Слайд 1
КОМПОНЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Слайд 2Воспитание -
Целенаправленный процесс взаимодействия субъектов, в результате которого у ребенка формируются
навыки, развиваются умения; процесс передачи опыта.
Слайд 3Культура –
совокупность материальных и духовных ценностей, выраженных в способах деятельности.
Среда обитания.
Слайд 4культура
материальная
духовная
Бытовая сфера
Производственная
сфера
религия
философия
искусство
Слайд 5Духовность – отношение человека к душе, духу, Богу, Церкви, вере.
(В.И.Даль)
Нравственность –
способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом.
Слайд 6Технология -
Система предложенных алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет
к заранее намеченному результату
Слайд 7
Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и
формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Слайд 8В последнее столетие в России произошла смена нескольких исторических формаций. В
ходе перемен в стране были утрачены многие традиции национального духовно-нравственного воспитания, а само понятие духовности меняло свое содержание в зависимости от политического и социально-экономического строя.
Слайд 9Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является обращение к культурному
наследию нашей страны, важной составляющей частью которого является православие.
Слайд 10Цель изучения предмета:
Приобретение учащимися культурологических
знаний в области духовно-нравственного воспитания как
средства формирования базовой культуры личности.
Слайд 11
Содержание образования по предмету носит культурологический характер, раскрывает
духовные основы отечественной культуры, показывает культурообразующую роль религиозной культуры в России, обеспечивает необходимый минимум духовно-нравственного культурологического образования.
Слайд 13В этой связи православная культура является методологической основой духовно-нравственного воспитания и
представлена в следующих аспектах аспектах.
Слайд 14
Православная культура
нравственно-
этический
культурно-
исторический
этнокультурный
нравственно-
этический
нравственно-
этический
Слайд 15Обладающая большим воспитательным потенциалом, православная культура дает возможность формировать
в целом
нравственность человека, его духовно-нравственные качества, а именно:
смирение, доброту, терпение, послушание, милосердие, любовь к ближнему, веру, мужество, великодушие, сострадание, трудолюбие, целомудрие и др.
Слайд 16модель духовно-нравственного воспитания школьников средствами православной культуры основывается на принципах:
принцип адаптированности
курса к особенностям психологии школьников;
принцип ненасилия
принцип индивидуализации учебно-воспитательной работы
принцип усиления эстетической направленности педагогического воздействия;
Слайд 17Следует помнить !
Личность младшего школьника не является пассивным объектом педагогических воздействий,
а выступает в качестве активного субъекта процесса нравственного воспитания; формирование нравственных качеств зависит от вида деятельности, в которую личность включается, и активности, которую проявляет ребенок в этой деятельности.
Слайд 18 Преподавание Православной культуры предполагает
Использование технологии личностно –ориентированного обучения
на основе реализации
деятельностного
подхода
Слайд 19Педагогическая технология — совокупность, специальный
набор форм, методов, способов, приемов обучения
и
воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.
Слайд 20Технологии
проектные технологии
Коммуникационные и
мультимедийные технологии
творческие
Обучение в сотрудничестве
диалоговые
диалоговые
прблемные
Слайд 21Проектная технология
"Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю.
Я знаю, где и как я могу это применить," - вот основной тезис современного метода проектов.
Слайд 22Метод проектов предполагает:
проблема
цель
Самостоятельные
действия
Оформление и презентация
конечных результатов
Слайд 23Мультимедийные технологии
позволяют:
Увеличить объем изучаемого материала
Повысить интерес к предмету
Способствуют формированию умений и
навыков групповой и самостоятельной работы
Слайд 24Игровые технологии
Дидактические игры Интеллектуальные
Ролевые Творческие
Развивающие и др.
Для каждого вида игр существует своя технология.
Но можно выделить ряд типичных операций для игровой технологии, используемой в образовательных целях. Игровая технология имеет определенную структуру.
Основные документы, которые дают полное описание структуры игры, - это проспект, сценарий, описание игровой обстановки, инструкции игрокам, руководства для преподавателя и счетной группы.
Слайд 25 Нравственное воспитание требует тщательного отбора используемого на уроках материала: ярких, убедительных
фактов, примеров, фрагментов из религиозной и художественной литературы, показывающих нравственные принципы, обычаи и традиции, примеры поступков.
Слайд 26 Предпочтительные методы обучения, которые применяются в ходе преподавания курса:
1) небольшой иллюстрированный
рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока;
2) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;
3) нравственный диалог;
4) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием;
5) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания;
6) работа с текстами, картами, составление кроссвордов.
Во время учебной работы следует опираться на интеграцию различных областей знания: истории, географии, изобразительного искусства, музыки и др. Дети дожны стараться использовать на уроке все знания, которые они приобрели, изучая учебные дисциплины, почерпнули из художественной литературы, фильмов и собственного опыта.
Слайд 27Педагогический аспект православной культуры мы понимаем как возрождение традиций православия, приобщение
нового поколения к системе культурных ценностей русского народа. Это становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности .