Слайд 1Методическая продукция учителя
©
Слайд 2 Мир вступил в новую эпоху – глобальное
информационное общество, которое кардинальным образом меняет среду, жизненный уклад, процессы коммуникации и, самое главное, требования к человеку и человеческому потенциалу.
Слайд 3 Информация и знания – главная преобразующая сила общества
Новизна,
быстротечность, ускорение – наиболее
характерные черты современной жизни
Цикл обновления как производственных, так и
социальных технологий составляет 6-8 лет, опережая темпы смены поколений
Непрерывное образование и способность к
переквалификации – неотъемлемая часть сохранения социального статуса личности
Судьба каждого человека зависит от способности своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.
Факторы, характеризующие информационное общество и общество знаний
Слайд 4 Информация, зафиксированная на каком-либо носителе, называется – документ.
Международная организация по стандартизации, считает, что «документ – это записанная информация, которая может быть использована как единица в документационном процессе».
В электронных сетях понятию документ в известной степени соответствует понятие ресурс. Термин ресурс, как и термин документ, используют в широком смысле.
Слайд 5документ является носителем социальной информации, созданной человеком для использования
в обществе;
документ предполагает наличие семантической (смысловой) информации, бессмысленная информация документом быть не может;
документ имеет знаковую форму;
основной вид опубликованного, печатного, полиграфического документа, самостоятельно оформленного, имеющего выходные сведения называется - издание
Слайд 6листовое – издание в виде одного или нескольких листов печатного материала
любого формата без скрепления;
брошюра – издание в виде блока скрепленных листов, в обложке, объемом свыше 4, но не более 48 страниц;
книжное издание – в виде блока скрепленных в корешке листов, в обложке или переплете, объемом свыше 48 страниц;
газетное – листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата.
журнальное – издание в виде скрепленных в корешке листов, установленного формата;
Слайд 7Виды изданий:
Официальное
Научное
Научно-популярное
Научно-профессиональное
Учебное
Справочное
Рекламное
Слайд 8 Учебное издание содержит систематизированные сведения научного или прикладного характера,
изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, рассчитано на учащихся разного возраста и степени обучения.
Слайд 9Главными документами, определяющими содержание образования являются учебный план и учебные программы,
в основу которых положен государственный стандарт.
Федеральный государственный образовательный стандарт предназначен для обеспечения единства образовательных требований к качеству знаний, умений и навыков, а следовательно – единства образовательного пространства страны.
Учебный план – это документ, в котором определены состав учебных предметов, изучаемых в данном типе образовательных учреждений, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет.
Слайд 10Учебная программа – издание, определяющее содержание, объем, порядок изучения и преподавания
какой-либо учебной дисциплины.
Примерные учебные программы утверждаются Министерством образования и науки РФ, раскрывают ведущие положения науки, практики, искусства, техники и носят рекомендательных характер.
Рабочие программы отражают школьный компонент, а также образовательный потенциал учебного заведения, творческие возможности преподавателей.
Авторские программы создаются главным образом по курсам, вводимым учебным учреждением
Слайд 11 любая программа должна
содержать:
пояснительную записку, в которой определяются цели и основные направления работы по курсу, выделяются ведущие идеи, ключевые подходы, наиболее общие методы изучения;
тематический план с примерным распределением часов по темам;
раздел, раскрывающий содержание каждой темы с выделением подлежащих изучению фактов, доказательств, законов, теорем, теорий, следствий, прикладных объектов, а также обязательных для овладения умений и навыков;
Слайд 12методические указания о способах изучения разделов курса (методы, основные демонстрации, лабораторные
работы и т.д.)
библиографический список с указанием основных и дополнительных документов
Объем – 0,5 уч.-изд.л. и более
Слайд 13 При подсчете объема следует исходить из того, что авторский
лист, как и учетно-издательский, равен 40 000 знаков прозаического текста (считая и знаки препинания, и пробелы между словами, и неполные строки за полные), 700 строкам стихотворного текста, или 3000 кв.см. площади изображения в том масштабе, в каком они воспроизведены в издании (если речь идет об иллюстративном материале)
Слайд 14 Можно использовать следующие способы подсчета объема прозаического текста:
количество знаков
на строке умножить на количество строк на странице, умножить на количество страниц и разделить на 40 000
при строгом соблюдении издательских технических требований – количество страниц разделить на 16
Слайд 15Технические требования
Текст должен быть расположен по ширине страницы с
учетом полей (2,5см.), набран шрифтом Times New Roman, кегль – 14, межстрочный интервал 1,0.
