Слайд 1Использование практико-ориентированных, проблемно-творческих методов обучения в рамках образовательной области «Технология»
"Тот, кто
не смотрит вперед, оказывается позади"
Дж. Герберт
Слайд 2
Из опыта работы
Забегиной Елены Леонидовны
– учителя технологии
МОУ «СОШ №
13 с УИОП»
города Электросталь
Московской области
Слайд 3Что такое проектный метод обучения?
"Все, что я знаю, я знаю для
чего мне это надо и где и как я могу это применить"
- основной тезис современного понимания метода проектов.
Что такое проектный метод обучения?
"Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить"
- основной тезис современного понимания метода проектов.
Слайд 4
Проект - это пять «П»;
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Слайд 5
Педагогическая идея опыта заключается в использовании метода проектов в урочной и
внеклассной работе по технологии для развития креативности школьников и активизации их познавательной деятельности.
Целью моего педагогического опыта является обеспечение положительной динамики в развитии креативных способностей школьников на уроках технологии путем использования метода проектов.
Слайд 6Задачи,
способствующие достижению данной цели:
- диагностика познавательных интересов и способностей
каждого ученика;
- постоянное стимулирование и развитие познавательного интереса обучающихся к предмету;
- моделирование в учебном процессе структуры и содержания осваиваемой учащимися технологии;
- сотрудничество учителя и обучающихся в процессе обучения;
-формирование у учениц добросовестного отношения к труду, чувства общественного долга, культуры, инициативности, эстетического вкуса.
Слайд 7Средства достижения цели.
Использование технологии проектного обучения я считаю наиболее целесообразным.
Основными принципами учебного проектирования являются:
•Опора на интерес детей, а также ранее усвоенный материал;
•Возможно большая самостоятельность учащихся;
•Творческая направленность;
•Практическая осуществимость проекта;
•Связь с потребностями общества.
Слайд 8Методы стимулирования обучения:
Создание ситуации успеха, деловые и познавательные игры, например
(7 класс – «Посещение ателье», введение жизненных ситуаций (8 класс – «Семейный бюджет», стимулирование занимательным содержанием, соревнование (5 касс – «Кулинарный поединок»).
Слайд 9
Методы организации
учебно-познавательной деятельности:
Творческое задание (5-8 классы – тематические
сказки, коллажи, рисунки). Создание проблемной ситуации, упражнения, решение технологических задач, самостоятельные практические работы (7 класс – «Следствие ведут колобки» - определение сырьевого состава ткани «Материаловедение»). Предоставление возможности на основе учебной деятельности развернуть другую, более интересную – творческую такую, как создание стенгазеты «Интервью на тему «Модная одежда», «С миру по крошке».
Слайд 10Методы контроля:
Тестирование, дифференцированный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль. Во внеурочной деятельности использую
различные формы работы, направленные на развитие креативности обучающихся: конкурсы (5 класс - «А ну-ка, девочки!», «Бабушкины рецепты», «Кухня моей мечты», «Новогодняя игрушка»), викторины («Великолепная пятёрка и капитан» - интегрированное (физическая культура + технология) мероприятие для мальчиков 6 классов).
Слайд 11
Система работы, которая помогает мне выявить уровень креативности школьников на уроках
технологии, научить их творчески мыслить, углублять полученные знания и применять их в новых жизненных ситуациях включает:
-предварительную диагностику по выявлению уровня креативности
-учащихся
-обычный урок технологии
- многообразные формы внеклассной работы;
- индивидуальные консультации с учащимися;
- творческую самостоятельную работу самого школьника;
- участие в олимпиадах и конкурсах творческих проектов;
- итоговую диагностику;
- коррекцию своей деятельности.
Слайд 12Формы продуктов проектной деятельности:
Выставка
Газета, журнал, справочник
Костюм, модель, коллекция
Игра, праздник
Экскурсия,
Слайд 13
Виды презентаций проектов:
Деловая игра
Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий
Игра
с залом
Реклама
Ролевая игра
Соревнование
Слайд 14Учебное проектирование следует рассматривать как специфическую практическую деятельность учащихся. По характеру
это эксперимент, по направленности - производственная деятельность, по задачам - обучение и воспитание.
Учебное проектирование следует рассматривать как специфическую практическую деятельность учащихся. По характеру это эксперимент, по направленности - производственная деятельность, по задачам - обучение и воспитание.
Слайд 15Алгоритм проектирования как метода образовательной деятельности таков: - «замысел – реализация
– рефлексия».
Поэтому логика построения деятельности школьников при выполнении проекта должна соответствовать общей структуре проектирования (Презентация).
Слайд 16
Чтобы научить учащихся грамотному отбору оригинальной идеи, которую можно реально воплотить
в жизнь я применяю на уроках методы проблемного обучения. Начиная с 5 класса, использую элементы проблемного преподавания, на занятиях, веду со школьницами проблемный диалог, создаю небольшие проблемные ситуации, привлекаю к беседе, в ходе которой дети стараются ответить на проблемные вопросы:
Слайд 17
Результативность опыта.
За последние несколько лет благодаря программе компьютеризации и интернетизации
школ страны значительно расширился круг самых разных конкурсов, в том числе конкурсных проектов, активно использующих ИКТ. Оптимизация организации и содержания обучения на уроках технологии с помощью метода проектов позволяет сократить время выполнения, оформления творческих проектов учащимися примерно на 30-40% . Таким образом, ожидаемые результаты формулируются следующим образом:
1. Формирование ИКТ - компетентности учащихся и педагогов.
2. Сокращение времени выполнения и оформления творческих проектов учащихся и соответственно увеличение учебного времени на выполнение практических задач.
3. Повышение качества обученности учащихся, выраженное не только в достижениях по результатам конкурсов и олимпиад, но и в высоком проценте завершенности творческих проектов, повышении качества оформления.
Слайд 18 С 2008-2009 учебного года в нашем городе впервые стала проводиться
Всероссийская олимпиада по технологии (направления: технический и обслуживающий труд). В программе олимпиады среди обязательных заданий предполагается разработка творческого проекта, качественное выполнение, оформление и презентация которого, существенно влияют на результат участия (50-60%).
Одним из важных показателей качества знаний обучающихся является система и уровень проектных работ, представленных учащимися на олимпиадах и конкурсах
Слайд 19Структура проектирования и написание содержания
Слайд 20В заключении мне бы хотелось подвести итоги работы, девочки научились:
1. Планировать
свою деятельность
2. Создавать на рабочем столе папку с подпапками по типам документов
3. Освоили поиск в сети интернет.
4. Научились оценивать подобранный материал, отбирать важную информацию.
5. Составлять библиографический список использованных ресурсов.
6. Грамотно оформлять доклад: титульный лист, содержание, список ресурсов.
7. Создавать презентацию к докладу.
8. Освоили особенности создания презентаций.
9. Составлять текст защиты проекта.
10. Представлять проект перед аудиторией.
В заключении мне бы хотелось подвести итоги работы, девочки научились:
1. Планировать свою деятельность
2. Создавать на рабочем столе папку с подпапками по типам документов
3. Освоили поиск в сети интернет.
4. Научились оценивать подобранный материал, отбирать важную информацию.
5. Составлять библиографический список использованных ресурсов.
6. Грамотно оформлять доклад: титульный лист, содержание, список ресурсов.
7. Создавать презентацию к докладу.
8. Освоили особенности создания презентаций.
9. Составлять текст защиты проекта.
10. Представлять проект перед аудиторией.
Слайд 21
Список ресурсов
1. Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года//Вестник
образования. 2002. - №6.
2. Концепция развития библиотек образовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года: Общественно-государственный проект//Школьная библиотека. 2009. - №4-5.
3. Концепция развития информационного общества в России.
http://www.libertarium.ru/68568
http://www.iis.ru/library/riss/
4. Intel: Обучение для будущего (при поддержке Майкрософт): Учебное пособие – 5-е изд., испр. – М.: Русская редакция, 2006.
5. VCT-проекты: Сеть творческих учителей. http://www.it-n.ru/resource.aspx?cat_no=238
6. Азарова, Л.Н.ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЙ "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ", "МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ", "УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ"/Азарова Л. Н., Оленева Н.А. http://www.mgpu.ru