Слайд 1Информационно-коммуникационные технологии и образование
Зам директора по НМР Нижегородского филиала МЭСИ
Сандлер И.В.
Слайд 2 Где та мудрость, которую мы потеряли в знании?
Где то знание,
которое мы потеряли в информации?
Т.С. Элиот
Слайд 3«Национальная доктрина образования в РФ»
«Система образования признана обеспечить… подготовку высокообразованных людей
и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту, профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития наукоемких технологий…».
Слайд 4
это система функционирования всех компонентов педагогического процесса,
построенная на научной основе,
запрограммированная во времени и в пространстве и
приводящая к намеченным результатам
(Г.К. Селевко).
Педагогическая (образовательная) технология —
Слайд 9Информационно-коммуникационная среда
— это совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным
ресурсом по сбору, обработке, продуцированию, транслированию, применению информации, знания (в том числе и с распределённым информационным ресурсом глобальной сети Internet), а также информационное взаимодействие с другими пользователями с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью.
Слайд 10Информатизация образования
— процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и
оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания
Слайд 11Тенденции развития информатизации образования
1) формирование системы непрерывного образования как универсальной формы
деятельности, направленной на постоянное развитие личности в течение всей жизни;
2) создание единого информационного образовательного пространства;
3) активное внедрение новых средств и методов обучения, ориентированных на использование информационных технологий;
4) синтез средств и методов традиционного и компьютерного образования;
5) создание системы опережающего образования.
Слайд 12
Информационными образовательными технологиями называют все технологии в сфере образования, использующие специальные
технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.
Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» — ИКТ.
Слайд 15Основные направление использования ИКТ в учебном процессе
1) при изложении нового материала
— визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
2) проведение лабораторных работ с использованием обучающих программ ;
3) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);
4) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
5) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы);
6) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;
7) тренировка конкретных способностей студентов (внимание, память, мышление и т.д.).
Слайд 16Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением
1. ИТ значительно расширяют
возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
2. компьютер позволяет существенно повысить мотивацию студентов к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач.
3. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
4. использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.
5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности студентов, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
6. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.
Слайд 17Внедрение современных информационных технологий целесообразно
если это позволяет создать дополнительные возможности
в следующих направлениях:
доступ к большому объему учебной информации;
образная наглядная форма представления изучаемого материала;
поддержка активных методов обучения;
возможность вложенного модульного представления информации.
Выполнение следующих дидактических требований:
целесообразность представления учебного материала;
достаточность, наглядность, полнота, современность и структурированность учебного материала;
многослойность представления учебного материала по уровню сложности;
своевременность и полнота контрольных вопросов и тестов;
протоколирование действий во время работы;
интерактивность, возможность выбора режима работы с учебным материалом;
наличие в каждом предмете основной, инвариантной и вариативной частей, которые могут корректироваться.
Слайд 18Наиболее важным при использовании ИКТ являются следующие дидактические требования:
целесообразность представления учебного
материала;
достаточность, наглядность, полнота, современность и структурированность учебного материала;
многослойность представления учебного материала по уровню сложности;
своевременность и полнота контрольных вопросов;
протоколирование действий во время работы;
интерактивность, возможность выбора режима работы с учебным материалом.
Слайд 19В Нижегородском филиале МЭСИ
В учебном процессе:
160 компьютеров,
8 компьютерных классов,
3 мультимедийных установки
Интерактивная
доска
4 компьютера установлены в читальном зале
Все компьютеры подключены к сети интернет
В 2007 году создана лаборатория информационных технологий.
Слайд 20Методическая база
В электронном виде:
рабочие программы (по всем предметам),
курсы лекций,
практикумы (49 дисциплин),
тесты(по всем предметам),
контрольные работы для студентов заочного отделения, (по всем предметам),
курсовые работы,
Программы учебной, профессиональной и производственной практик,
Программы ИГА.
Слайд 21
Положительным при использовании информационных технологий в образовании является повышение качества обучения
за счет:
большей адаптации обучаемого к учебному материалу с учетом собственных возможностей и способностей;
возможности выбора более подходящего для обучаемого метода усвоения предмета;
регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса;
самоконтроля;
доступа к ранее недосягаемым образовательным ресурсам российского и мирового уровня;
поддержки активных методов обучения;
образной наглядной формы представления изучаемого материала;
модульного принципа построения, позволяющего тиражировать отдельные составные части информационной технологии;
развития самостоятельного обучения.
Слайд 22
Отрицательными последствиями использования информационных технологий в образовании являются следующие:
психобиологические, влияющие на
физическое и психологическое состояние учащегося, и, в том числе, формирующие мировоззрение, чуждое национальным интересам страны;
культурные, угрожающие самобытности обучаемых;
социально-экономические, создающие неравные возможности получения качественного образования;
политические, способствующие разрушению гражданского общества в национальных государствах;
этические и правовые, приводящие к бесконтрольному копированию и использованию чужой интеллектуальной собственности.
Слайд 23Обучающий семинар Microsoft Office Word 2007
Обучающий семинар Microsoft Office Excel 2007
Обучающий
семинар Интерактивная доска
Курс «Эффективная работа с информационной системой на примере «Консультант-Плюс»
Курс «1С:Управление торговлей 8»
Преподаватель в среде e-learning (51 человек)
Слайд 24Комплекс основных мероприятий для достижения цели создания информационной среды :
разработка и
создание ИКТ по направлениям обучения; разработка технологий тиражирования, распространения и сопровождения;
– разработка и реализация технологий в традиционный учебный процесс;
– обеспечение эффективного доступа всех студентов к ресурсам интернета;
– организация электронных библиотек обучающих средств и обеспечение доступа к размещенным в них образовательным ресурсам;
– создание хранилищ информационных образовательных ресурсов, доступных через интернет;
– создание системы повышения квалификации и переподготовки кадров в области информационных технологий;
– формирование и развитие технологической базы разработки, создания и тиражирования электронных образовательных ресурсов;
– совершенствование базовой и специальной подготовки по информатике и информационным технологиям в соответствии с концепцией опережающего обучения;
- создание системы открытого образования на основе технологий дистанционного обучения.
Слайд 25План программных мероприятий
1) Разработка типовых технологий создания УМК (
2) Разработка типовой
информационной инфраструктуры УМК (система серверов, порталов, «учебная» информационная сеть, комплекс телекоммуникационного оборудования, включая средства эфирного доступа, типовое программное обеспечение, типовые информационные модули, шаблоны и т.д.). Формирование и контентное наполнение УМК. Разработка типовых технологий удаленного доступа пользователей (к информационным ресурсам УМК по выбранным направлениям.
3) Разработка типовой организационной структуры УМК..
4) Реализация, внедрение и апробация разработанных технологий. Проведение учебных занятий с использованием новых средств. Сбор и анализ статистики по результатам занятий. Выработка рекомендаций по применению новых технологий для разработки и применения УМК.