Слайд 1Контроль качества образования
Н.И.Яловицкая,
директор МКОУ ДПО ЦИМПО
Слайд 2Контроль качества - одна из значимых функций управления, которая напрямую связана
с планированием на основе анализа и целеполагания, с организацией и руководством образовательным учреждением.
Внутришкольный контроль
осуществляется субъектами самого учреждения и является источником информации об основных результатах деятельности учреждения, позволяющей принимать на основе ее изучения эффективные управленческие решения
Слайд 3
Нормативно-правовые основания ВШК
В качестве одной из приоритетных задач федеральной целевой программы
развития образования на 2011-2015 годы является развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Программа предусматривает:
увеличение числа образовательных учреждений, открыто предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности; расширение уровней образования, на которых реализуются возможности объективной оценки качества образования; увеличение численности обучающихся, получивших оценку своих достижений (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) через добровольные и обязательные процедуры оценивания.
Слайд 4
Идеи объективности оценивания, достоверности, открытости получаемых результатов отражены и в другом
стратегическом документе - Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, среди задач которой:
- обеспечение современного уровня надежности и технологичности процедур оценки качества образовательных результатов;
- формирование культуры оценки качества образования на уровне регионов, муниципалитетов и отдельных организаций через повышение квалификации кадров системы образования в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур;
- создание системы поддержки сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях;
- создание системы мониторинговых исследований качества образования.
Слайд 5В условиях введения ФГОС его требования становятся основой контроля и оценки
не только уровня образования обучающихся, но и эффективности деятельности педагогических работников, образовательного учреждения, всей системы образования.
Данное положение сформулировано в следующих приказах Минобрнауки России:
- от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (п.п. 3, 19.2, 19.9);
- от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (п.п. 2, 18.1.2, 18.1.3);
- от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (п.п. 3, 4, 12, 18.1.2, 18.1.3).
Слайд 6Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
"Об образовании в
Российской Федерации"
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
п.3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;
13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
Слайд 7Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
"Об образовании в
Российской Федерации
Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
п.2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
Слайд 8Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
"Об образовании в
Российской Федерации
Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся
Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
Слайд 9Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
"Об образовании в
Российской Федерации
Статья 59. Итоговая аттестация
1. Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.
2. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.
3. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Слайд 10Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
"Об образовании в
Российской Федерации
Статья 89. Управление системой образования
2. Управление системой образования включает в себя:
4) проведение мониторинга в системе образования;
7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию
Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования
1. Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования
Слайд 11Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
"Об образовании в
Российской Федерации
Статья 94. Педагогическая экспертиза
Педагогическая экспертиза проводится в отношении проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися.
.
Слайд 12Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
"Об образовании в
Российской Федерации
Статья 95. Независимая оценка качества образования
Независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность…
6. Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Слайд 13Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
"Об образовании в
Российской Федерации
Статья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования
3. Мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Слайд 14
Необходимо обратить внимание на Письмо Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки от 16.07.2012 № 05-2680
В этом документе контроль качества образования понимается как деятельность, направленная на оценку соответствия содержания и качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС, принятия мер по устранению выявленных недостатков.
Речь идет о «внешнем контроле», который рассматривается как процесс установления соответствия реального положения дел имеющимся требованиям и коррекции (при необходимости) сложившейся ситуации.
Слайд 15Задачи контроля, связанные с оценкой:
соответствия содержания образования требованиям ФГОС при организации
образовательного процесса;
условий реализации основных образовательных программ;
соответствия качества подготовки обучающихся и выпускников образовательных учреждений требованиям ФГОС;
результатов освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.
Слайд 16Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 19.04.2011 № 03-255 «О
введении федерального государственного образовательного стандарта»
В письме говорится о процедуре экспертизы (самоэкспертизы) готовности образовательного учреждения к реализации ФГОС при условии его опережающего введения.
В письме речь идет о системе внутришкольного контроля, которая переориентируется на оценку качества образования в соответствии с требованиями ФГОС, что должно быть зафиксировано в основной образовательной программе школы (раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП»).
Слайд 17РЕЗЮМЕ
Обобщая результаты изучения нормативно-правовой базы, связанной с реализацией контролирующей функции в
образовательном учреждении, можно выделить несколько ключевых понятий, описывающих этот процесс:
- «Текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся»;
- «Система внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении»;
- «Система внутришкольного контроля»;
- «Внутренняя система оценки качества образования».
Слайд 18
Независимо от используемых понятий, речь идет о единой управленческой деятельности, целью
которой является:
получение информации о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, определение проблем для принятия конструктивных решений по оптимизации управления, оказание методической и практической помощи субъектам образовательного процесса;
выявление соответствия процесса и результатов образовательного процесса существующим требованиям ФГОС общего образования;
принятия системы мер, направленных на повышение эффективности и качества образования.
Слайд 19нормативные документы, связанные с уточнением субъектов внутришкольного контроля и уровня их
компетентности в рассматриваемом вопросе.
В Письме Министерства образования РФ от 07.02.2001 № 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений» говорится о значимости внутреннего контроля за деятельностью образовательного учреждения со стороны его руководителя.
Слайд 20Приказ Минздравсоцразвития России от 26.07.2010 № 761н «Об утверждении ЕКС должностей
руководителей, специалистов и служащих» определяет следующие должностные обязанности работников образования в рамках ВШК:
руководитель (директор, заведующий, начальник): планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и других работников образовательного учреждения; обеспечивает объективность оценки качества образования обучающихся (воспитанников, детей) в образовательном учреждении;
Слайд 21заместитель руководителя
(директора, заведующего, начальника):
осуществляет контроль за качеством образовательного процесса, объективностью
оценки результатов образовательной деятельности обучающихся, работой кружков и факультативов, обеспечением уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям ФГОС, ФГТ. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся, воспитанников, за состоянием медицинского обслуживания обучающихся (воспитанников, детей), жилищно-бытовых условий в общежитиях. При выполнении обязанностей заместителя руководителя по административно-хозяйственной работе (части) осуществляет контроль за хозяйственным обслуживанием и надлежащим состоянием образовательного учреждения. Организует контроль за рациональным расходованием материалов и финансовых средств образовательного учреждения. Обеспечивает контроль за своевременным и полным выполнением договорных обязательств, порядка оформления финансово-хозяйственных операций;
Слайд 22учитель:
оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе); осуществляет
контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся);
Слайд 23социальный педагог
изучает особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и их микросреды, условия
их жизни; выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;
Слайд 24педагог-психолог:
определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников и принимает меры
по оказанию им различных видов психологической помощи; проводит психологическую диагностику; анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов); оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся;
Слайд 25
методист:
анализирует состояние учебно-методической и воспитательной работы в учреждениях и разрабатывает
предложения по повышению ее эффективности; принимает участие в разработке методических и информационных материалов, диагностике, прогнозировании и планировании подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов учреждений; анализирует и обобщает результаты экспериментальной работы учреждений.
.
Слайд 26
типичные проблемы и трудности, выявленные по результатам анализа итогов контроля качества
образования,. (Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.06.2012 № 05-2680 (п.7):
- отсутствие в образовательном учреждении самостоятельно разработанной и утверждённой основной образовательной программы;
- несоответствие учебного плана образовательного учреждения федеральному Базисному учебному плану;
- отсутствие в образовательном учреждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин;
- несоответствие рабочих программ по учебным предметам ФГОС и (или) ФКГОС;
- несоответствие ООП НОО образовательного учреждения требованиям ФГОС;
- реализация не в полном объеме ООП начального, основного, среднего (полного) общего образования в соответствии с учебными планами и годовым календарным учебным графиком;
- несоответствие перечня учебников и учебных пособий, используемых образовательным учреждением, федеральному перечню учебников;
- отсутствие в образовательном учреждении системы внутреннего мониторинга качества образования.
Слайд 27
Существующая нормативно-правовая база позволяют сформулировать следующие цели внутришкольного контроля в условиях
реализации ФГОС общего образования:
- установление соответствия деятельности образовательного учреждения требованиям ФГОС общего образования;
- выявление причинно-следственных связей позитивных и отрицательных тенденций реализации ФГОС;
- подготовка выводов и рекомендаций по дальнейшему развитию образовательного учреждения и его субъектов.
