Логика процесса научного исследования презентация

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ Логика процесса научного исследования Научные факты и их роль в научном исследовании Понятие научной проблемы, ее постановка и формулирование Содержание научной гипотезы, ее выдвижение и обоснование Сущность теории и ее роль в научном исследовании

Слайд 1
Логика процесса научного исследования
Презентацию подготовила:
Студент 311 группы
Милащенко А.А


Слайд 2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Логика процесса научного исследования
Научные факты и их роль в научном исследовании
Понятие научной проблемы, ее постановка и формулирование
Содержание научной гипотезы, ее выдвижение и обоснование
Сущность теории и ее

роль в научном исследовании

Слайд 3
Логика процесса научного исследования

НАУЧНЫЙ ФАКТ
НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА
НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ
НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ


Слайд 4
Уровни научного исследования


Слайд 5
На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание – чувственное познание. Характерными признаками эмпирического уровня

является сбор фактов, их первичное описание, обобщение и систематизация.

Слайд 6
Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием рационального – понятий, принципов, концепций, теорий

и других конструктов «мыслительных операций».

Слайд 7
Этапы научного исследования
1. Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня

разработанности; формулирование темы; определение объекта и предмета исследования; целеполагание и формулирование генеральной цели исследования, общих и промежуточных задач.
2. Разработка методологии исследования как исходной концепции, основанной на опорных теоретических положениях; определение единого исследовательского подхода, замысла, направляющего ход и предполагаемые результаты исследования.
3. Разработка плана и методической части программы исследования; выбор методов исследования; обоснование методики исследования.
4. Проведение эмпирического исследования; сбор и анализ научных фактов для построения гипотезы исследования – теоретической конструкции, истинность которой предполагается доказать.
5. Проведение исследования в соответствии с программой.
6. Обработка и анализ полученных данных.
7. Интерпретация результатов и обоснование определенных зависимостей; оформление результатов исследования и разработка практических рекомендаций.
8.Внедрение и проверка результатов в практике социально-педагогической деятельности.

Слайд 8
2.Научные факты и их роль в научном исследовании

Научный факт - это не только описание события

или измеренная величина, но и многие другие сведения: когда, каким образом, кем был зафиксирован факт, с какими другими событиями, фактами, исследованиями он связан и так далее. 

Факт - "это действие, происшествие, событие, относящееся к прошлому или еще длящемуся настоящему, но никогда к будущему времени.


Слайд 11
К методам установления научных фактов относятся:


Слайд 12
Наблюдение - это систематическое, целенаправленное восприятие предметов и явлений, с целью выяснения

их определенных свойств и отношений.

Слайд 13
Сравнение - это познавательная операция, лежащая в основе суждения о сходстве и различии

объектов.

Слайд 14
Измерение - это процедура определения численного значения некоторой величины с помощью определенной

единицы (метры, граммы, ватты и т.п.). 

  - объект измерения; 
- единица измерения (эталон); 
- измерительные приборы;
- методы измерения: 
- субъект измерения (наблюдатель). 

Для процедуры измерения необходимы следующие компоненты:


Слайд 15
Эксперимент - прием исследования, при котором объект ставится в точно учитываемые условия

или искусственно воспроизводится с целью выяснения тех или иных свойств. 

Слайд 16
3. Понятие научной проблемы, ее постановка и формулирование
Научная проблема - это осознание, формулирование концепции о

незнании.

Первый этап связан с нехваткой информации для описания или объяснения реальности.
Второй этап необходим, так как переход на уровень обыденного языка дает возможность переключаться из одной научной области (со своей специфической терминологией) в другую.
Третий этап зависит от того объема объективных знаний накопленных той или иной наукой.

Этапы порождения проблемы


Слайд 17
Грамотная постановка проблемы предполагает выполнение следующих групп действий:
1. Формулирование проблемы;
2. Построение

проблемы
3. Оценка проблемы
4. Обоснование
5. Обозначение

Слайд 18
4.Содержание научной гипотезы, ее выдвижение и обоснование
Гипотеза (от греч. gypothesis -

основание, предположение) - это вероятностное предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которого при современном состоянии производства и науки не может быть проверена и доказана, но которое объясняет данные явления, без него необъяснимые; один из приемов познавательной деятельности.

Слайд 19
Этапы мыслительного процесса гипотезы
Выдвижение гипотезы. Чтобы выдвинуть гипотезу, необходимо располагать некоторой совокупностью

фактов, относящихся к наблюдаемому явлению, которые бы обосновывали вероятность определенного предположения, объясняли неизвестное.

Предположение является той сердцевиной гипотезы, вокруг которой идет вся познавательная и практическая деятельность.

Развитие гипотезы. Развитие гипотезы связано с выведением гипотезы из нее логических следствий.


Слайд 20
Логические следствия. Под логическими следствиями понимаются мысли не только об обстоятельствах,

вызванных изучаемым явлением, но и об обстоятельствах, предшествующих ему по времени, о сопутствующих и последующих, а также об обстоятельствах, вызванных иными причинами, но находящихся с исследуемым явлением в какой-либо связи.

Сопоставление выведенных из предположения следствий с установленными фактами действительности дает возможность либо опровергнуть гипотезу, либо доказать ее истинность.

Непосредственное подтверждение (опровержение) гипотезы в науке используется довольно часто. Сущность этого способа заключается в том, что предполагаемые отдельные факты или явления в ходе последующего познания находят подтверждение (или опровержение) в юридической или экономической практике через их непосредственное восприятие.


Слайд 21
5.Сущность теории и ее роль в научном исследовании
Теория - наиболее развитая форма научного знания,

целостная развивающаяся система истинных, проверенных практикой знаний, отражающая закономерные, существенные свойства, связи, отношения предметов и явлений реального мира.

Элементы теории:

Исходные основания
Идеализированный объект
Логика теории
Совокупность законов и утверждений
Философские установки, ценностные социокультурные основания.


Слайд 22
Синтетическая функция теории
Объяснительная функция.
Мировоззренческая и методологическая функции.
Предсказательная функция, или

функция предвидения.
Практическая функция.

Функции теории


Слайд 23
Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика