Индивидуальный учебный план школьника. Технология разработки и реализации в условиях ФГОС презентация

Содержание

Рассматриваемые вопросы: Нормативно-правовые основания разработки и реализации индивидуального учебного плана (ИУП) Сущностные характеристики ИУП Технология проектирования индивидуального учебного плана в начальной и основной школе

Слайд 1
Соломатин Александр Михайлович,
Руководитель научно-методического отдела
издательства «Академкнига/Учебник»
Индивидуальный учебный план
школьника:

технология

разработки и реализации
в условиях ФГОС


Российская Академия наук
Издательский комплекс «Наука»
Издательство «Академкнига/Учебник»


Слайд 2



Рассматриваемые вопросы:

Нормативно-правовые основания разработки и реализации индивидуального учебного плана (ИУП)

Сущностные характеристики

ИУП

Технология проектирования индивидуального учебного плана в начальной и основной школе

Возможности системы «Перспективная начальная школа» для реализации ИУП





Слайд 3
1. Нормативно-правовые
основания разработки
и реализации ИУП


Слайд 4

Нормативно-правовые документы

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (2012)

Приказы Минобрнауки России:
2.

№ 373 и 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО и ООО» (с изменениями и дополнениями)

3. № 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вступает в силу с 01.09.2016)

4. № 1015 «Об утверждении Порядка организации…» (новое типовое положение для школ)

5. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Правительством РФ от 04.09.2014 № 1726)

6. СанПиН (утв. 29.12.2010 Постановление № 189)

Слайд 5

Федеральный закон
«Об образовании в РФ»
В образовательных организациях
Формы
получения образования

в начальной и основной школе

Вне образовательных организаций




Экстернат не является формой получения образования. Это форма прохождения аттестации.

Обучение на дому также не является формой получения образования. Это обучение в образовательной организации в соответствующей форме обучения
(например, в очной), но не на ее территории


Слайд 6



Федеральный закон «Об образовании в РФ»
В организациях
В очной форме
Формы обучения

в начальной и основной школе

С правом последующего прохождения аттестации экстерном (обучающийся зачисляется в организацию на период бесплатного прохождения аттестации)

Вне организаций

В форме семейного образования

В заочной форме
 


В очной-заочной форме
 

Допускается сочетание различных форм обучения
Все они являются равными






Слайд 7

Письмо Минобрнауки
от 15.11.13 № НТ-1139/08
«Об организации получения образования в семейной

форме»

При выборе семейной формы образования у родителей возникают обязательства по обеспечению обучения ребенка.

Учет таких детей ведут органы местного самоуправления.

Обучающийся имеет право пройти аттестацию экстерном. Не прошедшие аттестацию должен продолжить обучение в школе.

Такие дети должны быть обеспечены бесплатными учебниками.



Слайд 8













Федеральный закон
«Об образовании в РФ»
учебную (преподавательскую), воспитательную работу
индивидуальную работу

с обучающимися

Рабочее время педагогического работника включает:


научную, творческую, исследовательскую и другую работу, предусмотренную должностными обязанностями


Слайд 9

Индивидуальный учебный план – эффективный механизм реализации идеи вариативности форм получения

образования и форм обучения

Другие идеи, на которые «работает» ИУП:
Инклюзивное образование

Адаптированная образовательная программа


Слайд 10

Федеральный закон
«Об образовании в РФ»
Обеспечивает равный доступ к образованию

для всех обучающихся в доступном для них темпе с использованием оптимальных форм обучения

Позволяет учитывать разнообразие особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся

Инклюзивное образование




Слайд 11

Федеральный закон
«Об образовании в РФ»
Используется для обучения лиц с

ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей

Обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся с ОВЗ

Адаптированная ОП

Дети с ОВЗ обучаются по АОП только с согласия родителей и на основании рекомендаций ПМПК

Реализуется с учетом потребностей отдельных обучающихся (групп) с ОВЗ на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных


Слайд 12
2. Сущностные характеристики индивидуального учебного плана


Слайд 13

Индивидуальный
учебный план
Для детей с ОВЗ
Для одаренных детей
Разрабатывается с участием

обучающихся и их родителей

Реализуется при поддержке тьютора

Для отдельных детей и (или) их групп

Цель плана - обеспечить освоение ООП на основе индивидуализации содержания с учетом особенностей и потребностей конкретного обучающегося



ФГОС НОО

На обучение по ИУП могут быть также переведены обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования


Слайд 14
Какого ребенка можно считать «обучающимся с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ)?

Кто относится

к «одаренным детям»?

Каковы должностные обязанности тьютора?



