Слайд 101.09.2006
проф.Трофимов В.В
Информационные технологии
Трофимов Валерий Владимирович:
заведующий кафедрой Информатики СПбГУЭФ,
доктор технических
наук, профессор
Слайд 201.09.2006
проф.Трофимов В.В
План изложения
Введение
Часть I. Информация. ИТ и процессы. ИС.
Глава 1. Экономическая
информация
Глава 2. Информационные технологии (ИТ)
Глава 3. Информационные системы (ИС)
Часть II. ИТ в управлении предприятием.
Глава 4. Организация и средства ИТ обеспечения управленческой деятельности
Глава 5. Методические основы создания ИСиТ в управлении предприятием
Часть III. Стандартизация ИТ
Глава 6. Основы построения системы стандартов ИТ
Глава 7. Инструменты функциональной стандартизации
Часть IV. Безопасность ИС
Глава 8. Основы информационной безопасности
Глава 9. Защищенная информационная система
Слайд 301.09.2006
проф.Трофимов В.В
1. Экономическая информация
1.1. Экономическая информация как часть информационного ресурса общества
1.1.1.
Информационный ресурс ‑ новый предмет труда
1.1.2. Развитие информационной сферы производства
1.1.3. Формирование и развитие ИР предприятия
1.2.Информация и ИТ в организационно-экономической сфере
1.2.1. Информация
1.2.2. Семиотика и ее разделы
1.2.3. Инфраструктура информатизации
1.3. Сущность, значение и закономерности развития ИТ
1.3.1. Информатизация и ИТ
1.3.2. Информационно-коммуникационные технологии
1.4. Экономические законы развития ИТ
1.4.1. Закон Гордона Мура
1.4.2. Закон Роберта Меткалфа
1.4.3. Закон Фотона
Слайд 401.09.2006
проф.Трофимов В.В
2. Информационные технологии
2.1. Основные понятия, терминология и классификация
2.1.1. Истоки и
этапы развития ИТ
2.1.2. Информатика и ИТ
2.2. Технология и методы обработки экономической информации
2.2.1. Основные классы технологий
2.2.2. Базовые методы обработки экономической информации
2.3. Структура базовой ИТ
2.3.1. Концептуальный уровень описания
2.3.2. Логический уровень
2.3.3. Физический уровень
Слайд 501.09.2006
проф.Трофимов В.В
3. Информационные системы
3.1. Роль и место АИС в экономике
3.2. Виды
ИС их создание и классификация
3.2.1. Классификация ИС
3.2.2. КИС
3.3. Состав ИС
3.3.1. Функциональные подсистемы ИС
3.3.2. Обеспечивающие подсистемы ИС
3.3.3. Техническое обеспечение ИС
3.4. Жизненный цикл ИС
Слайд 601.09.2006
проф.Трофимов В.В
4. Организация и средства ИТ обеспечения управленческой деятельности
4.1. Предприятие как
объект управления
4.2. Роль и место ИТ в управлении предприятием
4.2.1. MRP I
4.2.2. CPR
4.2.3. CL MRP
4.2.4. MRP II
4.2.5. WCM
4.2.6. ERP
4.2.7. ERP II
4.2.8. MBC
4.3. ИТ орг.развития и стратегического управления предприятием
4.3.1. BPM
4.3.2. Стандарты стратегического управления (BPI)
4.3.3. Модель организационного развития предприятия
4.3.4. DSC
Слайд 701.09.2006
проф.Трофимов В.В
5. Методические основы создания ИТ в управлении предприятием
5.1. Системный подход
5.2.
Информационный подход
5.3. Стратегический подход
5.4. Объектно-ориентированный подход
5.5. Методические принципы совершенствования управления предприятием на основе ИТ
5.6. Разработка информационного обеспечения систем управления предприятием
Слайд 801.09.2006
проф.Трофимов В.В
6. Основы построения системы стандартов ИТ
6.1. Понятие открытых систем
6.2. Международные
структуры в области стандартизации информационных технологий
6.3. Методологический базис открытых систем
6.4. Архитектурные спецификации (эталонные модели)
6.5. Эталонная модель взаимосвязи открытых систем
6.5.1. Эталонная модель среды открытых систем (модель OSE)
6.5.2. Базовая эталонная модель взаимосвязи открытых систем (модель OSI)
6.6. Базовые спецификации
Слайд 901.09.2006
проф.Трофимов В.В
7. Инструменты функциональной стандартизации
7.1. Понятие профиля открытой системы
7.2. Классификация профилей
7.3.
