Слайд 1УНИВЕРСИТЕТ
ПРИКЛАДНЫХ НАУК ЛАУРЕА (Г.ЭСПОО, ФИНЛЯНДИЯ)
«Использование европейского опыта в разработке образовательных
программ третьего поколения».
Слайд 2УНИВЕРСИТЕТ ЛАУРЕА
Финская система образования включает в себя следующие этапы:
- дошкольное образование,
-
общеобразовательная школа,
- гимназии и профтехучилища,
- высшее образование,
- второе высшее образование
Система высшего образования Финляндии состоит из двух параллельных секторов: классических университетов и университетов прикладных наук.
Университет прикладных наук Лауреа:
- 17 программ для бакалавров ( 6 на английском языке)
- 9 программ для магистров (3 на английском языке)
- 518 преподавателей
- 7685 студентов
- Первое образование : 4 и 2 года
- Второе высшее: 3 и 2 года
Слайд 3НАПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ:
Социальный сервис, здоровье и спорт
Социальные науки, предпринимательство и менеджмент
Менеджмент гостеприимства
Естественные
науки
Ежегодно в университет поступает 1560 студентов.
Слайд 4ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА ЛАУРЕА.
Стратегия исследования и развития (R&D)
Стратегия регионального развития
Педагогическая
стратегия
Слайд 5
Направления стратегии:
1. Программа LbD (обучение и развитие), подразумевающая проектирование сервисных инноваций для
поддержки студентов и развития предпринимательства
2. Развитие территории г.Хельсинки и его пригородов
3. Международное признание и продуктивность комплекса R&D&I (исследование, развитие и инновации)
Слайд 6
ЦЕЛИ:
1. Поддержка метрополизации
2. Усиление сектора развития
3. Осуществление инновационной деятельности
4. Укрепление международного
обмена опытом
Слайд 7
Тесно связана со стратегией исследования и развития (R&D)
Университет Лауреа увеличивает возможности
инноваций в своей сфере и создает благоприятные условия для инновационной деятельности в регионах
Слайд 8
Стратегический выбор состоит в том, чтобы объединить 3 главные задачи: образование,
региональное развитие и стратегию исследования и развития (R&D)
Программа LbD (обучение и развитие)-инновационная операционная модель, основанная на достоверности, творческом потенциале, партнерстве и эмпирическом подходе
Слайд 9
Предпринимательство в сфере услуг
Домашнее обучение
Ответственность за обеспечение безопасности и социальная ответственность
Деловая
активность студентов
Слайд 10Обучение через развитие и предпринимательство
опора на
Все программы ориентированы на регион
В основе
разработки программы и деятельности университета находятся научные исследования
Практика- основа для трудоустройства и предпринимательства
Международного сотрудничества – как необходимое условие научно-практического развития университета (академическая мобильность)
Слайд 11
700 студентов
Отчет – 4 раза в месяц
Организация связи с предприятиями (бесплатная
рабочая сила)
Индивидуализация образования
Разработка учебных программ
Компетентностный подход
Регламентируется нежестко (общие указания из Министерства)
Главная определяющая – специфика окружающей среды (региона)
Гибкость образовательных программ (утверждаются Министерством)
Компетенция определяет количество часов.
Главная задача – создать конкурентоспособные центры (университеты) с высокой академической мобильностью студентов.
Слайд 12План – программа
основывается
Фундаментальные знания
Разработка специальных знаний для современного рынка
Лекции, семинары, конференции, интерактивные технологии
Два блока компетенций
Собственно для сервиса Для конструирования сервиса
Модули рассчитаны на : 1) Лидерские качества (бизнес в сервисных организациях)
2)Творческие компетенции
3) Ориентации на практику
Слайд 13
Умение работать в команде
Создание мультикультурных групп
Мастер-классы (защита выполненных проектов, инновационные способности,
развитие творческой инициативы – ролевая игра)
Слайд 14
Специальная подготовка для сферы бизнеса (возможность открытия «своего» дела)
6 основных компетенций
– дают развитие знаний, умений, навыков
3 подуровня
Все компетенции 70 кредитов
выбор разных направлений
Конкретный проект Бизнес - идея
теория- план
Работают в действующих компаниях
Университет (требует реализации
проекта)
Уметь продать свои знания, умения, навыки
Слайд 15210 кредитов – бакалаврская программа
90 кредитов – магистерская программа
1600 часов –
нагрузка преподавателя
770 часов – аудиторная нагрузка
130 часов – самоподготовка
Инновации
Инновации сопровождают деятельность университета (в основе творчество)
Инновация – основа для развития студентов
20-30 бизнесс-проектов в год
Слайд 16
Теоретическая база
План (его структура)
Обсуждение в рамках семинара
Студенты самостоятельно оценивают и создается
отчет
Оценка компании (организации)
Квалификационный экзамен (защита экзаменуется на самостоятельность написания работы)
Слайд 17
Бакалавр
Оценивание 0 –
5
степень
инновационности,
творчество,
сотрудничество с компаниями
Магистр
0 – 5
научная
составляющая,
инновации,
степень полезности
Слайд 18
Образование как общечеловеческая ценность. Приумножение и сохранение «записей» всечеловеческого опыта и
выделение, формулирование уроков опыта.