Слайд 15

Обучающийся с ОВЗ (характеристика из закона «Об образовании в РФ»)
Имеет недостатки

в физическом и (или) психологическом развитии

Имеющиеся недостатки подтверждены ПМПК

Эти недостатки препятствуют получению образования без создания специальных условий



Слайд 16

Одаренный ребенок (характеристика)
Достигает более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких

видах деятельности по сравнению с другими детьми

Выделяется яркими, очевидными, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности (или имеет предпосылки)

ИУП для одаренных детей - углубленное изучение обязательных предметов; изучение дополнительных кружков, факультативов, курсов внеурочной деятельности


Сочетание индивидуальной, групповой, коллективной работы
Организация проектной и исследовательской деятельности
Использование разных источников информации
Изучение широких тем. Междисциплинарный подход


Актуальной является оценка готовности обучающегося к переходу на обучение по ИУП




Слайд 17

Тьютор (должностные обязанности из Единого квалификационного справочника)
Организует персональное сопровождение, координирует поиск

информации для самообразования обучающихся

Участвует в составлении ИУП, создает условия для реальной индивидуализации обучения, обеспечивает корректировку ИУП

Организует взаимодействие обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками, а также педагогов с родителями

Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов

Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации индивидуального учебного плана




Слайд 18

Индивидуальный учебный план (характеристики)
Определяет перечень, последовательность и распределение по периодам обучения

учебных предметов, курсов для конкретного обучающегося

Определяет формы промежуточной аттестации этого обучающегося

Включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений

Составляется на основе выбора родителей (обучающегося) и согласования с педагогами на определенный период; учитывает методы и формы деятельности, результаты диагностики

Учитывает возможности плана внеурочной деятельности, программ дух-нрав. воспитания и развития, экологического воспитания и ЗОЖ, коррекционной работы

Определяет количество часов, не превышающее величину недельной учебной нагрузки




Слайд 19

Период изучения
темы
Четверть, полугодие
Срок реализации
индивидуального учебного плана в начальной школе
4+1 (2)

года
(по адаптированной ООП)

Четыре
года 

Один
учебный год

Три года (ускоренное обучение) 1 кл.+2

Продолжительность освоения ИУП может быть изменена с учетом особенностей конкретного школьника

По инициативе образовательной организации или родителей




Слайд 20

3. Технология проектирования индивидуального учебного плана в начальной и основной школе


Слайд 21

Шаг 2. Подача родителями заявления (с желаемым перечнем предметов, объемом и

сроками освоения ИУП - как правило, до 15-25 мая)

Шаг 3. Рассмотрение заявления на педагогическом совете. Обсуждение перечня предметов ИУП. Определение времени освоения (на полугодие, на год и т.д.)

Шаг 4. Принятие педагогическим советом решения о целесообразности использования ИУП для данного обучающегося

Шаг 1. Разработка Положения об обучении по индивидуальному учебному плану (локальный нормативный акт)

Принимается педсоветом и утверждается директором

+ заключение ПМПК, мед. справка, рекомендации психолога, учителей и т.д.

С учетом особенностей ребенка, представленных материалов. Со 2 класса

Сроки освоения, перечень предметов и кол-ва часов на их изучение, сроки аттестации и т.д.



См. следующий слайд


Слайд 22

Шаг 6. Подготовка расписания занятий, консультаций. Разработка графика выполнения учебных модулей

по неделям (календарный учебный график)

Шаг 7. Организация занятий в школе (журнал обучения по ИУП). Проведение промежуточной и итоговой аттестации (в т.ч. экстерном)

Шаг 8. Поддержка контакта с обучающимся, внесение результатов промежуточной и итоговой аттестации в журнал. Оказание методической и консультативной помощи родителям

Шаг 5. Издание руководителем организации приказа (с указанием ИУП). Заключение договора с родителями с приложением к нему ИУП

+ привлекаемые педагоги, оплата труда (почасовая), источники финансирования

Выполняет зам. директора. Возможна коррекция сроков освоения

Функционал зам. директора и педагогов. Обучающийся на любом этапе вправе продолжить образование в классе

Выполняет классный руководитель. Не менее 20-30% учебного плана – очная форма



Продолжение


Слайд 23





Индивидуальный учебный план
ученика(цы) ____ класса ГБОУ школы № _______
______________________________________________
Фамилия Имя Отчество

на

2015/2016 учебный год

Слайд 24

Выводы:

Порядок осуществления обучения по ИУП определяется образовательной организацией самостоятельно

Реализация индивидуального ИУП

осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы

Режим работы учителей по ИУП также регламентируется на локальном уровне



Слайд 25Ресурсы примерного учебного плана
для проектирования ИУП (начальная школа)























Не менее 20-30%

учебного плана – очная форма

4-6 часов в неделю -обучение в школе (при 5-дневке)


Слайд 26Ресурсы примерного учебного плана
для проектирования ИУП (начальная школа)






















«Вариативная» часть учебного

плана так же, как и «обязательная», может быть использована для проектирования ИУП. Для ребенка с ОВЗ – для коррекционных занятий; для одаренного – с целью развития


Не менее 20-30% учебного плана – очная форма

4-7 часов в неделю -обучение в школе (при 6-дневке)


Слайд 27





ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

ФГОС с ОВЗ


























Часть учебного плана, формируемая участниками

образовательных отношений (в рамках АООП)

Часы на внеурочную деятельность
(10 часов в неделю)

для реализации направлений внеурочной деятельности
(не более 5 ч. в неделю)

на коррекционно-развивающую область
(не менее 5 ч. в неделю)

Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)
Ритмика - фронтальные и (или) индивидуальные занятия

(на примере обучающихся с ЗПР)

Направления:
духовно-нравственное
общеинтеллектуальное
спортивно-оздоровительное
социальное
общекультурное


Слайд 28
Пример ИУП (начальная школа, сетка часов)











Слайд 29

Годовой календарный учебный график при обучении по ИУП (пример)

Период обучения в

форме семейного образования - с 01.09.15 по 25.05.16
Продолжительность уч. года 34 недели: с 01.09.15 по 25.05.16
Индивидуальные консультации в школе: еженедельно 5 часов в неделю (расписание прилагается)
Периоды выставления промежуточных отметок по результатам текущей успеваемости в соответствии с Уставом школы – по четвертям (01.11.15, 27.22.15, 21.03.16, 25.05.16)
Ежегодная промежуточная аттестация по отдельным предметам с 05.05.16 по 20.05.16.
Каникулы: осенние с 03.11.14 по 09.11.14, зимние с 29.12.14 по 11.01.15, весенние с 23.03.15 по 31.03.15.

Слайд 30

4. Возможности системы «Перспективная начальная школа» для реализации ИУП


Слайд 31


возраст школьника: в первый класс зачисляются разновозрастные дети шести, семи, восьми

лет

разный уровень дошкольной подготовки: дети, посещающие и не посещающие детский сад

топографическая принадлежность школьника: городские и сельские дети имеют разный опыт жизни и свои преимущества в обучении

разный уровень владения русским языком: в РФ учатся дети, у которых русский язык – не единственный язык общения, а также имеющие логопедические проблемы

наполняемость классов: полные и малокомплектные, разновозрастные и разноуровневые.


«Перспективная начальная школа»
учитывает факторы, влияющие на реализацию индивидуального учебного плана:


Слайд 32

Учебники (в печатной и электронной форме) и хрестоматии

Тетради для самостоятельной работы,

включающие в себя систему учебных и практических заданий (в т.ч. по внеурочной деятельности)

Словари, встроенные в учебники по русскому языку (7 словарей) + прикнижные словари в других учебниках

«Музейный дом», встроенный в учебник

Материалы для участия в научных клубах младших школьников (в учебниках и тетрадях)

Контрольные и проверочные работы, тесты (в т.ч. в электронной форме)


Ученик получает комплект материалов, достаточный для самостоятельного освоения материала


Слайд 33

Учебники «Перспективной начальной школы» взаимосвязаны и взаимозависимы, составляют единое целое.





Главное отличие

комплекта:
развернутая перед ребенком картина мира посредством всех изучаемых наук
Наличие разных точек зрения
Неприятие догматизма




Ребенок овладевает целостной «картиной мира» даже в условиях минимальной поддержки учителя (ИУП)

Русский язык

Светская этика

Окружающий мир

Физкультура

ИЗО

Музыка

Технология

Информатика

Математика

Английский язык

Литературное чтение


Слайд 34






















«Перспективная начальная школа»
начиная с 1 класса готовит обучающихся
к самостоятельной работе


с учебниками по всем предметам учебного плана

Русский язык 1 класс

Математика
1 класс

Работа с оглавлением, условными обозначениями

Трудное задание (идея дифференциации обучения)


Слайд 35






















Во втором и последующих классах
обучающиеся самостоятельно и уверенно пользуются предлагаемой

в учебниках навигацией

Окружающий мир 2 класс

Литературное чтение
3 класс


Слайд 36






















«Перспективная начальная школа»
предлагает доступное содержание образования
(участники интриги дают понятные

объяснения, предлагают разные точки зрения)

Русский язык 3 класс

Математика
3 класс


Слайд 37Играя и обучаясь, ребенок прочно и основательно усваивает материал

Легкость и непринужденность

обеспечивает сохранение физического и психического здоровья ребенка (это особенно важно для детей с ОВЗ и одаренных детей, в т.ч. обучающихся по ИУП)

Комплект нацелен на развитие у ребенка умений учиться, гарантирует предоставление обучающемуся реальной активности



«Перспективная начальная школа»
создает особую учебно-игровую среду и в школе, и за ее пределами

Дополнительный материал в Интернете


Слайд 38Иллюстрации учебников повышают качество образования при реализации ИУП.
Они делают процесс освоения

материала более доступным.











Дидактический эффект иллюстраций системы «Перспективная начальная школа»

Технология
3 класс

Математика
1 класс


Слайд 39


Электронные формы учебников удобны для использования в условиях реализации ИУП

Они воспроизводятся

на различных операционных системах и устройствах (компьютер, планшет, интерактивная доска)

Предлагается удобная, оперативно и корректно действующая навигация

Применяются разные виды контроля и самопроверки: с пошаговым и немедленным предъявлением результатов; проверку в конце упражнения

Предлагается интерактивное текущее и итоговое тестирование, проверяемое автоматически.


«Перспективная начальная школа»
имеет электронные формы всех учебников комплекта


Слайд 40
«Перспективная начальная школа»
имеет электронные формы всех учебников
Электронный адрес сайта: pnh.eokom.ru



Слайд 41
Используется система разноуровневых заданий

Материал учебника и дополнительных источниках взаимосвязан, обеспечивая

уверенное и самостоятельное освоение информации (хрестоматии, рабочие тетради, словари, Интернет)

Научные клубы младших школьников – значимый инструмент реализации ИУП








«Перспективная начальная школа»
обеспечивает индивидуализацию образования

Базовый уровень результатов («Выпускник научится») достигает подавляющее большинство детей, в том числе с ОВЗ

Более высокий уровень («Выпускник получит возможность научиться») – для детей с повышенным уровнем способностей и познавательной мотивации


Слайд 42Ключ и Заря (Клуб любителей чтения и загадок русского языка)

Мы и

окружающий мир (для любителей окружающего мира)

Расчетно-конструкторское бюро (по математике)








Научные клубы младших школьников и ИУП

Для контактов ребенка с «умным взрослым» и героями комплекта используется почтовая переписка и (или) Интернет

Электронный адрес научного клуба:
Naych_clab@mail.ru


Слайд 43






«Перспективная начальная школа»
предлагает комплексные работы (предварительные и итоговые), включающие

в себя уровневые варианты

Возможность самоконтроля образовательных достижений

Инструмент подготовки ребенка к аттестации (в т.ч. экстерном)


Слайд 44






«Перспективная начальная школа»
предлагает материалы для самоконтроля и самооценки достижений

при реализации ИУП

Слайд 45






В «Перспективной начальной школе»
разработаны справочники, дополнительные тетради для самостоятельных работ,

тесты,
эффективные в условиях реализации ИУП

Слайд 46






В «Перспективной начальной школе»
разработаны материалы для реализации ИУП повышенного уровня

(одаренные дети)

Слайд 47




Серия «Перспективная начальная школа - родителям»
раскрывает вопросы родительской поддержки
школьника при

реализации ИУП

Слайд 48




Серия «Перспективная начальная школа - родителям»
Фрагмент пособия «Готовые решения для родителей»
Фрагмент

пособия «Путеводитель для родителей»

Слайд 49 Сайт
akademkniga.ru

Родителю:
Полезные ресурсы
Библиотека online
Каталог


Слайд 50


Ребенок, обучавшийся по «Перспективной начальной школе», оказывается успешным в 5 классе

при освоении любой программы и с любым учителем

Высокие результаты в основной школе показывают одаренные, «обычные» дети и дети с ОВЗ, вне зависимости от формы обучения по «Перспективной начальной школе» (очная, заочная, семейная и т.д.)

Сформированные у ребенка умения учиться имеют практическую направленность, дети успешно побеждают в конкурсах и олимпиадах регионального и всероссийского уровня

Дети, обучающиеся по «Перспективной начальной школе», способны в 4 классе до 80% времени урока работать самостоятельно, с максимальной долей эффективности


Результаты мониторинга в различных регионах нашей страны:


Слайд 51
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

ИЗДАТЕЛЬСТВО «АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК»
Издательство «Академкнига/Учебник»
117342, г.Москва, ул.Бутлерова,17б
Тел.: (499) 968-92-29
Факс: (499) 234-63-58
Наш

сайт: www.akademkniga.ru

Соломатин
Александр Михайлович


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика