Слайд 1МАСТЕР-КЛАСС
Полякова Н.П.,
МОУ Комсомольская средняя общеобразовательная школа
Тисульского
района
Кемеровской области
«Технология написания сочинения-рассуждения в системе подготовки
к ЕГЭ»
Слайд 2План проведения
1. Презентация педагогического опыта
2. Представление методов и приёмов технологии
3. Имитационная
игра
4. Практическая часть
5. Рефлексия
Слайд 3Эпиграф
Увидеть новое – большая заслуга. Увидеть новое и не пройти мимо
– заслуга не меньшая. Напротив – большая.
Д.С. Данин
Слайд 4Основополагающий вопрос
Каковы возможности технологии РКМЧП при обучении учащихся написанию сочинения-рассуждения?
Слайд 5ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Историческая справка
Технология РЧКМП (critical thinkin) разработана в конце
XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Используется в 29-ти странах мира.
Слайд 6
Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны
- это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.
Слайд 7МЕТОДЫ ТЕХНОЛОГИИ
Методы активного чтения:
медленное чтение;
чтение с остановками;
«погружение» в текст.
Слайд 8ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Осмысление (активное чтение, слушание)
Вызов (активизация, мотивация, инвентаризация)
Рефлексия
(анализ, творческая
интерпретация)
СТАДИИ
Слайд 9 ПРИЁМЫ ТЕХНОЛОГИИ
СТАДИЯ ВЫЗОВА:
«Мозговой штурм»
«Письмо по кругу»
Кластер
«Толстые» и «тонкие»
вопросы
Слайд 11«ТОЛСТЫЕ» ВОПРОСЫ
Это вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать:
«Почему…?»
«Согласны ли вы…?»
«Верно ли…?»
Слайд 12«ТОНКИЕ» ВОПРОСЫ
Это вопросы, требующие односложного ответа, вопросы репродуктивного плана:
«Кто?»
«Что?»
«Когда?» и др.
Слайд 13ПРИЁМЫ ТЕХНОЛОГИИ
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ:
Таблица «Плюс - минус - интересно»
Двухчастный (трехчастный) дневник
Составление
схем, таблиц
«Месиво проблем»
«Идеал»
«Ручка на середине стола»
Маркировка текста «ИНСЕРТ»
Слайд 14ИНСЕРТ
«V» – знаю
«?» – непонятно, хочу узнать больше
«+» – согласен
«!» -
это главное
«-» - вызывает сомнения
Слайд 15ПРИЁМЫ ТЕХНОЛОГИИ
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ:
Дискуссия
Эссе
Кластер
Синквейн
Слайд 16СИНКВЕЙН
Первая строка - одно ключевое слово - существительное (тема);
вторая строка -
два определения – прилагательных к нему, заключающих существенные признаки;
третья строка - три глагола, раскрывающих действие (ощущение), производимое явлением,
обозначенным ключевым словом;
четвёртая строка - предложение из 4-х слов, в которых объяснена суть ключевого слова;
пятая строка – метафора* (одиночное существительное) к ключевому слову.
Слайд 17СХЕМА СИНКВЕЙНА
___1___
___1______2___
___1______2______3____
___1______2______3______4___
___1___
Слайд 18
Алгоритм выполнения
задания «С»
Выявление темы предложенного текста и формулировка основной
проблемы предложенного текста (ТЕМА – ВОПРОС – ПРОБЛЕМА) - кластер.
Определение позиции автора по отношению к этой проблеме - создание «корзины» «прямых» и «скрытых» вопросов.
Выражение собственного отношения к поставленной проблеме - синквейн.
Слайд 19ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП
Развитие логического мышления
Стимулирование самостоятельной поисковой деятельности
Реализация принципов ЛОО
Формирование коммуникативной
компетенции
Повышение качества обучения
Слайд 20 Имитационная игра
Девиз
Послушай – и ты узнаешь,
посмотри –
и ты поймешь,
сделай – и ты научишься.
Цели игры:
- проанализировать текст, используя приёмы технологии РКМЧП
- создать сочинение-рассуждение в режиме on-line
Слайд 21
(1) Помнится, в мои школьные годы патриотическое воспитание неизменно писалось
через дефис с «военно» и предполагало довольно ограниченный набор мероприятий…(2) Между тем сегодня назрела необходимость не столько отделить первую часть от второй, сколько разобраться со значением слова в целом.
(3) По мне, пусть «патриотизм» будет «военным»: нужно только оговорить, с кем или, лучше, за что «воевать». (4) А «воевать» сегодня, на мой взгляд, нужно прежде всего за язык. (5) Русский язык. (6)Не боясь быть банальной, процитирую хрестоматийное: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». (7) Мы же теряем его, пользуясь военно-поэтической терминологией, пядь за пядью.
(8) Речь не о том, чтобы научить детей говорить «метко», а о том, чтобы сделать нас народом. (9) Напомню еще более хрестоматийное:
«И назовет меня всяк сущий в ней язык…».
(10) Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит как вода в песок. (11) Почему? (12) Чтобы найти ответ, нужно вспомнить, откуда язык приходит: из общения и чтения. (13) Но дети и родители сегодня разобщены. (14) Что касается чтения, то тут и говорить нечего. (15) И сегодня «воевать» за русский язык – значит бороться и за литературу, на нем написанную.
(16) В песне нашего детства на вопрос «С чего начинается Родина?»- давался ответ: «С картинки в твоем букваре».(17) Не знаю, какая именно картинка имелась в виду – Красная площадь или белая береза, думаю, что это не так важно. (18) Важно, что Родина, по моему глубокому убеждению, начинается именно с букваря. (По И. Кабыш)
Слайд 22Алгоритм написания
сочинения-рассуждения
Вступление
Формулировка одной из проблем исходного текста
Комментарии к сформулированной проблеме
Формулировка
позиции автора
Аргументы «за» или «против» авторской позиции
Заключение
Слайд 23
АДРЕС сайта ИМЦ Тисульского района:
imctisul.ucoz.ru
Страница «Мастер-класс»