Характеристика особых образовательных потребностей в процессе освоения образовательной программы презентация

Содержание

В настоящее время отмечается тенденция к сокращению числа воспитанников с ОВЗ, посещающих специальных (коррекционных) учреждениях. Среди ряда причин (своевременное выявление недостатков развития у детей и начало ранней помощи в дошкольном возрасте,

Слайд 1Характеристика особых образовательных потребностей, специальных образовательных условий в процессе освоения образовательной

программы детьми с ОВЗ в условиях ДОО

Анастасия Евгеньевна Федотова – старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики
ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева»


Слайд 2В настоящее время отмечается тенденция к сокращению числа воспитанников с ОВЗ,

посещающих специальных (коррекционных) учреждениях.
Среди ряда причин (своевременное выявление недостатков развития у детей и начало ранней помощи в дошкольном возрасте, перевод детей-инвалидов на дистанционное обучение), выделяют развитие инклюзивного образования. И эта причина на самом деле является основной.


Слайд 3Инклюзивное образование, как последовательное развитие гуманистических идей с одной стороны, и

как успешный опыт работы с неограниченным разнообразием учащихся с другой стороны, известно в развитых странах уже более сорока лет. В нашей стране практика инклюзивного образования только начинает свой путь.
Но инклюзивное образование в России закреплено законом. Этот факт определяет завершение терминологического спора и дает ориентиры основных понятий, связанных с его реализацией.


Слайд 4Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся

с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В законе «Об Образовании в РФ» отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


Слайд 5Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012

г. № 273-ФЗ нормативно регулирует право на образование без дискриминации по состоянию здоровья (ст. 5) и определяет возможности получения образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) как в общеобразовательных организациях, так и в отдельных общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ.

Слайд 6 Статья 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет

условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.


Слайд 7Число детей в системе дошкольного образования в возрасте 3-7 лет –около

5 млн. Из них:
• В группах компенсирующей направленности (специальное образование) – 455 584 (10%)
• В группах комбинированной направленности (инклюзивное образование) – 26 984 (0.5%).
С 2007/08 года отмечается рост более чем в 3 раза.


Слайд 8Включение детей с ОВЗ в образовательную среду дошкольного учреждения должно регламентироваться

определенными документами. 17 октября 2013г. был утвержден ФГОС ДО, который определяет основные принципы дошкольного образования, направленность на достижение определенных целей и решение конкретных задач. Стандарт также является основой:
1) разработки Программы;
2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – примерные программы);
3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;
4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;
5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;
6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.


Слайд 9Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития

личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.


Слайд 10Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Содержательный

раздел Программы должен включать:
а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.


Слайд 11При наличии детей с ОВЗ, если планируется ее освоение детьми с

ограниченными возможностями здоровья, содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу.
Данный раздел должен содержать:
специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей,
использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.


Слайд 12Коррекционная работа и/или инклюзивное образование, намечаемые в основной образовательной Программе, должны

быть направлены на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.


Слайд 13В п. 3.2.2 ФГОС ДО отмечается, что для получения без дискриминации

качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.


Слайд 14В п. 3.2.7 ФГОС ДО указывается, что для коррекционной работы с

детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна также учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.



Слайд 15Требования к среде тоже отражают необходимость учета специфики развития детей с

ОВЗ.
п. 3.3.3 ФГОС ДО. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
 
п. 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.


Слайд 16Требованиям к кадровым условиям реализации Программы (п. 3.4)
п. 3.4.3. Здесь отмечается,

что при работе в Группах для детей с ограниченными возможностям здоровья в Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детям необходимую помощь. Рекомендуется предусматривать должности соответствующих педагогических работников для каждой Группы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
п 3.4.4. также фиксирует возможность включения в работу дополнительных специалистов при организации инклюзивного образования:
при включении в Группу детей с ограниченными возможностям здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой Группы, в которой организовано инклюзивное образование.


Слайд 17По сути, требование привлечения дополнительных специалистов соответствующей квалификации носит рекомендательный, но

не обязательный характер – в этом и еще в одной позиции (финансовой) и состоит основная сложность в организации инклюзивного образования на современном этапе: с одной стороны, дети с ОВЗ, безусловно, требуют специализированной поддержки со стороны медицинских работников, определяющих и регулирующих процесс реабилитации, со стороны дефектологов и специальных психологов; с другой стороны – организация самостоятельно решает вопрос о штатном расписании и включении/невключении в штат работников этих специалистов.


Слайд 18п. 3.6.2 ФГОС ДО. Финансовые условия реализации Программы должны: 2) обеспечивать реализацию

обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей.

