Метод или комбинация используемых методов презентация

Содержание

о переменных и исследуемых факторах выбрать метод исследования и владеть им их группировке изучить все возможные ошибки, возникающие вследствие объективных и субъективных причин. 11

Слайд 1должны быть отобраны так, чтобы проверить применимость
или
Метод
комбинация используемых

методов

гипотезы,

теории,

или модели

для конкретной ситуации.

10




Слайд 2о переменных и исследуемых факторах
выбрать метод исследования и владеть им
их группировке

изучить все возможные ошибки, возникающие вследствие объективных и субъективных причин.

11




Слайд 3Метод — это совокупность способов и приемов развития научного знания.


Методы исследования должны быть определены уже на этапе формирования гипотезы. Цель науки и заключается в том, чтобы при помощи доступных, точных, современных и надежных методов объяснить явления, их сущность, важность, причинные связи и т. п.

В науке определенная система способов и приемов, с помощью которой осуществляется процесс познания, именуется методом.

При формулировании гипотезы необходимо учитывать такую важную ее характеристику как проверяемость, которая предполагает наличие адекватных способов или приемов проверки данной гипотезы.

12




Слайд 5Методы исследования
14



Слайд 6Классификации методов психологического исследования

С точки зрения

Б. Г. Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки. Он выделял четыре группы методов:
I группа – организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяже-
нии длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами).
II группа – эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.
III группа – методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.
IV группа – интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

Слайд 7

С. Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» [Рубинштейн С. Л., 1946] в качестве главных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент. Наблюдение подразделялось на «внешнее» и «внутреннее» (самонаблюдение), эксперимент – на лабораторный, естественный и психолого-педагогический плюс вспомогательный метод – физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов). Кроме того, он выделил приемы изучения продуктов деятельности, беседу (в частности, клиническую беседу в генетической психологии Пиаже) и анкету. Естественно, время обусловило особенности этой классификации. Так, «родственно-идеологические» связи психологии с философией лишили ее теоретических методов, аналогичная близость с педагогикой и физиологией вознаградилась включением методов этих наук в психологический перечень.


Слайд 8 В работах М. С. Роговина и

Г. В. Залевского [Роговин М. С, Залевский Г. В., 1988] рассматриваются вышеприведенные классификации и предлагается своя. Согласно точке зрения этих авторов, метод – это выражение некоторых соотношений между объектом и субъектом в процессе познания. Они сводят число основных психологических методов к шести: 1) герменевтический – соответствующий нерасчлененному состоянию науки (субъект и объект не противопоставлены, мысленная операция и метод науки тождественны); 2) биографический – выделение целостного объекта познания в науке о психике; 3) наблюдение – дифференциация объекта и субъекта познания; 4) самонаблюдение – превращение субъекта в объект на основе предшествующей дифференциации; 5) клинический – на первый план выходит задача перехода от внешненаблюдаемого к внутренним механизмам; 6) эксперимент как активное противостояние субъекта познания объекту, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания.

Слайд 9 Хронологически наблюдение является первым методом, применяемым многими науками, в том

числе педагогикой, психологией, социологией, физиологией.

Наблюдение

Под наблюдением понимают непосредственное целенаправленное восприятие и регистрацию явлений и процессов.

Любое эмпирическое исследование должно начинаться с наблюдения и анализа документов, имеющихся по изучаемой проблеме.

16




Слайд 10
при исследованиях мотивации и лидерства,
при анализе деятельности индивидов и групп,
при решении

вопросов, связанных с обучением и организационным развитием,

при отборе персонала и
т. д.

17




Слайд 11 наблюдать,

замечать все мелочи,

следить за осуществлением определенной

деятельности,

следить за развитием ситуации,

систематизировать и группировать факты.

18




Слайд 12Методы наблюдения в педагогике, психологии и поведенческих науках


самонаблюдение
наблюдение за другими объектами
Правильно

применяя этот метод, анализируя его результаты, можно получить ценную психологическую информацию, вскрывающую внутренние причины учебных, организационных и управленческих проблем. Однако при пользовании методом самонаблюдения необходимо учитывать индивидуальные и личностные особенности наблюдателя.