Основные свойства и назначение профилей
7.4. Пример компоновки функционального профиля
Слайд 1001.09.2006
проф.Трофимов В.В
8. Основы информационной безопасности
8.1. Угрозы экономической, информационной и материальной безопасности
8.2.
Классификация источников угроз
8.3. Основные аспекты построения системы информационной безопасности
8.4. Управленческие и организационные меры по обеспечению информационной безопасности
8.5. Программа в области информационной безопасности
8.6. Политика информационной безопасности
8.7. Анализ и управление рисками при осуществлении политики ИБ
8.8. Соотношение эффективности и рентабельности систем информационной безопасности
Слайд 1101.09.2006
проф.Трофимов В.В
9. Защищенная информационная система
9.1. Определение защищенной информационной системы
9.2. Методология анализа
защищенности информационной системы
9.3. Требования к архитектуре информационных систем для обеспечения безопасности её функционирования
9.4. Этапы построения системы безопасности ИС
9.5. Стандартизация подходов к обеспечению информационной безопасности
9.6. Обеспечение интегральной безопасности информационных систем
Слайд 1201.09.2006
проф.Трофимов В.В
Основная литература
Информационные системы и технологии в экономике и управлении: Учебник.
/Под Ред. Проф. В.В.Трофимова. М.: Высшее образование. 2006. – 480с.
Перспективные телекоммуникационные технологии. Потенциальные возможности / Под ред. Л.Д. Реймана и Л.Е. Варакина. – М.: МАС, 2001. – 256с.
Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации: Учебное пособие. – СПб.: СПбГУП, 1996. – 320 с.
Томилов В.В., Трофимов В.В., Кодоев В.С. Информационно-коммуникационные технологии в управлении предприятиями. . – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. – 160с.
Корогодин В.И., Корогодина В.Л. Информация как основа жизни. – Дубна: Феникс, 2000. – 208с.
Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управленческие решения (методологические аспекты). – СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. – 87с.
Слайд 1301.09.2006
проф.Трофимов В.В
Дополнительная литература
Судов Е. В., Левин А. И., Давыдов А. Н.,
Барабанов В. В. Концепция развития CALS-технологий в промышленности России. М.: НИЦ CALS-технологий «Прикладная логистика», 2002. – 164с.
Лихачева Г. Н. Информационные технологии на службе информационного общества // Новые информационные технологии в экономических системах. – М., 1999. – 126 с.
Николаева Т. П. Информационная экономика: тенденции развития за рубежом и в России. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 190 с.
Шумилов Ю., Бакут П. Менеджмент информационных ресурсов // Информационные ресурсы России.– 2001. – №3-4. – С.4-7.
Шаповалов А., Пуденков В., Антипин В. О формировании рынка интеллектуальной собственности в стране. // Информационные ресурсы России. – 2001. – №3-4.– С.19-25.
Томилов В. В., Еловенко В. Г., Тухаринов Л. Ю. Управление маркетингом информационных технологий – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. – 132 с.
Бакут П.А., Шумилов Ю.П. Информационные ресурсы - вопросы теории и практика // Информационные ресурсы России. - 1999. – №3. – С.18-20.
Белл Д. Третья технологическая революция и ее возможные социо-экономические последствия. – М.: Наука, 1990 – 236 с.
Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология - миллионные прибыли. – М.: Связь, 1990. – 239с.
Багиев Г. Л. Маркетинг взаимодействия: философия организации, инструментарий. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. – 114 с.
Карминский А.М., Нестеров П.В. Информатизация бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1997. – 415с.
http://big.spb.ru/publications/bisspb/bm_complex_upr.shtml
Слайд 1401.09.2006
проф.Трофимов В.В
Введение
0.1. Информационное общество
0.2. Признаки информационного общества
0.3. Взаимодействие среды и организации
0.4.
Ресурсная модель организации
0.5. Информация, организация и ИТ
0.6. Стратегические ИС
Слайд 1501.09.2006
проф.Трофимов В.В
0.1. Информационное общество.
Свободные торговые зоны ОАЭ:
Dubai Internet Center
Морской порт в
Джебель Али
Аэропорт Дубаи
Слайд 1601.09.2006
проф.Трофимов В.В
0.2. Характерные признаки нового информационного общества
Признак 1. Ориентация на знания.
Информационное общество – общество знаний.
Интеллектуальные изделия:
Интеллектуальная одежда
Интеллектуальные карточки
Интеллектуальные жилища
Интеллектуальные дороги
Интеллектуальные шины
Интеллектуальные радиоприемники и телевизоры
Интеллектуальные телефоны
Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. Пер. англ. – К.: «INT-press». – М.: «Рефл-бук», 1999. – 432с.
Слайд 1701.09.2006
проф.Трофимов В.В
0.2. Характерные признаки нового информационного общества
Признак 1. Ориентация на знания.
Признак 2. Цифровая форма представления объектов.
Информационное общество – это цифровое общество.
Слайд 1801.09.2006
проф.Трофимов В.В
0.2. Характерные признаки нового информационного общества
Признак 2. Цифровая форма представления
объектов.
Признак 3. Виртуальная природа.
Вследствие преобразования информации из аналоговой формы в цифровую объекты виртуальной природы приходят на смену физическим. Становятся иными «обмен веществ» в обществе, виды учреждений и отношений, сама природа экономической деятельности.
Слайд 1901.09.2006
проф.Трофимов В.В
0.2. Характерные признаки нового информационного общества
Признак 3. Виртуальная природа.
Виртуальные
иностранцы
Виртуальная урна для голосования
Виртуальная доска объявлений
Виртуальный бизнес- центр
Виртуальная дума (или слушания)
Виртуальная корпорация
Виртуальный государственный орган
Виртуальная должность
Виртуальный магазин
Слайд 2001.09.2006
проф.Трофимов В.В
0.2. Характерные признаки нового информационного общества
Признак 3. Виртуальная природа.
Виртуальный
рынок
Виртуальная контора
Виртуальная реальность
Виртуальный оптовый рынок
Виртуальное поселение
Виртуальная бочка с пивом
Слайд 2101.09.2006
проф.Трофимов В.В
0.2. Характерные признаки нового информационного общества
Признак 3. Виртуальная природа.
Признак
4. Молекулярная структура.
Структура информационного общества подобна структуре молекул. Старые корпорации распадаются, вместо них появляются динамичные молекулы и скопления людей и организаций – основа всякой хозяйственной деятельности. Организации не обязательно исчезают, но преобразуются. В экономической и общественной жизни понятие «массовый», повсеместно заменяется понятием «молекулярно- структурированный»
Слайд 2201.09.2006
проф.Трофимов В.В
0.2. Характерные признаки нового информационного общества
Признак 4. Молекулярная структура.
Признак 5.
Интеграция.
Межсетевое взаимодействие, с помощью которого молекулы объединяются в кластеры, кластеры – в сетевые структуры для создания материальных благ.
Слайд 2301.09.2006
проф.Трофимов В.В
0.2. Характерные признаки нового информационного общества
Признак 5. Интеграция.
Признак 6. Устранение
посредников.
Посредники, служившие передаточным звеном между изготовителями и потребителями, с появлением компьютерных сетей, становятся ненужными. Предприятия- посредники, их функции, люди, выполнявшие эти функции, должны занять иную нишу в бизнесе, и начать создавать новые ценности, иначе они будут устранены.
Слайд 2401.09.2006
проф.Трофимов В.В
0.2. Характерные признаки нового информационного общества
Признак 6. Устранение посредников.
Признак 7.
Конвергенция.
В информационном обществе главная отрасль экономики формируется путем конвергенции трех отраслей:
коммуникации;
вычислительной техники и
информационного наполнения.
Это, в первую очередь, обеспечивает инфраструктуру для создания материальных ценностей во всех остальных отраслях.
Слайд 2501.09.2006
проф.Трофимов В.В
0.2. Характерные признаки нового информационного общества
Признак 7. Конвергенция.
Признак 8. Инновационная
природа.
В информационном обществе экономика основа на инновациях. Нововведения – движитель экономической и общественной жизни во всех их аспектах.
Слайд 2601.09.2006
проф.Трофимов В.В
0.2. Характерные признаки нового информационного общества
Признак 8. Инновационная природа.
Признак 9.
Трансформация отношений изготовитель- потребитель.
В информационном обществе грани между изготовителем и потребителем стираются.
Слайд 2701.09.2006
проф.Трофимов В.В
0.2. Характерные признаки нового информационного общества
Признак 9. Трансформация отношений изготовитель-
потребитель.
Признак 10. Динамизм.
В информационном обществе динамизм становится главной движущей силой и основным параметром хозяйственной деятельности и делового успеха.
Слайд 2801.09.2006
проф.Трофимов В.В
0.2. Характерные признаки нового информационного общества
Признак 10. Динамизм.
Признак 11. Глобальные
масштабы.
В информационном обществе экономика имеет глобальные масштабы.
Слайд 2901.09.2006
проф.Трофимов В.В
0.2. Характерные признаки нового информационного общества
Признак 11. Глобальные масштабы.
Признак 12.
Наличие противоречий.
В информационном обществе появляются беспрецедентные социальные проблемы, которые могут привести к массовым беспорядкам и брожению умов.
Слайд 3001.09.2006
проф.Трофимов В.В
0.3. Взаимодействие среды и организации.
Организация
Среда
Миссия
Цель
Слайд 3101.09.2006
проф.Трофимов В.В
0.3. Взаимодействие среды и организации
Критерий системности. Элементы образуют систему, если
они имеют связи друг с другом, обусловленные их участием в реализации данной системы
Миссия (функция) выражает смысл существования, назначение, необходимость организации, который задается организации извне – средой
Цель организации представляет собой «желаемое» состояние ее выходов
Цель выражает внутренние «потребности» самой организации, тогда как функция – потребности среды.
Слайд 3201.09.2006
проф.Трофимов В.В
Организация (фирма, система)
Состав организации образует совокупность ее компонентов
Структура организации кроме
состава включает и связи между компонентами
Взаимодействие компонентов обуславливается строением организации и отражает как устойчивые, так и неустойчивые компоненты и связи, тогда как структура – только устойчивые
Слайд 3301.09.2006
проф.Трофимов В.В
Организация (фирма, система)
Функционирование (поведение) представляет собой реализацию функций организации
Эффективность (результативность)
– степень соответствия действительного результата тому, который должен был иметь место при полноте выполнения своих функций в среде.
Оптимум понимается как максимально достижимое при имеющихся ресурсах значение целевой функции организации.
Организация может быть:
Эффективной, но неоптимальной;
Оптимальной, но не эффективной;
И эффективной и оптимальной
Слайд 3401.09.2006
проф.Трофимов В.В
0.4. Ресурсная модель организации
включает следующие виды ресурсов:
Информационные (характер информации
об организации и окружающей ее среде)
Финансовые (состояние активов, ликвидность, кредиты)
Технические (сырье, материалы, полуфабрикаты, оборудование, инвентарь, топливо, энергия и др.)
Технологические (методы и технологии, конструкторская документация, результаты НИОКР и др.)
Кадровые (квалификационный, демографический состав работников)
Пространственные (производственные здания и сооружения, коммуникации, пути и др.)
Ресурсы организационной структуры (гибкость и скорость СУ)
Слайд 3501.09.2006
проф.Трофимов В.В
0.5. Организация, внешняя среда и ИТ
Источники внешнего воздействия (давления) на
организации:
рынок,
технологии.
Реакция организации на внешние воздействия и роль информационных технологий:
стратегические информационные системы,
программы непрерывного повышения качества,
реинжениринг бизнес процессов;
стратегические альянсы;
электронная коммерция.
Слайд 3601.09.2006
проф.Трофимов В.В
0.5-1. Источники внешнего воздействия (давления) на организацию
Слайд 3701.09.2006
проф.Трофимов В.В
0.5-1. Источники внешнего воздействия на организацию
рынок (глобализация экономики и
усиление компетенции; изменение природы рабочей силы; усиление власти потребителя),
технологии (возрастание роли новых технологий; информационный взрыв),
общество (социальная ответственность; правительственное регулирование; сокращение бюджета и субсидий).
Слайд 3801.09.2006
проф.Трофимов В.В
0.5-2. Реакция организации на внешние воздействия и роль ИТ
Слайд 3901.09.2006
проф.Трофимов В.В
0.5-2. Реакция организации на внешние воздействия и роль информационных технологий:
стратегические информационные системы,
программы непрерывного повышения качества
реинжениринг бизнес процессов
стратегические альянсы
электронная коммерция
Слайд 4001.09.2006
проф.Трофимов В.В
0.6. Стратегические информационные системы
Слайд 4101.09.2006
проф.Трофимов В.В
0.6. Стратегические информационные системы
Слайд 4201.09.2006
проф.Трофимов В.В
0.6. Стратегические информационные системы
Слайд 4301.09.2006
проф.Трофимов В.В
0.5-2. Реакция организации на внешние воздействия и роль информационных технологий:
стратегические
информационные системы,
программы непрерывного повышения качества (повышение производительности; совершенствование процессов принятия решений; улучшение управления информацией; управление изменениями; инновации в области потребления),
реинжениринг бизнес процессов (сокращение времени цикла; усиление роли персонала; совместная работа; массовое производство; направленность на потребителя; реструктуризация),
стратегические альянсы (совместные предприятия и виртуальные компании),
электронная коммерция (в любом месте, в любое время, любым путем).