Презентация на тему Индивидуальный учебный план школьника. Технология разработки и реализации в условиях ФГОС

Содержание

Рассматриваемые вопросы: Нормативно-правовые основания разработки и реализации индивидуального учебного плана (ИУП) Сущностные характеристики ИУП Технология проектирования индивидуального учебного плана в начальной и основной школе

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Соломатин Александр Михайлович,
Руководитель научно-методического отдела
издательства «Академкнига/Учебник»
Индивидуальный учебный план
школьника:

технология

разработки и реализации
в условиях ФГОС


Российская Академия наук
Издательский комплекс «Наука»
Издательство «Академкнига/Учебник»

Соломатин Александр Михайлович,  Руководитель научно-методического отдела издательства «Академкнига/Учебник»  Индивидуальный

Слайд 2



Рассматриваемые вопросы:

Нормативно-правовые основания разработки и реализации индивидуального учебного плана (ИУП)

Сущностные характеристики

ИУП

Технология проектирования индивидуального учебного плана в начальной и основной школе

Возможности системы «Перспективная начальная школа» для реализации ИУП




Рассматриваемые вопросы:  Нормативно-правовые основания разработки и реализации

Слайд 3
1. Нормативно-правовые
основания разработки
и реализации ИУП

1. Нормативно-правовые  основания разработки и реализации ИУП

Слайд 4

Нормативно-правовые документы

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (2012)

Приказы Минобрнауки России:
2.

№ 373 и 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО и ООО» (с изменениями и дополнениями)

3. № 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вступает в силу с 01.09.2016)

4. № 1015 «Об утверждении Порядка организации…» (новое типовое положение для школ)

5. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Правительством РФ от 04.09.2014 № 1726)

6. СанПиН (утв. 29.12.2010 Постановление № 189)
Нормативно-правовые документы  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ»

Слайд 5

Федеральный закон
«Об образовании в РФ»
В образовательных организациях
Формы
получения образования

в начальной и основной школе

Вне образовательных организаций




Экстернат не является формой получения образования. Это форма прохождения аттестации.

Обучение на дому также не является формой получения образования. Это обучение в образовательной организации в соответствующей форме обучения
(например, в очной), но не на ее территории

Федеральный закон  «Об образовании в РФ»  В образовательных

Слайд 6



Федеральный закон «Об образовании в РФ»
В организациях
В очной форме
Формы обучения

в начальной и основной школе

С правом последующего прохождения аттестации экстерном (обучающийся зачисляется в организацию на период бесплатного прохождения аттестации)

Вне организаций

В форме семейного образования

В заочной форме
 


В очной-заочной форме
 

Допускается сочетание различных форм обучения
Все они являются равными





Федеральный закон «Об образовании в РФ»  В

Слайд 7

Письмо Минобрнауки
от 15.11.13 № НТ-1139/08
«Об организации получения образования в семейной

форме»

При выборе семейной формы образования у родителей возникают обязательства по обеспечению обучения ребенка.

Учет таких детей ведут органы местного самоуправления.

Обучающийся имеет право пройти аттестацию экстерном. Не прошедшие аттестацию должен продолжить обучение в школе.

Такие дети должны быть обеспечены бесплатными учебниками.


Письмо Минобрнауки от 15.11.13 № НТ-1139/08  «Об организации получения

Слайд 8













Федеральный закон
«Об образовании в РФ»
учебную (преподавательскую), воспитательную работу
индивидуальную работу

с обучающимися

Рабочее время педагогического работника включает:


научную, творческую, исследовательскую и другую работу, предусмотренную должностными обязанностями


Слайд 9

Индивидуальный учебный план – эффективный механизм реализации идеи вариативности форм получения

образования и форм обучения

Другие идеи, на которые «работает» ИУП:
Инклюзивное образование

Адаптированная образовательная программа

Индивидуальный учебный план – эффективный механизм реализации идеи вариативности форм

Слайд 10

Федеральный закон
«Об образовании в РФ»
Обеспечивает равный доступ к образованию

для всех обучающихся в доступном для них темпе с использованием оптимальных форм обучения

Позволяет учитывать разнообразие особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся

Инклюзивное образование



Федеральный закон  «Об образовании в РФ»  Обеспечивает равный

Слайд 11

Федеральный закон
«Об образовании в РФ»
Используется для обучения лиц с

ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей

Обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся с ОВЗ

Адаптированная ОП

Дети с ОВЗ обучаются по АОП только с согласия родителей и на основании рекомендаций ПМПК

