Презентация на тему Когнитивные технологии в образовании

Содержание

Когнитивная наука 1. Экспериментальная психология познавательных процессов (когнитивная психология) 2. Нейронаука 3. Лингвистика 4. Компьютерные науки 5. Культурная антропология 6. Философия сознания

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Слайд 2Когнитивная наука
1. Экспериментальная психология познавательных процессов (когнитивная психология)
2. Нейронаука
3. Лингвистика
4.

Компьютерные науки
5. Культурная антропология
6. Философия сознания

Когнитивная наука  1. Экспериментальная психология познавательных процессов (когнитивная психология) 2. Нейронаука

Слайд 3ИНФОРМАЦИЯ


ТЕХНОЛОГИИ


ЗНАНИЯ

Когнитивные технологии - это система методов, алгоритмов и программ, моделирующих и усиливающих познавательные способности людей для решения практических задач:
- распознавания образов и речи;
восприятия информации, её обработки и превращения в знания;
развития интеллектуальных способностей человека;
процесса мышления и принятия решений;
выявления и идентификации закономерностей в массивах данных;
проектирования сложных систем, принятия решений и т.д. =

ИНФОРМАЦИЯ

Слайд 4Когнитивная психология
дисциплина которая изучает познающее начало в душе
(однако, когнитивные процессы

нельзя отделить от аффективных)
Предмет когнитивной психологии
Как человек видит, слышит, осязает, что запоминает, на что обращает внимание, как думает и принимает решения

Основная черта когнитивного подхода — механизмы переработки знания рассматриваются как центральное звено психики человека
Когнитивная психология дисциплина которая изучает познающее начало в душе  (однако, когнитивные

Слайд 5ОСНОВАНИЯ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
теория критического рационализма Карла Поппера и его учеников
квантовомеханическая революция

в физике и возникновение синергетики
результаты исследований психофизиологии, нейропсихологии и нейрофизиологии, полученные во второй половине XX века
Компьютерная революция
развитие математики и, в частности, таких ее отраслей, как теория алгоритмов, теория конечных автоматов, теория информации, математическая лингвистика и т.д.
достижения лингвистов, расширивших представления об языке, грамматических и семантических структурах.



ОСНОВАНИЯ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ теория критического рационализма Карла Поппера и его учеников квантовомеханическая

Слайд 6Когнитивная психология - наука о процессах приобретения, хранения, преобразования, порождения и

применения человеком знаний


когнитивная психология охватывает наряду с традиционной областью, включающей психологию ощущения и восприятия, памяти, воображения, внимания, мышления, т.е. разделы общей психологии, и процессы творчества, принятия решения, оценивания, семантические процессы, процессы понимания и речевые процессы, системные когнитивные процессы (интеллект, метакогнитивное управление и пр.)

Когнитивная психология - 
 наука о процессах приобретения, хранения, преобразования, порождения и

Слайд 7В подходе к человеческому познанию полемизируют представители двух основных направлений
Представители первого

направления полагают, что познание осуществляется опосредованно: человек выдвигает гипотезы, задается вопросами к миру, экспериментирует; информация о реальности неполна изначально и ее нужно дополнять и перепроверять; психика «богаче» воспринимаемого мира, не все знание осознается.
Представители второго направления полагают, что основой нашего знания является непосредственное восприятие: человек пассивен, он отражает только то, что ему представляет мир; в стимуляции содержится вся полнота информации; психика «беднее» поступающей от мира информации, все знание осознается.
В подходе к человеческому познанию полемизируют представители двух основных направлений Представители первого

Слайд 8Основные теоретические подходы в когнитивной психологии
Роль необихевиоризма в развитии когнитивной психологии
Компьютерная

метафора
Информационная метафора
Коннекционизм
Метакогнитивные операции и модель ACT*
Голографическая модель

Основные теоретические подходы в когнитивной психологии Роль необихевиоризма в развитии когнитивной психологии

Слайд 9 Классификации когнитивных процессов
1. ПО ПРЕДМЕТУ – самостоятельные и несамостоятельные когнитивные

процессы.
2. ПО СПОСОБУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ – первичные и вторичные когнитивные процессы.
3. МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД – два уровня
1. Сенсорно-перцептивный: ощущение; восприятие; представления; внимание.
 2. Собственно, когнитивный: Память, мышление, воображение, речь, интеллект, (сознание?!)
4. Классификация (Л.М.Веккер)
- Собственно познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление)
- Сквозные познавательные процессы (память (прошлое), внимание (настоящее), воображение (будущее))

 Классификации когнитивных процессов  1. ПО ПРЕДМЕТУ – самостоятельные и несамостоятельные когнитивные

Слайд 10КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ
РАССМАТРИВАЮТСЯ
КАК ОТНОСИТЕЛЬНО ОБОСОБЛЕННЫЕ СТАДИИ ЕДИНОГО ПРОЦЕССА
ПОЛУЧЕНИЯ И

ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
В ЦЕЛЯХ ПРИОБРЕТЕНИЯ, ХРАНЕНИЯ, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ, ПОРОЖДЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ЗНАНИЙ
КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ  РАССМАТРИВАЮТСЯ  КАК ОТНОСИТЕЛЬНО ОБОСОБЛЕННЫЕ СТАДИИ ЕДИНОГО ПРОЦЕССА

Слайд 12Особенности развития и обучения взрослых

Особенности развития и обучения взрослых

Слайд 13Взрослый – всякий человек, признанный таковым в том обществе, к которому

он принадлежит (UNESCO, 1976)

В нашем обществе мы называем взрослым человека,
достигшего физиологической, психологической и социальной зрелости,
обладающего определенным жизненным опытом,
сформировавшимся и постоянно растущим уровнем самосознания,
который выполняет роли, традиционно закрепленные обществом за взрослыми людьми,
принимает на себя полную ответственность за свою жизнь (в том числе экономическую и моральную) и поведение.

Взрослый – всякий человек, признанный таковым в том обществе, к которому он

Слайд 14Психологические особенности людей, выступающие предпосылками успешного обучения (Карл Роджерс)
✓ люди от природы

обладают большим потенциалом к обучению и развитию;
✓ обучение и развитие эффективно, когда его предмет актуален для человека и когда личности человека (его «Я») ничто не угрожает;
✓ в обучение и развитие вовлекается вся личность, что в результате вызывает изменения в самоорганизации и самовосприятии;
✓ большая часть обучения и развития достигается действием при сохранении открытости опыту;
✓ самокритика и самооценка способствуют творчеству, повышению независимости и уверенности в себе.

Психологические особенности людей, выступающие предпосылками успешного обучения (Карл Роджерс) ✓	люди от природы

Слайд 15Люди обучаются одним из четырех способов
1) через опыт;
2) через наблюдение

и рефлексию:
3) с помощью абстрактной концептуализации:
4) путем активного экспериментирования

отдавая одному из них предпочтение перед остальными

Люди обучаются одним из четырех способов 1) через опыт;  2) через

Слайд 16Цикл Колба

Цикл Колба

Слайд 171.Непосредственный опыт (concrete experience). Человек должен иметь некоторый опыт в том,

чему хочет научиться или просто улучшить свои способности. Кроме того, человек должен знать, к каким результатам он обычно приходит, используя свой имеющийся на этом этапе опыт.
2.Наблюдение и рефлексия (observation and reflection). Человек обдумывает и анализирует то, что уже есть у него в опыте.
3.Формирование абстрактных концепций и моделей (forming abstract concepts). На этом этапе необходимо обобщить информацию, полученную опытным путем, до какой-то модели, которая бы описывала этот опыт. Таким образом происходит выстраивание взаимосвязей внутри опыта, добавление новой информации, генерация идей относительно того, как это работает.
4.Активное экспериментирование (testing in new situations). И только на этом этапе необходимо поэкспериментировать и проверить пригодность созданной концепции для того, чтобы работать по ней дальше.
1.Непосредственный опыт (concrete experience). Человек должен иметь некоторый опыт в том, чему

Слайд 18Процесс обучения может начаться с любой стадии. Он протекает циклически -

до тех пор, пока не сформируется требуемый навык; как только один навык освоен, мозг готов к обучению следующему.
Многие практики и теоретики используют цикл Колба в качестве основы при разработке моделей обучения.
Например, для проведения бизнес-тренингов, можно использовать два варианта цикла (различающихся целями, которые ставятся перед участниками тренинга), каждый из которых состоит из пяти этапов:
1) личный опыт - осмысление опыта - теоретические концепции - применение на практике - рефлексивный анализ;
2) практика - рефлексивный анализ - теоретические концепции - экспериментирование - осмысление.

Процесс обучения может начаться с любой стадии. Он протекает циклически - до

Слайд 19Типы обучающихся или стили обучения Хоней-Мамфорд (LSQ)
Активисты
Мыслители
Теоретики
Прагматики


Типы обучающихся или стили обучения Хоней-Мамфорд (LSQ) Активисты Мыслители Теоретики Прагматики

Слайд 21Деятель/активист
импульсивный, нацеленный на поиск ощущений экстраверт. Деятели быстро и полностью включаются

в любую деятельность («легки на подъем»). Они открыты, доброжелательны и полны энтузиазма. Любят пробовать все «здесь и сейчас» своими руками и охотно участвуют в экспериментах. Часто им проще что-либо сделать, чем просчитывать последствия. Их дни заполнены действиями, и, освоив что-нибудь, они сразу же переходят к следующему, так как все уже испробованное им быстро надоедает. Умеют общаться, легко взаимодействуют с другими людьми. Деятели обучаются через конкретную деятельность методом проб и ошибок.
Учащиеся-Деятели нетерпеливы и желают все сделать сами, не ожидая указаний. Это подталкивает их к спонтанным ответам и ведет к быстрому переключению на что-нибудь новое. Медленная, методическая работа быстро им надоедает, и они часто выходят в лидеры, чтобы двигаться вперед.
Их лозунг: «Я хочу сделать это».
Деятель/активист импульсивный, нацеленный на поиск ощущений экстраверт. Деятели быстро и полностью включаются

Слайд 22Рефлексирующий / мыслитель
осторожный, методологичный интроверт. Рефлексирующие живут по принципу «ожидай и

смотри». Обычно стремятся держаться в стороне от активности, чтобы иметь возможность тщательно обдумать ситуацию и рассмотреть ее с разных точек зрения. Для своих размышлений они используют данные, которые собирают самостоятельно и получают от других людей. Скрупулезный подбор и анализ опытных данных имеет для них основное значение, поэтому они часто откладывают принятие окончательного решения до последнего момента. Прежде чем начать действовать они предпочитают рассмотреть все нюансы и подтексты.
Учащиеся-Рефлексирующие не дают первый ответ, который приходит в голову, они ищут больше информации и пытаются размышлять. Рефлексирующие часто не понимают, что нужно делать, и поэтому советуются другими людьми, пытаясь узнать их мнение.
Их лозунг:«Я хочу подумать об этом».
Рефлексирующий / мыслитель осторожный, методологичный интроверт. Рефлексирующие живут по принципу «ожидай и

Слайд 23Теоретик
объективный, рациональный интеллигент. Теоретики на основе наблюдений и рефлексии (анализа)

опыта формируют (синтезируют) порой весьма сложные, но корректные, с точки зрения логики, теории. Они стараются все разрозненные факты и наблюдения классифицировать и вписать в рациональную схему. Сильны в области построения фундаментальных предположений, теорий, моделей и системного мышления.
Теоретики обучаются через абстрактную концептуализацию, они пытаются сформировать всеохватывающую логическую систему. В решении проблем они продвигаются шаг за шагом, выдвигая предположения и создавая правила из частных случаев. Конкретные примеры они воспринимают как слишком ограниченные для понимания целого. Их усилия направлены на получение целостной картины явления, ситуации. При этом они пытаются отделить чувства и личные мнения, часто небрежно относясь к чувствам других людей.
Их лозунг: «Я хочу понять это»
Теоретик  объективный, рациональный интеллигент. Теоретики на основе наблюдений и рефлексии (анализа)

Слайд 24Прагматик
практичный, целесообразный реалист. Прагматики ищут возможности практического применения идей, теорий

и методов. Быстро и уверенно работают над идеями, которые их привлекли. Им нравится, когда им показывают как что-то нужно делать, и они сразу пытаются использовать новые знания на практике. Не терпят долгих размышлений и бесконечных дискуссий, проявляют себя как практичные люди, которые любят принимать конкретные решения. Важным для них является поиск наиболее эффективного пути осуществления того, что они узнали.
Прагматики энергичны, нетерпеливы и выбирают наиболее короткие пути решения проблем. Новые проблемы они рассматривают как новые возможности для движения вперед.
Их лозунг: «Я хочу найти наилучший путь».
Прагматик  практичный, целесообразный реалист. Прагматики ищут возможности практического применения идей, теорий

Слайд 26Приспособление (КО/АП)
Этот стиль обучения базируется скорее на интуиции, чем на

ло­гике. Такие люди часто руководствуются шестым чувством; в деле получения информации полагаются на окружающих, после чего уже самостоятельно ее анализируют; предпочитают тщательно прораба­тывать свои планы. Их привлекают новые ситуации и задачи.
Приспособление (КО/АП)  Этот стиль обучения базируется скорее на интуиции, чем на

Слайд 27Отстранение (КО/НР)
Люди с таким стилем обучения предпочитают наблюдать, а не

де­лать, и решают проблемы посредством сбора информации и воображе­ния. Поэтому они способны рассматривать ситуации с разных точек зрения и наилучшим образом проявляют в себя в условиях, когда требуется генерировать новые идеи, например во время мозгового штурма. Они, как правило, чувствительны, эмоциональны и арти­стичны. Им нравится работать в команде, получать отзывы о своей работе, собирать информацию; они с готовностью прислушиваются к мнению других людей.

Отстранение (КО/НР)  Люди с таким стилем обучения предпочитают наблюдать, а не

Слайд 28Конвергенция (АК/АЭ)
Таких людей называют технарями; их больше привлекает решение технических

задач, а не проблемы межличностного характера. Они наиболее полно реализуют свой потенциал при решении практиче­ских задач, а решение принимают путем поиска конкретных ответов на конкретные вопросы; любят экспериментировать с новыми идеями, моделировать и работать со специализированными приложениями для решения реальных задач.

Конвергенция (АК/АЭ)  Таких людей называют технарями; их больше привлекает решение технических

Слайд 29Ассимиляция (АК/НР)
Здесь акцент делается на логическом подходе к абстрактным идеям

и концепциям, которые этим людям кажутся важнее межлич­ностного общения или практических приложений. Они способны по­нимать широкий диапазон информации и организовывать ее в чет­ком логическом порядке, из-за чего ассимиляция более эффективна в научной среде. Таким людям также нравится всесторонне обдумы­вать ситуацию и исследовать разные аналитические модели.

Ассимиляция (АК/НР)  Здесь акцент делается на логическом подходе к абстрактным идеям

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика