Слайд 1Информационные технологии
Камышная И.Н.
Слайд 2Технология и информационная технология
Понятие технология означает комплекс знаний о способах, приемах
труда, набора материально-технических факторов, способах их соединения для создания какого-либо продукта или услуги.
Слайд 3Информационные технологии
Информационные технологии (ИТ) — это процессы, использующие совокупность средств и
методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Слайд 4Информатика как наука
Информатика как наука занимается изучением информационных процессов и методов
их автоматизации на основе программно - аппаратных средств вычислительной техники и средств связи.
Слайд 53х уровневый подход
На физическом уровне информатика изучает аппаратно-программные средства ВТ и
средств связи.
На логическом уровне изучается технология переработки информационного ресурса с целью получения новой информации на базе средств ВТ и средств связи.
Третий прикладной уровень информатики изучает вопросы использования информационной технологии при создании и эксплуатации информационных систем.
Слайд 6Цель, методы и средства реализации ИТ
Целью ИТ является создание из информационного
ресурса качественного информационного продукта, удовлетворяющего требованиям пользователя.
Методами ИТ являются методы обработки и передачи данных.
Средства ИТ – это математические, программные, информационные, технические и другие средства.
Слайд 7Типы ИТ
Глобальные ИТ включают модели, методы и средства, формализующие информационные ресурсы
общества и позволяющие их использовать.
Базовая ИТ предназначена для определенной области применения – производство, наука, обучение и т.д.
Конкретные ИТ реализуют обработку данных при решении функциональных задач пользователей, например, задачи учета, планирования, анализа.
Слайд 8Классификация технологических процессов обработки данных
Под технологическим процессом обработки информации понимается определенный
комплекс операций, выполняемых в строго регламентированной последовательности с использованием определенных методов обработки и инструментальных средств, охватывающих все этапы обработки данных, начиная с регистрации первичных данных и заканчивая передачей результатной информации пользователю для выполнения желаемых функций.
Слайд 9Классификация технологических процессов по следующим признакам:
По типу автоматизируемых процессов управления
в ЭИС:
выполняемые в системах обработки данных COD,
аналитической обработки данных в системах подготовки принятия решений (СППР) и экспертных системах (ЭС),
для разработки новых видов продукции и получения чертежной и технологической документации в системах автоматизированного проектирования (САПР),
выполняемые в системах электронного документооборота (СЭД),
для моделирования и проектирования ИС.
Слайд 10По отношению к средствам вычислительной техники:
ручные, имеющие подготовительный характер(получение первичной информации),
вычислительные,
связанные с хранением и обработкой полученной информации.
Классификация технологических процессов по следующим признакам:
Слайд 11По типу обрабатываемой информации:
Цифровая информация,
Графическая информация,
Текстовая информация,
Мультимедийная информация,
Знания для экспертных систем.
Классификация
технологических процессов по следующим признакам:
Слайд 12По типу режима обработки:
Выполняемые в пакетном режиме,
Интерактивная (диалоговая) обработка,
В реальном масштабе
времени,
Технология со смешанным режимом.
Классификация технологических процессов по следующим признакам:
Слайд 13По типу организации информационного обеспечения выделяют технологические процессы:
Обрабатывающие локальные файлы,
Локальные и
распределенные БД.
Классификация технологических процессов по следующим признакам:
Слайд 14По типу организации специального программного обеспечения:
Применяющие функционально-ориентированные пакеты ,
Методо-ориентированные пакеты (в
СППР),
Профессионально-ориентированные пакеты.
Классификация технологических процессов по следующим признакам:
Слайд 15Инструментарий информационной технологии
Инструментарием ИТ будет являться аппаратное, программное и математическое обеспечение
информационного процесса.
С помощью таких технических средств производится переработка первичной информации в информацию нового качества.
Слайд 16Инструментарий информационной технологии
Инструментарий информационной технологии - один или несколько взаимосвязанных программных
продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.
Слайд 17Инструментарий информационной технологии
В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных
продуктов для персонального компьютера:
текстовый процессор (редактор),
настольные издательские системы,
электронные таблицы,
системы управления базами данных,
электронные записные книжки,
электронные календари,
информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.),
экспертные системы и т.д.
Слайд 18Виды современных информационных технологий
1. Информационная технология обработки данных
Характеристика и
назначение
Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки.
Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческою труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численности работников.
Слайд 19Информационная технология обработки данных
На уровне операционной деятельности решаются следующие задачи:
обработка
данных об операциях, производимых фирмой;
создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел в фирме;
получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумажных документов или отчетов.
Примером может послужить ежедневный отчет о поступлениях и выдачах наличных средств банком, формируемый в целях контроля баланса наличных средств, или же запрос к базе данных по кадрам, который позволит получить данные о требованиях, предъявляемых к кандидатам на занятие определенной должности
Слайд 20Информационная технология управления
Характеристика и назначение:
Целью информационной технологии управления является удовлетворение
информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления.
Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных.
Слайд 21Информационная технология управления
Информационная технология управления идеально подходит для удовлетворения сходных
информационных потребностей работников различных функциональных подсистем (подразделений) или уровней управления фирмой. Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных или специальных управленческих отчетов.
Слайд 22Информационная технология управления
На этом этапе решаются следующие задачи обработки данных:
•
оценка планируемою состояния объекта управления;
• оценка отклонений от планируемого состояния;
• выявление причин отклонений;
• анализ возможных решений и действий.
Слайд 23Информационная технология управления
Информационная технология управления направлена на создание различных видов
отчетов.
Регулярные отчеты создаются в соответствии с установленным графиком, определяющим время их создания, например месячный анализ продаж компании.
Слайд 24Информационная технология управления
Специальные отчеты создаются по запросам управленцев или когда
в компании произошло что-то незапланированное. И те, и другие виды отчетов могут иметь форму суммирующих, сравнительных и чрезвычайных отчетов.
В суммирующих отчетах данные объединены в отдельные группы, отсортированы и представлены в виде промежуточных и окончательных итогов по отдельным полям.
Сравнительные отчеты содержат данные, полученные из различных источников или классифицированные по различным признакам и используемые для целей сравнения.
Чрезвычайные отчеты содержат данные исключительною (чрезвычайного) характера.
Слайд 25Информационная технология управления
Использование отчетов для поддержки управления оказывается особенно эффективным
при реализации так называемого управления по отклонениям.
Управление по отклонениям предполагает, что главным содержанием получаемых менеджером данных должны являться отклонения состояния хозяйственной деятельности фирмы от некоторых установленных стандартов (например, от ее запланированного состояния).
Слайд 26Информационная технология поддержки принятия решений
Система поддержки принятия решений производит необходимый
анализ и выдает результаты в виде выходного документа установленной формы, получив входную форму (документ), заполненную пользователем необходимыми данными и введенную в компьютер.
Слайд 27Долгое время единственной реализацией языка сообщений был отпечатанный или выведенный на
экран дисплея отчет или сообщение. Теперь появилась новая возможность представления выходных данных— машинная графика. Она дает возможность создавать на экране и бумаге цветные графические изображения в трехмерном виде.
Информационная технология поддержки принятия решений
Слайд 28Информационная технология экспертных систем
Характеристика и назначение
Экспертные системы дают возможность менеджеру
или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.
Решение специальных задач требует специальных знаний. Главная идея использования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость. Все это делает возможным использовать технологию экспертных систем в качестве советующих систем.
Слайд 29Сходство информационных технологий, используемых в экспертных системах и системах поддержки принятия
решений, состоит в том, что обе они обеспечивают высокий уровень поддержки принятия решений. Однако имеются три существенных различия.
Информационная технология экспертных систем
Слайд 30Первое связано с тем, что решение проблемы в рамках систем поддержки
принятия решений отражает уровень её понимания пользователем и его возможности получить и осмыслить решение. Технология экспертных систем, наоборот, предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности.
Информационная технология экспертных систем
Слайд 31Второе отличие указанных технологий выражается в способности экспертных систем пояснять свои
рассуждения в процессе получения решения. Очень часто эти пояснения оказываются более важными для пользователя, чем само решение.
Информационная технология экспертных систем
Слайд 32Третье отличие связано с использованием нового компонента информационной технологии — знаний.
Информационная
технология экспертных систем
Слайд 33Соотношение информационной технологии и информационной системы
Информационная технология является процессом, состоящим из
четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах.
Слайд 34Соотношение информационной технологии и информационной системы
Информационная система представляет собой совокупность организационных,
технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления.
Основная цель информационной системы — организация хранения и передачи информации.
Слайд 35Информационная система
К ИС предъявляются следующие требования:
Полнота и достаточность информации для реализации
функций управления
Своевременность предоставления информации
Обеспечение необходимой степени достоверности информации в зависимости от уровня управления.
Экономичность обработки информации - это значит что затраты на обработку данных не должны превышать получаемый эффект
Адаптивность к изменяющимся информационным потребностям пользователей
Слайд 36В общем плане системы делятся на:
- абстрактные - это продукт человеческого
мышления: знания, теории, гипотезы и т.д.
- материальные – совокупность материальных объектов. Среди материальных систем можно выделить неорганические (технические, химические), органические (биологические) и смешанные, содержащие элементы как органической, так и неорганической природы. Смешанные системы – человеко-машинные (эрготехнические) системы, в которых человек с помощью машин осуществляет свою трудовую деятельность.
Информационная система
Слайд 37По степени автоматизации обрабатываемой информации:
Ручные
Автоматизированные
Автоматические
По сфере применения:
Системы поддержки принятия решений
Системы автоматизированного
проектирования
Системы организационного управления
Системы управления технологическими процессами
Информационная система
Слайд 38По типу хранимой информации:
Документальные
Фактографические
По степени охвата:
Локальные
глобальные
корпоративные
Информационная система
Слайд 39По временной зависимости:
- статические – с течением времени состояние не изменяется.
-
динамические – происходит изменение состояния в процессе ее функционирования. Динамические системы с точки зрения наблюдателя могут быть детерминированными и вероятностными (стохастическими).
Информационная система
Слайд 40По тому, как взаимодействует система с внешней средой, различают закрытые и
открытые системы.
Закрытые системы не взаимодействуют с внешней средой, все процессы, кроме энергетических, замыкаются внутри системы.
Открытые системы активно взаимодействуют с внешней средой, что позволяет им развиваться в сторону совершенствования и усложнения.
Информационная система
Слайд 41По сложности системы делятся на:
Простая система – это система, не имеющая
развитой структуры (нельзя выявить иерархические уровни)
Сложная система – система с развитой структурой, состоящая из элементов - подсистем, являющихся в свою очередь простыми системами.
Большая система – это сложная система, имеющая ряд дополнительных признаков: наличие разнообразных (материальных, информационных и т.д.) связей между подсистемами и элементами подсистем, открытость системы, наличие в системе элементов самоорганизации, участие в функционировании системы людей, машин природной системы.
Информационная система
Слайд 42Основные признаки системы:
Наличие структуры, благодаря которой можно узнать, как устроена система,
из каких подсистем и элементов состоит, каковы их функции и взаимосвязи, как система взаимодействует с внешней средой.
Наличие единой цели функционирования, т.е. частные цели подсистем и элементов должны быть подчинены цели функционирования системы.
Устойчивость к внешним и внутренним возмущениям. Это свойство подразумевает выполнение системой своих функций в условиях внутренних случайных изменений параметров и дестабилизирующих воздействий внешней среды.
Комплексный состав системы, т.е. элементами и подсистемами большой системы являются самые разнообразные по своей природе и принципам функционирования объекты.
Способность к развитию. В основе развития системы лежат противоречия между элементами системы. Снятие противоречий возможно при увеличении функционального разнообразия, а это и есть развитие.
Слайд 43Метод моделирования
Важным инструментом исследования систем и не только систем является метод
моделирования. Суть метода состоит в том, что исследуемый объект заменяется его моделью, т.е. некоторым другим объектом, сохраняющим основные свойства реального объекта, но более удобным для исследования и использования.
Различают физические и абстрактные модели. При изучении информационных технологий наибольшее распространение получили абстрактные информационные модели.
Слайд 44Информационная модель
Информационная модель – это отражение предметной области в виде информации.
Предметная область представляет собой часть реального мира, которая исследуется или используется.
Слайд 46Информационная модель
Концептуальная модель (КМ) обеспечивает интегрированное представление о предметной области
(например, тз, план производства) и имеет слабоформализованный характер.
Логическая модель (ЛМ) формализуется из концептуальной путем выделения конкретной части (части подлежащей управлению), ее детализации и формализации.
Логическая модель, формализующая на языке математики взаимосвязи выделенной предметной области, называется математической моделью (ММ).
С помощью математических методов ММ преобразуется в алгоритмическую (АМ), задающую последовательность действий, реализующих достижение поставленной цели управления.
На основе АМ создается машинная программа (П), являющаяся той же алгоритмической моделью, только представленной на языке, понятном ЭВМ.
Слайд 47Структура базовой информационной технологии
Базовой информационной технологией называют информационную технологию, ориентированную
на определенную область применения.
Предметом изучения являются информационные технологии в управлении организационно-экономическими системами, создаваемыми при производстве материальных благ и услуг.
Слайд 48Структура базовой информационной технологии
Как базовая информационная технология в целом, так и
отдельные информационные процессы могут быть рассмотрены на трех уровнях: концептуальном, логическом и физическом.
На концептуальном уровне определяется содержательный аспект информационной технологии или процесса, на логическом отображается формализованное (модельное) описание, а на физическом происходит программно-аппаратная реализация и информационных процессов и технологии.
Слайд 49Процессы обработки
При производстве информационного продукта исходный информационный ресурс в соответствии с
поставленной задачей в определенной последовательности подвергается различным преобразованиям. Динамика этих преобразований отображается в протекающих при этом информационных процессах. Таким образом, информационный процесс — это процесс преобразования. В результате выполнения этого процесса информация может изменить и содержание, и форму представления, причем как в пространстве, так и во времени.