Когнитивные технологии в образовании презентация

Содержание

Когнитивная наука 1. Экспериментальная психология познавательных процессов (когнитивная психология) 2. Нейронаука 3. Лингвистика 4. Компьютерные науки 5. Культурная антропология 6. Философия сознания

Слайд 1КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ


Слайд 2Когнитивная наука
1. Экспериментальная психология познавательных процессов (когнитивная психология)
2. Нейронаука
3. Лингвистика
4.

Компьютерные науки
5. Культурная антропология
6. Философия сознания


Слайд 3ИНФОРМАЦИЯ


ТЕХНОЛОГИИ


ЗНАНИЯ

Когнитивные технологии - это система методов, алгоритмов и программ, моделирующих и усиливающих познавательные способности людей для решения практических задач:
- распознавания образов и речи;
восприятия информации, её обработки и превращения в знания;
развития интеллектуальных способностей человека;
процесса мышления и принятия решений;
выявления и идентификации закономерностей в массивах данных;
проектирования сложных систем, принятия решений и т.д. =


Слайд 4Когнитивная психология
дисциплина которая изучает познающее начало в душе
(однако, когнитивные процессы

нельзя отделить от аффективных)
Предмет когнитивной психологии
Как человек видит, слышит, осязает, что запоминает, на что обращает внимание, как думает и принимает решения

Основная черта когнитивного подхода — механизмы переработки знания рассматриваются как центральное звено психики человека

Слайд 5ОСНОВАНИЯ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
теория критического рационализма Карла Поппера и его учеников
квантовомеханическая революция

в физике и возникновение синергетики
результаты исследований психофизиологии, нейропсихологии и нейрофизиологии, полученные во второй половине XX века
Компьютерная революция
развитие математики и, в частности, таких ее отраслей, как теория алгоритмов, теория конечных автоматов, теория информации, математическая лингвистика и т.д.
достижения лингвистов, расширивших представления об языке, грамматических и семантических структурах.




Слайд 6Когнитивная психология - наука о процессах приобретения, хранения, преобразования, порождения и

применения человеком знаний


когнитивная психология охватывает наряду с традиционной областью, включающей психологию ощущения и восприятия, памяти, воображения, внимания, мышления, т.е. разделы общей психологии, и процессы творчества, принятия решения, оценивания, семантические процессы, процессы понимания и речевые процессы, системные когнитивные процессы (интеллект, метакогнитивное управление и пр.)


Слайд 7В подходе к человеческому познанию полемизируют представители двух основных направлений
Представители первого

направления полагают, что познание осуществляется опосредованно: человек выдвигает гипотезы, задается вопросами к миру, экспериментирует; информация о реальности неполна изначально и ее нужно дополнять и перепроверять; психика «богаче» воспринимаемого мира, не все знание осознается.
Представители второго направления полагают, что основой нашего знания является непосредственное восприятие: человек пассивен, он отражает только то, что ему представляет мир; в стимуляции содержится вся полнота информации; психика «беднее» поступающей от мира информации, все знание осознается.

Слайд 8Основные теоретические подходы в когнитивной психологии
Роль необихевиоризма в развитии когнитивной психологии
Компьютерная

метафора
Информационная метафора
Коннекционизм
Метакогнитивные операции и модель ACT*
Голографическая модель


Слайд 9 Классификации когнитивных процессов
1. ПО ПРЕДМЕТУ – самостоятельные и несамостоятельные когнитивные

процессы.
2. ПО СПОСОБУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ – первичные и вторичные когнитивные процессы.
3. МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД – два уровня
1. Сенсорно-перцептивный: ощущение; восприятие; представления; внимание.
 2. Собственно, когнитивный: Память, мышление, воображение, речь, интеллект, (сознание?!)
4. Классификация (Л.М.Веккер)
- Собственно познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление)
- Сквозные познавательные процессы (память (прошлое), внимание (настоящее), воображение (будущее))


Слайд 10КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ
РАССМАТРИВАЮТСЯ
КАК ОТНОСИТЕЛЬНО ОБОСОБЛЕННЫЕ СТАДИИ ЕДИНОГО ПРОЦЕССА
ПОЛУЧЕНИЯ И

ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
В ЦЕЛЯХ ПРИОБРЕТЕНИЯ, ХРАНЕНИЯ, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ, ПОРОЖДЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ЗНАНИЙ

Слайд 12Особенности развития и обучения взрослых


Слайд 13Взрослый – всякий человек, признанный таковым в том обществе, к которому

он принадлежит (UNESCO, 1976)

В нашем обществе мы называем взрослым человека,
достигшего физиологической, психологической и социальной зрелости,
обладающего определенным жизненным опытом,
сформировавшимся и постоянно растущим уровнем самосознания,
который выполняет роли, традиционно закрепленные обществом за взрослыми людьми,
принимает на себя полную ответственность за свою жизнь (в том числе экономическую и моральную) и поведение.


Слайд 14Психологические особенности людей, выступающие предпосылками успешного обучения (Карл Роджерс)
✓ люди от природы

обладают большим потенциалом к обучению и развитию;
✓ обучение и развитие эффективно, когда его предмет актуален для человека и когда личности человека (его «Я») ничто не угрожает;
✓ в обучение и развитие вовлекается вся личность, что в результате вызывает изменения в самоорганизации и самовосприятии;
✓ большая часть обучения и развития достигается действием при сохранении открытости опыту;
✓ самокритика и самооценка способствуют творчеству, повышению независимости и уверенности в себе.


Слайд 15Люди обучаются одним из четырех способов
1) через опыт;
2) через наблюдение

и рефлексию:
3) с помощью абстрактной концептуализации:
4) путем активного экспериментирования

отдавая одному из них предпочтение перед остальными


Слайд 16Цикл Колба


Слайд 171.Непосредственный опыт (concrete experience). Человек должен иметь некоторый опыт в том,

чему хочет научиться или просто улучшить свои способности. Кроме того, человек должен знать, к каким результатам он обычно приходит, используя свой имеющийся на этом этапе опыт.
2.Наблюдение и рефлексия (observation and reflection). Человек обдумывает и анализирует то, что уже есть у него в опыте.
3.Формирование абстрактных концепций и моделей (forming abstract concepts). На этом этапе необходимо обобщить информацию, полученную опытным путем, до какой-то модели, которая бы описывала этот опыт. Таким образом происходит выстраивание взаимосвязей внутри опыта, добавление новой информации, генерация идей относительно того, как это работает.
4.Активное экспериментирование (testing in new situations). И только на этом этапе необходимо поэкспериментировать и проверить пригодность созданной концепции для того, чтобы работать по ней дальше.

Слайд 18Процесс обучения может начаться с любой стадии. Он протекает циклически -

до тех пор, пока не сформируется требуемый навык; как только один навык освоен, мозг готов к обучению следующему.
Многие практики и теоретики используют цикл Колба в качестве основы при разработке моделей обучения.
Например, для проведения бизнес-тренингов, можно использовать два варианта цикла (различающихся целями, которые ставятся перед участниками тренинга), каждый из которых состоит из пяти этапов:
1) личный опыт - осмысление опыта - теоретические концепции - применение на практике - рефлексивный анализ;
2) практика - рефлексивный анализ - теоретические концепции - экспериментирование - осмысление.


Слайд 19Типы обучающихся или стили обучения Хоней-Мамфорд (LSQ)
Активисты
Мыслители
Теоретики
Прагматики



Слайд 21Деятель/активист
импульсивный, нацеленный на поиск ощущений экстраверт. Деятели быстро и полностью включаются

в любую деятельность («легки на подъем»). Они открыты, доброжелательны и полны энтузиазма. Любят пробовать все «здесь и сейчас» своими руками и охотно участвуют в экспериментах. Часто им проще что-либо сделать, чем просчитывать последствия. Их дни заполнены действиями, и, освоив что-нибудь, они сразу же переходят к следующему, так как все уже испробованное им быстро надоедает. Умеют общаться, легко взаимодействуют с другими людьми. Деятели обучаются через конкретную деятельность методом проб и ошибок.
Учащиеся-Деятели нетерпеливы и желают все сделать сами, не ожидая указаний. Это подталкивает их к спонтанным ответам и ведет к быстрому переключению на что-нибудь новое. Медленная, методическая работа быстро им надоедает, и они часто выходят в лидеры, чтобы двигаться вперед.
Их лозунг: «Я хочу сделать это».

Слайд 22Рефлексирующий / мыслитель
осторожный, методологичный интроверт. Рефлексирующие живут по принципу «ожидай и

смотри». Обычно стремятся держаться в стороне от активности, чтобы иметь возможность тщательно обдумать ситуацию и рассмотреть ее с разных точек зрения. Для своих размышлений они используют данные, которые собирают самостоятельно и получают от других людей. Скрупулезный подбор и анализ опытных данных имеет для них основное значение, поэтому они часто откладывают принятие окончательного решения до последнего момента. Прежде чем начать действовать они предпочитают рассмотреть все нюансы и подтексты.
Учащиеся-Рефлексирующие не дают первый ответ, который приходит в голову, они ищут больше информации и пытаются размышлять. Рефлексирующие часто не понимают, что нужно делать, и поэтому советуются другими людьми, пытаясь узнать их мнение.
Их лозунг:«Я хочу подумать об этом».

Слайд 23Теоретик
объективный, рациональный интеллигент. Теоретики на основе наблюдений и рефлексии (анализа)

опыта формируют (синтезируют) порой весьма сложные, но корректные, с точки зрения логики, теории. Они стараются все разрозненные факты и наблюдения классифицировать и вписать в рациональную схему. Сильны в области построения фундаментальных предположений, теорий, моделей и системного мышления.
Теоретики обучаются через абстрактную концептуализацию, они пытаются сформировать всеохватывающую логическую систему. В решении проблем они продвигаются шаг за шагом, выдвигая предположения и создавая правила из частных случаев. Конкретные примеры они воспринимают как слишком ограниченные для понимания целого. Их усилия направлены на получение целостной картины явления, ситуации. При этом они пытаются отделить чувства и личные мнения, часто небрежно относясь к чувствам других людей.
Их лозунг: «Я хочу понять это»

Слайд 24Прагматик
практичный, целесообразный реалист. Прагматики ищут возможности практического применения идей, теорий

и методов. Быстро и уверенно работают над идеями, которые их привлекли. Им нравится, когда им показывают как что-то нужно делать, и они сразу пытаются использовать новые знания на практике. Не терпят долгих размышлений и бесконечных дискуссий, проявляют себя как практичные люди, которые любят принимать конкретные решения. Важным для них является поиск наиболее эффективного пути осуществления того, что они узнали.
Прагматики энергичны, нетерпеливы и выбирают наиболее короткие пути решения проблем. Новые проблемы они рассматривают как новые возможности для движения вперед.
Их лозунг: «Я хочу найти наилучший путь».

Слайд 26Приспособление (КО/АП)
Этот стиль обучения базируется скорее на интуиции, чем на

ло­гике. Такие люди часто руководствуются шестым чувством; в деле получения информации полагаются на окружающих, после чего уже самостоятельно ее анализируют; предпочитают тщательно прораба­тывать свои планы. Их привлекают новые ситуации и задачи.

Слайд 27Отстранение (КО/НР)
Люди с таким стилем обучения предпочитают наблюдать, а не

де­лать, и решают проблемы посредством сбора информации и воображе­ния. Поэтому они способны рассматривать ситуации с разных точек зрения и наилучшим образом проявляют в себя в условиях, когда требуется генерировать новые идеи, например во время мозгового штурма. Они, как правило, чувствительны, эмоциональны и арти­стичны. Им нравится работать в команде, получать отзывы о своей работе, собирать информацию; они с готовностью прислушиваются к мнению других людей.


Слайд 28Конвергенция (АК/АЭ)
Таких людей называют технарями; их больше привлекает решение технических

задач, а не проблемы межличностного характера. Они наиболее полно реализуют свой потенциал при решении практиче­ских задач, а решение принимают путем поиска конкретных ответов на конкретные вопросы; любят экспериментировать с новыми идеями, моделировать и работать со специализированными приложениями для решения реальных задач.


Слайд 29Ассимиляция (АК/НР)
Здесь акцент делается на логическом подходе к абстрактным идеям

и концепциям, которые этим людям кажутся важнее межлич­ностного общения или практических приложений. Они способны по­нимать широкий диапазон информации и организовывать ее в чет­ком логическом порядке, из-за чего ассимиляция более эффективна в научной среде. Таким людям также нравится всесторонне обдумы­вать ситуацию и исследовать разные аналитические модели.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика