Слайд 1
Институт адаптивной физической культуры
Инклюзивное образование
Слайд 2Инклюзивное
(франц. inclusif - включающий в себя) образование - процесс развития
общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 3Законодательные ресурсы:
Конституция Российской Федерации
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф
Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Конвенция ООН «о правах инвалидов» 2008г.
Указ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г.
Слайд 4Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в
которой ребенок с ограниченными возможностями здоровья не исключался бы из общества детей с нормальным развитием.
1886-1934
Слайд 61962 г. Эд Робертс поступил в Университет Беркли штата Калифорния (США).
1967
г. 12 студентов с тяжелой инвалидностью добились поступления в Университет Беркли
1970 г. создается организация под названием “Студенты-инвалиды”
1972 г. создан Центр «Независимой Жизни». Основной целью деятельности была обозначена – интеграция в общество людей имеющих ограниченные возможности здоровья. Такой подход к проблеме был новым.
Робертс возглавлял Центр до 1975 г., до своего назначения на должность министра Департамента реабилитации штата Калифорния.
Слайд 7
Три этапа истории развития Инклюзивного образования :
Начало XX века -
середина 60-х годов - «медицинская модель» -сегрегация.
Середина 60-х - середина 80-х годов - «модель нормализации» -интеграция.
Середина 80-х годов - настоящее время - «модель включения» - инклюзия.
Слайд 10Формы интегрированного образования:
Н.Н. Малофеев (1997); Н.Д. Шматко (1999); Л.М. Шипицина (2000):
1.Физическая интеграция.
Обеспечивает сокращение расстояния между детьми с нарушениями в развитии и детьми, не имеющими такие нарушения. Она подразумевает нахождение детей в одном месте, здании, учреждении. Является начальным этапом сокращения дистанции между «двумя мирами». Это могут быть школы – «близнецы» с единым руководством, специальные классы при общеобразовательной школе, организация совместного летнего отдыха.
Слайд 11
2.Функциональная интеграция.
Достигается кратковременным предметно-пространственным объединением детей с разным уровнем развития на
совместных занятиях музыкой, искусством, спортом, участие в общей трудовой деятельности. Классы интегрированного обучения позволяют объединить учащихся по отдельным предметам, когда они вместе работают в парах, группах.
Слайд 12 3.Социальная интеграция.
Обеспечивает снятие социальной и физической дистанции за счет постоянного
пребывания и взаимодействия детей с разным уровнем развития в общей группе детского сада. Дети осваивают ролевое поведение в микросоциуме, учатся взаимодействию. Детское учреждение рассматривается не как учреждение для обучения, а как пространство для жизни детей, которое должно отвечать естественному и всестороннему развитию детей.
Слайд 15 8 принципов
Инклюзивного образования :
1)ценность человека не зависит от его
способностей и достижений;
2)каждый человек способен чувствовать и думать;
3)каждый человек имеет право на общение и на то, что бы быть услышанным;
4)все люди нуждаются друг в друге;
Слайд 165)подлинное образование может осуществляться только в контексте
реальных взаимоотношений;
6)все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7)для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8)разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Слайд 17Важные составляющие инклюзии:
Всестороннее внедрение инклюзии
В процесс создания инклюзивной школы включаются и
учителя и администрация
Включение родителей в общий процесс
Формирование понимания инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников
Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)
Слайд 18Правила инклюзивной школы:
Все ученики равны в школьном сообществе
Все ученики имеют равный
доступ к процессу обучения в течение дня
У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
Планируется и проводится эффективное обучение
Слайд 19Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс
включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников
Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
Семьи активно участвуют в жизни школы
Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности
Слайд 20Принципы формирования индивидуальной программы обучения:
Для всех учеников – не только
для учеников с инвалидностью
Средство приспособления к широкому кругу возможностей ученика
Способ выразить принятие и уважение индивидуальных особенностей обучения
Применимость ко всем составным частям программы и привычной манере поведения в классе
Обязанность всех работников, вовлеченных в процесс обучения, наиболее вероятное повышение успешности ученика.
Слайд 21Главные преимущества инклюзивного образования
Слайд 22Результаты инклюзии:
У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех
мероприятиях общеобразовательного процесса
Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
В классе появляются дополнительные педагоги
Педагоги общего и специального образования делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
Слайд 23Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980
- 1990 гг.
В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).
Слайд 24Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка
№ 593
Невского района Санкт-Петербурга
Школа является победителем Национального приоритетного президентского проекта "Образование" 2006 г.
Слайд 25Инклюзивное физическое воспитание процесс общего физического развития и образования, который подразумевает
доступность занятий физкультурно-спортивной деятельностью всем занимающимся, обеспечивая равные возможности как лицам с ограниченными возможностями здоровья, так и здоровым людям.
Слайд 26 Цель инклюзивного физического воспитания
Обучение школьников основам совместной двигательной деятельности. Создание безбарьерной среды общения между детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и их здоровыми сверстниками.
Слайд 27Основные принципы ИФВ
-учет противопоказаний для детей с ограниченными возможностями здоровья по
использованию средств и методов их адаптивного физического воспитания;
-создание условий для эффективного личностного и физического развития, как детей, с ограниченными возможностями здоровья, так и их здоровых сверстников;
-максимально возможное использование урочных и внеурочных форм занятий физическими упражнениями в системе инклюзивного образования.
Слайд 28 Весь материал условно разделен на следующие разделы:
общеразвивающие упражнения,
коррекционные упражнения,
упражнения в парах,
подвижные игры.
Слайд 29.
Компоненты инклюзивного физического воспитания