Слайд 4Не преодолели минимальный балл (36/16)
Слайд 5Получили от 81 до 100 баллов
Слайд 7Уменьшение доли высокобалльников (в диапазоне 81–100) может быть связано прежде всего
с изменением модели и общим улучшением измерительных свойств КИМ ЕГЭ по биологии, а также с расширением спектра контроля знаний и умений участников ЕГЭ.
Слайд 8Анализ выполнения заданий по всем вариантам
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из
двух частей и включает 28 заданий, различающихся форме и уровню сложности.
Часть 1 включает 21 задание:
6 заданий – с множественным выбором с рисунком или без рисунка;
6 заданий – на установление соответствия с рисунком или без рисунка;
3 задания – на установление последовательности систематических таксонов, биологических процессов, явлений;
1 задание – на дополнение схемы;
1 задание – на дополнение таблицы, с использованием с рисунка или без рисунка;
1 задание на анализ графика, табличных данных, диаграмм.
Часть 2 осталась без изменений. Она, как и прежде, включает 7 заданий с развёрнутым ответом и оценивается от 0 до 3 баллов, в зависимости от числа элементов ответа, полноты и правильности ответа. Всего баллов за задания 2 части – 20. Максимальное количество баллов за всю работу – 59.
Слайд 11
Выполнения заданий с развернутым ответом в 2016, 2017 гг.
Слайд 12Значительное повышение количества правильных ответов
Значительное снижение количества правильных ответов
Слайд 13ВЫВОДЫ
1. Несмотря на существенные изменения, внесенные в КИМ ЕГЭ по
биологии в 2017 году, большинство участников ЕГЭ 2017 года овладели базовой частью содержания биологического образования, предусмотренной стандартом. Доля экзаменуемых, не преодолевших минимальную границу первичного балла на ЕГЭ по биологии, составила 14,5% .
2. Наиболее успешно были выполнены задания:
на базовом уровне: проверяющие элементы содержания блоков - «Биологические термины и понятия». Эти задания не вызвали особых затруднений у участников, их выполнение составило 90,4 %.
«Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого» (65,5 %).
«Генетическая информация в клетке. Хромосомный набор соматически и половые клетки». Решение биологической задачи (выполнение 62%), «Экосистемы и присущие им закономерности (60,1)».
на повышенном уровне: проверяющие элементы содержания / умения блоков «Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология» (62,4%). Биологические системы и их закономерности. Анализ данных, в табличной или графической форме (65,4).
Слайд 14на высоком уровне сложности:
лучше были ответы на задание 27 (Решение
задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации). С ним справились полностью или частично около 65% участников, максимальный балл получили всего 28,4% выпускников, это на 15,2% больше, чем в 2016 году.
Решение генетических задач – 22,2%. Хотя полностью с ними справился только каждый пятый, но из заданий с ответом в свободной форме – этот показатель на втором месте.
Успешное выполнение традиционных заданий (линия 27, 28) свидетельствует о том, что ученикам легче выполнять конкретно сформулированные задания с известным алгоритмом решения.
3. Часть ошибок связана с темами, трудными для усвоения. К ним можно отнести следующие разделы: клеточная теория (клеточно-организменный уровень организации жизни), эволюционная теория, экология - глубоко изучаются только в старшей школе, и не всем учащимся достаточно времени для полного усвоения сложных вопросов. В базовой части - тема «Строение клетки и метаболизм» оказались самыми трудными для выпускников.
Слайд 154. Как и в предыдущие годы, часто участников ЕГЭ подводит: невнимательное
прочтение вопроса, небрежность в формулировании ответа и схемы решения задачи, упрощение ответа, плохое владение терминами, неумение формулировать и выделять главное, отсутствие объяснение, при требовании такового в задании.
5. Небольшое число участников, получивших 100 баллов в последние три года, свидетельствует о том, что экзаменационная работа имеет необходимую степень сложности и дает возможность полноценно дифференцировать участников по уровню их подготовки.
Слайд 16. РЕКОМЕНДАЦИИ:
При подготовке к ЕГЭ использовать кодификатор элементов содержания, спецификацию и
демоверсию экзаменационной работы, учебники по биологии для основной школы, рекомендованные Минобразования РФ, пособия, рекомендованные Рособрнадзором для подготовки к ЕГЭ.
2. Подготовку к экзамену проводить не только на уроках, но и в зависимости от числа учащихся, выбравших экзамен по биологии, следует организовать факультатив, спецкурс и/или в поурочно-тематическом планировании предусмотреть время на обобщение, повторение и систематизацию наиболее значимого и сложного для понимания материала из всех разделов курса «Биология», изучаемых в основной школе.
3. Осуществлять индивидуальный подход при подготовке, планировать с каждым учеником индивидуальный график подготовки.
Слайд 174. Широко применять разнообразные формы письменного и устного контроля с целью
формирования у учащихся умения грамотно выражать свои мысли. Практиковать тестовый контроль знаний и умений учащихся. Для непосредственной подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ рекомендуется использовать тренировочные и методические материалы, разработанные с участием членов рабочей группы федеральной комиссии по биологии ФИПИ, поскольку не все пособия дают адекватное представление о контрольных измерительных материалах.
5. Использовать биологические тексты, рисунки для распознавания биологических объектов. Работать с изображениями и схемами строения организмов, выявлять черты сходства и различия (сравнивать) организмов и органов, составлять сравнительные характеристики, классифицировать по существенным признакам представителей различных таксонов, устанавливать последовательность объектов, процессов и явлений; сопоставлять особенности строения и функционирования организмов разных царств.
6. При подготовке к экзаменам педагогам необходимо учить внимательно читать формулировки вопросов, обращать внимание на правильность формулировок, используемых терминов, символов.