гипотезы,
теории,
или модели
для конкретной ситуации.
10
гипотезы,
теории,
или модели
для конкретной ситуации.
10
11
В науке определенная система способов и приемов, с помощью которой осуществляется процесс познания, именуется методом.
При формулировании гипотезы необходимо учитывать такую важную ее характеристику как проверяемость, которая предполагает наличие адекватных способов или приемов проверки данной гипотезы.
12
Наблюдение
Под наблюдением понимают непосредственное целенаправленное восприятие и регистрацию явлений и процессов.
Любое эмпирическое исследование должно начинаться с наблюдения и анализа документов, имеющихся по изучаемой проблеме.
16
при отборе персонала и
т. д.
17
18
Более распространённым и более объективным методом является наблюдение за другими объектами.
В зависимости от положения исследователя по отношению к изучаемому предмету различают
включенное наблюдение
невключенное наблюдение
19
Включенное наблюдение — это наблюдение изнутри, когда исследователь на время наблюдения становится членом организации.
20
Об открытом наблюдении работники знают заранее. Это может оказывать влияние на процесс наблюдения в том смысле, что исследуемые нередко стремятся представить себя в выгодном свете.
Невключенное наблюдение — это восприятие какого-либо явления со стороны.
21
наряду с систематичностью,
характерны плановость и точность.
в подготовке к проведению наблюдения,
предварительном изучении материалов и анализе явлений,
а также в том, что заранее намечаются все этапы процесса наблюдения,
определяются формы записей
и т. п.
Для наблюдения,
Плановость
проявляется
22
Систематичность
предполагает последовательную работу, исключающyю фрагментарность наблюдений, при которой может возникнуть искаженное представление
об объекте,
произойти недооценка важных показателей
переоценка несущественных показателей,
Только систематическое наблюдение позволяет получить объективную оценку.
23
классифицировать факты,
определять соответствующие критерии,
правильно фиксировать результаты для осуществления мониторинга.
Необходимо
уметь
Точность, аккуратность, внимательность
24
Даже осуществляя самое тщательное наблюдение в точном соответствии с планом, нередко можно столкнуться с большими трудностями, например с появлением случайных фактов (артефактов), которые способны повлиять на весь процесс наблюдения и его результаты.
25
26
Основные требования к методу
наблюдения
Для обеспечения научности педагогического наблюдения нужно исходить из следующих требований:
1. Наблюдение должно иметь определенную цель.
2. Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану.
3. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены.
4. Явления следует наблюдать в реальных естественных условиях.
Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сравниваемыми.
6. Повторение наблюдения следует проводить через равные промежутки времени.
27
Надежность информации при наблюдении во многом зависит от способа регистрации наблюдаемого, от того, как ведутся записи.
Текстовые (компьютерные,печатные,маши-нописные,руко-писные);
Иконографические (кино-, видео- и фотодокументы и т. д.);
Фонетические (магнитофонные записи, компакт-диски).
По форме, в которой зафиксирована информация, документы условно подразделяются на:
Анализ документов
28
неофициальные (личные карточки, анкеты, заявления, жалобы, а также составленные отдельными работниками документы — описания или статистические обобщения собственных наблюдений).
Классификация документов
29
вторичные, представляющие собой обработку, обобщение, сделанное с помощью данных из первичных источников.
первичные, составленные на основе прямого наблюдения или опроса,
личными (автобиографии, личные карточки, характеристики, анкеты, контрольные работы, сочинения, заявления)
30
Приемы определения степени достоверности информации содержащейся в документе: (По Занковскому А.Н.)
31
Приемы определения степени достоверности информации содержащейся в документе:
32
Приемы определения степени достоверности информации содержащейся в документе:
33
Приемы определения степени достоверности информации содержащейся в документе:
2
34
Приемы определения степени достоверности информации содержащейся в документе:
35
качественный анализ предполагает выявление авторства документа и времени его создания, целей, обстановки, вызвавшей появление документа.
Различают два способа анализа документальных материалов
36
Опрос
Особенность этого метода состоит в том, что источником информации выступает словесное сообщение, суждение опрашиваемого.
Одним из самых распространенных в исследованиях является метод опроса. Опрос предполагает получение ответов на задаваемые исследователем вопросы.
37
анкетирование — письменный заочный опрос;
интервью — устная беседа, очный опрос;
социометрический опрос.
Различают
три разновидности
опроса:
38
Вопросы классифицируются по ряду важнейших признаков:
по содержанию
по функциям
по структуре
Надежность и достоверность информации, получаемой в результате опроса, в значительной степени обусловлены особенностями конструирования включенных в анкету вопросов. Это предъявляет определенные требования к их формулировке.
по форме
39
2. Каждый вопрос должен быть логически отдельным.
3. Формулировка вопроса должна быть понятна для всех опрашиваемых, поэтому следует избегать узкоспециальных терминов. Вопросы должны соответствовать уровню развития респондентов, в том числе уровню наименее подготовленных.
4. Не следует задавать слишком длинных вопросов.
40
7. Должен быть соблюден баланс возможных положительных и отрицательных ответов. В противном случае вопрос может внушить респонденту направленность ответа.
6. Вопрос не должен внушать ответ, навязывать респонденту тот или иной его вариант. Он должен формулироваться нейтрально.
При подготовке вопросника нужно исходить из следующих правил формулирования вопросов:
41
Социометрический
опрос.
42
Основным инструментом проведения социометрического опроса является социометрическая карта (социокарта), которая заполняется каждым членом организационной группы.
43
Это разложение исследуемого целого на единицы, выделение отдельных признаков и качеств явления.
Так, например, действия преподавателя на уроке исследователь может расчленить на отдельные компоненты и проанализировать их порознь.
Анализ и синтез.
Анализ и синтез тесно связаны между собой
45
занимает особое место при теоретическом анализе и синтезе в педагогических исследованиях. При сравнении исследователь должен прежде всего определить основу сравнения — критерий.
1) сравнение педагогических явлений по одному признаку (сравнение результатов учебной работы в контрольных и экспериментальных группах после экспериментального обучения);
2) сравнение однородных педагогических явлений по нескольким признакам (сравнение знаний и умений учащихся контрольных и экспериментальных групп по скорости усвоения знаний, прочности усвоения знаний, умению творчески использовать знания и др.);
3)сравнение различных этапов в развитии одного педагогического явления (сравнение качества навыков обучаемого на, различных этапах выполнения упражнения, сравнение знаний и умений учащихся в разные годы обучения).
Сравнение.
46
Интервьюирование
Интервьюирование наиболее часто применяется в двух случаях:
при составлении программы организационно-психологического исследования
при отборе кадров
47
Нестандартизированное интервью предполагает возможность варьирования последовательностью, формулировками, числом задаваемых вопросов и отличается от стандартизированного большей гибкостью. В то же время последнее обеспечивает большую сравнимость информации и оперативность при обобщении результатов
Достоинством стандартизированного интервью является возможность привлекать к его проведению лиц без специальной исследовательской подготовки. При его проведении не следует спрашивать о том, о чем можно узнать из форм статистической отчетности и других документов.
стандартизированное
нестандартизированное
48
Для нормального хода эксперимента, его чистоты и правильности результатов важно выявить независимые и зависимые переменные и исключить влияние любых иных факторов.
Большая часть педагогических и психологических экспериментов не может быть проведена в «стерильных» лабораторных условиях, поэтому в них не исключено присутствие неконтролируемых, случайных факторов.
Разумеется, чем меньше таких случайных факторов, которые не поддаются контролю и на которые трудно оказать воздействие, тем выше достоверность полученных результатов.
49
Если говорить о классической форме эксперимента, то при его проведении в определенной ситуации изменяется только одно из условий и прослеживается, повлияет ли это изменение на другие параметры
Эксперимент в педагогике и психологии — это способ получить информацию об изменении под влиянием различных факторов.
При этом сопоставляются два ряда факторов или переменных.
Условие (фактор), изменяемое и контролируемое исследователем, называется независимой переменной
50
ЗАВИСИМЫЙ ПЕРЕМЕННЫЙ
Знания учащихся
51
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ
( личность учащегося )
52
53
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ
( факторы учебного процесса )
54
Дополнительные переменные
( факторы, зависящие от контроля результатов )
55
Положительной стороной является также
возможность разработки системы измерения и контролирования различных переменных
гарантия точности соблюдения условий и повторения эксперимента
возможность создания определенных условий
56
как одна из форм практики
выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.
Эксперимент является основным методом
в науке в целом и в педагогике и психологии в частности.
Эксперимент
57
58
Если исследователем были выполнены все предыдущие этапы:
необходимо
планирование
эксперимента
59
мотивация,
эффективность программы развития,
лидерство,
совместимость группы или отбор персонала,
необходимым образом предполагает использование определенной экспериментальной схемы или плана .
Таким образом, план эксперимента — это проект, который предлагает выполнение исследователем одних процедур и отказ от других.
60
Управление и контроль
Планирование эксперимента
61
Описание методики проведения эксперимента
Описание дополнительных переменных
Методика наблюдения за ходом эксперимента
Методика обработки результатов эксперимента
Методика интерпретации результатов эксперимента
Место и время проведения эксперимента и его объем
План эксперимента
62
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть