этапе, а не одновременно со сбором информации?
С чем связана необходимость четкого формулирования проблемы исследования?
В чем заключается различие между проблемной ситуацией и проблемой исследования?
Какое содержание вкладывается в понятие «объект исследования» в социальной работе?
Назовите основные признаки предмета исследования? Как они связаны с объектом исследования?
Дайте определение выборки. Что такое репрезентативная выборка? Какие требования надо соблюдать, чтобы выборка была надежной?
Какую функцию выполняет в ходе исследовательского процесса определение цели и задач исследования?
Какова роль процедуры интерпретации в социологическом исследовании?
Что такое гипотеза? Назовите основные типы гипотез? Каким общепризнанным требованиям должна соответствовать правильно составленная гипотеза?
Какие способы анализа и обобщения данных социологических исследований вам известны?
Назовите основные принципы анализа данных. В чем различие между группировкой данных и типологизацией?
Что такое стратегический план исследования?