Более распространённым и более объективным методом является наблюдение за другими объектами.
В зависимости от положения исследователя по отношению к изучаемому предмету различают

включенное наблюдение

невключенное наблюдение

19




Слайд 13В таких условиях оно помогает педагогу, психологу и другим исследователям глубже

разобраться в различных организационных проблемах, понять поведение и чувства работников.

Включенное наблюдение — это наблюдение изнутри, когда исследователь на время наблюдения становится членом организации.

20




Слайд 14Наблюдение в большинстве случаев проводится в естественных условиях, причем оно может

быть открытым, когда объект исследования оповещен о целях исследователя (экспериментатора),
и инкогнито, когда неизвестен факт наблюдения за кем-либо или чем-либо.
Во втором случае наблюдение осуществляется без ведома исследуемых лиц.

Об открытом наблюдении работники знают заранее. Это может оказывать влияние на процесс наблюдения в том смысле, что исследуемые нередко стремятся представить себя в выгодном свете.

Невключенное наблюдение — это восприятие какого-либо явления со стороны.

21




Слайд 15Эти моменты нельзя недооценивать.
Если их игнорировать, то может непроизвольно измениться

целенаправленность наблюдения, приняв случайный
и поверхностный характер.

наряду с систематичностью,
характерны плановость и точность.

в подготовке к проведению наблюдения,

предварительном изучении материалов и анализе явлений,

а также в том, что заранее намечаются все этапы процесса наблюдения,

определяются формы записей
и т. п.

Для наблюдения,

Плановость проявляется

22




Слайд 16Такая опасность появляется преимущественно при наблюдении за явлениями, подверженными постоянным изменениям.


Систематичность

предполагает последовательную работу, исключающyю фрагментарность наблюдений, при которой может возникнуть искаженное представление


об объекте,

произойти недооценка важных показателей

переоценка несущественных показателей,

Только систематическое наблюдение позволяет получить объективную оценку.

23




Слайд 17требуются не только при самонаблюдении,
но и, что особенно важно, при

фиксации результатов, оформлении результатов наблюдения.

классифицировать факты,

определять соответствующие критерии,

правильно фиксировать результаты для осуществления мониторинга.

Необходимо уметь

Точность, аккуратность, внимательность

24




Слайд 18природой исследуемого явления (сложность, недоступность для наблюдения),
особенностями самого исследователя (субъективизм, различные

критерии оценки, различная классификация явлений и т. п.).

Даже осуществляя самое тщательное наблюдение в точном соответствии с планом, нередко можно столкнуться с большими трудностями, например с появлением случайных фактов (артефактов), которые способны повлиять на весь процесс наблюдения и его результаты.

25




Слайд 19Стремясь устранить эти негативные моменты и разобраться в сложных ситуациях, исследователи


или используют нескольких наблюдателей,
или отказываются от проведения прямого наблюдения и используют различные информационные средства например видеосъемку.

26




Слайд 207. Наблюдатель должен знать, какие ошибки могут иметь место при

наблюдении и предупреждать их.

Основные требования к методу наблюдения

Для обеспечения научности педагогического наблюдения нужно исходить из следующих требований:

1. Наблюдение должно иметь определенную цель.

2. Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану.

3. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены.

4. Явления следует наблюдать в реальных естественных условиях.

Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сравниваемыми.

6. Повторение наблюдения следует проводить через равные промежутки времени.



27


Слайд 21 Любое эмпирическое исследование должно начинаться с наблюдения и

анализа документов, имеющихся по изучаемой проблеме. Под документами понимают специально созданные носители информации об организации и ее членах.

Надежность информации при наблюдении во многом зависит от способа регистрации наблюдаемого, от того, как ведутся записи.

Текстовые (компьютерные,печатные,маши-нописные,руко-писные);

Иконографические (кино-, видео- и фотодокументы и т. д.);

Фонетические (магнитофонные записи, компакт-диски).

По форме, в которой зафиксирована информация, документы условно подразделяются на:

Анализ документов

28




Слайд 22В зависимости от статуса
документы классифицируются
на официальные, исходящие от тех или

иных органов власти, учреждений (правительственные материалы, постановления, данные статистической отчетности, документы различных организаций,учебные планы и программы, архивы и т. д.),

неофициальные (личные карточки, анкеты, заявления, жалобы, а также составленные отдельными работниками документы — описания или статистические обобщения собственных наблюдений).

Классификация документов

29




Слайд 23По источнику информации
документы делятся на
По степени персонификации
документы могут быть
безличными

(отчеты, архивы, протоколы собраний, заседаний и т. д.

вторичные, представляющие собой обработку, обобщение, сделанное с помощью данных из первичных источников.

первичные, составленные на основе прямого наблюдения или опроса,

личными (автобиографии, личные карточки, характеристики, анкеты, контрольные работы, сочинения, заявления)

30




Слайд 24
1. Необходимо различать описание событий и их оценку.
Отсутствие в документах

детальной характеристики ситуации, в которой высказано мнение и дана оценка поведения и реакции участников события, затрудняет правильное толкование событий, не позволяет понять, почему принято то или иное решение.Например, один и тот же поступок может быть оценен по-разному в различных подразделениях организации с точки зрения руководителя и подчиненного.

Приемы определения степени достоверности информации содержащейся в документе: (По Занковскому А.Н.)

31




Слайд 25
2. Важно (особенно при разрешении конфликтных ситуаций) анализировать намерения составителей

документа, следуя древнему принципу «Cui bono?» (Кому выгодно? (лат).

Так, отчеты управленца (директора) о своей работе и работе своих сотрудников составляются под разными углами зрения и основываются на различных оценочных критериях.

Приемы определения степени достоверности информации содержащейся в документе:

32




Слайд 26
3. Необходимо выяснить основания, заложенные в классификацию документов.
Например, если

документы сгруппированы по образовательному критерию, то следует выяснить, какое обучение рассматривалось как начальное образование, неполное среднее, незаконченное высшее.
Такая информация позволит более адекватно увидеть те или иные события и оценить, например, потребность организации в обучении.

Приемы определения степени достоверности информации содержащейся в документе:

33




Слайд 27
4. Важно помнить, что первичные документы более надежны, чем

вторичные; официальные — более достоверны, чем неофициальные; личные — более надежны, чем безличные. Так, магнитофонная запись заседания (первичный документ) надежнее протокола, составленного на, ее основе. Анализ жалоб работников (личные документы) дает более достоверную информацию, чем анализ протоколов собраний, посвященных разбору этих жалоб.

Приемы определения степени достоверности информации содержащейся в документе:

2

34




Слайд 28
5. Следует уяснить общую обстановку, в которой составляется документ:

располагала она к объективности или способствовала искажению информации. Например, если характеристики оставляются заинтересованным лицом, то данные такого документа вряд ли могут быть объективными.

Приемы определения степени достоверности информации содержащейся в документе:

35




Слайд 29традиционный, классический,под которым понимается интерпретация исследователем информации, содержащейся в документальных материалах

и выявление их сути.

качественный анализ предполагает выявление авторства документа и времени его создания, целей, обстановки, вызвавшей появление документа.



Различают два способа анализа документальных материалов

36




Слайд 30
Опрос позволяет получить информацию о ценностных ориентациях, атгитюдах, мнениях и оценках,

мотивах поведения, организационном климате и т. д.

Опрос

Особенность этого метода состоит в том, что источником информации выступает словесное сообщение, суждение опрашиваемого.

Одним из самых распространенных в исследованиях является метод опроса. Опрос предполагает получение ответов на задаваемые исследователем вопросы.

37




Слайд 31Достоинством анкетного опроса, благодаря которому он имеет широкое распространение, является возможность

получения значительного объема эмпирической информации в короткие сроки. Анкета заполняется самими респондентами.

анкетирование — письменный заочный опрос;

интервью — устная беседа, очный опрос;

социометрический опрос.

Различают три разновидности опроса:

38




Слайд 32Анкета (опросный лист)
представляет собой совокупность упорядоченных по содержанию и форме

вопросов или пунктов (items).

Вопросы классифицируются по ряду важнейших признаков:

по содержанию

по функциям

по структуре

Надежность и достоверность информации, получаемой в результате опроса, в значительной степени обусловлены особенностями конструирования включенных в анкету вопросов. Это предъявляет определенные требования к их формулировке.

по форме

39




Слайд 33При подготовке вопросника нужно исходить из следующих правил формулирования вопросов:
1. Вопрос

должен соответствовать целям и задачам исследования

2. Каждый вопрос должен быть логически отдельным.

3. Формулировка вопроса должна быть понятна для всех опрашиваемых, поэтому следует избегать узкоспециальных терминов. Вопросы должны соответствовать уровню развития респондентов, в том числе уровню наименее подготовленных.

4. Не следует задавать слишком длинных вопросов.

40




Слайд 345. Следует стремиться к тому, чтобы вопросы стимулировали респондентов к активному

участию в опросе, повышали их интерес к исследуемой проблеме.

7. Должен быть соблюден баланс возможных положительных и отрицательных ответов. В противном случае вопрос может внушить респонденту направленность ответа.

6. Вопрос не должен внушать ответ, навязывать респонденту тот или иной его вариант. Он должен формулироваться нейтрально.

При подготовке вопросника нужно исходить из следующих правил формулирования вопросов:

41




Слайд 35Специфической разновидностью опроса является социометрический опрос.
Термин «социометрия» в переводе означает

измерение социальных отношений.

Социометрический опрос.

42




Слайд 36Основное отличие социометрии от других разновидностей опроса состоит в возможности с

ее помощью выявить взаимные чувства симпатии и неприязни между членами рабочей группы и на этой основе получить количественную оценку межличностных отношений в ней.

Основным инструментом проведения социометрического опроса является социометрическая карта (социокарта), которая заполняется каждым членом организационной группы.

43




Слайд 37Анализ социометрических карточек позволяет установить различные проявления межличностных отношений:
44



Слайд 38Соединение разных сторон и признаков изучаемых явлений в смысловое (абстрактное) целое.


Так, для педагогического исследования мало того, что исследователь, наблюдая экспериментальный урок, описывает отдельно взятые действия учителя или учащихся. Он должен объединить эти действия, пронаблюдать, какие изменения в действиях учащихся происходят при изменении действий учителя.

Это разложение исследуемого целого на единицы, выделение отдельных признаков и качеств явления.
Так, например, действия преподавателя на уроке исследователь может расчленить на отдельные компоненты и проанализировать их порознь.

Анализ и синтез.

Анализ и синтез тесно связаны между собой

45




Слайд 39В педагогическом исследовании мы имеем дело преимущественно с тремя видами сравнения:


занимает особое место при теоретическом анализе и синтезе в педагогических исследованиях. При сравнении исследователь должен прежде всего определить основу сравнения — критерий.

1) сравнение педагогических явлений по одному признаку (сравнение результатов учебной работы в контрольных и экспериментальных группах после экспериментального обучения);

2) сравнение однородных педагогических явлений по нескольким признакам (сравнение знаний и умений учащихся контрольных и экспериментальных групп по скорости усвоения знаний, прочности усвоения знаний, умению творчески использовать знания и др.);

3)сравнение различных этапов в развитии одного педагогического явления (сравнение качества навыков обучаемого на, различных этапах выполнения упражнения, сравнение знаний и умений учащихся в разные годы обучения).

Сравнение.



46


Слайд 40 Рассмотрим использование интервью при разработке исследовательской программы. Интервью с руководителями

организации и ее подразделений помогает исследователю глубже усвоить специфику изучаемой проблемы. Направление интервью задается изучаемой проблемой, а также целями исследования.

Интервьюирование

Интервьюирование наиболее часто применяется в двух случаях:

при составлении программы организационно-психологического исследования

при отборе кадров

47




Слайд 41В зависимости от степени жесткости схемы, по которой ведется интервью, различают

два вида :

Нестандартизированное интервью предполагает возможность варьирования последовательностью, формулировками, числом задаваемых вопросов и отличается от стандартизированного большей гибкостью. В то же время последнее обеспечивает большую сравнимость информации и оперативность при обобщении результатов

Достоинством стандартизированного интервью является возможность привлекать к его проведению лиц без специальной исследовательской подготовки. При его проведении не следует спрашивать о том, о чем можно узнать из форм статистической отчетности и других документов.

стандартизированное

нестандартизированное

48




Слайд 42Необходимо также учитывать и искажения, которые могут возникнуть в ходе эксперимента

из-за влияния самого экспериментатора.

Для нормального хода эксперимента, его чистоты и правильности результатов важно выявить независимые и зависимые переменные и исключить влияние любых иных факторов.

Большая часть педагогических и психологических экспериментов не может быть проведена в «стерильных» лабораторных условиях, поэтому в них не исключено присутствие неконтролируемых, случайных факторов.

