Слайд 1Людвиг Андреас фон Фейербах. Философская антропология.
Выполнил: Денисюк А.А.,
студентка 1 курса,
очной формы
обучения,
направление «социально-культурная деятельность»
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тюменский государственный институт культуры»
Факультет социально-культурных технологий
Кафедра социально-культурной деятельности, культурологии и социологии
Тюмень, 2015
Слайд 2Биография
Людвиг Андреас фон Фейербах (1804 - 1872). Выдающийся немецкий философ-материалист, атеист,
коммунист, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон Фейербаха. Историками философии иногда называется «оптимистичным аналогом» Фридриха Ницше.
Людвиг Андреас фон Фейербах
Слайд 3Философия Фейербаха
Фейербах строит свою философию на базе противопоставления философии и религии
как форм мировоззрения, которые несовместимы и противостоят друг другу. В связи с этим он пытается в материалистическом духе переосмыслить сущность христианства как одной из форм религии. В результате христианский Бог трактуется им не как особого рода существо или божественная сущность, а как образ, отражающий в сознании людей их собственную, человеческую сущность. Он пишет, что “божественная сущность — не что иное, как человеческая сущность, очищенная, освобожденная от индивидуальных границ, т. е. от действительного, телесного человека, объективированная, т. е. рассматриваемая и почитаемая, в качестве посторонней, отдельной сущности”
Слайд 4Основные работы
Мысли о смерти и бессмертии (1830)
История новой философии от Бэкона
до Спинозы (1833)
Исследование философии Лейбница (1837)
Характеристика философии Пьера Бейля (1838)
Философия и христианство
Сущность христианства
Предварительные положения к философской реформе
Основы философии будущего»
Сущность религии
Чтения о сущности религии
Слайд 5Антропологический принцип
Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том,
что:
единственно существующими реальностями являются природа и человек;
человек является частью природы;
человек есть единство материального и духовного;
человек должен стать главным интересом философии;
идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека;
природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;
все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.
Слайд 6Учение о природе
В своём учении Фейербах дает такое объяснение природе:
«Я понимаю под природой совокупность всех чувственных сил, вещей и сущностей, которые человек отличает от себя как нечеловеческие, – вообще я понимаю под природой сущность, действующую согласно необходимости своей природы; но она не есть для меня, как для Спинозы, бог, т. е. одновременно и сверхприродная, сверхчувственная, отвлеченная, тайная и простая, – но многообразная, популярная, действительная, всеми чувствами воспринимаемая реальность. Или, говоря практически, природа есть все, что непосредственно является человеком, независимо от супранатуральных нашептываний теистической веры, непосредственно, чувственно, как предмет и основание его жизни. Природа – это свет, электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное, растение, человек, насколько он есть несвободно и бессознательно действующее существо, – ничего более, ничего мистического, ничего гуманного, ничего теологического и неподразумевающегося – в слове природа. Я апеллирую этим словом к чувствам. "Юпитер есть все, что ты видишь", – говорила древность; природа, говорю я, есть все, что ты видишь и что не происходит от человеческих рук и мыслей».
Слайд 7Учение о человеке
Основной чертой материализма Фейербаха был антропологизм – понимание человека
как высшего продукта природы, рассмотрение его в неразрывном единстве с ней. По Фейербаху, именно природа должна была стать основой новой философии, раскрывающей земную сущность человека. Природа наделила его разумом и чувствами, зависящими от биологической составляющей; но все же несводимыми чисто к физиологии. Фейербах говорит о сущности человека, подразумевая мышление. Человек отчуждает свою сущность. Это отчуждение создает у него идею Бога. Человек становится рабом Божьим. Задача философии: возвращение человека к его собственной сущности. Необходимо реализовать эту сущность по отношению к другому.
Среди чувств человека Фейербах особенно выделял любовь, имея в виду ее нравственную, нематериальную составляющую. Бог – это отношение любви, связывающее одного человека с другим. Эта связь рождает религию. Тайна теологии заключается в антропологии. Главный принцип религии – вера в человека. Человек рассматривается как мера всех вещей, как мера понимания самого Бога. Любовь – критерий бытия и истинности.
Слайд 8Теория познания
Свое учение о познании Фейербах строил, решительно критикуя идеализм. Он
беспощадно высмеивал тех «спекулятивных философов», которые не понятия приспособляют к вещам, а, напротив, вещи, природу, окружающую человека, приспособляют к своим понятиям. В «Лекциях о сущности религии» Фейербах писал, что он ненавидит тот идеализм, который вырывает человека из природы. Основной смысл всей познавательной деятельности человека состоит, по Фейербаху, в её изучении. Он понимал под природой «совокупность всех чувственных сил, вещей и существ, которые человек отличает от себя, как нечеловеческое». Природа — все то, что для человека «представляется непосредственно, чувственно, как основа и предмет его жизни. Природа есть свет, электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное, растение, человек, поскольку он является существом непроизвольно и бессознательно действующим»
Слайд 9Учение об обществе и государстве
Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его антропологической
философией. Суть этих взглядов в следующем:
человек – уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;
полнокровная реализация человеком своего «Я» возможно только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми) – человек может жить только в обществе;
основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия;
данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо – в Бога, а на иных принципах;
необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т.д.) и заменить ее религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека;
смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.
Слайд 10Вывод
полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;
попытка
объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;
материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;
большой интерес к социально-политическим вопросам;
убеждение в познаваемости окружающего мира.
Слайд 11Библиографический список
Чесноков Г. Д. Людвиг Фейербах и его место в истории
мировой философской мысли // Социально-гуманитарные знания. — М., 2005. — № 1. — С.90-107.
Любутин К. Н. Фейербах: философская антропология. — Свердловск, 1988. — 127 с.
Иодль Ф. Л. Фейербах, его жизнь и учение. — СПб., 1905.
Деборин А. М. Людвиг Фейербах. — М.-Л., 1929.
Есин И. М. Материалистическая философия Л. Фейербаха. — М., 1954.