Слайд 28Актуальные и значимые задачи внитришкольного контроля:
- выявление соответствия существующих (создаваемых) условий
реализации основной образовательной программы (ООП) нормативным требованиям ФГОС;
- оценка (проверка) уровня достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы конкретной ступени образования;
- изучение обучающихся на основе разностороннего диагностирования;
- анализ и экспертная оценка результатов деятельности педагогических работников по реализации ООП для своевременного оказания им методической помощи, в том числе по формированию у обучающихся универсальных учебных действий;
-
Слайд 29Актуальные и значимые задачи внитришкольного контроля
выявление отрицательных и положительных тенденций в
организации образовательного процесса и разработка предложений по их устранению;
изучение и оценка эффективного опыта работы реализации ФГОС;
информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений, обоснованное прогнозирование образовательного процесса.
Слайд 30
дополнительно к обозначенным вопросам, в соответствии с требованиями ФГОС, целесообразно обозначить
следующие направления контроля:
- контроль результатов освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующей ступени обучения;
- контроль соответствия структуры и содержания основной образовательной программы (и вносимых в нее изменений) требованиям стандарта второго поколения;
- контроль условий реализации основной образовательной программы (кадровых, материально-технических, психолого-педагогических, информационно-методических и других).
Слайд 31Функции ВШК в условиях введения ФГОС:
- информационно-аналитическая - получение информации о
состоянии образовательного процесса и условиях его организации, ее анализ (интерпретация) для принятия целесообразных управленческих решений;
- контрольно-диагностическая – оценка ситуации в сопоставлении реального положения дел и нормативов (к которым относятся, например, планируемые результаты освоения основной образовательной программы, требования к условиям реализации ФГОС);
- коррективно-регулятивная – реализация механизмов (на основе полученной информации и ее оценки) внесения изменений в существующие планы и программы, содержание образования и используемые педагогические технологии; получение обратной связи;
- стимулирующе-развивающая – превращение контроля в инструмент развития профессионального личностного потенциала педагогических работников и общего развития обучающихся
- планово-организационная – составление (разработка, структурирование) плана внутришкольного контроля и графика его реализации.
Слайд 32Наряду с традиционными методами внутришкольного контроля (изучение школьной документации, административная контрольная
работа, наблюдение и анализ учебного занятия, тестирование, анкетирование и др.), в условиях ФГОС применяются такие методы, как:
- диагностика личностных результатов в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающихся;
- использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само-и взаимооценки);
- диагностика метапредметных результатов комплексных заданий на основе единого текста;
- общественная экспертиза, связанная с реализацией идей общественного договора и развитием государственно-общественного управления;
- социологический опрос с целью изучения степени удовлетворенности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов качеством организации образовательного процесса, кейс-метод и другие.
Слайд 33Выбор и использование методов внутришкольного контроля с учетом интегративных критериев введения
ФГОС, среди которых:
высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей;
охрана и укрепление здоровья обучающихся; условия, обеспечивающие выявление и развитие способностей обучающихся через систему клубов, секций, организацию общественно полезной деятельности;
работа с одаренными детьми, а также поддержка детей, имеющих проблемы в развитии
Слайд 34Система внутришкольного контроля регламентируется соответствующим положением, которое разрабатывается с учетом требований
ФГОС и ориентирует на проверку (анализ, исследование, оценку) качества педагогической деятельности по реализации основной образовательной программы.
Результаты ВШК рассматриваются на заседаниях педагогического совета, методических объединений, кафедр, творческих групп и др. и оформляются в виде: аналитической справки; справки; доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу.
Слайд 35Формы посещения уроков:
уроков одного учителя на протяжении рабочего дня; нескольких
уроков в одном классе (вариант — совместно с классным руководителем);
уроков учителя, преподающего предмет во всех параллельных классах;
уроков разных учителей, преподающих один и тот же предмет в одной параллели;
всех уроков одного учителя по большой теме программы; уроков у разных учителей и в разных классах