Разумеется, чем меньше таких случайных факторов, которые не поддаются контролю и на которые трудно оказать воздействие, тем выше достоверность полученных результатов.

49




Слайд 43 Условие, изменение которого изучается (наблюдается) в связи с изменениями независимой

переменной, называется зависимой переменной.

Если говорить о классической форме эксперимента, то при его проведении в определенной ситуации изменяется только одно из условий и прослеживается, повлияет ли это изменение на другие параметры

Эксперимент в педагогике и психологии — это способ получить информацию об изменении под влиянием различных факторов.
При этом сопоставляются два ряда факторов или переменных.

Условие (фактор), изменяемое и контролируемое исследователем, называется независимой переменной

50




Слайд 44


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ –
УСВОЕНИЕ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧИТЕЛЬ
УЧАЩИЙСЯ
НЕЗАВИСИМЫЙ ПЕРЕМЕННЫЙ


новый учебный метод приносит изменения во весь учебный процесс

ЗАВИСИМЫЙ ПЕРЕМЕННЫЙ
Знания учащихся

51




Слайд 45
Уровень подготовленности

Мотивация

Способности, интересы, наклонности

Возраст, пол, состояние здоровья

Физическое

состояние

Социальная среда

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ ( личность учащегося )

52




Слайд 46
Профессиональное мастерство
Педагогический такт
Личные качества
Психическое состояние
Возраст
Состояние здоровья
Отношение к исследуемому вопросу
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ (

личность учителя )

53




Слайд 47 Содержание и объем изучаемого материала
Продолжительность рабочего дня
Обеспеченность учебного

процесса
Социальная среда
Региональная специфика

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ ( факторы учебного процесса )

54




Слайд 48 Валидность (проверяют то, что хотят проверить)
Объективность
Форма контроля (устный

опрос, тесты контрольные работы)
Длительность контрольных заданий и степень сложности

Дополнительные переменные

( факторы, зависящие от контроля результатов )

55




Слайд 49Преимущество эксперимента состоит в том, что
исследователь может скорректировать условия исследования
точно зафиксировать

полученные результаты и использовать их непосредственно в конкретной обстановке

Положительной стороной является также

возможность разработки системы измерения и контролирования различных переменных

гарантия точности соблюдения условий и повторения эксперимента

возможность создания определенных условий

56




Слайд 50Особенности эксперимента в отличие от ранее рассмотренных методов сбора первичной информации

заключаются в активном воздействии экспериментатора на изучаемую ситуацию и замерах сдвигов в психологических, педагогических, поведенческих характеристиках, происходящих под влиянием этого воздействия.

как одна из форм практики
выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.

Эксперимент является основным методом
в науке в целом и в педагогике и психологии в частности.

Эксперимент

57




Слайд 51Планирование и организация эксперимента
Являясь основным методом науки, эксперимент в широком

понимании является «сердцем» научного исследования.
Планирование и организация эксперимента оказывает решающее влияние на качество получаемых результатов.

58




Слайд 52 то все это окажется бесполезным без эффективного планирования и применения

соответствующей схемы эксперимента

Если исследователем были выполнены все предыдущие этапы:

необходимо планирование эксперимента

59




Слайд 53Формируя план, исследователь заранее предвидит возможность научной интерпретации будущих результатов.
Структура исследования

интересующего явления, будь то…

мотивация,

эффективность программы развития,

лидерство,

совместимость группы или отбор персонала,

необходимым образом предполагает использование определенной экспериментальной схемы или плана .

Таким образом, план эксперимента — это проект, который предлагает выполнение исследователем одних процедур и отказ от других.

60




Слайд 54Шаги проведения эксперимента предусматривают:
Работы по ресурсному обеспечению эксперимента (кадровому, информационному, материально

– техническому, финансовому)
Количество экспериментируемых
Способы отбора экспериментируемых

Управление и контроль

Планирование эксперимента

61




Слайд 55 Цель и задачи эксперимента
Характеристика участвующих в эксперименте
Описание материалов,

используемых для эксперимента

Описание методики проведения эксперимента

Описание дополнительных переменных

Методика наблюдения за ходом эксперимента

Методика обработки результатов эксперимента

Методика интерпретации результатов эксперимента

Место и время проведения эксперимента и его объем

План эксперимента

62




Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика