Слайд 1Компьютерные технологии в науке и образовании
Дисциплина для магистерской подготовки по направлению
011200 «Физика»
Автор: Исаев Владимир Александрович,
к.т.н., доцент
Великий Новгород, 2012
Слайд 2Лекция 1
(16.02.2012)
Введение. Характеристика профессиональной
деятельности магистра по направлению подготовки 011200
Структура Российского
портала
открытого образования
Общая схема
функционирования портала НовГУ
Слайд 3Объем дисциплины и виды учебной работы
Семестр: 10
Дисциплина: Компьютерные технологии в
науке и образовании
Специальность: 011200 (3 чел)
Полная трудоемкость дисциплины в зачетных единицах (ЗЕ) - 4
Лекции: - 9 часов
Практические занятия: -
Лабораторные занятия (в том числе аудиторная СРС): 45(15) часов
Внеаудиторная СРС: 54 часа
Вид аттестации: экзамен
Слайд 4Введение
Характеристика профессиональной деятельности
магистра по направлению подготовки
011200 «Физика»
Слайд 5 ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
№62 от 22 марта
2006 г.
ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ
В целях обеспечения академической свободы вузов при формировании образовательных программ высшего профессионального образования специализированной подготовки магистра, в том числе междисциплинарных и практико-ориентированных программ, как вида программ, направленных на формирование высококвалифицированных специалистов, подготовленных к различным видам инновационной деятельности, требующей углубленной фундаментальной и специальной подготовки, приказываю……
Слайд 6ООП по направлению 011200
Выпускник по направлению подготовки 011200 «Физика» с квалификацией
(степенью) «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью к самостоятельному приобретению с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОК-3);
способностью адаптироваться к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-7);
Слайд 7ООП по направлению 011200
(продолжение)
Выпускник должен обладать также следующими профессиональными компетенциями (ПК):
способностью
самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области физики (в соответствии с профилем магистерской программы) и решать их с помощью современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта (ПК-3);
способностью использовать свободное владение профессионально-профилированными знаниями в области информационных технологий, современных компьютерных сетей, программных продуктов и ресурсов Интернет для решения задач профессиональной деятельности, в том числе находящихся за пределами профильной подготовки (ПК-5);
Слайд 8ООП по направлению 011200
(продолжение)
способностью свободно владеть профессиональными знаниями для анализа и
синтеза физической информации (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-7);
способностью организовать и планировать физические исследования (ПК-9).
Примечание:
- ФГОС ВПО по направлению подготовки 011200 «Физика» утвержден приказом Минобрнауки России №637 от 18 ноября 2009 года;
- примерная ООП ВПО по направлению подготовки 011200 «Физика» утверждена УМО по классическому университетскому образованию 29декабря 2010 года;
Слайд 9Всемирной Декларации о высшем образовании для ХХI века: подходы и практические
меры ЮНЕСКО
( Париж,1998)
……
Сохраняя и укрепляя основные ценности традиционного высшего образования, связанные с подготовкой высококвалифицированных кадров, университеты и другие учебные заведения высшего образования должны стать доступными для обучения на протяжении всей жизни граждан, желающих обрести новые знания и компетенции, предоставляя учащимся оптимальный диапазон выбора и придавая гибкий характер началу и прекращению получения высшего образования на основе использования курсов и учебных программ, постоянно адаптируемых к современным и будущим потребностям общества.
……
Слайд 10Всемирной Декларации о высшем образовании для ХХI века: подходы и практические
меры ЮНЕСКО
( Париж,1998)
Важным требованием становится диверсификация моделей высшего образования в целях обеспечения равных возможностей, что предполагает осуществление многообразных форм обучения и подготовки кадров, таких как :
- традиционные степени бакалавров и магистров,
- краткосрочные курсы,
- обучение в течение неполного дня, гибкое расписание, модульные курсы,
- дистанционное обучение с соответствующей поддержкой и т.д.
В наиболее общем виде можно говорить о замене стратегии своеобразной элитарности высшего образования на стратегию его массовой доступности, базирующейся на возможностях современных информационных технологий обучения (мультимедийных учебных курсов и электронных учебников, дистанционного обучения, е-learning, Интернет-образования).
Слайд 12Трансформация Т-ВУЗа в И-ВУЗ
Инновационно-ориентированный вуз (И-ВУЗ) представляет собой образовательное учреждение, способное
постоянно совершенствовать, развивать ключевые бизнес-процессы в соответствии с разработанной стратегией и тенденциями рынка образовательных услуг, опираясь на собственные интеллектуальные ресурсы и долгосрочное сотрудничество с партнерами.
Трансформация традиционного вуза (Т-ВУЗа) в И-ВУЗ связана также с появлением двух новых видов деятельности, которые реализуют новые цели высшего образования:
предоставление разнообразного «образования в течение всей жизни» (LLL, Lifelong Learning);
умение качественно обучать специалистов высшей квалификации в условиях рынка образовательных услуг, доказывая свои преимущества перед конкурентами.
Слайд 13Группы стратегических проблем, воздействующие на E-learning системы
управление (administration)
методическое обеспечение
курса (courseware)
оценку (evaluation)
профессорско-преподавательский состав (faculty)
финансирование (funding)
инфраструктуру(infrastructure)
образовательный подход (instructional approaches)
интеллектуальную политику (intellectual policy)
привлечение внешних ресурсов (outsourcing)
сотрудничество (partnerships)
высокое качество (quality)
безопасность (security)
службы (services)
социальные сети (social networking)
стратегическое планирование (strategic planning)
студенты (students)
технологии (technology)
и другие (other).
Слайд 15Стратегии развития ВУЗов
Важнейшее направление в стратегии развития образовательных процессов – формирование
условий, обеспечивающих переход ВУЗов к полномасштабному электронному образованию, которое позволит преодолеть основные ограничения и недостатки традиционных образовательных технологий.
В настоящее время во многих странах интенсивно формируется новый рынок образовательных мультимедийных программ, особенно ориентированных на Интернет-обучение, получает распространение дистанционное обучение вне стен факультета как часть обучения в ВУЗе.
Примечание:
Лекционная работа утрачивает значение ведущей, определяющей формы обучения.
Самостоятельная работа, часто исследовательского характера, связанная с решением реальных проблем становится центральным моментом процесса обучения.
Новые методы образования неизбежно потребуют новых учебно-методических подходов, материалов и методов тестирования, которые будут ориентированы на проверку способностей к пониманию, навыков коллективной практической работы и творчества.
Слайд 16Введение
Нормативные документы системы открытого образования РФ
Информационные ресурсы по дисциплине
Слайд 18Нормативные документы системы открытого образования РФ
Концепция создания и развития информационно-образовательной среды
Открытого Образования системы образования РФ системы открытого образования.- М.: РГИОО, 2001;
О Порядке разработки и использования дистанционных образовательных технологий. Приказ МО РФ № 63 от 10 марта 2005 г.;
Об использовании дистанционных образовательных технологий. Приказ МО РФ № 137 от 06 мая 2005 г.
Слайд 19Стандарты ГОСТ Р
(информационно-коммуникационные технологии)
ГОСТ Р 52652-2006 Информационно-коммуникационные технологии. Общие положения
ГОСТ Р
52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии. Термины и определения
ГОСТ Р 52655-2006 Информационно-коммуникационные технологии. Интегрированная автоматизированная система управления учреждением высшего профессионального образования
ГОСТ Р 52656-2006 Информационно-коммуникационные технологии. Образовательные интернет-порталы федерального уровня
ГОСТ Р 52657-2006 Информационно-коммуникационные технологии. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов
Слайд 20Информационные ресурсы по дисциплине
www.www.informika.www.informika.ru – сайт государственного научно-исследовательского института информационных технологий
и телекоммуникаций;
wwwwww.www.inswww.ins-www.ins-iitwww.ins-iit.www.ins-iit.ru – сайт института информационных технологий;
wwwwww.www.eduwww.edu.www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование;
wwwwww.www.openet.edu.ru – сайт российского портала открытого образования;
wwwwww.www.qualitywww.quality.www.quality.eduwww.quality.edu.www.quality.edu.ru – информационно-справочный портал поддержки систем управления качеством;
www.e-joe.ru – сайт журнала «Открытое образование»;
wwwwww.www.exponentawww.exponenta.www.exponenta.ru – образовательный математический сайт;
www.moodle.org - сайт сообщества разработчиков системы MOODLE;
wwwwww.www.latexeditorwww.latexeditor.www.latexeditor.org – сайт проекта LaTeX редактора
Слайд 21Информационные ресурсы по дисциплине (см.www.quality21.ru)
Слайд 22Информационные ресурсы по дисциплине (см.www.e-joe.ru)
Слайд 23Системный подход
3.2.1 система: Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
3.3.2 организационная структура: Распределение
ответственности, полномочий и взаимоотношений между работниками.
Слайд 24Классификация моделей
учебных заведений в зависимости
от организационно-правовых форм ДО
Слайд 25Российский портал открытого образования
Письмо руководителя Федерального агентства по образованию от
31.01.2005 № 77/12-14 «О Российском портале открытого образования»
…в рамках ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» по заказу Рособразования усилиями:
федерального государственного научного учреждения «Российский государственный институт открытого образования»;
Некоммерческое партнерство(НП) «Открытый университет»;
300 образовательных учреждений РФ,
выполняется комплекс работ по введению в штатную эксплуатацию федерального образовательного портала «Российский портал открытого образования»
(www.openet.ru (www.openet.ru или www.openet.edu.ru).
Слайд 26Структура Российского портала
открытого образования
Слайд 27Структурно-функциональная схема РПОО
Слайд 29Общая схема
функционирования портала НовГУ
Слайд 31Магистральная инфраструктура RUNNet
Слайд 32БАЗОВЫЕ УЗЛЫ СЕТИ RUNNet
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Вологодский государственный технический университет
Калининградский государственный университет
Новгородский
государственный университет
Петрозаводский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики (ТУ)
Слайд 34Схема ЛВС Северного филиала РГУИТП
Слайд 35Процессный подход
3.4.1 процесс: Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы
в выходы.
3.4.5 процедура: Установленный способ осуществления деятельности или процесса (3.4.1).
Слайд 36Информационные технологии в профессиональной деятельности
выпускника высшей школы
Информационная технология - это
представленное в проектной форме
(т.е. в некотором формализованном и пригодном для социального использования виде) концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее рациональным образом организовать тот или иной конкретный часто повторяющийся информационный процесс. При этом достигается экономия затрат труда, энергии или материальных ресурсов, необходимых для реализации данного процесса.
Слайд 38Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001:2008
Системы менеджмента качества. Требования
Слайд 39Контекстный уровень модели Т-ВУЗа
Слайд 40Процессная модель Т-вуза
(бизнес-процессы)
Слайд 41Процессная модель Т-вуза
(функции образовательной деятельности)
Слайд 42Процессная модель Т-вуза
(Бизнес-процессы обучения студентов )
Слайд 43Контекстный уровень модели И-ВУЗа
Слайд 44Процессная модель И-ВУЗа
(бизнес-процессы)
Слайд 45Функции деятельности по развитию И-ВУЗа
Слайд 46Дистанционное обучение
Дистанционное обучение прочно утвердилось в качестве своеобразной альтернативы традиционному высшему
образованию, хотя официально его рассматривают как разновидность заочного образования.
Дистанционного обучения, одно из ключевых направлений использования информационных технологий в процессе кардинальных преобразований высшего образования
Слайд 47Архитектура обучающей системы в соответствии со стандартом IEEE P 1484.1
Слайд 48Модель сетевого дистанционного обучения
Слайд 50Учебное задание
Изучить содержание Концепции информационно-образовательной среды (ИОС) открытого образования РФ;
Изучить требования
приказа МО РФ № 137 от 06 мая 2005 г. «Об использовании дистанционных образовательных технологий»;
Ознакомиться со стандартами ГОСТ Р группы «Информационно-коммуникационные технологии».
Примечание: учебные материалы размещены на портале НовГУ (учебные материалы > Исаев Владимир Александрович > КТ в науке и образовании > …)
Слайд 51Список литературы
1.Основы открытого образования / Андреев А. А., Каплан С. Л.,
Лобачев С. Л. и др.; Отв. ред. В. И. Солдаткин. – т. 1. – РГИОО. – М.: НИИЦ РАО, 2002. – 676 с.
2.Усков В. Л., Шереметов Л. Б. Современные подходы к созданию системы обучения на базе сети Интернет //Информационные технологии. – 2001. - № 9.
3.Информационные технологии в науке, технике и образовании: Сб. науч.тр. / Под ред. О.Л. Коневского; НовГУ им. Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2005.- 84с.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для вузов/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С.Полат. ─ 4-е изд., стер. ─ М.: Академия,2009. ─ 268с.
5.Кревский И.Г. Инновационные модели организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий // Менеджмент инноваций.- 2008.- №3.- С.222-230.
Слайд 52Список литературы (продолжение)
6. Колесникова И. А. Открытое образование = Chances and risks
of open educational space : перспективы, вызовы, риски / И. А. Колесникова // Высшее образование в России. - 2009. - N 7. - С. 12-23.
7.Готская И. Б. Применение электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий для организации самостоятельной работы обучающихся / И. Б. Готская // Вестник Герценовского университета. - 2009. - N 6. - С. 30-32.
8. Изотов И. В. Основные технологии построения учебного процесса с использованием мультимедийных средств обучения / И. В. Изотов // Интеграция образования. - 2009. - N 2. - С. 51-54.
Слайд 53Список литературы (продолжение)
9.Позднеев Б. М. Перспективы подготовки и переподготовки инженерных кадров на
основе технологий e-Learning / Б. М. Позднеев, Ю. А. Косульников, М. В. Сутягин // Высшее образование в России. - 2009. - N 7. - С. 9-12.
10.Бабешко В.Н., Нежурина М.И. Система оценки качества программных комплексов для дистанционного обучения.- М.: ЦДО МИЭМ; Европейский центр по качеству, 2004.- 178с.
11.Дзегеленок И.И. Информационные технологии в управлении качеством образования: Учебное пособие.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.-68с.
12. Казанцев А.К., Мешкис Д.К. Моделирование бизнес-процессов современного ВУЗа на основе информационных технологий // Инновации.-2006.-№2.
Слайд 54Приложение
По материалам сайта www.websoft.ru
Слайд 55Глоссарий по дистанционному обучению
Дистанционное обучение (ДО) - способ обучения, обеспечивающий взаимодействие
обучающего и обучаемого на расстоянии, опосредованное средствами обучения и каналами их доставки и обеспечивающее реализацию присущих учебному процессу элементов — целей, содержания, методов и форм
Медиа (Media) - форма представления информации (текст, звук, изображения), доставляемой посредством технологий дистанционного обучения
Смешанное обучение (blended learning) - объединение двух или более различных способов, форм и методов обучения — очного и дистанционного, синхронного и асинхронного, формального и неформального, управляемого и кооперативного, а также самообразования — в едином образовательном процессе
Слайд 56Спасибо за внимание!
Тел.: (8162) 620323
E-mail: vladimir.isaev@novsu.ru