Абзацные отступы должны быть одинаковыми по всему тексту – 1,25 см.
Слайд 16 Учебник – учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины
(или ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Объем – для грифования в Министерстве образования и науки РФ не менее 6 уч.-изд.л; для грифования в Учебно-методических объединениях профильных учреждений не менее 4 уч.-изд.л.
Слайд 17 Электронный учебник
является ключевым дидактическим
звеном информационно-коммуникационной технологии обучения в процессе подготовки конкурентоспособных специалистов ХХI века. Он не альтернатива, а дополнение к традиционным формам обучения, и не заменяет работу студента с книгами, конспектами, сборниками задач и упражнений.
Слайд 18Виды:
информационно- пропагандистская, организационно – инструктивная прикладная.
Методическая продукция
Слайд 19методическое описание,
аннотация,
информационный плакат,
информационно – методическая выставка, реферат.
Данный вид
методической продукции содержит сведения, подлежащие распространению, разъяснение приемов и методов, анализ опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности.
Информационно – пропагандистская методическая продукция
Слайд 20Аннотация – это краткое изложение сути, содержания и главных особенностей методического пособия, разработки,
сведений об авторе. Аннотация раскрывает назначение данного материала. В ней обязательно указывается , кем и где может быть использована эта методическая работа. В методической службе аннотация применяется и для самообразования при подготовке к личной аттестации.
Слайд 21 позволяет ознакомить широкий круг людей с предстоящими событиями любого типа или
итогами их проведения. Как правило, он предназначен для всеобщего обозрения, поэтому размер, оформление плаката должны быть соответствующими. Информационные плакаты могут также рекламировать и пропагандировать печатные издания из опыта работы, информирующие об адресах этого опыта, календарные планы работы детских объединений т.д. (театральная студия).
Информационный плакат
Слайд 22организуется с целью ознакомления и пропаганды методической литературы (в том числе
из опыта работы). Выставка может быть посвящена определенной теме, рассказывая об опыте работы того или иного педагогического коллектива или педагога, может также знакомить с новинками научно – методической и педагогической литературы.
Информационно – методическая выставка
Слайд 23стационарная, работающая в течение долгого времени;
временная, действующая накануне праздников или по
итогам учебного года;
передвижная, фонд которой можно вывезти в дошкольное образовательное учреждение, школу, в детский оздоровительный лагерь и т.д.
В своей структуре методическая выставка имеет название точно отражающее, тему выставки, ее назначение; адресат, разделы выставки.
Выставка может быть:
Слайд 24Тема выставки «Интеграционное пространство начального и дополнительного образования детей»;
адресат: педагоги
и дети ?????; разделы выставки: Интеграция начального общего и дополнительного образования детей
( Области интеграции: «Образование», «Творчество», «Досуг», «Социальная практика» «Управление» и др.).
Информационно-методическая выставка
Слайд 25Учебное пособие – издание частично заменяющее или дополняющее учебник и официально
утвержденное в качестве данного вида. Обычно выпускается в дополнении к учебнику, может охватывать не всю дисциплину, а лишь один или несколько разделов учебной программы.
В содержание включается новый более актуальный материал. Может включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения на решение проблемы.
Слайд 26 – самая объемная из всех работ описывающего характера. Реферат – это
краткое изложение в письменной форме содержания одной или нескольких книг, статей, научных работ или критический обзор источников. Это итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой. Реферат должен отражать и точку зрения автора на рассматриваемую проблему, накопленный результативный опыт. Реферат не содержит поучительных аннотаций, а описывает имеющийся материал. По характеру информации он носит информационно-аналитический или пропагандистский характер, привлекает внимание к актуальным проблемам и темам. Педагогический работник в реферате демонстрирует теоретические и практические навыки по определенной проблеме; показывает умение изучать, систематизировать, обобщать и делать выводы.
Реферат
Слайд 27- тема реферата, автор, занимаемая должность, место работы;
- введение (содержит краткий
анализ избранной программы, обоснование актуальности;
во введении определяются предмет, цели и задачи предстоящего исследования, описываются методики и технологии исследования);
-теоретическая часть (включает авторские разработки, описание позитивных, негативных результатов самостоятельной исследовательской деятельности, педагогические технологии и т.д.). Эта часть обычно бывает большой по объему и содержит ряд разделов.
- заключение (содержит определенные выводы по результатам проведенного исследования);
- библиография;
- приложения (прикладная методическая продукция по итогам исследовательской и педагогической деятельности).
Примерная структура реферата:
Слайд 28инструктивно–методическое письмо, методическая записка,
методическая памятка,
методические рекомендации,
методическая разработка,
тематическая
папка,
образовательная программа.
Организационно – инструктивная продукция:
Слайд 29Данная продукция имеет свою специфику: предлагает, указывает, разъясняет цели и порядок действия,
технологии и методики организации образовательного процесса, проведения мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел.
Слайд 30Методическая записка дает пояснения к методическим материалам, изложенным более сжато (планам, графикам,
таблицам, схемам). Методическая записка должна дать ответ на следующие вопросы: какие задачи решаются данной методической работой, кому она адресована, на основании каких документов, фактов, составлена методическая работа, какова система изложения материала.
Слайд 31 содержит краткие, самые важные сведения о выполнении каких-либо операций или осуществлении
каких- либо функций. Наиболее распространенный вид методической продукции, позволяющий в сжатой форме дать алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов. Памятка невелика по объему, обычно не более 1 машинного листа, имеет точного адресата в виде краткого обращения или просто названия. Изложение материала лаконично, без повторений, как правило, по пунктам.
Методическая памятка
Слайд 32 включает указания и разъяснения, вытекающие из нормативного документа вышестоящей организации: определяет
круг функций и деятельности педагога или педагогического коллектива по выполнению решений вышестоящих органов, раскрывает более полно содержание нормативных документов, положений, приказов, однако, без разъяснения частных методик и рекомендаций. Как правило, инструктивно – методическое письмо составляется вышестоящими организациями и адресовано одной или нескольким категориям работников. Руководителям ОДОД направляются региональные инструктивные письма обычно из государственных органов управления образованием, на основании этих писем может быть разработано учрежденческое инструктивно – методическое письмо для соответствующих категорий педагогических работников.
Инструктивно – методическое письмо
Слайд 33Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической
разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).
Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.
Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).
Слайд 34В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного
или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.
Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.
Слайд 35Вступительная часть – пояснительная записка, где обосновывается актуальность, необходимость данных рекомендаций,
дается краткий анализ положения дел по данному вопросу, указывается адрес, разъясняется, какую помощь призвана оказывать настоящая работа.
Изложение главного тезиса, что именно рекомендуется сделать по улучшению существующего положения.
Примерная схема написания рекомендации:
Слайд 36Структура методических рекомендаций
Методические рекомендации как вид методической продукции включают:
титульный лист;
аннотацию;
сведения об
авторе (авторах);
пояснительную записку;
содержание;
список рекомендуемой литературы по данной теме;
приложения (при необходимости).
Слайд 371. На титульном листе должны быть обозначены:
название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
фамилия, имя,
отчество автора;
название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);
название города;
год разработки.
Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
Слайд 38. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:
сути рассматриваемых вопросов;
предназначении данных
методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);
источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);
возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).
Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
Слайд 39Методические указания по решению организационных вопросов.
Примерные варианты проведения с советами как
лучше сделать, на какие трудные моменты обратить внимание, какие технические и другие средства использовать и т.д.
Описание перспективы результатов рекомендованного, какие задачи поможет решить, какое конкретное действие окажет на участников, чему научит. Здесь же дается краткое перечисление других форм работы, способных закрепить образовательный эффект, развить приобретенные навыки.
Методические рекомендации содержат список рекомендованной литературы при подготовке данной работы, а также Ф.И.О. автора, год написания, внутреннюю рецензию, выданную Методическим советом, группой специалистов и т.д.
Слайд 403. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:
обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь
целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);
краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т.п.);
обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
Слайд 414. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной
педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:
описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;
дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия), кадровому обеспечению (требования к экспертам);
вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
предостеречь от типичных ошибок.
Слайд 425. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии
с современными правилами оформления литературных источников.
6. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:
планы проведения конкретных дел, мероприятий;
тестовые задания;
методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;
примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.
Слайд 43 – это конкретное направление, связанное с изучением и разработкой методических аспектов определенной
проблемы, предмет методического исследования. Выбор методической темы обусловлен личным практическим педагогическим опытом методистов, педагогов, потребностями субъектов взаимодействия, спецификой работы.
Этапами работы могут быть выбор и обоснование темы; определение целей и задач; составление плана; отбор форм и методов работы над темой; накопление, систематизация и анализ теоретического и практического материала по теме; экспериментальная проработка материала, конструирование опыта; выпуск методической продукции; определение значения наработанного и сферы его применения.
Методическая тема
Слайд 44комплексная форма , включающая в себя рекомендации по планированию, организации и
проведению отдельных массовых мероприятий, методические советы, сценарии, планы выступлений, выставок и т.д. Помогает лучше понять теоретические идеи и практические возможности рекомендованного материала.
Методическая разработка –
Слайд 45- название разработки, название и форма проведения мероприятия, пояснительная записка, в которой
указываются цели и задачи, предлагаемые методы, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для его проведения, оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, плакатов); методические советы на подготовительный период, сценарный план, ход проведения , сценарий, где соблюдаются все композиционные, сюжетные части; методические советы организаторам и постановщикам (на какие особо важные моменты следует обратить внимание, каких ошибок необходимо остерегаться, где лучше проводить и т.д.); методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, какие дела провести для закрепления полученного результата и т.д.); список используемой литературы, Ф.И.О. автора разработки, должность, место работы.
Примерная схема методической разработки :
Слайд 46
Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо
мероприятия (в том числе учебного занятия), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.
Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.
Примерная схема методической разработки может включать:
■ название разработки;
■ сведения об авторе;
■ цель мероприятия;
■ возраст детей;
■ условия осуществления мероприятия;
■ перечень используемого оборудования и материалов;
■ описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала;
■ методические советы по его организации и подведению итогов;
■ список использованной литературы;
■ приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).
КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ
Слайд 47 объединяет:
-нормативные документы, определяющие деятельность в данном направлении;
- методические рекомендации;
- прикладную методическую
продукцию;
- разработки конкретных дел, сценарии проведенных мероприятий;
- материалы из опыта работы;
- библиографию;
- приложения (дидактический материал).
Методическая папка
Слайд 48сценарий, тематическая подборка, картотека, методическая тема, документация учебно-методической продукции, представляет собой
вспомогательный материал, иллюстрирующий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции.
Прикладная методическая продукция
Слайд 49 самый распространенный вид прикладной методической продукции.
Сценарий – это конспективная подробная запись
праздника, любого дела. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, актеров, тексты песен. В ремарках даются сценические указания: художественное оформление, световая партитура, движение участников на сцене и т.д.
Для облегчения работы, текстовый материал размещают ближе к правой стороне листа, а ремарки ближе к левой.
Сценарий –
Слайд 50 необходима при накоплении материалов для написания рекомендаций, сценариев. Это может быть
подборка стихов, песен, игр, описание КТД, цитат, поговорок, фотографий, рисунков и т.д. на одну определенную тему. Тематическая подборка оформляется в папку для бумаг, в скоросшиватель, в альбом , в большие конверты или в др.
Тематическая подборка
Слайд 51 – это систематизированное в алфавитном порядке (как правило – по темам
или направлениям) собрание карточек со сведениями и материалами по методической работе. Карточки могут быть: методической литературы, газетных и журнальных статей, методических разработок; диатека; видеотека, фонотека; игр; поговорок; цитат и др. Картотека состоит из специальных каталожных карточек, заполненных по определенной схеме. По форме каталог может представлять собой либо каталожные карточки, объединенные в картотеку, либо папку – скоросшиватель с подборкой материалов.
Картотека