Реализуется с учетом потребностей отдельных обучающихся (групп) с ОВЗ на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных

Федеральный закон  «Об образовании в РФ»  Используется для

Слайд 12
2. Сущностные характеристики индивидуального учебного плана

2. Сущностные характеристики индивидуального учебного плана

Слайд 13

Индивидуальный
учебный план
Для детей с ОВЗ
Для одаренных детей
Разрабатывается с участием

обучающихся и их родителей

Реализуется при поддержке тьютора

Для отдельных детей и (или) их групп

Цель плана - обеспечить освоение ООП на основе индивидуализации содержания с учетом особенностей и потребностей конкретного обучающегося



ФГОС НОО

На обучение по ИУП могут быть также переведены обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования

Индивидуальный  учебный план  Для детей с ОВЗ Для

Слайд 14
Какого ребенка можно считать «обучающимся с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ)?

Кто относится

к «одаренным детям»?

Каковы должностные обязанности тьютора?


Какого ребенка можно считать «обучающимся с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ)?

Слайд 15

Обучающийся с ОВЗ (характеристика из закона «Об образовании в РФ»)
Имеет недостатки

в физическом и (или) психологическом развитии

Имеющиеся недостатки подтверждены ПМПК

Эти недостатки препятствуют получению образования без создания специальных условий


Обучающийся с ОВЗ (характеристика из закона «Об образовании в РФ»)

Слайд 16

Одаренный ребенок (характеристика)
Достигает более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких

видах деятельности по сравнению с другими детьми

Выделяется яркими, очевидными, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности (или имеет предпосылки)

ИУП для одаренных детей - углубленное изучение обязательных предметов; изучение дополнительных кружков, факультативов, курсов внеурочной деятельности


Сочетание индивидуальной, групповой, коллективной работы
Организация проектной и исследовательской деятельности
Использование разных источников информации
Изучение широких тем. Междисциплинарный подход


Актуальной является оценка готовности обучающегося к переходу на обучение по ИУП



Одаренный ребенок (характеристика) Достигает более высоких, незаурядных результатов в одном

Слайд 17

Тьютор (должностные обязанности из Единого квалификационного справочника)
Организует персональное сопровождение, координирует поиск

информации для самообразования обучающихся

Участвует в составлении ИУП, создает условия для реальной индивидуализации обучения, обеспечивает корректировку ИУП

Организует взаимодействие обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками, а также педагогов с родителями

Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов

Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации индивидуального учебного плана



Тьютор (должностные обязанности из Единого квалификационного справочника) Организует персональное сопровождение,

Слайд 18

Индивидуальный учебный план (характеристики)
Определяет перечень, последовательность и распределение по периодам обучения

учебных предметов, курсов для конкретного обучающегося

Определяет формы промежуточной аттестации этого обучающегося

Включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений

Составляется на основе выбора родителей (обучающегося) и согласования с педагогами на определенный период; учитывает методы и формы деятельности, результаты диагностики

Учитывает возможности плана внеурочной деятельности, программ дух-нрав. воспитания и развития, экологического воспитания и ЗОЖ, коррекционной работы

Определяет количество часов, не превышающее величину недельной учебной нагрузки



Индивидуальный учебный план (характеристики) Определяет перечень, последовательность и распределение по

Слайд 19

Период изучения
темы
Четверть, полугодие
Срок реализации
индивидуального учебного плана в начальной школе
4+1 (2)

года
(по адаптированной ООП)

Четыре
года 

Один
учебный год

Три года (ускоренное обучение) 1 кл.+2

Продолжительность освоения ИУП может быть изменена с учетом особенностей конкретного школьника

По инициативе образовательной организации или родителей



Период изучения  темы Четверть, полугодие Срок реализации индивидуального учебного

Слайд 20

3. Технология проектирования индивидуального учебного плана в начальной и основной школе

3. Технология проектирования индивидуального учебного плана в начальной и основной школе

Слайд 21

Шаг 2. Подача родителями заявления (с желаемым перечнем предметов, объемом и

сроками освоения ИУП - как правило, до 15-25 мая)

Шаг 3. Рассмотрение заявления на педагогическом совете. Обсуждение перечня предметов ИУП. Определение времени освоения (на полугодие, на год и т.д.)

Шаг 4. Принятие педагогическим советом решения о целесообразности использования ИУП для данного обучающегося

Шаг 1. Разработка Положения об обучении по индивидуальному учебному плану (локальный нормативный акт)

Принимается педсоветом и утверждается директором

+ заключение ПМПК, мед. справка, рекомендации психолога, учителей и т.д.

С учетом особенностей ребенка, представленных материалов. Со 2 класса

Сроки освоения, перечень предметов и кол-ва часов на их изучение, сроки аттестации и т.д.



См. следующий слайд

Шаг 2. Подача родителями заявления (с желаемым перечнем предметов, объемом

Слайд 22

Шаг 6. Подготовка расписания занятий, консультаций. Разработка графика выполнения учебных модулей

по неделям (календарный учебный график)

Шаг 7. Организация занятий в школе (журнал обучения по ИУП). Проведение промежуточной и итоговой аттестации (в т.ч. экстерном)

Шаг 8. Поддержка контакта с обучающимся, внесение результатов промежуточной и итоговой аттестации в журнал. Оказание методической и консультативной помощи родителям

Шаг 5. Издание руководителем организации приказа (с указанием ИУП). Заключение договора с родителями с приложением к нему ИУП

+ привлекаемые педагоги, оплата труда (почасовая), источники финансирования

Выполняет зам. директора. Возможна коррекция сроков освоения

Функционал зам. директора и педагогов. Обучающийся на любом этапе вправе продолжить образование в классе

Выполняет классный руководитель. Не менее 20-30% учебного плана – очная форма



Продолжение

Шаг 6. Подготовка расписания занятий, консультаций. Разработка графика выполнения учебных

Слайд 23





Индивидуальный учебный план
ученика(цы) ____ класса ГБОУ школы № _______
______________________________________________
Фамилия Имя Отчество

на

2015/2016 учебный год
Индивидуальный учебный план ученика(цы) ____ класса

Слайд 24

Выводы:

Порядок осуществления обучения по ИУП определяется образовательной организацией самостоятельно

Реализация индивидуального ИУП

осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы

Режим работы учителей по ИУП также регламентируется на локальном уровне


Выводы:  Порядок осуществления обучения по ИУП определяется образовательной организацией

Слайд 25Ресурсы примерного учебного плана
для проектирования ИУП (начальная школа)























Не менее 20-30%

учебного плана – очная форма

4-6 часов в неделю -обучение в школе (при 5-дневке)

Ресурсы примерного учебного плана  для проектирования ИУП (начальная школа)

Слайд 26Ресурсы примерного учебного плана
для проектирования ИУП (начальная школа)






















«Вариативная» часть учебного

плана так же, как и «обязательная», может быть использована для проектирования ИУП. Для ребенка с ОВЗ – для коррекционных занятий; для одаренного – с целью развития


Не менее 20-30% учебного плана – очная форма

4-7 часов в неделю -обучение в школе (при 6-дневке)

Ресурсы примерного учебного плана  для проектирования ИУП (начальная школа)

Слайд 27





ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

ФГОС с ОВЗ


























Часть учебного плана, формируемая участниками

образовательных отношений (в рамках АООП)

Часы на внеурочную деятельность
(10 часов в неделю)

для реализации направлений внеурочной деятельности
(не более 5 ч. в неделю)

на коррекционно-развивающую область
(не менее 5 ч. в неделю)

Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)
Ритмика - фронтальные и (или) индивидуальные занятия

(на примере обучающихся с ЗПР)

Направления:
духовно-нравственное
общеинтеллектуальное
спортивно-оздоровительное
социальное
общекультурное

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Слайд 28
Пример ИУП (начальная школа, сетка часов)










Пример ИУП (начальная школа, сетка часов)

Слайд 29

Годовой календарный учебный график при обучении по ИУП (пример)

Период обучения в

форме семейного образования - с 01.09.15 по 25.05.16
Продолжительность уч. года 34 недели: с 01.09.15 по 25.05.16
Индивидуальные консультации в школе: еженедельно 5 часов в неделю (расписание прилагается)
Периоды выставления промежуточных отметок по результатам текущей успеваемости в соответствии с Уставом школы – по четвертям (01.11.15, 27.22.15, 21.03.16, 25.05.16)
Ежегодная промежуточная аттестация по отдельным предметам с 05.05.16 по 20.05.16.
Каникулы: осенние с 03.11.14 по 09.11.14, зимние с 29.12.14 по 11.01.15, весенние с 23.03.15 по 31.03.15.
Годовой календарный учебный график при обучении по ИУП (пример)

Слайд 30

4. Возможности системы «Перспективная начальная школа» для реализации ИУП

4. Возможности системы «Перспективная начальная школа» для реализации ИУП

Слайд 31


возраст школьника: в первый класс зачисляются разновозрастные дети шести, семи, восьми

лет

разный уровень дошкольной подготовки: дети, посещающие и не посещающие детский сад

топографическая принадлежность школьника: городские и сельские дети имеют разный опыт жизни и свои преимущества в обучении

разный уровень владения русским языком: в РФ учатся дети, у которых русский язык – не единственный язык общения, а также имеющие логопедические проблемы

наполняемость классов: полные и малокомплектные, разновозрастные и разноуровневые.


«Перспективная начальная школа»
учитывает факторы, влияющие на реализацию индивидуального учебного плана:

возраст школьника: в первый класс зачисляются разновозрастные дети шести,

Слайд 32

Учебники (в печатной и электронной форме) и хрестоматии

Тетради для самостоятельной работы,

включающие в себя систему учебных и практических заданий (в т.ч. по внеурочной деятельности)

Словари, встроенные в учебники по русскому языку (7 словарей) + прикнижные словари в других учебниках

«Музейный дом», встроенный в учебник

Материалы для участия в научных клубах младших школьников (в учебниках и тетрадях)

Контрольные и проверочные работы, тесты (в т.ч. в электронной форме)


Ученик получает комплект материалов, достаточный для самостоятельного освоения материала

Учебники (в печатной и электронной форме) и хрестоматии  Тетради

Слайд 33

Учебники «Перспективной начальной школы» взаимосвязаны и взаимозависимы, составляют единое целое.





Главное отличие

комплекта:
развернутая перед ребенком картина мира посредством всех изучаемых наук
Наличие разных точек зрения
Неприятие догматизма




Ребенок овладевает целостной «картиной мира» даже в условиях минимальной поддержки учителя (ИУП)

Русский язык

Светская этика

Окружающий мир

Физкультура

ИЗО

Музыка

Технология

Информатика

Математика

Английский язык

Литературное чтение

Учебники «Перспективной начальной школы» взаимосвязаны и взаимозависимы, составляют единое целое.

Слайд 34






















«Перспективная начальная школа»
начиная с 1 класса готовит обучающихся
к самостоятельной работе


с учебниками по всем предметам учебного плана

Русский язык 1 класс

Математика
1 класс

Работа с оглавлением, условными обозначениями

Трудное задание (идея дифференциации обучения)


Слайд 35






















Во втором и последующих классах
обучающиеся самостоятельно и уверенно пользуются предлагаемой

в учебниках навигацией

Окружающий мир 2 класс

Литературное чтение
3 класс


Слайд 36






















«Перспективная начальная школа»
предлагает доступное содержание образования
(участники интриги дают понятные

объяснения, предлагают разные точки зрения)

Русский язык 3 класс

Математика
3 класс


Слайд 37Играя и обучаясь, ребенок прочно и основательно усваивает материал

Легкость и непринужденность

обеспечивает сохранение физического и психического здоровья ребенка (это особенно важно для детей с ОВЗ и одаренных детей, в т.ч. обучающихся по ИУП)

Комплект нацелен на развитие у ребенка умений учиться, гарантирует предоставление обучающемуся реальной активности



«Перспективная начальная школа»
создает особую учебно-игровую среду и в школе, и за ее пределами

Дополнительный материал в Интернете

Играя и обучаясь, ребенок прочно и основательно усваивает материал  Легкость и

Слайд 38Иллюстрации учебников повышают качество образования при реализации ИУП.
Они делают процесс освоения

материала более доступным.











Дидактический эффект иллюстраций системы «Перспективная начальная школа»

Технология
3 класс

Математика
1 класс

Иллюстрации учебников повышают качество образования при реализации ИУП. Они делают процесс освоения

Слайд 39


Электронные формы учебников удобны для использования в условиях реализации ИУП

Они воспроизводятся

на различных операционных системах и устройствах (компьютер, планшет, интерактивная доска)

Предлагается удобная, оперативно и корректно действующая навигация

Применяются разные виды контроля и самопроверки: с пошаговым и немедленным предъявлением результатов; проверку в конце упражнения

Предлагается интерактивное текущее и итоговое тестирование, проверяемое автоматически.


«Перспективная начальная школа»
имеет электронные формы всех учебников комплекта

Электронные формы учебников удобны для использования в условиях реализации

Слайд 40
«Перспективная начальная школа»
имеет электронные формы всех учебников
Электронный адрес сайта: pnh.eokom.ru


«Перспективная начальная школа»  имеет электронные формы всех учебников Электронный адрес сайта: pnh.eokom.ru

Слайд 41
Используется система разноуровневых заданий

Материал учебника и дополнительных источниках взаимосвязан, обеспечивая

уверенное и самостоятельное освоение информации (хрестоматии, рабочие тетради, словари, Интернет)

Научные клубы младших школьников – значимый инструмент реализации ИУП








«Перспективная начальная школа»
обеспечивает индивидуализацию образования

Базовый уровень результатов («Выпускник научится») достигает подавляющее большинство детей, в том числе с ОВЗ

Более высокий уровень («Выпускник получит возможность научиться») – для детей с повышенным уровнем способностей и познавательной мотивации

Используется система разноуровневых заданий  Материал учебника и дополнительных источниках

Слайд 42Ключ и Заря (Клуб любителей чтения и загадок русского языка)

Мы и

окружающий мир (для любителей окружающего мира)

Расчетно-конструкторское бюро (по математике)








Научные клубы младших школьников и ИУП

Для контактов ребенка с «умным взрослым» и героями комплекта используется почтовая переписка и (или) Интернет

Электронный адрес научного клуба:
Naych_clab@mail.ru

Ключ и Заря (Клуб любителей чтения и загадок русского языка)  Мы

Слайд 43






«Перспективная начальная школа»
предлагает комплексные работы (предварительные и итоговые), включающие

в себя уровневые варианты

Возможность самоконтроля образовательных достижений

Инструмент подготовки ребенка к аттестации (в т.ч. экстерном)

«Перспективная начальная школа»

Слайд 44






«Перспективная начальная школа»
предлагает материалы для самоконтроля и самооценки достижений

при реализации ИУП
«Перспективная начальная школа»

Слайд 45






В «Перспективной начальной школе»
разработаны справочники, дополнительные тетради для самостоятельных работ,

тесты,
эффективные в условиях реализации ИУП
В «Перспективной начальной школе»

Слайд 46






В «Перспективной начальной школе»
разработаны материалы для реализации ИУП повышенного уровня

(одаренные дети)
В «Перспективной начальной школе»

Слайд 47




Серия «Перспективная начальная школа - родителям»
раскрывает вопросы родительской поддержки
школьника при

реализации ИУП
Серия «Перспективная начальная школа - родителям» раскрывает

Слайд 48




Серия «Перспективная начальная школа - родителям»
Фрагмент пособия «Готовые решения для родителей»
Фрагмент

пособия «Путеводитель для родителей»
Серия «Перспективная начальная школа - родителям» Фрагмент

Слайд 49 Сайт
akademkniga.ru

Родителю:
Полезные ресурсы
Библиотека online
Каталог

Сайт  akademkniga.ru  Родителю: Полезные ресурсы

Слайд 50


Ребенок, обучавшийся по «Перспективной начальной школе», оказывается успешным в 5 классе

при освоении любой программы и с любым учителем

Высокие результаты в основной школе показывают одаренные, «обычные» дети и дети с ОВЗ, вне зависимости от формы обучения по «Перспективной начальной школе» (очная, заочная, семейная и т.д.)

Сформированные у ребенка умения учиться имеют практическую направленность, дети успешно побеждают в конкурсах и олимпиадах регионального и всероссийского уровня

Дети, обучающиеся по «Перспективной начальной школе», способны в 4 классе до 80% времени урока работать самостоятельно, с максимальной долей эффективности


Результаты мониторинга в различных регионах нашей страны:

Ребенок, обучавшийся по «Перспективной начальной школе», оказывается успешным в

Слайд 51
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

ИЗДАТЕЛЬСТВО «АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК»
Издательство «Академкнига/Учебник»
117342, г.Москва, ул.Бутлерова,17б
Тел.: (499) 968-92-29
Факс: (499) 234-63-58
Наш

сайт: www.akademkniga.ru

Соломатин
Александр Михайлович

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ  ИЗДАТЕЛЬСТВО «АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК» Издательство «Академкнига/Учебник» 117342, г.Москва, ул.Бутлерова,17б

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика