Использование информационных технологий в реализации компетентностного подхода в образовании презентация

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ Требования Болонского процесса в реализации компетентностного подхода Формирование профессиональных компетенций выпускника высшей школы Формирование электронных компетенций, включение в международное образовательное пространство. Совершенствование организации учебного процесса в условиях компетентностного подхода Особенности

Слайд 1ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ


Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
Требования Болонского процесса в реализации компетентностного подхода
Формирование профессиональных компетенций выпускника высшей

школы
Формирование электронных компетенций, включение в международное образовательное пространство.
Совершенствование организации учебного процесса в условиях компетентностного подхода
Особенности разработки курса с использованием информационных технологий.  
Техническая поддержка разработки курса с использованием информационных технологий
  Опыт использования электронных технологий в европейских университетах.



Слайд 3ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, ВКЛЮЧЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Ахметова Светлана Геннадьевна, к.э.н.,

доцент кафедры МиМ

Слайд 4СОВЕТ ЕВРОПЫ ОПРЕДЕЛИЛ ПЯТЬ ГРУПП КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ЛЮБОЙ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ:

Политические и социальные: (брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений)
Компетенции, касающиеся жизни в много культурном обществе (понимание различий, взаимоуважение, способность сосуществовать с людьми других культур, языков, религий)
Компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением, в т.ч. владение иностранными языками

Компетенции, связанные с возникновением общества информации: (электронные компетенции).
Способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.


Слайд 5ЭЛЕКТРОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Необходимая часть изменений, требуемых Болонским процессом
Новый подход к обучению, цель

которого – вовлечение преподавателей и студентов в инновационные сценарии обучения, основанные на использовании электронных технологий (e-learning)

Слайд 6
Основные характеристики современного мира – информатизация и глобализация


Слайд 7СОЦИАЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

ИНФОРМАТИЗАЦИИ – ИНФОРМАЦИОННОЕ НЕРАВЕНСТВО


Снизить остроту этого неравенства возможно за счет e-learning


Слайд 8СОЦИАЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Появление новых форм образования, которые начинают приобретать черты широкомасштабных

систем с размытыми границами.
Дистанционное образование (e-learning) относится к этим системам

Слайд 9ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОГО МИРА
Общество находится в критическом состоянии (переломном) во многих сферах
Ключевая

роль для выхода из кризиса принадлежит новой стратегии развития человечества и новым формам образования


Слайд 10ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Конспект – лежит в шкафу (или гараже)
Знания – непроверенные, не

опробованные (80% теряется в первые 24 часа)
Картотека, список литературы – не структурированы, забываются
Контакты – приятные, а не полезные
Ощущения – забавные, несерьезные


Слайд 11ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Материалы – доступны 24/7, можно добавить свои собственные (wiki)!
Знания

– можно проверить, углубить и отточить практикой сразу же!
Картотека, список литературы – все формы связей, все виды поиска
Контакты – доступны здесь же, общение с «сокурсниками» и преподавателями


Слайд 12УНИВЕРСИТЕТЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ


Слайд 13ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Доступность образования для многих
Глобальный характер образовательной среды
Превращение образования

в мощную отрасль экономики
Превращение образования в глобальное культурное явление

Слайд 14СТУДЕНТАМ 21 ВЕКА НЕОБХОДИМО:
уметь приспосабливаться к жизни в постоянно меняющемся мире

в условиях глобализации;
обладать способностью к независимости и самостоятельности;
уметь самостоятельно приобретать знания и знать, как необходимо применять полученные знания для блага общества, организаций и предприятий.


Слайд 15ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ВЫДВИГАЕТ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ
Современный специалист

должен уметь:
создавать контент;
извлекать знания из данных и информации;
создавать и коммерциолизировать свои и привлеченные знания;
ставить и решать проблемы;
эффективно работать и общаться в сетях;

Такими же знаниями должен обладать преподаватель


Слайд 16ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ


Слайд 19ПРОГНОЗ ЮНЕСКО НА 21 ВЕК:
Очное обучение будет занимать 30 –

40 % времени
40% будет отведено на дистанционное обучение
Остальное время на самообразо-вание при поддержке e-learning.

