Слайд 1Мастер – класс «Игровые технологии»
Василий Савельевич Новиков,
кандидат юридических наук, доцент,
академик Международной академии дополнительного образования, учитель обществознания и права МОУ-СОШ №4
Слайд 2Современные образовательные технологии и/или методики
(Название, автор/авторы)
В отечественной педагогике и психологии проблему
игровой технологии разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, в зарубежной — 3. Фрейд, Ж. Пиаже и другие.
Слайд 3Современные образовательные технологии и/или методики
(Название, автор/авторы)
Первая деловая игра, названная организационно-производственным испытанием,
была разработана и проведена в 1932 г. в г. Ленинграде, но по ряду социально-исторических причин она была забыта в СССР и возродилась в 1957 г. В советской педагогической науке проблема деловых игр стала активно разрабатываться начиная с 60-х гг.
Слайд 4Цель использования технологии/методики
Цель игровых технологий заключается в формировании навыков и умений
играть различные формальные и неформальные социальные роли в реальной жизни при помощи моделирующих реальные условия профессиональной деятельности.
Слайд 5Цель использования технологии/методики
1. Формирование мотивации к самостоятельной деятельности учащихся.
2. Раскрытие творческих
способностей учащихся.
3. Повышение интереса к предмету.
4. Освоение коллективных форм взаимодействия.
5. Воспитание толерантного отношения друг к другу.
Слайд 6Описание порядка использования (применения)
технологии/методики в практической профессиональной деятельности
Игровые технологии используются для
решения комплексных задач: усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования навыков и умений выступать публично, дают возможности учащимся понять и изучить учебный материал на уровне знания - понимания.
Слайд 7Описание порядка использования (применения)
технологии/методики в практической профессиональной деятельности
В учебном процессе образовательных
учреждений применяются деловые, ролевые, операционные, организационно-деятельностные, педагогические (учебные, развивающие) игры.
Слайд 8Описание порядка использования (применения)
технологии/методики в практической профессиональной деятельности
Учитель для достижения поставленных
учебных целей на этапе разработки в технологию деловой игры должен включены пять психолого-педагогических принципов:
• принцип имитационного моделирования модели (будущей предметной и социальной компетентности учителя и школьников) ситуации. Преподаватель действует перед деловой игрой (до начала деловой игрой), в конце и при анализе деловой игры, что требует огромной подготовительной работы школьников, теоретических и практических навыков и умений у школьников. Разработка двух моделей: имитационной и игровой. Первая предусматривает имитацию предметного содержания будущей профессии, а вторая - моделирование формальных социальных ролей ролевых (должностных деяний специалистов в процессе их профессионального деятельности). Это замещением двух реальностей - процесса профессиональной деятельности и процессов деятельности людей, осуществляющих управление этой профессиональной деятельностью.
Слайд 9Описание порядка использования (применения)
технологии/методики в практической профессиональной деятельности
• принцип проблемности (проблемные
игровые задания) содержания игры и ее развертывания;
• принцип ролевого взаимодействия (имитации формальных и неформальных статусов и социальных ролей специалистов через их ролевое взаимодействие) в совместной деятельности;
• принцип диалогического общения (планируются заранее диалог, обсуждение и согласование позиций, интересов):
• принцип трех задач (обучение, воспитание и развитие личности специалиста в процессе учебной деятельности).
Слайд 10Описание порядка использования (применения)
технологии/методики в практической профессиональной деятельности
Технология деловой игры
представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. С помощью формальных и неформальных социальных ролей в технологии деловой игры воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной.
Слайд 11Описание порядка использования (применения)
технологии/методики в практической профессиональной деятельности
Технология ролевая игры применяется
в учебно-воспитательном процессе для отработки формальных социальных ролей отдельных специалистов, деяния которых закреплены в законах и взаимосвязаны между собой (например, при осмотре места происшествия сотрудниками полиции, при опросе очевидцев сотрудниками полиции). Для технологии ролевой игры первичным выступает отработка взаимодействия сотрудников полиции на месте происшествия, взаимодействие очевидцев и сотрудников полиции, т.е. дело вторично. Здесь важно добиться слаженных действий сотрудников полиции на месте происшествия (в образовательных учреждениях на моделировании их формальных социальных ролей и формальных социальных статусов). Поэтому игровая технология называется ролевой.
Слайд 12Описание порядка использования (применения)
технологии/методики в практической профессиональной деятельности
В процессе реализации технологии
ролевой игры имитируются тактика поведения будущих специалистов и их деяния при выполнении функциональных обязанностей конкретного должностного лица во взаимодействии с различными категориями граждан. Для применения технологии ролевой игры учителем разрабатывается сценарий с набором ситуаций, отражающих динамику деяний сотрудников полиции и их взаимодействие с различными категориями граждан при выполнении своих функциональных обязанностей. В соответствии с методической разработкой (сценарием технологии ролевой игры) школьникам определяются формальные социальные роли и они назначаются учителем на определенные должности (формальные социальные статусы), которые осваивают в период подготовки к занятиям, а затем школьники играют формальные социальных роли будущих специалистов, деяния которых закреплены в законах и взаимосвязаны между собой.
Слайд 13Описание порядка использования (применения)
технологии/методики в практической профессиональной деятельности
Технология операционной игры по
своей характеристике является комплексной, в которой выполняются функции технологии деловой игры и технологии ролевой игры. Она помогает отрабатывать будущим специалистам выполнять конкретные специфические действия. Например, школьники проигрывают в школе экстренную эвакуацию при возникновении пожара. В технологии операционной игры главными являются и дело (задача) и действия будущих специалистов (действия должностных лиц). При применении технологии операционной игры в учебно-воспитательном процессе она позволяет имитировать алгоритм действий директора школы, его заместителей, охранника, учителей и моделировать их действия в процессе эвакуации школьников из школы. В качестве сценария технологии операционной игры может быть не только алгоритмы действий, деловые процессы, но и учебные вопросы. Например, обучение школьников методике выступать публично, методике устных выступлений перед классом, перед населением.
Слайд 14Описание порядка использования (применения)
технологии/методики в практической профессиональной деятельности
Технология организационно-деятельностной игры предполагает
получение не конечного результата, а диагностику ситуации взаимодействия, ведущих обучающихся в нужном направлении и выявление критериев для решения конкретной задачи, проблемы. Для технологии организационно-деятельностной игры характерна проблемная организация мыслительной деятельности методом мозгового штурма.
Слайд 15Описание порядка использования (применения)
технологии/методики в практической профессиональной деятельности
Технология педагогической игры имеет
целью развитие творческого мышления у школьников, формирование у них практических навыков и умений решения различных задач, проблем, выработку индивидуального стиля взаимодействия с различными категориями граждан и т.д., поведения учителя с обучающимися при коллективном решении задач, проблем. В педагогической деятельности различают игровые технологии: развивающие педагогические игровые технологии и учебные педагогические игровые технологии.
Слайд 16Описание порядка использования (применения)
технологии/методики в практической профессиональной деятельности
Развивающие педагогические игровые технологии
применяются в целях воспитания у школьников общечеловеческих качеств и конкретных профессионально-деловых качеств, формирования у них самостоятельности и творческого мышления.
Слайд 17Описание порядка использования (применения)
технологии/методики в практической профессиональной деятельности
Учебные педагогические игровые технологии
применяются в целях отработки практических действий обучающихся, например, по организации научно-исследовательской деятельности. Проведение заседания РМО учителей обществознания Клинского муниципального района - вариант развивающей педагогической игровой технологии.
Слайд 18Описание порядка использования (применения)
технологии/методики в практической профессиональной деятельности
Методические разработки игровых технологии
содержат:
- наименование игровой технологии;
- замысел игровой технологии;
-план разработки игровой технологии;
- материалы (проблемная ситуация) для игровой технологии;
- задание для школьников;
- сценарий (план проведения) игровой технологии (ситуации и действия школьников);
- инструкции для школьников для трех этапов: подготовительного, игрового и заключительного;
- дидактически грамотная оценка действия каждого школьника.
Слайд 19Результат использования технологии/методики
1.Раскрыты способностей учащихся.
2. Развиты коммуникативные навыки и умения с
учетом возрастных и психологических особенностей школьников.
3. Вовлечены все школьники в учебный процесс.
4. Расширен кругозор школьников
5.Сформированы навыки и умения межличностного общения.
Слайд 20Результат использования технологии/методики
6. Сформированы у обучаемых целостное представления о будущей профессиональной
деятельности.
7. Приобретен личный профессиональный опыт, в том числе и принятия индивидуальных и коллективных решений.
8. Развито практическое мышление в конкретной профессиональной сфере;
9. Сформированы условия для появления профессиональной мотивации.
10. Реализован один из важнейших принципов обучения - принцип единства знаний и опыта.