Итоговое сочинение по литературе в 11 классе презентация

Содержание

…проверка способности человека самостоятельно мыслить, аргументировать свои выводы с опорой на литературные произведения как русской, так и мировой литературы, как входящих в школьную программу, так и выходящих за ее рамки… Цели

Слайд 1Итоговое сочинение
по литературе в 11 классе
2017


Слайд 2…проверка способности человека самостоятельно мыслить, аргументировать свои выводы с опорой на

литературные произведения как русской, так и мировой литературы, как входящих в школьную программу, так и выходящих за ее рамки…

Цели и задачи введения сочинения
по литературе в 11 классе


Слайд 3Дата написания и пересдачи, место проведения
Писать итоговое сочинение выпускники будут в первую

среду декабря в своих школах по темам, сформированным Рособрнадзором по часовым поясам.
7 декабря 2016

В первую среду февраля и мая  выпускникам предоставляется возможность пересдачи  (в т.ч. для пропустивших итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине).

Слайд 4Объем работы и время для написания
При выставлении оценки учитывается объем

сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
ВРЕМЯ - 3 часа 55 минут.

Слайд 5Границы свободы в сочинении
Для обоснования своей позиции выпускнику следует привести в

сочинении не менее двух ссылок на произведения русской и мировой литературы.

Слайд 6Проверка сочинения
.
Результатом итогового сочинения может быть зачет или незачет. К сдаче

ЕГЭ допустят только учеников, получивших зачет.



Слайд 7Критерии оценивания
Сочинение оценивается по пяти критериям.

Критерий №1 «Соответствие теме»
Критерий

№2 «Аргументация.
Привлечение литературного материала»

Критерий №3 «Композиция»

Критерий №4 «Качество речи»

Критерий №5 «Грамотность»

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).


Слайд 8Критерии оценивания


Критерий №1 «Соответствие теме»
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь

её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 9Критерии оценивания
Критерий №2 «Аргументация.
Привлечение литературного материала».
Данный критерий нацеливает на проверку

умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного (лучше 2!) произведения отечественной или мировой литературы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 10Критерии оценивания


Критерий №3 «Композиция»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать

рассуждение на предложенную тему.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 11Критерии оценивания

Критерий №4 «Качество речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления

текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).


Слайд 12Критерий №5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если речевые,

грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Критерии оценивания


Слайд 13Сохранность работ
Работы сразу же будут сканироваться и размещаться в региональных и

федеральной информационных системах обеспечения проведения ЕГЭ, доступ к которым будут иметь все вузы страны.
В то же время вузы при объявлении условий приема должны будут указать, станут ли они учитывать выпускные сочинения.

Слайд 14При поступлении в вузы, сочинение (изложение) рассматривается в ряду индивидуальных достижений

и  может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ (в случае представления поступающим указанного сочинения).
Оценка за сочинение на данном этапе выставляется вузом по утвержденным им критериям.

Учет результатов сочинения по литературе
при поступлении в вузы


Слайд 15Тематические направления итогового сочинения
на 2016/2017 уч.г.

1)Разум и чувства 2) Честь и бесчестие 3) Победа

и поражение 4) Опыт и ошибки 5) Дружба и вражда



Слайд 16На основе этих направлений к декабрю Рособрнадзор разработает темы итоговых сочинений.

Они будут отличаться для разных часовых поясов, и узнают их на экзамене.

Темы сочинений


Слайд 17Структура сочинения
Вступление
Тезис
Два аргумента из художественной литературы (русской классической или мировой литературы)
Вывод


Слайд 18Шекспир «Гамлет»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»
А.Н. Островский «Гроза»
Ф.И. Тютчев «О, как убийственно

мы любим…»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
А.П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре»
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

Варианты темы:
А) Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?
Б) «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств» (М.М.Пришвин).
В) «Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями» (Н.В. Гоголь).



Выбор произведений по направлениям

1. Разум и чувства


Слайд 19Ответы на вопросы, которые волнуют выпускников,
с опорой на направление 1

«Разум и чувства»

Вопрос 1: В какой форме могут быть сформулированы темы сочинения?


Слайд 20Вопрос 2: Как начать сочинение?
В данной таблице тезис входит в состав

вступления. Можно писать иначе: тезисы – в основной части.

Слайд 24Вопрос 3: Сколько тезисов может быть в итоговом сочинении?
Тезис может быть

один. Однако не всегда удается развернуть рассуждение по одному тезису на 350 слов. Поэтому можно сформулировать два тезиса и более, начиная ими каждый абзац в основной части (перед литературным аргументом).

Слайд 25Вопрос 4: О чём писать в аргументации?
1. Основная часть может включать

в себя один или несколько (2-3) аргументов.
2. В качестве аргумента или аргументов можно брать примеры из художественной или публицистической как отечественной, так и зарубежной литературы.
3. Необходимо не просто назвать произведение, нужно проанализировать его с какой-либо стороны:
можно проанализировать сюжетную линию (не увлекайтесь пересказом!),
можно остановиться на образе одного или нескольких героев,
можете сопоставить героев, противопоставить их,
можно проанализировать тему (тематику), раскрываемую в произведении, сопоставив ее с темой сочинения,
можно остановиться на композиционных особенностях произведения, которые помогают раскрыть тему.
4. Если вы берете в качестве одного из аргументов стихотворение или поэму, то произведение обязательно надо процитировать (не увлекайтесь большими цитатами!)
5. Если вы берёте два аргумента, то интересно их сопоставить. Например, размышляя о содружестве разума и чувства, в качестве первого аргумента можно вспомнить историю жизни Андрея Соколова, героя рассказа М.Шолохова «Судьба человека», который не потерял себя в плену. Другой аргумент – предательство Рыбака, героя повести «Сотников», в котором победило чувство страха за свою жизнь, разум в эту минуту молчал...

Слайд 26Вопрос 5: Какова соотнесённость частей сочинения?
Основная часть должна составлять 2/3 всего

сочинения, вступление + заключение =1/3 сочинения. Не забывайте об этом.
Например,
вступление =60 слов, заключение = 64 слова, основная часть = 248 слов, итого –372 слова
 
 
 

Слайд 27Вопрос 6: Как закончить сочинение?
Несколько правил завершения итогового сочинения
Во-первых, чтобы знать,

что писать в заключительной части, перечитайте своё сочинение.
Во-вторых, помните, что заключение должно быть логически связано со вступлением и основной частью, поэтому обратите внимание на тезис, проверьте, связана ли с ним основная часть, и обобщите сказанное в нескольких предложениях.
В-третьих, хорошее, осмысленное заключение не должно быть большим (не более 5-6 предложений, оптимально – 3-4 предложения. Не забывайте о соотнесённости частей сочинения!)
В-четвёртых, не нужно в заключении повторять высказанные ранее мысли.

Слайд 33Вопрос 7: Как соединить все части сочинения?


Слайд 36Л.Н. Толстой «Война и мир»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
А.С.

Грибоедов «Горе от ума»
В.Быков «Сотников»

Варианты темы:
А)«Береги честь смолоду»
Б) «Истинная честь не может терпеть неправду»
(Генри Филдинг).
В) «Нельзя обесчестить того, кто не страшится
смерти» (Жан Жак Руссо)


Выбор произведений по направлениям

2.Честь и бесчестие


Слайд 37«Слово о полку Игореве«
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
М.Ю. Лермонтов «Бородино»
Л.Н. Толстой

«Война и мир»
М.А. Шолохов «Судьба человека»

Варианты темы:
А) Может ли поражение стать победой?
Б) «Величайшая победа — победа над самим собой»
(Цицерон).
В)«Всегда победа с теми, в ком согласие» (Публий). Г) «Победа, достигнутая насилием, равносильна
поражению, ибо краткосрочна» (Махатма Ганди).


Выбор произведений по направлениям

3.Победа и поражение


Слайд 38М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
И.С. Тургенев «Отцы и

дети»
А.П. Чехов «Ионыч»

Варианты темы:
А) Может ли опытный человек ошибаться?
Б) «Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика» (Т. Карлейль). В) «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не
кается».





Выбор произведений по направлениям

4. Опыт и ошибки


Слайд 39А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Ф.М. Достоевский «Преступление и

наказание»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Варианты темы:
А) Может ли дружба перерасти во вражду?
Б) Что такое настоящая дружба. В) «Нет уз святее товарищества» (Н.В.Гоголь).
Г) Друг познается в беде.



Выбор произведений по направлениям

5. Дружба и вражда


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика