Слайд 2Инклюзивное образование. Формы реализации.
Спектр программ.
Слайд 3
В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении
детей с особыми образовательными потребностями:
Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.
Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
Инклюзивное обучение - дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Слайд 5
Развитие инклюзивного образования в России в настоящий момент осуществляется в партнерстве
государственных структур и неправительственных коммерческих организаций. Инициаторами включения детей с особенностями развития в процесс обучения в систему образовательных организаций общего типа выступают объединения родителей детей с инвалидностью, организации, отстаивающие права и интересы людей с инвалидностью, профессиональные сообщества и ОО, работающие в экспериментальном и проектном режиме.
Среднерусская академия современного знания является образовательной организацией, реализующей дополнительной профессиональные программы в области инклюзивного образования в партнерстве с крупнейшими вузами – специализирующимися в данной области:
АНО ВО “Московский гуманитарный институт”
Московский государственный педагогический университет (Институт детства)
Слайд 6
В группу программ инклюзивного образования входит программы реализации диагностической, консультационной, коррекционной
помощи детям с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями, организация их индивидуально-психологического сопровождения и выработка и изменение образовательного маршрута детей с ОВЗ. Программы по коррекции динамики имеющихся способностей и качеств ребенка с ОВЗ.
Отдельное большое направление инклюзивного образования - Психолого-педагогическое сопровождение семьи, родителей ребенка с ОВЗ, мотивация семейного воспитания ребенка с ОВЗ.
Слайд 7
Программы дополнительного профессионального образования в области инклюзии формируются междисциплинарной командой специалистов
в соответствии с требованиями:
ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
Профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «08» сентября 2015 г. № 608н,
Профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «24» июля 2015 г. № 514н
Профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н
Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «08» сентября 2015 г. № 613н
Проекта профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»,
на основе межведомственного взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая негосударственные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации.
Слайд 8Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)" (подготовлен Минтрудом России 15.09.2016)
Определяет:
Вид профессиональной деятельности:
Педагогическая деятельность в обучении по адаптированным основным общеобразовательным программам, воспитании, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (наименование вида профессиональной деятельности)
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Организация деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, необходимыми для жизни человека в обществе, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; оказание коррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья; методическое обеспечение процессов образования, оказания коррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 9Учитель-логопед (логопед)
Требования к образованию - высшее образование - специалитет или магистратура
и профессиональная переподготовка в области логопедии.
Основные направления программ дополнительного профессионального образования:
Клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья
Структура речевых нарушений, в том числе специфика нарушений речи у разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья
Закономерности и этапы речевого развития, языковые нормы, варианты их нарушения
Содержание и технологии проведения логопедических занятий
Современные педагогические технологии реализации деятельностного, компетентностного, индивидуально-дифференцированного подходов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи
Пути достижения и способы оценки результатов освоения образовательных программ и (или) программ логопедической помощи лицами с нарушениями речи
Требования к оснащению и оборудованию учебных и логопедических кабинетов современными образовательными средствами, техническими средствами, дидактическими средствами, средствами логопедической помощи.
Слайд 10Учитель-дефектолог (сурдопедагог)
Требования к образованию и обучению - высшее образование - специалитет
или магистратура в области дефектологии или высшее образование - специалитет или магистратура и профессиональная переподготовка в области сурдопедагогики
Основные направления программ дополнительного профессионального образования:
Клинико-психолого-педагогические особенности глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся разного возраста, в том числе со сложными дефектами, включая обучающихся с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра
Сурдопедагогические технологии обучения и воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации различных категорий обучающихся с нарушениями слуха
Содержание и технологии преподавания специальных учебных предметов (специальных коррекционных курсов)
Современные педагогические технологии реализации деятельностного, компетентностного, индивидуально-дифференцированного подходов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха
Слайд 11 Учитель-дефектолог (олигофренопедагог)
Высшее образование - специалитет или магистратура в области дефектологии
или высшее образование - специалитет или магистратура и профессиональная переподготовка в области олигофренопедагогики
Основные направления программ дополнительного профессионального образования:
Специальные условия, необходимые для обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости
Современные требования к организации и осуществлению обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости
Технологии разработки программно-методических материалов, обеспечивающих реализацию образовательных программ и программ коррекционной помощи для обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости
Слайд 12Учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Высшее образование - специалитет или магистратура в области дефектологии или
высшее образование - специалитет или магистратура и профессиональная переподготовка в области тифлопедагогики
Основные направления программ дополнительного профессионального образования:
Современные методики выявления нарушений зрительной функции, особенностей развития лиц с нарушениями зрения.
Тифлопедагогические технологии выявления нарушений зрительной функции, особенностей развития лиц с нарушениями зрения, анализа и оценки полученных результатов комплексного обследования.
Технологии педагогического консультирования лиц с нарушениями зрения по вопросам образования, развития, овладения средствами коммуникации, профессиональной ориентации, социальной адаптации.
Психолого-педагогические технологии консультирования родителей (законных представителей), членов семей по вопросам семейного воспитания, выбора образовательного маршрута и его изменения на разных этапах образования, социальной адаптации, профориентации, проведения коррекционно-развивающей работы в условиях семьи.
Слайд 13Квалификационные требования к педагогическому составу, реализующему адаптивные основные образовательные программы (АООП)
для обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями как в системе специализированных коррекционных школ, так и в системе инклюзивного образования.
Учитель – дефектолог - реализующий программу коррекционной работы АООП НОО ОВЗ, АООП у/о должны иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:
а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога, логопеда;
б) по специальностям «Олигофренопедагогика», «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия»;
в) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».
Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:
а) по специальности «Специальная психология»;
б) по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;
в) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;
г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области специальной психологии.
Слайд 14
Учитель-логопед должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ
подготовки:
а) по специальности «Логопедия»;
б) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии;
в) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области логопедии.
Воспитатели должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по педагогическим специальностям с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.
Слайд 15
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы; либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Все специалисты должны пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме от 72-х часов) по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и/или введения ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации установленного образца.
Руководящие работники (административный персонал), наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием, должны иметь удостоверение о повышении квалификации (в объеме от 72-х часов) по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и/или введения ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС О у/о.