Образование как социокультурный феномен. Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Образование как социальный способ обеспечения наследования культуры. Связь образования с развитием общества, трудовой деятельностью, мышлением, языком. Исторический экскурс.
Образование как педагогический процесс. Педагогический процесс как стержневое понятие педагогики, как движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Целостность как сущность характеристика педагогического процесса.
Слайд 19 ОБУЧЕНИЕ - специфический способ образования, направленный на развитие личности
посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
Слайд 20
Осознание перспективы (целей и требований курса, конечных результатов)
Компетентность- ориентированный принцип построения
учебного плана
Максимальная реализация индивидуального потенциала
Активная роль обучаемого в образовательном процессе
Сквозная лингвистическая подготовка
Слайд 21
Зарубежные стажировки и практика за рубежом
Программы двойных дипломов
Совместные образовательные программы
Образовательные работы
с иностранными студентами
Создание образовательных программ на английском языке
Международные интернет-конференции
Слайд 22ФГОС ВПО 3-го поколения обладает следующими принципиально новыми характеристиками:
1. Особое значение
придается переходу от содержания дисциплины (чему преподаватель должен учить) к результатам (что студент должен уметь делать после окончания дисциплины).
Результат образования – это формулировка того, что будет знать, понимать и (или) сможет продемонстрировать студент по окончании образовательного процесса (лекции, дисциплины, модуля или ООП в целом).
2. Опора на результат предполагает компетентностный подход к построению образовательного процесса.
3. Организация обучения на основе компетентностного подхода требует использования личностно-ориентированных технологий обучения. Поскольку восприятие у обучаемых различно, - в ходе обучения выстраиваются индивидуальные траектории обучения студентов для учета их личностных особенностей. Это предполагает вариативное построение образовательной программы. Отсюда – студентоцентрированная направленность образовательного процесса.
Слайд 234. Каждая дисциплина оказывает влияние на формирование нескольких компетенций. Каждая компетенция
формируется под влиянием нескольких дисциплин. Поэтому особую важность приобретает междисциплинарный характер образования, с многообразным содержанием межпредметных связей.
5. Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Занятия в активных формах должны составлять минимум 40% от аудиторной нагрузки.
6. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
7. Введение кредитной системы. Студент бакалавриата за 4 года обучения должен накопить 240 академических кредитов для успешного освоения ООП. За каждый учебный год он получает ровно 60 кредитов (по 30 за осенний и за весенний семестры). За каждый учебный курс начисляется целое количество кредитов (кредиты начисляются, если студент по рейтингу преодолел установленное пороговое значение). Количество начисленных кредитов по курсу от оценки не зависит.
Слайд 24Специфика основных подходов к образованию.
Знаниевый
Деятельностный
Культурологический
Личностно-ориентированный
Компетентностный
Слайд 25Специфика основных подходов к образованию.
1. Знаниевый - ориентированный на описание знаний,
умений и навыков, которыми должен владеть обучающийся.
2. Деятельностный – ориентированный на формирование готовности и способности актуализировать полученные знания и умения в ситуации деятельности. Ситуация деятельности, по словам А.А.Вербицкого, является основной «единицей обучения».
3. Культурологический – направленный на гуманизацию общественного сознания и практики, формирование гуманного социума, способного гармонизировать отношения личности и государства. Культурологическая модель образования ориентирована не государством и рынком, а культурой. Она способствует гуманизации образования и общества.
4. Личностно-ориентированный – ориентированный на формирование личности обучающегося как целостности. Данный подход основывается на учете индивидуальных особенностей учащихся (самостоятельности/несамостоятельности в процессе обучения; опоре на имеющиеся знания; учете социокультурных особенностей; учете эмоционального развития и нравственной сферы личности; переносе акцента с лидирующей позиции педагога на партнерскую; использование разнообразных стратегий обучения – когнитивных, компенсаторных, метакогнитивных, эмоциональных, социальных и т.д.)
5. Компетентностный – способность к эффективной деятельности и взаимодействию в поликультурном пространстве.
Слайд 26 Компетентностный подход – как методологическая основа построения новых ФГОС
ВПО – интегрирует в себе принципы деятельностного, личностно-ориентированного и культурологического подходов к образованию.
Слайд 28
Инновация - нововведение: процесс целенаправленного внедрения и распространения созданного нового практического
средства.
Цель нововведения в образовании – добиться наиболее эффективных, оптимальных результатов в образовательном процессе. Инновации в образовании направлены на создание и использование новых эффективных программ, форм, методов и средств трансляции знаний и взаимодействие педагога с обучающимися.
Слайд 29
1. Модификация известного ранее
Такое нововведение легко узнаваемо, уже известно, но
характер его воплощения и адаптация к новым условиям делают технологию новой, отличающейся от своего прототипа.
2. Репродуктивная интеграция
Педагог выбирает, исходя из своих профессиональных потребностей и опыта, продуктивные идеи, приемы, методики, из которых складывает «свой», в чем-то оригинальный метод деятельности.
3. Творческая интеграция
Новое возникает как итог поиска принципов педагогического действия, идеи, годной для конкретного педагогического контекста. Особую роль при этом играет фактор «инсайта» – озарения, позволяющего изобрести новое.
В этом смысле «новое» в педагогике и образовании – это воспроизведение уже имеющихся идей, но в новом контексте.
Слайд 30
Компетентностный подход – как методологическая основа построения новых ФГОС ВПО –
интегрирует в себе принципы деятельностного, личностно-ориентированного и культурологического подходов к образованию.
Слайд 31
1. Личностное качество, определяющее продуктивное выполнение действий по решению возникающей проблемы.
(И.Д.Столбова). Она связана с формированием у студента собственных алгоритмов по актуализации требуемых знаний, умений и навыков.
2. Способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Составляющими компетенции являются:
знания (наличие сведений, обладание знанием чего-л., наличие понятий, представлений);
умения (способности применять эти знания в деятельности);
владения (уметь, иметь возможность пользоваться чем-л., действовать при помощи чего-л.)
3. Потенциал ситуативно-адекватной возможности деятельности в весьма широких полях. Это – образовательный успех относительно конкретного обучающегося, его способностей и пригодности к собственному действию в широком контексте профессиональных, культурных, экономических и социальных отношений.
Слайд 32
Реализация концептуальных подходов, образовательных стратегий, методов обучения и педагогических технологий:
Философские и
психологические подходы
Модели обучения
Образовательные технологии (стратегии)
Методы обучения
Педагогические технологии
Слайд 34
Модель обучения – определенный план действия педагога при осуществлении учебного процесса.
Она возникает на основе определенной философской, психологической или педагогической теории. Основу модели составляет преобладающая деятельность обучающихся, которую организует педагог.
Слайд 35
Образовательная технология (стратегия) – технологическая интерпретация той или иной теории или
концепции, которая позволяет проектировать новые педагогические технологии в виде системы действий и реализовывать их в образовательной практике.
Слайд 36
Три ведущие образовательные стратегии:
Информирующая стратегия – отбор и трансляция информации, на
основе которой формируются знания.
Проблемная (дискуссионная) стратегия – актуализация знаний (и прошлого опыта) на основе проблемы, содержащей в себе противоречие, неоднозначность. Благодаря этому формируется новый опыт (когнитивные структуры и эмоциональное отношение к ним).
Игровая (социально-ролевая) - предполагает проигрывание знания как жизненной ситуации, «перевода» знания в поступок.
Слайд 37
1. Проблемная лекция – обращение к наиболее дискуссионным вопросам. Строится по
принципу Эвристической беседы.
2. Лекция-дискуссия
Цели:
Развитие критического мышления
Активизация усвоения материала
Более глубокое понимание материала
Процедура: Лекция - Дискуссия – Лекция – Дискуссия – Выводы
3. Лекция-консультация – 50 % рабочего времени – изложение материала, 50% - ответы на вопросы слушателей
Процедура: За несколько дней - ознакомление слушателей с темой лекции. Занятие строится как ответы на вопросы.
Слайд 38
4. Лекция с обратной связью
Цель: активизация внимания, восприятия, запоминания материала.
Процедура:
перед каждым разделом – вопросы (тесты) с вариантами ответов. Один ответ правильный. На основе проверки педагог оценивает имеющиеся знания слушателей. Если число правильных ответов невысоко –изложение материала в виде лекции. Если высоко – изложение материала в виде тезисов.
Слайд 39
Дискуссия:
Способ организации совместной деятельности с целью интенсификации принятия решения в группе.
Выявления разных точек зрения, столкновение позиций;
Метод группового обучения, повышающий эффективность учебного процесса благодаря активному включению в коллективный поиск решения проблемы.
Модерация:
Направление процесса обсуждения;
Обобщение всех высказываний;
Умение сделать значимые выводы, дать педагогическую интерпретацию.
Слайд 40
Процедура модерации:
Определение темы и цели групповой дискуссии;
Сбор всех точек зрения;
Упорядочение,
обоснование и оценка полученной информации;
Подведение итогов.
Методы модерации:
Синектика (мозговой штурм);
Карточный опрос;
Вызов;
Протоколирование.
Слайд 41
Синектика (мозговой штурм) - групповая творческая деятельность по решению проблемы.
Цель: Стимулировать
группу к генерированию большого количества идей.
Процедура:
Подобрать группу;
Провести мозговой штурм;
Зафиксировать все выдвинутые идеи;
Дать экспертную оценку выдвинутых идей
Идея метода: отделить процесс генерирования идей от их критической оценки.
Слайд 42
Карточный опрос
Ответ на вопрос участники дают на карточках (разного цвета)
Техники:
метод
смыслового поля
смысловые группы
В чем проблема?
Предложения по решению проблемы
Трудности
Еще не решенные вопросы
Цель
Шаги достижения
Результаты
Страхи
Препятствия
Союзники
Слайд 43
Техники модерации
1. SOFT
Процедура:
Задается проблема
Участники разбиваются на группы
Каждая группа дает свои
идеи и заполняет SOFT-таблицу
Каждый студент пишет свои идеи в «индивидуальные идеи»
Проводится групповое обсуждение и в центр таблицы выносятся общие идеи
Слайд 44
2. СВУС ( слабые, возможности, угрозы, сильные) – употребляется, когда речь
идет о процессе, продукте, самоанализе.
Слабые
Возможности
Угрозы
Сильные
Слайд 45
Социально-ролевая (игровая) образовательная стратегия
Игра – способ группового диалогического исследования возможности и
действительности в контексте личностных интересов
Виды игр:
Дидактические игры – предназначены для решения обучающей задачи
Когнитивные игры
Креативные задания
Головоломки
Деловые игры - способ моделирования проблемных ситуаций в различных областях деятельности человека.
Слайд 46
Преимущества деловой игры:
Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями;
Дает возможность
поупражняться в различных типах поведения;
Высвечивает конкретную проблему (профессиональную, социальную, семейную, учебную) и помогает осознать мотивы и чувства ее участников;
Помогает выразить скрытые чувства;
Помогает найти эффективные способы выражения своих чувств и успешные модели поведения;
Позволяет живо и непосредственно представить академический материал (психологию, педагогику, историю, экономику, менеджмент, конфликтологию и т.д.).
Эффективно изменяет установки;
Обеспечивает результативную обратную связь всем участникам.
Слайд 47
Типы ролевых игр:
Развитие навыков
Рефлексивные игры
Игры, направленные на исследование чувств и
установок
Кейс – технологии сегодня также представляют собой метод активного обучения, методически организованный процесс анализа конкретных ситуаций из практики профессиональной деятельности. Благодаря им у студентов формируются и развиваются компетенции, необходимые для успешного выполнения этой деятельности.
Кейс (от англ. case – случай) – это описание некоторой ситуации, события, которое несет в себе проблему и предполагает возможные варианты ее решения.
Слайд 48
Виды кейсов:
Иллюстративные (описательные);
«Традиционные» учебные кейсы, ориентированные на поиск решения:
Аналитические кейсы (например,
провести SWOT-анализ компании, анализ внешнего окружения бизнеса, бизнес-плана, какого-либо метода управления, консультирования и т.п.);
Кейсы, направленные на принятие управленческих решений
Слайд 49
Технология создания кейсов:
Определение цели создания кейса. Например, формирование гибкой клиентоориентированной стратегии,
которая становится одним из ведущих ресурсов организации.
Проведение работы по поиску источников (интернет-сайты, публикации в печати, конкретные случаи из профессиональной деятельности – своей и своих коллег и т.д.).
Написание кейса (подбор и компоновка материала, выделение проблемной ситуации, стимулирующей интеллектуальный поиск обучающихся).
Апробация кейса в аудитории и в профессиональном сообществе коллег (своего рода проверка: насколько он интересен, вызывает ли дискуссию, стимулирует ли соответствующую активность в виде поиска вариантов и т.д.).
Коррекция кейса с учетом замечаний (если таковая требуется). Обязательное требование: если в основу кейса положена конкретная ситуация конкретной организации, - следует получить разрешение (причем письменное) данной организации на публикацию данного кейса, поскольку информация может рассматриваться как конфиденциальная. Это делается в том случае, если называется конкретная организация. Однако если ситуация моделируется на основе обобщенного опыта и название организации изменено или не фигурирует вовсе – письменное согласие не обязательно.
Подготовка методических рекомендаций для преподавателей по использованию кейса.
Слайд 50
Мастер-класс основывается на «практических» действиях: педагог показывает, как можно применить тот
или иной прием, операцию, метод и т.д. Иначе – он демонстрирует возможности творческого решения определенной познавательной или проблемной педагогической задачи.
Цель – не просто «транслировать», а активно формировать у участников новый опыт.
Требования к организации мастер-класса:
Выделение проблемы;
Актуализация проблемы;
Объединение обучающихся в группы для решения проблемы;
Работа групп с поставленной задачей;
Представление результатов работы
Обсуждение и корректировка результатов работы.
Слайд 51
Технология мастер-класса:
Проблемная ситуация – как «зачин», основа мотивации каждого участника на
решение проблемы, на самостоятельный поиск. Задание относительно слова (понятия), предмета, рисунка, воспоминания –неожиданного для участника, но обязательно – личностно затрагивающего.
Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Работа в группе – создание коллективного «продукта».
Включенность каждого обучающегося в деятельность группы, что предполагает сопоставление своих действий с действиями других участников.
Представление результатов деятельности как участников, так и педагога, их демонстрация перед группой (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.).
Достижение нового понимания. Нередко оно осуществляется с помощью внезапного озарения (инсайта). Стимулирует активный поиск новой информации.
Рефлексия – как индивидуальная, так и групповая. Обычно рефлексия полученного опыта завершает мастер-класс.
Слайд 52
Социально-психологический тренинг
Тренинг – это запланированный заранее процесс, цель которого – изменить
отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта, и направленный на развитие навыков выполнения определенной деятельности. Цель тренинга:
развить способности личности и удовлетворить текущие и будущие потребности организации
Тренинг соединяет в себе все три образовательные стратегии:
информирующую (формирование знаний участников);
проблемно-дискуссионную (постановку проблемы и ее решение в групповой дискуссии);
игровую (использование деловых, имитационно-моделирующих, социально-ролевых игр, позволяющих проиграть и «прожить» определенные ситуации)
Слайд 53
Требования к тренингу
Тренинг должен быть концептуально выстроен. То есть – обязательно
основываться на определенной концепции того феномена, которому он посвящен (будь то эффективные переговоры, управление изменениями в организации, активные продажи, разрешение конфликта и т.п.).
В тренинге должна быть представлена модель, структура, схема той компетенции, которая подлежит освоению и развитию.
Интерактивность: как активность педагога (тренера), так и участников между собой. Постоянное получение обратной связи, информации о своих действиях. Получение нового опыта в процессе взаимодействия.
Технологичность: четко выстроенные алгоритмы действия, которые могут быть воспроизведены участниками в практической ситуации
Слайд 54
Технология создания тренинга
1. Сначала формулируется тема и концепция тренинга.
2. Следует четко
выписать для себя основные цели (образовательные результаты: какие компетенции должны быть сформированы).
3. Вырабатывается логика построения тренинга в соответствии с выбранной концепцией и желаемыми образовательными результатами.
Продумывается (и пишется) информационный блок тренинга (так называемая мини-лекция, в которой кратко, но емко сообщаются основные теоретические положения).
Выбираются (и выстраиваются в определенной последовательности, в соответствии с концепцией тренинга и логикой развития умений группы) методы тренинга: дискуссия, модерация, методы диагностики (например, с помощью тестов или с помощью рисунка), игры, метафоры и истории, уточняющие контекст ситуации, интеллектуальные и игровые разминки.
Пишется основная «сюжетная канва» тренинга в виде основных «блоков». Например:
Вводная часть (заявление темы и основного круга вопросов)
Шеринг (дословно: «ожидания»; в учебном тренинге шеринг можно использовать как метод предварительной диагностики: какие представления имеют участники об изучаемом объекте и почему это может быть полезно)
Разминка, настраивающая группу на интенсивную командную работу (выбирается соответствующая игра)
Информационный блок (мини-лекция)
Риторический вопрос к группе
Дискуссия
Модерация (например, с помощью техники Clustern)
Деловая игра
Дебрифинг (обсуждение полученного опыта, подведение итогов)