Использование потенциала взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования: концептуальные основания презентация

Содержание

Контекст построения концепции: Инновационный ландшафт региональной системы образования (материалы исследования): обзор документов и направлений стратегического развития образования на федеральном и региональном уровне (информация подготовлена Л.В. Весниной) характеристика инноваций в

Слайд 1Использование потенциала взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования: концептуальные

основания

Д-р пед. н., профессор
Г.Н. Прозументова

Слайд 1


Слайд 2Контекст построения концепции:
Инновационный ландшафт региональной системы образования (материалы исследования):
обзор

документов и направлений стратегического развития образования на федеральном и региональном уровне (информация подготовлена Л.В. Весниной)
характеристика инноваций в учреждениях высшего образования Томской области (информация подготовлена Л.В. Весниной)
характеристика видов, типов образовательных учреждений, направлений инновационного развития в Томской области (информация подготовлена О.В. Шушпановой)

Слайд 2


Слайд 3Контекст построения концепции (продолжение):
характеристика направлений инновационного развития образования в школах г.

Томска (подготовлено Л.С. Истоминой и Н.И. Тихоновой)
определение экспертных позиций разных субъектов влияния в региональной системе образования (Социологическое исследование под руководством В.В. Кашпура,научный консультант Г.Н. Прозументова)






Слайд 3


Слайд 4Характеристики инновационного ландшафта в региональной системе образования
высокая плотность осуществляемых инноваций (количество

инноваций относительно количества образовательных учреждений);
разнообразие «авторских» проектов, реализуемых в образовательных учреждениях и получивших статус и признание на региональном и федеральном уровне;
дифференциация видов, направлений инновационной деятельности в учреждениях;
стратификация форм организации образования: появление «массового» и «элитного» секторов образования;

Слайд 4


Слайд 5Характеристики инновационного ландшафта в региональной системе образования (продолжение)
использование рыночных механизмов в

организации образования (предоставление как бесплатных, так и платных услуг);
использование, наряду с административными, механизмов общественного влияния и оценки качества образования и инноваций;
формирование позитивной ориентации и динамики участия в инновационной деятельности (увеличение числа участников конкурсов)

Слайд 5


Слайд 6Качество образования - основание измерения (М.А. Гусаковский):
соответствие стандарту
соответствие применению
соответствие стоимости
соответствие скрытым

потребностям потребителя

Слайд 6


Слайд 7Эволюция представлений о качестве образования:
от степени соответствия всеобщему стандарту-минимуму

к соответствию стандартам «потребления», запросам заказчика услуг

Слайд 7


Слайд 8Интерес к вопросам качества в образовании
определил его оценку по «продукту» (результату);
формирует

представление об образовании как сфере производства «продукта», создания «товара» и предоставления услуг потребителям;
усиливает значение использования стандарта и процедур стандартизации в организации и оценке качества образования;
характеризует управление образованием как деятельность по достижению заданных стандартов, предупреждению отклонений от стандарта.

Слайд 8


Слайд 9Постановка проблемы повышения качества образования: переход к Открытому образовательному пространству
множество субъектов

влияния на постановку целей образования и оценку его качества;
взаимодействие субъектов в постановке и решении задач развития образования, формировании представлений о его качестве;
различение полномочий и функций субъектов в достижении качества образования;
взаимная дополнительность субъектов, форм организации образования и оценки его качества

Слайд 9


Слайд 10Содержание анализа взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования:
направления взаимодействия:

региональный контекст (социологический анализ, проведенный О.Н. Горских, С.Г. Танцевой, сотрудниками РЦРО);
формы и направления взаимодействия вузов и школ в г. Томске (анализ документов, проведенный Л.С. Истоминой и Н.И. Тихоновой, Департамент образования г. Томска);
прецеденты взаимодействия вузов и школ (подготовка презентаций, Г.Н. Прозументова, О.Н. Горских, С.Г. Танцева);
феномены школ-лабораторий Томского гос. университета (феноменологический анализ, Г.Н. Прозументова)

Слайд 10


Слайд 11Взаимодействие вузов и школ: прецедентный анализ
Слайд 11


Слайд 12Проблемы взаимодействия (экспертный семинар):
отсутствие механизмов финансирования (оплата труда преподавателей, координаторов совместных

образовательных программ и проектов, проведения внешней экспертизы, рецензирования, финансовая обеспеченность договорных обязательств и пр.);
недостаточность развития сетевого, дистанционного взаимодействия;
закрытость территорий (ЗАТО Северск), отдаленность от областного центра;

Слайд 12


Слайд 13Проблемы взаимодействия (продолжение):
недостаточная компьютеризация школ: отсутствие свободного доступа к Интернет-ресурсам во

время учебного дня (компьютерный класс с выходом в Интернет – 1 на всю школу), низкая скорость подключения;
отсутствие спонсорской поддержки педагогов;
необходимость обновления материально-технической базы;
в настоящее время сотрудничество строится в большей степени благодаря личным контактам.

Слайд 13


Слайд 14Взаимодействие вузов и школ: феноменологический анализ:
феномен школ-лабораторий («Эврика-развитие», Школа

Совместной деятельности», школа №49 г. Томска, Северская гимназия, школа №77 г. Северска).

Слайд 14


Слайд 15Общая характеристика школ:
победители федерального и регионального конкурсов школ, внедряющие инновационные образовательные

программы;
инновационные площадки, использующие для оценки качества образования анализ компетенций и индивидуальных образовательных достижений учащихся;
образовательные учреждения, получающие высокие результаты в выполнении образовательного минимума (ЕГЭ).

Слайд 15


Слайд 16Особенности организации и качества инновационной деятельности:
концепция развития образования используется и дорабатывается

в процессе осуществления проектов;
проекты по совершенствованию образования получают поддержку на региональном и федеральном уровне;
инновационные образовательные программы реализуются не только во внеурочной, но и организации учебной работы;

Слайд 16


Слайд 17Особенности организации и качества инновационной деятельности (продолжение):
инновационные образовательные технологии имеют эксклюзивный,

авторский характер, но распространяются в сообществе;
разработаны и применяются диагностические программы и процедуры мониторинга инновационных результатов;
в управлении инновационной деятельностью используются механизмы поддержки, сопровождения, консультирования, экспертизы и др.

Слайд 17


Слайд 18Достижения в исследовательской деятельности
публикации, сделанные педагогами и управленцами школ по результатам

и содержанию своей инновационной деятельности;
количество представителей школ, обучающихся по разным формам повышения квалификации (особенно в программах переподготовки, соискательства ученых степеней и аспирантуре);
количество участников инновационной деятельности, защитивших диссертации по материалам своей работы в школах;
количество преподавателей вузов и ученых, реализующих совместно с педагогами исследовательские программы.

Слайд 18


Слайд 19Особенности субъекта управления и содержания взаимодействия с вузами:
наличие в составе управленческой

команды школы представителей разных ступеней образования, в т.ч. представителей вузов;
объединение в управленческой команде представителей вузов и школ как участников инновационного развития образования;
выделение образования как области реформирования и предмета управления, взаимодействия;
различение и интеграция в деятельности каждого управленца функций проектирования, исследования, администрирования.

Слайд 19


Слайд 20Потенциал влияния взаимодействия вузов и школ на развитие системы образования:
становление

образовательных сообществ как субъектов управления и повышения качества образования (участники образовательных событий и региональных программ);
появление мест самоорганизации и реализации педагогами и управленцами своих представлений о возможностях образования;
ориентация на качество образования, в котором интегрировано влияние разных субъектов;
распространение инновационных разработок, обеспечивающих повышение качества образования;
апробация механизмов управления взаимодействием разных субъектов влияния на образование.

Слайд 20


Слайд 21Усиление потенциала взаимодействия вузов и школ: конкретизация проблемы
Содержание взаимодействия:
распространены -

патерналистские, иерархические связи между учреждениями образования по поводу обучения;
необходимы - партнёрские, взаимодополнительные связи в решении задач повышения качества образования.

Слайд 21


Слайд 222. Модели взаимодействия:
Распространены – модели взаимодействия:
«случайные связи»;
«использование друг друга в собственных

целях»;
«поглощение»;
необходимы – модели взаимодействия:
«совместное производство» инновационных разработок;
«образовательное сообщество».

Слайд 22


Слайд 233. Способ управления инновациями в образовании:
распространено – административно- директивное реформирование и

проектный способ (закрытая система образования);
необходимо – создание и использование потенциала инициатив и самоорганизации участников инноваций на «местах».

Слайд 23


Слайд 24Формы организации взаимодействия вузов и школ в Открытом образовательном пространстве:
проведение образовательных

событий регионального, федерального масштаба для определения направлений, задач и участников развития образования;
поддержка авторских проектов, осуществляемых в образовательных учреждениях по изменению качества образования;
создание открытого доступа для аккумулирования и использования инновационных разработок;
разработка и реализация сетевых проектов, программ для разных групп учащихся, по разным предметам и уровням обучения;
создание структур поддержки сетевых форм организации образования

Слайд 24


Слайд 25Механизмы управления взаимодействием вузов и школ в Открытом образовательном пространстве
Создание

потенциала взаимодействия:
проявление представлений о качестве образования и инициатив по повышению этого качества разными субъектами влияния;
экспертная поддержка авторских проектов по организации взаимодействия в образовательных учреждениях, направленных на повышение качества образования;
организация конкурсов для выявления и поддержки проектов взаимодействия, направленных на повышение качества образования.

Слайд 25


Слайд 26Механизмы управления взаимодействием (продолжение)
II. Усиление влияния потенциала взаимодействия:
постановка задач повышения качества

образования в региональной системе;
использование взаимодействия для создания сетевых программ, проектов, структур;
оценка деятельности образовательных учреждений по использованию взаимодействия в решении задач повышения качества образования.

Слайд 26


Слайд 27Механизмы управления взаимодействием (продолжение)
III. Распространение влияния эффективных форм взаимодействия на систему

образования:
организация исследований по оценке и обобщению опыта и форм взаимодействия разных субъектов влияния на образование;
определение задач и направлений взаимодействия для решения задач стратегического развития образования;
использование потенциала взаимодействия для создания сектора инновационного образования;
организация повышения квалификации педагогов и управленцев в области инновационного образования и взаимодействия.

Слайд 27


Слайд 28Механизмы управления взаимодействием (продолжение)
IV. Легитимация форм и субъектов взаимодействия вузов и

школ в системе образования:
нормативно-правовое обеспечение взаимодействия вузов и школ;
нормативно-правовое обеспечение реализации сетевых проектов, программ и структур;
нормативно-правовое обеспечение деятельности инновационных образовательных сообществ в региональной системе образования.

Слайд 28


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика