Слайд 1Художественный мир
Салтыкова – Щедрина.
Личность и творчество. Эстетическое кредо.
Слайд 2 27 января (15 января) 1826 года в селе Спас -
Угол Калязинского уезда Тверской губернии в семье помещиков Салтыковых родился сын Михаил,
Через тридцать лет, в 1856 году, он появился на свет ещё раз, но уже как литератор Салтыков – Щедрин.
Слайд 3 «А знаете, с какого момента началась моя память? Помню,
что меня секут, кто именно - не помню, но секут как следует, розгою, а немка – гувернантка старших моих братьев и сестер - заступается за меня, закрывает ладонью от ударов и говорит, что я еще слишком мал для этого. Было мне тогда, должно быть, два года, не больше»
Слайд 4Десяти лет Салтыков поступил в третий класс Московского дворянского института, а
через два года, в числе лучших воспитанников института был переведён в Царскосельский лицей,
Слайд 5 МУЗЫКА
Я помню вечер: ты
играла,
Я звукам с ужасом внимал,
Луна кровавая мерцала,
И мрачен был старинный зал.
Твой мертвый лик, твои страданья,
Могильный блеск твоих очей,
И уст холодное дыханье,
И трепетание грудей-
Все мрачный холод навевало.
Играла ты.... Я весь дрожал,
А эхо звуки повторяло,
И страшен был старинный зал...
Играй, играй: пускай терзанье
Наполнит душу мне тоской;
Моя любовь живет страданьем
И страшен ей покой!
Слайд 6Лицейские годы приходятся на период 40-х гг., когда гремела слава Белинского,
и Салтыков был увлечен его идеями, а также творчеством раннего Герцена, кружка социалиста- утописта Буташевича – Петрашевского.
Слайд 7В 1847 году Салтыковым была написана первая повесть «Противоречия», а в
следующем году – «Запутанное дело».
Слайд 9Петербург (август 1856 г.)
Журнал «Русский вестник»
«Губернские очерки»
Слайд 10В 1856-1857 годах в журнале «Русский вестник» начали печататься «Губернские очерки»,
подписанные - Н.Щедрин и имевшие огромный успех.
В них сатирик показал, что дело не в отдельных лицах, а во всём самодержавно – крепостническом строе, который неизбежно порождает казнокрадство и взяточничество, произвол и насилие.
Вышедшие отдельной книгой в 1857 году, не вызвали недовольства в официальных кругах.
Слайд 11Вице – губернатор Рязани
(1858 - 1860)
Слайд 12 «С самого приезда моего сюда я постоянно нахожусь в совершенно
каторжной работе, и не только не могу ничем заняться, но, положительно, даже прочитать ничего не могу. Одним словом, я если не раскаиваюсь, то, во всяком случае, крайне негодую на себя за то, что взял место в Рязани. Подобного скопища всякого рода противозаконий и бессмыслия вряд ли можно найти, и вятское плутовство есть не более как добродушие <по сравнению> с плутовством рязанским <…> Не знаю и не предвижу конца своему мучению; знаю только, что едва ли буду в состоянии долго выдержать» (В. П. Безобразову, 29 июня 1858 года).
Слайд 13Вице – губернатор Твери
(1860 – 1862 г.)
Слайд 14Январь 1862 – оставляет службу, собираясь издавать журнал в Москве
Декабрь 1862
- Петербург, член редакции журнала «Современник»
1857 – 1863 публикует «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе»
Слайд 15«Отечественные записки»
(1868 - 1884)
В 1868 году сатирик вошёл в обновлённую
редакцию «Отечественных записок».
На протяжении 16 лет (1868 – 1884) он возглавлял этот журнал, сначала вместе с Некрасовым, а потом, после смерти поэта становится ответственным редактором журнала.
Слайд 16 В 1868 – 1869 годах он публикует программные статьи «Напрасные
опасения» и «Уличная философия», в которых развивает взгляды на общественное значение искусства.
Основное содержание литературной деятельности видит в освещении «безвестной жизни масс», утверждает, что только народную жизнь «можно назвать общественной в истинном и действительном значении этого слова».
Слайд 17Цикл «Помпадуры и помпадурши»
(1863 - 1874)
Слайд 18Одним из первых щедринских собирательных образов стал образ «помпадура» из цикла
«Помпадуры и помпадурши», печатавшегося писателем на протяжении 1863 – 1874 годов. «Помпадурами » Щедрин называл царских администраторов, орудовавших в пореформенной России. Название «помпадур» имело у Щедрина сложный смысл:
Во-первых, этим он как бы приравнивал пореформенную Россию к Франции, когда паразитизм феодальной власти и её неспособность руководить государством стали особо очевидными.
Во – вторых, склоняя слово «помпадур» и образуя от него производные, Щедрин придавал ему звучание и смысл, близкий к слову «самодур». И действительно, для помпадуров характерны черты самодурства, административного произвола.
В очерках Щедрина выведены разнообразные типы помпадуров. Каждый из них упивается властью и в душе совершенно равнодушен к подлинным интересам государства.
Слайд 19«История одного города»
(1869 – 1870 г.)
Эта книга явилась самой смелой и
злой сатирой на царившие в России административный произвол и самодурство.
Имела форму исторической хроники. В отдельных персонажах можно было узнать конкретных исторических лиц,
Историческая форма книги была также удобным способом сатирического изображения современности.
Слайд 20Другая особенность книги – гротескное преувеличение, необыкновенное переплетение в ней реального
и фантастического, доводящего жизненную нелепость до комедийного абсурда. Благодаря фантастике и гротеску Щедрину удалось провести через цензуру произведение с самой острой критикой самодержавия.
Слайд 21В 70-е годы создаёт целый ряд литературных циклов, в которых он
широко осветил все стороны жизни пореформенной России.
Меткие удары сатиры направляет против либеральных деятелей и писателей, пресмыкающихся перед хозяевами жизни: «Благонамеренные речи»(1872 - 1876) и «Убежище Монрепо»(1878 - 1880).
Он пишет: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где – либо ещё, кроме России».
Слайд 22Роман – хроника «Господа Головлёвы»
(1875 - 1880)
картина разрушения дворянской семьи, отражающая
упадок, разложение и обречённость класса эксплуататоров – крепостников.
Слайд 2380-е годы
Создаёт большую часть своих сказок – своеобразных литературных произведений, в
которых, благодаря высшему совершенству эзоповской манеры, он смог проводить через цензуру самую резкую критику самодержавия, господствующих классов и трусливого либерализма
1884 году были закрыты «Отечественные записки». Лишившись своего журнала, Щедрин вынужден обращаться со своими произведениями в редакции либеральных журналов, политика которых была ему чужда и противна.
Слайд 24Сказки Салтыкова - Щедрина
Всего написано 32 сказки.
Они проникнуты общей идеей
о непримиримости классовых интересов, о необходимости активной борьбы с господствующим режимом, о пробуждении классового самосознания в угнетенных массах.
Слайд 25«Медведь на воеводстве»,
«Орёл - меценат»,
«Ворон - челобитчик»,
«Карась -
идеалист»
«Бедный волк»
выражена идея о непримиримости и о необходимости активной борьбы с господствующим режимом.
Слайд 26«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»
- критика паразитизма господствующих классов.
«Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц» - высмеивают стремления обывателей уклониться от классовой борьбы или умилостивить хищников холопской преданностью.
Слайд 27Последние годы жизни
Незадолго до смерти писателя его посетила делегация студентов. «Казалось,
он дал нам бесконечно много своим незабываемым взглядом, точно хотел приобщить нас к своей тоске, точно завещал нам свой непримиримый гнев», - вспоминала одна из участниц встречи.
Слайд 28 За три месяца до смерти он заканчивает одно из лучших
своих произведений – хронику «Пошехонская старина», в которой воскресил подлинную атмосферу крепостного права, втягивающего людей « в омут унизительного бесправия, всевозможных изворотов лукавства и страха перед перспективою быть ежечасно раздавленным». Картины дикого произвола помещиков дополняются сценами возмездия, постигающего отдельных тиранов: мучительницу Анфису Порфирьевну задушили собственные дворовые, а другого злодея, помещика Грибкова, крестьяне сожгли вместе с усадьбой.
Слайд 29Скончался
10 мая (28 апреля) 1889 года
Великая сила Щедрина заключается в
народности его творчества. В народе видел он источник всякой общественной и государственной силы, в служении интересам народа видел он смысл всякой деятельности, в том числе и литературной.
Всё его творчество проникнуто чувством «тоскующей любви к народу»