Финансирование ребенка с ОВЗ в повышенном объеме возможно только при условии постановки ему определенного диагноза, соотнесенного со статусом ОВЗ. Если ребенок не имеет такого статуса, то не осуществляется соответствующее такому статусу финансирование, а это не дает организации дополнительных финансовых средств для привлечения специалистов для работы с детьми с ОВЗ


Слайд 19В условиях инклюзивного образования важное место принадлежит разработке адаптированной основной образовательной

программы (АООП).
Дошкольное учреждение, в численный состав которого входят дети с ОВЗ, наряду с основной образовательной программой обязательно разрабатывают такую программу.
Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.


Слайд 20АООП по своему статусу несколько отличается от основной образовательной программы и

имеет свои функции:
служит механизмом реализации Стандарта, указывает способ достижения содержащихся в нем целевых ориентиров дошкольного образования;
является основой для осуществления контроля и коррекции образовательного процесса, как самими педагогами, так и проверяющим органом.
Но структура АООП должна быть аналогичной основной образовательной программе, т.е. содержит три раздела.


Слайд 21Тарасова Н.В. предлагает и технологию разработки АООП ДО.
1 ЭТАП –

АНАЛИТИЧЕСКИЙ
Цель состоит в определении тех элементов системы организации, которые нуждаются в обновлении, что дает возможность обосновать решение относительно отбора комплексных и парциальных образовательных программ
В Результате определяются целевые ориентиры, элементы образовательного процесса и условий, реализации которых в организации не соответствует содержанию АООП в силу того, что не могут быть освоены в полной мере детьми с ОВЗ, и поэтому нуждаются в изменении.


Слайд 222 ЭТАП – ПОИСКОВЫЙ
Цель заключается в нахождении и отборе комплексных и

парциальных программ, максимально позволяющих устранить выявленные недостатки в работе образовательной организации и направить ее деятельность на достижение содержащихся в Стандарте целевых ориентиров.
Результатом этой части работы является наличие комплексных и парциальных программ, а также собственных идей и образовательных практик, на основе которых будет формироваться АООП образовательной организации, соответствующая ФГОС ДО.


Слайд 233 ЭТАП - ФОРМИРУЮЩИЙ
Цель состоит в следующем: формирование АООП на

основе выбранных комплексных и парциальных образовательных программ и выстраивание ее с учетом структуры и содержания АООП, а также подготовка текста АООП.
Результат должен выразиться в наличии разработанной и оформленной АООП образовательной организации.


Слайд 24Т.В. Волосовец, директор Института изучения детства, семьи и воспитания, полагает, что

в дошкольном образовании необходимы вариативные формы пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно:
группы кратковременного пребывания;
центры игровой поддержки (ЦИПР);
службы ранней помощи детям в возрасте до 4 лет с выявленными нарушениями или риском нарушения;
лекотеки для детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов;
консультативный пункт;
семейные детские сады/группы;
группы комбинированной направленности;
инклюзивные группы.



Слайд 25Рекомендации по решению проблем, связанных с организацией ИО
создать государственную систему учета

и статистики детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с целью прогнозирования потребностей в образовании, в том числе инклюзивном, и психолого-педагогической помощи;
при определении методики расчета нормативов финансирования образовательных организаций учитывать необходимость создания специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в дошкольных образовательных организациях;
развитие системы раннего выявления и коррекции недостатков в развитии детей (системы ранней помощи);
обеспечение участия в образовании детей с ОВЗ дошкольного возраста учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и других работников, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих необходимую помощь;
создание ресурсных центров по развитию и поддержке инклюзивного образования, в функции которых входит методическое сопровождение, координация взаимодействия учреждений образовательной вертикали, апробация и внедрение инновационных психолого-педагогических технологий,
планирование и мониторинг эффективности психолого-педагогического сопровождения.


Слайд 26Программы воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста // Л. П. Носкова,

Л. А. Головчиц, Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская, Р.Т . Есимханова, А. А. Катаева, Г. В. Короткова, Г. В. Трофимова. – Москва, 1991.
2. Головчиц Л. А. Программа "Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития"
- Москва : Гном и Д, 2006. 
3. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста: программы для специальных дошкольных учреждений // Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц, Н. Д. Шматко и др. – М.: Просвещение, 1991.
4. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта – М.: Просвещение, 2005.
5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи – М.: Просвещение, 2009.
6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) / Под ред. Л. И. Плаксиной. —М.: Издательство «Экзамен», 2003.







Слайд 277. Симонова Н. В. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями

опорно-двигательного аппарата. - Москва, 1987.
8. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: методическое пособие для педагогов / Е. А Стребелева, Ю. Ю. Белякова, М. В. Браткова и др.; под. ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Экзамен, 2004.
9. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи.- М.: Теревинф, 2010.
10. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. Н., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2009. 
11. Борякова Н. Ю., Касицына М. А., Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду для детей с ЗПР – Москва, 2003 .
12. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения: Программно-методическое пособие / Под ред. Т. Г. Неретиной. - М.: Баласс; РАО, 2004.
13. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием.-М.: Пайдейя, 2000.

Слайд 28Институт проблем инклюзивного образования


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика