Итоговое сочинение 2015-2016 11 класс. Направление Любовь презентация

Содержание

Соответствие теме. Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или

Слайд 1Итоговое сочинение 2015-2016
11 класс
Направление «Любовь»


Слайд 2Соответствие теме. Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на

предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
Незачет ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется зачет).

Критерии проверки Критерий № 1


Слайд 3Аргументация. Привлечение литературного материала. Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать

литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
Незачет ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется зачет).

Критерий № 2


Слайд 4Композиция и логика рассуждения. Данный критерий нацеливает на проверку умения логично

выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
Незачет ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется зачет).

Критерий № 3


Слайд 5Качество письменной речи. Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста

сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. 
Незачет ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется зачет).

Критерий № 4


Слайд 6Грамотность. Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
Незачет ставится, если грамматические, орфографические

и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Критерий № 5


Слайд 7«Время»
«Путь»
«Любовь»
«Дом»
«Год литературы в России»
Тематические направления 2015-2016


Слайд 8даёт возможность посмотреть на любовь с разных позиций:
родителей и детей,


мужчины и женщины,
человека и окружающего мира,
любовь к своему делу, профессии,
любовь к своей Родине.

Направление «Любовь»


Слайд 9Речь пойдёт о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека,

о её светлых и трагических сторонах.
Любовь как высшее проявление человеческого духа, как высшее начало в жизни человека, позволяющее ему выйти за рамки собственного «я».

Рекомендации


Слайд 10«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
А.С. Пушкин "Евгений Онегин", "Капитанская дочка«,

«Медный всадник», любовная лирика: «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил», «Мадона», «На холмах Грузии» и т.д.
А.И. Куприн "Гранатовый браслет", "Олеся«, «Куст сирени», «Суламифь»
И.А. Бунин "Чистый понедельник", "Солнечный удар" , «Темные аллеи»
И.С. Тургенев "Отцы и дети"
А.П. Чехов "Вишневый сад", "Дама с собачкой" , «О любви»
М. Горький "Старуха Изергиль"
А.И. Солженицын "Один день Ивана Денисовича»
С. Есенин "Письмо к женщине", "Мы теперь уходим понемногу...", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Я усталым таким еще не был...", "Мне осталась одна забава"  

Тексты


Слайд 11М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита"
М.Ю. Лермонтов "Бородино", "Монолог", "Дума"(Печально

я гляжу на наше поколенье...), "Герой нашего времени", "Элегия" ("О! Если б дни мои текли...")
Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
М.А. Шолохов "Тихий Дон"
Ф.М. Достоевский "Белые ночи", "Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание»
А.Н. Островский "Гроза"
Б. Васильев "Не стреляйте белых лебедей"
И.А. Гончаров "Обломов", "Обыкновенная история" •

Слайд 12И.С. Тургенев "Отцы и дети", "Ася"
В.В. Маяковский "Лиличка", "Письмо товарищу

Кострову из Парижа о сущности любви", "Облако в штанах"
Л. Улицкая "Дочь Бухары"
А. Платонов "Дерево Родины" •
Э.М. Ремарк "Три товарища"
В. Шекспир "Ромео и Джульетта"
Маргарет Митчелл "Унесенные ветром" •
В. Гюго "Собор Парижской богоматери", «Человек, который смеется"
Колин Маккалоу "Поющие в терновнике»
«Дары волхвов» О.Генри
«Последний лист»… О.Генри


Слайд 13М.Шолохов «Судьба человека»
В.Быков «Сотников»
Б.Васильев «А зори здесь тихие»


Слайд 14вступление
основная часть
заключение

Общая композиция


Слайд 15вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая

стоит за предложенной темой. Во вступлении может:
содержат ответ на заданный по теме вопрос;
представлено ваше мнение;
сформулировано ваше понимание поднятой темы.

ВСТУПЛЕНИЕ


Слайд 16Это характеристика соответствующей эпохи, анализ ее социально-экономических, нравственных, политических, культурных пружин

Виды

вступлений Историческое вступление

Слайд 17Анализ центрального понятия темы
Любовь -
Аналитическое введение


Слайд 18Любовь
1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чары, ожидание, муки любви.

Признание в любви. Объясниться в любви. Брак по любви, без любви. Выйти замуж по любви (за любимого человека). Л. до гроба (вечная). Л. прошла, ушла, угасла. Страдать, сгореть, умирать от любви. Страстная, взаимная, безответная, платоническая, романтическая л. Л. с первого взгляда (возникшая сразу с первой встречи). Склонить к любви. Любовью не шутят(посл.). Л. не картошка (не пустяк, не без делица; прост. шутл.).Дитя любви (о желанном и любимом ребёнке). Л. зла (о том, что любимого не выбирают).
2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Л. к родине, к родителям, к детям. Слепая л. (всепрощающая). Л. к ближнему. Относиться к своему делу с любовью (любовно).

Из словаря С.Ожегова


Слайд 19любовь - ЛЮБ'ОВЬ , любви, твор. любовью, ·жен.
1. только ед. Чувство

привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. Любовь к родине. | Такое же чувство, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости. Братская любовь. Любовь к людям. | Такое же чувство, основанное на инстинкте. Материнская любовь.
2. только ед. Такое же чувство, основанное на половом влечении; отношения двух лиц, взаимно связанных этим чувством. Несчастная любовь. Счастливая любовь. Неразделенная любовь. Платоническая любовь. ( см. платонический ). Чувственная любовь. Пылать любовью. Страдать от любви.
3. перен. Человек, внушающий это чувство ( ·разг. ). Она была моей первой любовью.
4. только ед. Склонность, расположения или влечение к чему-нибудь. Любовь к искусству. Любовь к работе.

Из словаря Ушакова


Слайд 20К раскрытию некоторых тем верный ключ дают факты из биографии писателя:

факты из жизни, характеристика его окружения, история создания произведения, эволюция взглядов

Биографическое введение


Слайд 21Это вхождение в соответствующий литературный контекст, упоминание о предшествующих анализируемому произведению

литературных традиций, размышление о том, как вписывается в них предмет рассмотрения

Сравнительное введение


Слайд 22Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, созданных писателем,

логичнее начать с характеристики произведения в целом, его места в русской литературе, его новизны и значимости, об идейном замысле

Введение – характеристика произведения


Слайд 23Универсальное, увязывающее тему сочинения с вашими личными впечатлениями, вступление. Какое влияние

оказал писатель, его личность и творчество, что заставило полюбить данное произведение, задуматься, открыть новое.

Лирическое введение


Слайд 24Актуальность тематики, «вечные» темы, связь с современностью

Перекличка с современностью


Слайд 25В книге Е.Н. Ильина «Как сдать экзамен по литературе» (М., 1995)

предлагается пять вариантов зачинов.



Слайд 26Н.П. Морозова в пособии «Учимся писать сочинение» (М., 1987) придерживается следующих

названий вступлений:

1. историческое (о времени, когда было написано произведение, или о времени, изображённом в повести, рассказе…);
2. аналитическое (объясняется какое-либо понятие, входящее в формулировку темя, раздумья над тем или иным словом);
3. биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме);
4. сравнительное (проведение литературных параллелей);
5. обществоведческое
Упоминает Н.П.Морозова и такое вступление, когда ученик сразу отвечает на вопрос, поставленный темой, он «берёт быка за рога».
И, конечно же, «бывают начала, построенные на сугубо личном материале».
.

Слайд 27В 2004 году вышла в свет работа В.Н. Мещерякова «Учимся начинать

и заканчивать текст», в которой делается попытка обобщить и классифицировать варианты зачинов, рассмотреть их функции. Вот какую схему вариантов зачинов предлагает использовать автор.


Слайд 28 Называет В.Н.Мещеряков и способы начинать текст. Самые интересные из них

мемуарный

приём,
монтаж информации по контрасту: должное и сущее, ожидаемое и свершившееся, возможное и реальное,
монтаж фактуальной информации,
обращение к информационному запасу коммуниканта,
обзор аспекта деятельности героя,
обзорная характеристика предмета обсуждения,
призыв к совоспоминаниям
приглашение к диалогу,
призыв к сопредставлению,
призыв к сопереживанию,
противопоставление,
зачин-парадокс,
подведение к теме,
самохарактеристика,
сопряжение фактов по контрасту,
характеристика через впечатления современников,
исторический (введение факта с отложенным объяснением; информация о предыстории события; констатация неожиданного, странного; лирический эпизод…).


Слайд 29сочинения представляет собой анализ, проведённый в соответствии с заданной темой. 
В основной

части следует избегать:
пересказа литературного произведения, если ты используешь его в качестве одного из аргументов;
изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
В основной части необходимо продемонстрировать знание материала, умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли. 
Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема.
 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Слайд 30— подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание

на самое главное.
Заключительная часть должна быть:
короткой, но емкой;
органически связана с предыдущим изложением.
В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к поднятой проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части.

Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ


Слайд 31Но и абзацы необходимо связывать между собой. «Закон сцепления» может действовать

по-разному.


Слайд 32Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем

подарить, и всё ж она у тебя остаётся (Л.Н.Толстой).
Любить – это значит видеть человека таким, каким его задумал Бог (Ф.М.Достоевский).
На свете нет зрелища прекраснее, чем лицо любимой, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса (Ж. Лабрюйер)
Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь (И.С.Тургенев).

Цитаты


Слайд 33 «Да  святится имя твое!» (А.Куприн)
«Безответная любовь не унижает человека, а возвышает его».

( Пушкин А.)
«А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»?.. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».(А.Куприн)


Слайд 34Дневник
Литературно-критическая статья
Очерк
Путешествие
Рецензия
Эпистолярный жанр
Эссе
Традиционное рассуждение    

Жанры школьных сочинений


Слайд 35Учитесь писать сочинения по алгоритму, работайте в соответствии с планом, излагайте

мысли последовательно.
Внимательно прочтите тему сочинения. Выделите ключевые слова в ней.
Обдумайте тему тщательно, составьте опорную схему, в которой отметьте главное во вступлении, запишите, какие литературные, исторические или жизненные примеры Вы будете использовать.
Определите основные проблемы, прямо относящиеся к теме. Найдите среди них ключевой вопрос и запишите его.
Начинайте формулировать ваше личное мнение, отразите в черновике мысли по теме, ваше отношение к проблеме. Ответьте на вопросы:
Что вас заинтересовало в формулировке темы, показалось близким вашему мировосприятию?
Какие литературные произведения можно привлечь к раскрытию темы? Какие детали, факты, образы вспоминаются при анализе литературного источника

Учимся писать сочинения. Алгоритм работы


Слайд 36Что можно использовать из других источников (история, жизнь, Интернет, СМИ).
Какие чувства

вызывает поднятая проблема?
Задумывались вы раньше над этой проблемой?
Насколько важным вам кажется поднятый вопрос?
Что нового вы открыли для себя, размышляя над данной темой?
Насколько актуальной она может быть для других людей?



Слайд 37 5. Запишите основные мысли, которые вы хотите отразить в сочинении.

У вас должно получиться не менее 12 предложений.
6. Перечитайте все черновые материалы и составьте план вашего сочинения. Помните, что композиция должна быть чёткой.
Пишите план, оставляя свободные места между пунктами. Туда вы можете внести цитаты, наметить предложения и формулировки. Распределите по пунктам плана все ваши черновые материалы. Не забывайте о заданном объёме.
7. Приступайте к написанию чернового варианта вашего сочинения. Обязательно внимательно следите за логикой повествования: избегайте резких переходов, смысловых сдвигов, не уделяйте слишком много места деталям, незначительным отступлениям. Излагайте мысли плавно, последовательно, помните о смысловых связках между предложениями, абзацами. Ваш текст должен восприниматься как единое целое
Используйте цитаты, вспомните свой личный опыт, аргументируйте и доказываете ваше мнение, позицию.

Слайд 38 8. Особое внимание уделите вступительной и заключительной части сочинения.
Во вступлении

сформулируйте проблему, поясните задачи, которые вы ставите перед собой при написании сочинения. В заключении сделайте выводы.
Перед написанием заключительной части перечитайте сочинение целиком. Пересказывать его содержание не нужно: обобщите всё написанное, но другими словами.
9. Перечитайте черновик, найдите и исправьте все ошибки, неточности. Аккуратно перепишите сочинение на чистовик. Перечитайте текст и ещё раз проверьте его.

Слайд 39Анализ формулировки темы


Слайд 40Пример темы-вопроса:
Любовь – это трагедия или счастье?
Что это : любовь или

сумасшествие?
Любовь: испытание или подарок судьбы?
Произведения:
М. Шолохов «Тихий дон»
А.И.Куприн «Олеся»
И.А.Бунин «Чистый понедельник»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»


Слайд 41Пример темы-суждения:
Любовь – обманная страна.
А счастье было так возможно.
Любви все

возрасты покорны.
Любовь есть великое счастье, даже если…
Произведения:
А.Н. Островский «Бесприданница»
И.А. Бунин «Темные аллеи»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Слайд 42Пример темы-понятия:
Бесценный дар любви.
«Возвышающее чувство любви»
Произведения:
Л.Н. Толстой «Война и мир»
И.С. Тургенев

«Отцы и дети»
Ф.М. Достоевский«Преступление и наказание»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Слайд 43Варианты развития направления «Любовь»:
Любовь – огромная страна
Родители и дети
Любовь – высшее

начало
Муж и жена
Любовь к работе (делу, увлечению)
Любовь к животным
Сила любви


Слайд 44Мужчина и женщина




Слайд 45Мужчина и женщина




Слайд 46Любовь к природе





Любовь к животным


Слайд 47Любовь к языку, к книге



Любовь в семье


Слайд 48Любовь к профессии




Любовь к жизни


Слайд 49Любовь к Родине




Любовь к жизн
Любовь – высшее начало


Слайд 50Любовь- это интимное и глубокое чувство, которое направлено на другую личность.

Главное требование настоящей любви - это верность. Оно возникает как свободное и непредусмотренное проявление личности. Любовь нельзя ни вызвать, ни победить. Природу этого чувства изучали и продолжают изучать философы, поэты, простые люди и даже медики. Но оно так и остается неразгаданным. Аристотель рассматривал любовь как космическое чувство, которое влияет на движение небесных сфер; Фрейд старался систематизировать это чувство; Платон благословлял единение «эроса» и духовности. Никто не ошибался, но никто не дал исчерпывающего ответа на вопрос: «Что такое любовь?»

Тема-вопрос :Что такое любовь? (вступление)


Слайд 51 Почти в каждом художественном произведении присутствует любовь и дружба. Порою кажется,

что без этих двух чувств произведение будет неполным: оно рассказывает о людях, о взаимоотношениях между людьми, и невозможно писать только о ненависти, не говоря о любви. Ненависть - тоже любовь, только с отрицательным зарядом. А говоря о вражде, нельзя не противопоставить ей дружбу. Не зная зла, не узнаешь, что такое добро. Испокон веков человечество задавало себе вопрос: что такое любовь. Но ни один из мудрецов не дал на него исчерпывающего ответа. Да это и невозможно. Каждый должен ответить на этот вопрос сам. Поэты, писатели во все века писали о любви. Любовь - это вечная, неисчерпаемая тема. Трубадуры, рыцари…

Слайд 52Пушкин, Лермонтов, Блок, Есенин - при этих именах вспоминаются прекрасные строки,

написанные о любви. За века было рассказано о разных видах любви: любовь-страдание (Пушкин. «Евгений Онегин» и «Я Вас любил…»), любовь-жертва (Соня в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»), любовь-игра, любовь-скука (все это у лермонтовского Печорина). Любовь с большой буквы (Булгаков «Мастер и Маргарита»). Этот список можно продолжать и дополнять. Любовь - самое необычное, загадочное чувство; оно приходит неожиданно и уходит внезапно. По-моему, очень точно сказал М. А. Булгаков, вложив эти слова в уста Мастера: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния. Так поражает финский нож!» Сколько уже написано о любви, сколько еще напишут! О ней можно говорить бесконечно, но формулы любви нет.

Слайд 53 Тема любви занимает едва ли не главное место в творчестве Бунина.

Эта тема позволяет писателю соотнести то, что происходит в душе у человека, с явлениями внешней жизни, с требованиями общества, которое основывается на отношениях купли-продажи и в котором порой царят дикие и темные инстинкты.
Бунин одним из первых в русской литературе заговорил не только о духовной, но и о телесной стороне любви, с необычайным тактом касаясь самых интимных, сокровенных сторон человеческих отношений.
Бунин первым осмелился сказать о том, что не обязательно телесная страсть следует за душевным порывом, что в жизни бывает и наоборот (как это случилось с героями рассказа «Солнечный удар»). И какие бы сюжетные ходы ни выбирал писатель, любовь в его произведениях всегда великая радость и великое разочарование, глубокая и неразрешимая тайна, она — и весна, и осень в жизни человека.

И.Бунин


Слайд 54Благословен день, месяц, лето, час
И миг, когда мой взор те

очи встретил! Благословен тот край, и дол тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз!

Петрарка


Слайд 55Сказать человеку: "Я люблю Тебя", - это значит сказать: "Ты никогда

не умрешь".» ―Габриэль Марсель



Слайд 561. Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит


2. Все начинается с любви...
3. Любовь сильнее смерти...
4. Люби ближнего, но не давайся ему в обман /К.Прутков/

Примерные темы сочинений (М.Галимова)


Слайд 57Образец сочинения Что такое любовь?


Слайд 59Единственный выход из ситуации - только смерть. После смерти Желткова душа

Веры Николаевны пробудилась, она ощутила, что это тот самый человек, который был ей нужен.
Символизирует любовь героя соната Бетховена. Любовь так же, как и музыка, непредсказуема и увлекательна
Какова же концепция любви у Куприна? Какую любовь он показывает в «Гранатовом браслете»? Автора интересует такая любовь, ради ,которой можно совершить подвиг, даже отдать жизнь за неё. Муж Веры Николаевны, увидев своего соперника, говорит: «разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь?» Сила любовного чувства и максимальная душевная открытость сделали Желткова уязвимым, беззащитным.
А.И. Куприн благоговейно и целомудренно прикасается к теме любви. Сам автор плакал над рукописью своего рассказа.


Слайд 61Главное психологическое состояние героя- ослепительная влюблённость. Но он не пытается и

не хочет понять возлюбленную, не хочет увидеть, какая внутренняя борьба происходит в женской душе.» Он старался не думать и не додумывать». Герой не понимает характер и натуру любимой.
Она не верит в возможность счастья и брака.
В чистый понедельник героиня принимает решение, очень важное для себя -отойти от мирской жизни и стать монахиней.
Какова концепция любви у Бунина в этом рассказе? В любви должно быть полное взаимопонимание, влюблённые должны тонко чувствовать друг друга и полностью доверять друг другу.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика