Слайд 1Место и роль проектной деятельности школьников в ФГОС НОО и ООО
а
Амирова
А.М.
МОУ «Малореченская школа» г. Алушта
900igr.net
Слайд 2«…в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие
качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества…
…переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально
желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся…»
Часть текста п.7, ч.1 ФГОС НОО второго поколения
Слайд 3Занятия до ФГОС НОО второго поколения
Слайд 4ФГОС НОО второго поколения предполагает
Слайд 6Урок «сегодня»
(Проектные и исследовательские технологии)
- Участники проекта подхватывают проектную инициативу от
кого-либо из жизни;
- Участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
- Участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;
- Участники проекта организуют себя на дело;
- Участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
- Участники проекта вступают в дискуссии.
Слайд 7
Суть метода –
стимулировать интерес обучаемых к определённым проблемам,
предполагающим владение
определённой суммой знаний,
и через проектную деятельность
показать практическое применение полученных знаний.
Другими словами, от теории к практике.
Слайд 8Цель проектного обучения -
создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают
недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения(выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение);
развивают системное мышление.
Слайд 9
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане
проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта.
Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов).
Выявление проблемы, предложение потей её решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов ( использование в ходе совместного исследования «круглого стола», творческих отчётов, просмотром).
Слайд 10Результаты выполненных проектов должны быть материальны:
- видеофильм;
- презентация;
-
публикации;
- буклеты;
- информационные бюллетени;
- газеты;
(в том числе и в компьютерном варианте)
Слайд 11ТИПЫ ПРОЕКТОВ:
практико – ориентированные;
литературно – творческие;
естественно – научные;
экологические;
культурологические;
спортивные;
исследовательские;
приключенческие (игровые);
творческие;
информационные.
Слайд 12Проектные и исследовательские технологии способствуют
обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в
единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
развитию творческих способностей и активности учащихся;
адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
формированию познавательных мотивов учения (так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.)
Слайд 13В связи с этим в ФГОС НОО и ООО второго поколения
проектная деятельность является основной структурной единицей процесса обучения
Слайд 14Учителю нужно знать:
Как подобрать учебные проекты и исследования, соответствующие специфике школы, особенностям
класса, задачам УВП.
Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность обучающихся?
Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием?
Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения?
Как разработать учебный проект или исследование?
Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования?
Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять?
Как выстроить серию проектов или исследований одного обучающегося для последовательного формирования специфических умений и навыков проектной и исследовательской деятельности.
Слайд 15Для учащихся начальной школе
Необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного
возраста.
А именно:
Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
Слайд 16Для учащихся основной школы
В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели
освоения коммуникативных навыков.
Следовательно:
Проектную или исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах (индивидуальная форма работы не исключается).
Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.
Презентацию результатов проектирования или исследования целесообразно проводить на заседаниях НОУ или школьной конференции, где идёт подготовка к различным мероприятиям районного или краевого уровня (конкурсы, конференции, игры).
Важно учитывать реальные сроки проведения таких мероприятий и соответствующим образом планировать завершение работ обучающихся, — дать тем самым шанс обучающемуся публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и проектной и исследовательской компетентности.
Слайд 17Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования
При оценке успешности обучающегося в проекте
или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.
Слайд 18
Можно оценивать:
Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
Степень включённости в групповую
работу и чёткость выполнения отведённой роли;
Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
Количество новой информации использованной для выполнения проекта;
Степень осмысления использованной информации;
Уровень сложности и степень владения использованными методиками;
Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
Владение рефлексией;
Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
Социальное и прикладное значение полученных результатов.