Слайд 20ИНТЕРЕСНЫЕ ЦИФРЫ
В Турецком Дистанционном Университете обучается более половины зарегистрированных студентов страны


81% всех высших заведений США предлагают как минимум один курс дистанционного обучения.
67% учебных заведений США считают дистанционное обучение стратегически важным направлением своего развития

Слайд 21СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНСТИТУТА ЮНЕСКО ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ

ФОРМАХ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (2003 ГОД)

Слайд 22МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ



Модель кейсового обучения
Модель с использованием телевизионной технологии

Сетевая модель
Модель смешанного обучения

Слайд 23

Кейсовое обучение
тьюториал
Самостоятельная работа


Слайд 24МОДЕЛЬ КЕЙСОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ЛИНК


Слайд 25ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. ПРИМЕР


Слайд 26ПРОГРАММА ПЕРЕДАЧ


Слайд 27СЕТЕВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Пример


Слайд 28СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ (BLENDED LEARNING)


Слайд 29ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Светлана Геннадьевна Ахметова
Особенности, возможности, проблемы


Слайд 30МИФЫ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Дистанционное обучение — это модное веяние, которое скоро

все забудут.

Отсутствие живого контакта между преподавателем и учащимися снижает качество обучения.

Виртуальное обучение — виртуальные знания

Качество знаний, полученных при дистанционном образовании ниже, чем при очном обучении.

Для того, чтобы учиться дистанционно, нужно освоить специальные программы и хорошо разбираться в компьютере.

Дистанционное обучение — это лишь чтение текстов на экране.

При дистанционном обучении легко писать работы и сдавать экзамены — все можно списать и выслать

Дистанционное обучение – заочное обучение


Слайд 31ДИСТАНЦИОННАЯ И ЗАОЧНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:
Ключевым словом дистанционной формы обучения является «интерактивность»,

т.е. систематическое взаимодействие преподавателя и студента и студентов между собой. В заочном обучении это взаимодействие эпизодическое.
Используемые в дистанционном обучении педагогические технологии, организационные формы и средства принципиально отличаются от заочной формы обучения.


Слайд 32СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ

в дистанционной форме

возможно создание совместных видов деятельности студентов в малых группах сотрудничества, что в заочном обучении отсутствует (путем создания виртуальных сообществ – студенческий уголок, команды в группах студентов);
в дистанционной форме возможно систематическое обсуждение рассматриваемых проблем, возникающих затруднений, просто интересных предложений в интерактивном режиме всей группой в форуме, чате, видеоконференции, что в заочной форме также  отсутствует;



Слайд 33СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
в дистанционной

форме могут использоваться такие методы совместной исследовательской, творческой деятельности, как метод проектов, проблемных ролевых или деловых игр, кейс - методов, что при заочном обучении осуществить достаточно проблематично;
формы и виды контроля в дистанционной форме значительно разнообразнее, они сочетают как автоматизированный контроль знаний, так и открытые виды контроля совместного результата деятельности

Слайд 34ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Привнося в процесс обучения свободу и гибкость, Интернет

требует ответственного к нему отношения, реальной внутренней мотивации к занятиям и самодисциплины в плане соблюдения сроков и требований, предъявляемых к студентам
Студент и преподаватель должны находиться в постоянном взаимодействии, организованном с помощью
особых приемов построения учебного курса,
форм контроля и
методов коммуникации с помощью технологий Интернета.



Слайд 35ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА
В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная

деятельность обучаемого (учение, а не преподавание).
Необходима более гибкая система образования, позволяющая не только овладеть определенной суммой знаний, но, что гораздо важнее, овладеть СПОСОБАМИ самостоятельной познавательной деятельности
Система контроля за усвоением знаний должна носить систематический характер, и строиться как на основе оперативной обратной связи, так и возможности оперативного обращения к преподавателю

Слайд 36ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ КАЧЕСТВО ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Качества сетевого курса
качество учебно-методического комплекса (УМК),

размещенного на сервере
качество контрольных ресурсов, размещенных на сервере
частота обновления и актуализации содержания курса
обратная связь «преподаватель-студент»
Качества получившего студентом образования

Слайд 37ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ (ВОПРОСЫ АНКЕТЫ)


Слайд 38ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Светлана Геннадьевна Ахметова
Платформы, возможности


Слайд 39Интернет

Программные оболочки
ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ


Слайд 42ПЛАТФОРМА MOODLE
Светлана Геннадьевна Ахметова
Демонстрация возможностей


Слайд 43 Система МООДУС (Модульная объектно-Ориентированная Учебная Система) является пакетом программного

обеспечения для создания курсов дистанционного обучения и web-сайтов.



Слайд 44СТРУКТУРА СДО МОДУС


Слайд 45ЭЛЕМЕНТЫ КУРСА
Учебно-методические
Лекция
Презентация
Ссылка на ресурс Интернета
Ссылка на электронный учебник
Дополнительный материал
Контрольные

ресурсы
Тесты
Опрос
Рабочая тетрадь
Задания
Коммуникации
Форум
Чат

Слайд 46РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА
Светлана Геннадьевна Ахметова
Особенности разработки электронного курса и электронного учебника


Слайд 47ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС И ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ
Четкое структурирование по модулям (темам)
Выделение

по каждому модулю учебно-методических и контрольных ресурсов
Включение в каждый модуль дополнительного материала, в том числе ресурсов Интернета

Слайд 48РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ КУРСА
1 условно аудиторный час при дистанционной форме =

1 лекционному часу при очной форме
Если объем учебного курса обозначить Х, то все остальные нормативы будут зависеть от этого базового показателя:
объем основного текста (лекции + презентации + дополнительный материал + список литературы) не должен превышать в страницах 4Х;
число тестов (вопросов) должно быть не менее 1Х;
число заданий должно быть не менее Х/8
число вопросов к экзамену (зачету) должно составлять не более 1Х
объем других текстов (приложения, ссылки) не ограничивается

Слайд 49ВОСПРИЯТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ТЕКСТА
В электронном виде оптимальный объем воспринимаемой информации в единицу

времени – два-три экрана. Поэтому лекции не должны превышать пять-шесть страниц традиционного текста
Некоторые примеры и иллюстрации целесообразно включать в виде гиперссылок
При необходимости более объемный текст лекции можно разделить на части, отделив одну от другой либо заданиями, либо опросом или другим способом

Слайд 50ПРИМЕР ПЛАНИРОВАНИЯ КУРСА ОБЪЕМ ЧАСОВ 85, 17 НЕДЕЛЬ, 5 ЧАСОВ В

НЕДЕЛЮ, ИЗ НИХ 3 ЧАСА –ЛЕКЦИИ

объем основного текста 4*85= 340 страниц. Из них 200-250 страниц объем текста лекций (51 час*4 стр.) и около 100 страниц дополнительного материала.
Число вопросов в базе тестов 85;
число заданий - 11 (85/8)
число вопросов к экзамену 45


Слайд 51ПРИМЕР СТРУКТУРИРОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Слайд 52Пример структурирования дисциплины по модулям


Слайд 53ПРИМЕР ФАЙЛОВОЙ СИСТЕМЫ (фрагмент)


Слайд 54ПРОГРАММЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ

УЧЕБНИКОВ

Программа exelearning firefox
Программа Courselab


Слайд 55ПРИМЕРЫ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ
Управление проектами
Обложка к учебнику
Управление качеством (фрагмент)


Слайд 56Фрагмент электронного учебника (программа Courselab )


Слайд 57Фрагмент электронного учебника (программа exelearning)


Слайд 58ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА
Задание 1. Планирование курса
Задание 2. Разработка

структуры курса по модулям
Задание 3. Разработка структуры контрольных ресурсов

Слайд 61Рекомендуемый шаблон для разработки структуры курса по модулям


Слайд 62 ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЕВРОПЕЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ
Steffi Engert, M.A. University

Duisburg-Esse, FRG

Слайд 63INTRODUCTION: INTERNET-BASED LEARNING
Дистанционное обучение в Европейских университетах
Steffi Engert, M. A., Solingen

(FRG)

Слайд 64СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ
Дистанционное обучение на основе Интернет. История зарождения
Распространение по всему миру
Электронное

обучение в ЕС
Технологии
Концепции и модели
Преимущества
Риски



Слайд 651. ИСТОРИЯ


Слайд 662.1. ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Согласно данным ОЭСР количество студентов, обучающихся

с помощью Интернет технологий возрастает. Но все же в 2005 г. средняя численность таких студентов составляла не более 5%. Однако в этой цифре есть варианты отклонений от значительно меньше 5% до 20-30%
Source: OECD, E-Learning in Tertiary Education, 2005, www.oecd.org/55/25/35961132.pd

Слайд 672.2. ГЛОБАЛЬНЫЕ РЫНКИ ИНТЕРНЕТ ОБУЧЕНИЯ

Ожидается, что общий глобальный и региональный

рынок Интернет обучения будет увеличиваться в среднем с темпами прироста от 15 до 30 %. США сохраняют свое господство на корпоративном рынке Интернет обучения с долей более 60%. Европа – второй по величине рынок с долей менее 15 %.
Глобализация могла бы привести к более быстрому принятию таких технологий Азией, рынок которой по прогнозам экспертов в среднем будет расти на 25-30 % до 2010 года
Source: http://www.informationweek.com

В России подобное обучение начало внедряться и развиваться на стыке тысячелетий. По данным исследования Ассоциации менеджеров 2004 года (40 компаний, 5000 опрошенных): 36 % уже использовали Интернет обучение; 38 % - планировали; 26 % - ответили отрицательно.
Source: http://elearningfutures.blogspot.com/2006/01/elearning-market-review-for-russia.html



Слайд 704. ТЕХНОЛОГИИ
Web технологии
Инструменты разработки и доставки учебных курсов
Обучающие платформы (LMs)
Анимация и

игровые методы
Передача данных в реальном времени
Видео конференции
И многое другое

Слайд 714.1. ИНСТРУМЕНТЫ РАЗРАБОТКИ
Ежедневные инструменты: Word, esp. PowerPoint; Imaging
Ежедневные Интернет инструменты: Websites/HTML,

Forum, Chat, Muds/Moos (formerly), Newsgroups; Blogs, WIKIs, Podcasts
Web редакторы
Анимация: Flash
CBT/WBT Authoring Tools: Director
Специальные инструменты: e.g. Camtasia for Screen- and Podcasts
Интегрированные обучающие платформы


Слайд 73ПРЕИМУЩЕСТВА
Гибкость обучения
Независимость в выборе места и времени
Простое обновление
Простой доступ
Стоимость (частично)


Слайд 74РИСКИ
Самообучение подходит не всем
Социальная изоляция при недостаточной поддержке
Скука, если содержание

не интересно
Дорогое содержание

Слайд 75ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ПЛАТФОРМЫ ИНТЕРНЕТ ОБУЧЕНИЯ
Электронное дистанционное обучение в ЕС
Steffi Engert, M. A.,

Solingen (FRG)

Слайд 76ФУНКЦИИ


Слайд 77ПЛАТФОРМЫ ПРОТИВ СТАНДАРТНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ (СРАВНЕНИЕ)


Слайд 78ВЫБОР ПЛАТФОРМЫ (ФАКТОРЫ ВЫБОРА)
Функциональность
Гибкость
Простота использования (для преподавателей, обучаемых, администраторов)
Восприятие преподавателями и

обучаемыми
Лежащие в основе парадигмы
Общие затраты
Совместимость с существующими технологиями

Слайд 79ПРЕИМУЩЕСТВА MOODLE
Открытые коды
Использование мировым сообществом
Высокие оценки пользователей
Педагогические парадигмы
Пологая кривая обучения
Разнообразие обучающих

видов деятельности
Гибкость и варьируемость размеров

Слайд 80
Европейский опыт поддержки преподавателей при разработке курса с использованием электронных технологий


Слайд 81

АГЕНТСТВО E-COMPETENCE (УНИВЕРСИТЕТ DUISBURG-ESSEN)

1 фаза: 2002-2005 гг. Создание агентства с поддержкой университета и администрации региона. В течение трех лет около 850 консалтинговых семинаров.
2 фаза: с 2006 г. создание агентства, как постоянный сервис университета для распространения информации об электронных технологиях, консультаций и обучения преподавателей

http://www.uni-due.de/e-competence


Слайд 82АГЕНТСТВО E-COMPETENCE. ЗАДАЧИ
Индивидуальное или в малых группах консультирование и обучение преподавателей

(чаще индивидуальное)
Персональные консультации по электронной почте и телефону
On-line тьюториалы на сайте
Производство мультимедиа курсов (вместе с преподавателями)

Слайд 83ПОДДЕРЖКА ЭЛЕКТРОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ (ОПЫТ УНИВЕРСИТЕТА DUISBURG-ESSEN –ФРГ)
Обучающий портал для

преподавателей, разрабатывающих свой курс по дистанционной технологии (расписание on-line семинаров)
Разделы портала
Разработка сценария учебного курса
Использование Powerpoint, электронных досок, ноутбуков и т.п.
Обучение moodle
Дидактический раздел: как правильно планировать свой курс
Оформление динамичных web страниц и т.п.

Слайд 84http://pstu.ru/activity/printeral/avtor/


Слайд 85http://www.e-teaching.org


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика