Слайд 3
Клод Оскар Моне, один из основателей импрессионизма, родился 14 ноября
1840 г. в Париже. Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр.
Отец хотел, чтобы Клод стал бакалейщиком и присоединился к семейному бизнесу, но сын с детства увлекался изобразительным искусством.
К.Моне начал свою творческую деятельность еще в юном возрасте с написания смешных карикатур, которые он выставлял в витрине гаврского окантовщика, а первые уроки живописи получил у пейзажиста Э. Будена, скитаясь с ним по побережью и постигая приемы работы на открытом воздухе.
Слайд 5
Художественное образование получил в Париже (с 1859), занимался в студии
Сюиса.
В 1860 г. Моне был призван в армию и попал в Алжир, но там он заболел тифом; вмешательство тётушки помогло художнику демобилизоваться, и он вернулся домой уже в 1862 году.
Моне поступил в университет на факультет искусств, но быстро разочаровался в царившем там подходе к живописи.
Вскоре Мане поступил в студию живописи, которую организовал художник академической ориентации Шарль Глейр. В студии он познакомился с такими художниками, как Огюст Ренуар и Фредерик Базиль. Они были практически сверстниками, придерживались схожих взглядов на искусство и вскоре составили костяк группы импрессионистов.
Слайд 7
Первой значительной работой, подводящей итоги творческих поисков этого периода, стал
для К.Моне "Завтрак на траве" (1865-1866), написанный им вслед за одноименной программной работой Э.Мане.
Сама работа до нас не дошла: художник оставил ее в счет уплаты за жилье в деревушке Шайи, в окрестностях которой он работал. Но сохранилась ее уменьшенная копия, позволяющая составить общее представление о картине.
Сочная темно-зеленая гамма с вкраплениями коричневого и черного напоминает традиции художников барбизонской школы, но в отличие от их сгущающегося сумрака и движений "влажной" живописной атмосферы, возникающих из нюансов тонального письма, полотно наполнено прозрачным, восхитительным в своей обыденности и реальности воздухом.
Слайд 8Завтрак на траве 1865 – 1866
Слайд 9Камилла (Дама в зеленом)
1866
Слайд 10
Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсьё, написанный в 1866 г.
(«Камилла, или портрет дамы в зелёном платье»). Камилла затем стала женой художника, и у них родился сын Жан.
Клод Моне много работает на натуре, где каждое мгновение что-то происходит, где окраска предметов непрерывно меняется в зависимости от освещения, от состояния атмосферы, погоды, от соседства с другими предметами, отбрасывающими цветные отблески — рефлексы.
Чтобы воссоздать жизнь в ее непрестанных изменениях, художник работает под открытым небом, делая на пленэре не только этюды, но и завершая картины.
Слайд 11
В картине «Дама в саду» (ок. 1865), залитой сияющим светом,
белый цвет платья словно вбирает в себя все многоцветье природы. Здесь и голубые блики, и зеленоватые, охристые, розоватые; столь же тонко разработан зеленый цвет листвы, травы.
Слайд 13
К.Моне составляет и фигуры, и пейзаж из обобщенных световых пятен,
оттенки и цвет которых зависят только от освещения, нет четких контуров предметов: они как бы смазаны легким движением воздуха. Ощущение движения воздуха усиливается и самой фактурой картины: она перестает быть гладкой, а состоит из отдельных пятен-мазков.
В "Лягушатнике" К.Моне стремился показать окружающую его жизнь во всем ее многообразии: игру солнечных бликов на колышущейся глади воды, многолюдную пеструю толпу отдыхающих, которая растворяется в пейзаже и составляет с ним единое целое
Слайд 15
После начала франко-прусской войны в 1870 г. Моне уезжает в
Англию, где знакомится с работами Джона Констебла и Уильяма Тёрнера. После возвращения во Францию в конце 1872 г. Моне пишет свой знаменитый пейзаж «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant).
Именно эта картина и дала название группе импрессионистов и целому художественному направлению. Картина была показана на первой выставке импрессионистов в 1874 г.
Слайд 16Впечатление. Восходящее солнце. 1872
Слайд 17
В работах этого периода обращает на себя внимание целостность восприятия
художником происходящих вокруг сиюминутных событий. Глядя на них, у зрителя создается впечатление личного присутствия на этом нескончаемом празднике жизни, наполненном солнцем, светом, гомоном нарядной толпы.
Поселившись в Аржантёе, К.Моне с таким увлечением рисует Сену, ее мосты, скользящие по водной поверхности парусники, что сам строит себе лодку, в которой спускается до самого Руана и там, пораженный увиденным, воспроизводит в своих этюдах окрестности города и заходящие в устье реки морские суда
Слайд 20
Картина Клода Моне «Сирень на солнце» — первое произведение художника,
попавшее в Россию. В 1897 году его купил в Париже у Поля Дюран-Рюэля С. И. Щукин. В этой картине уже в развитом виде претворена импрессионистическая теория цвета.
В Лувре находится очень близкий вариант к картине ГМИИ, датируемый тем же годом и известный под названием «Отдых под сиренью». Считается, что луврское полотно возникло в Аржантейе. Вероятно, и «Сирень на солнце» написана там же.
Слайд 21Маки в окрестностях Аржантея 1873
Слайд 23
Композицию художник сознательно строит таким образом, чтобы картина производила впечатление
случайно выхваченного фрагмента из потока жизни («Бульвар Капуцинок», 1873)
Моне создает серии, запечатлевая один и тот же мотив.
В 1877 г. К.Моне создает серию картин (на них представлен вокзал Сен-Лазар), наметившую новый этап в его творчестве: отход от целостной концепции картины-этюда в сторону аналитического подхода к изображаемому
Слайд 25Бульвар Капуцинок в масленицу 1873
Слайд 26
Однажды утром Моне разбудил Ренуара торжествующим восклицанием: "Нашел, нашел... вокзал
Сен-Лазар! В момент отправления поездов дым паровозов застилает все так, что кругом ничего не видно. Это волшебная картина, подлинная феерия!" Он не собирался писать вокзал по памяти, но хотел уловить непосредственно на месте игру солнца в клубах пара. "Им придется задержать руанский поезд: освещение куда лучше через полчаса после отправления".
Импрессионистам в самом деле нечего было есть. Они жили от приглашения к приглашению на обед. Моне был выше этих обстоятельств. Облачившись в самый нарядный костюм, он приказал подать свою визитную карточку директору западных железных дорог на вокзале Сен-Лазар.
Озадаченный директор решительно ничего не знал о живописи, но не смел в этом признаться. Моне дал ему немного помучиться, потом снизошел сообщить великую новость: "Я решил писать ваш вокзал!»
Слайд 27
Моне предоставили все, чего он пожелал. Поезда останавливали, очищали перроны,
топки паровозов набивали углем так, чтобы они дымили, как хотелось Моне. Он стал тираном вокзала, писал, окруженный всеобщим благоговением, и, наконец, уехал, увозя с собой полдюжины картин, провожаемый поклонами всего персонала с директором во главе. Ренуар кончал рассказ: "А я не смел расположиться перед лавкой бакалейщика на углу улицы!"
Поль Дюран-Рюэль купил "Вокзалы Сен-Лазар" и устроил своим подопечным кое-какие авансы. Это доказательство жизнеспособности новой школы пошло всем на пользу...» (Из воспоминаний Жана Ренуара, сына Пьера-Огюста Ренуара.)
Слайд 30Ренуар.
Клод Моне читает газету
1872
Слайд 31
С рождением второго ребенка нищета, в которой живет семья Моне,
усиливается.
В 1879 после долгой болезни умирает Камилла, оставляя Моне с двумя сыновьями.
После смерти жены заботу о детях взяла на себя Алиса Гошеде, с семейством которой К.Моне снимал дом в Ветее.
В 1883 Моне переезжает в Живерни, красивое место на берегу реки Эпт, примерно в 65 километрах от Парижа.
В 1892 г. Моне женится во второй раз, на Алисе Гошеде. Материальное положение К.Моне поправилось настолько, что он покупает собственный дом в Живерни.
Слайд 32Лавакур. Солнце и снег 1878 – 81
Слайд 38
Моне впитывает в себя новые веяния и как бы предвосхищает
своим творчеством работы художников конца XIX - начала XX вв. Он по-другому начинает относиться к цвету, меняются сюжеты его картин.
Теперь основное внимание художника сосредоточено на выразительности цветовой гаммы мазка, усиливается стремление к декоративности, которое вылилось в итоге в создание картин-панно.
Простые сюжеты картин 1860-1870 гг. уступают место сложным, богатым различными ассоциативными связями: эпические изображения скал, элегические шеренги тополей…
Слайд 41Серии картин
Несмотря на то, что художники во все времена создавали ряд
набросков одной сцены, до Моне не было ни одного, кто написал бы один и тот же объект несколько раз при различном освещении и разных погодных условиях. Картины Моне представляют целые серии, изображающие
стога сена,
тополя,
собор в Руане,
вид Лондона с Темзы,
Мост Ватерлоо
кувшинки.
Слайд 44Тополя 1891
Эти тополя росли на берегу реки Эпт неподалеку от
дома Моне в Живерни, и летом 1891 года художник начал рисовать их в разное время дня, сидя в своей знаменитой лодке.
Когда Моне узнал о том, что эти тополя собираются срубить, он немедленно купил участок земли, на котором они росли, и продолжал свою работу на протяжении всей осени 1891 года.
В результате у него получилось 20 картин, запечатлевших эти тополя в разное время года и при различном освещении
Слайд 49Руанский собор 1892 - 1894
Художник стремится передать различную степень освещенности одних
и тех же предметов при различной погоде, в различное время дня, используя разнообразную тональность своей палитры.
Вместе с этим, серии картин позволяют создать удивительные декоративные композиции, как бы развивающиеся во времени и в пространстве благодаря возникающим ассоциативным связям.
Слайд 55Лондон 1899 - 1904
На манеру Моне очень сильно повлияли работы английского
пейзажиста Дж.М.У.Тёрнера. Моне очень интересовался творчеством Тёрнера и с восхищением отзывался о его знаменитых картинах.
Сам Моне писал пейзажи Темзы с 1899 по 1904 год. Предполагая, что его лондонские картины будут сравнивать с работами Тёрнера, он воспринял это как вызов и принял его. Когда Моне представил свои картины на выставке 1904 года, критики были потрясены мощью таланта художника.
Лондонские пейзажи Моне, написанные в 1899-1904 годах, с их рассеянным светом и рассеянным цветом, - это виртуозные, драматичные произведения искусства, по которым можно проследить эволюцию стиля художника к почти абстрактной манере.
Слайд 56
Здание парламента в Лондоне Моне писал в 1902—1904 годах, создав
целую серию полотен на эту тему, состоящую из тридцати семи холстов.
В картине ГМИИ изображен последний из мотивов, над которым К. Моне работал после своего второго путешествия в Лондон (1901 — 1903). Серия видов Лондона была показана на выставке в галерее Дюран-Рюэля в Париже в 1904 году. С 1918 года картина в собрании серея Ивановича Щукина.
Слайд 57Клод Моне. Мост Ватерлоо. Туман. 1903
Холст, масло, 65.3x101, Эрмитаж, Санкт-Петербург (196KB)
Слайд 58
Мост Ватерлоо. Пасмурная погода .1902 г. Гамбург Кунстхале
Слайд 59К.Моне.
Мост Ватерлоо. Пасмурная погода. 1904
Слайд 60Мост Ватерлоо. Затуманенное солнце.1903
Слайд 61Мост Ватерлоо, эффект солнечного света. 1903
Слайд 62Мост Ватерлоо, туманное утро. 1903
Слайд 63Мост Ватерлоо. Эффект солнца
1903
Слайд 64Чайки (река Темза в Лондоне, здание Парламента) 1904 г. ГМИИ им.
А. с. Пушкина
Слайд 65Лондон. Вид на здания парламента.
Слайд 70
В 1908-м и 1909 годах Моне выезжал за рубеж в
Венецию. Художник был очарован великолепием Венеции, и это было отражено в серии холстов, которые из-за необычной трактовки света выглядят фантастическими пейзажами. Некоторые из этих картин Моне писал по памяти, сразу по возвращении домой, в Живерни. Продолжал он "вспоминать" в красках Венецию и позже.
Слайд 71Сан Джорджо Маджоре в сумерках 1908
Слайд 74Кувшинки (Водяные лилии) 1898-1926
Примерно с 1905 года и до конца своих
дней Моне целиком сконцентрировался на кувшинках.
Эти картины, на которых чашечки кувшинок буквально материализуются на поверхности воды, не имеющей линии горизонта, стали этюдами, запечатлевшими бесконечное и неповторяющееся разнообразие цвета и света.
На самом деле эти серии картин, как и любое гениальное произведение искусства, не поддаются объяснению. Это работы поэта, тонко чувствующего природу и способного передать ее красоту в своей живописи.
Слайд 84
Алиса Гошеде умерла в 1911 г. Художник пережил и своего
старшего сына, Жана, умершего в 1914 г.
Последние годы жизни Моне были омрачены катарактой обоих глаз, в какой-то момент поставившей его зрение под угрозу. Но после успешно проведенной операции (1923 г.) зрение полностью восстановилось.
Несмотря ни на что, он никогда не прекращал писать, хотя болезнь глаз сильно изменила его живопись. Музей Мармоттан хранит многочисленные холсты этого периода, цвета на них тусклые, и доминирует желтоватый оттенок.
Операция проходит успешно, и Моне продолжает писать, живя под присмотром преданной ему приемной дочери Бланш Гошеде-Моне. Он даже работал над другими мотивами, кроме "Кувшинок" , писал розы и мосты, тональность которых совершенна.
К несчастью, в апреле 1926 года Моне вдруг резко изменился, похудел, и тем не менее, несмотря ни на что, продолжал работать в мастерской над "Кувшинками". В октябре он перестал работать и в начале декабря 1926 года, пятого числа, скончался.
Слайд 87
За несколько месяцев до кончины он смог увидеть изготовленные декорации
по мотивам "Кувшинок" для Оранжери, готовые к выставке.
Таким образом, он был единственным среди импрессионистов, прославившимся при жизни. Его слава, однако, имела грустный оттенок: он сознавал, что пережил свое время.
Он увидел, что художники академической школы применяли его колористические концепции в своем лжеискусстве.
Наконец, официальные власти почтили его своим признанием. При посредничестве Клемансо (премьер-министра Франции) Моне получил возможность увидеть свои основные работы в очень престижном месте, в самом сердце Парижа.