КОИРО
Модуль Государственная политика в области государственно-общественного управления образованием
Модуль Государственная политика в области государственно-общественного управления образованием
Образовательная политика – взаимодействие групп интересов, направленное на согласование целей развития образования, стратегии их достижения.
Государство выражает
стремление уйти от отношений патернализма в образовании:
«Широко распространённые в обществе патерналистские настроения…уверенность в том, что все проблемы должно решать государство» - один из «запущенных социальных недугов, сковывающих творческую энергию страны, тормозящих наше общее движение вперёд» (Д.А.Медведев, статья «Россия, вперед»)
Правительство РФ делает большой акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями
В демократическом обществе и правовом государстве право на участие в управлении общественными и государственными делами является основополагающим принципом взаимоотношений между государством и его гражданами
С чем связана особая актуальность для развития образования включения местного самоуправления и местного сообщества в процессы воспитания, создания гражданского общества?
обновленная система управления образованием обладает большим потенциалом решении главных проблем системы образования – обеспечения доступности и качества образования, эффективности образовательной системы
без участия общественности принципиально невозможно эффективно решить ключевые вопросы современного образования: формирование социального заказа системе образования, его ресурсная поддержка, оценка процесса и результатов образовательной деятельности, рост его открытости, доступности и прозрачности, модернизация систем управления в отрасли
несоответствие существующего состояния гос.-общ. отношений и управления образованием современным требованиям (ведомственность, закрытость, непрозрачность управления, недостаточная эффективность «штатного» гос. управления, слабая вовлеченность общественности в образование и управление им, неготовность администраторов образования и образовательного сообщества к партнерству и т.д.)
Ст.32. К компетенции образовательного учреждения относятся:
п.9. Установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;.
Законом закреплены нормы, гарантирующие реализацию этого принципа
Образовательное учреждение вправе самостоятельно устанавливать структуру управления деятельностью учреждения, при этом учитывая, что управление ОУ осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления
Ст.52.п.1.Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право … принимать участие в управлении образовательным учреждением.
Ст.50.п.4. Обучающиеся всех ОУ имеют право на … участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.
Ст.55.п.1.Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей
профессиональной чести и достоинства.
Концепция долгосрочного социально – экономического развития РФ на период до 2020 г.
Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 г.
Перечень законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих участие общественности в управлении образованием
Государственно-общественное
управление образованием
Всю широту и многообразие образовательных потребностей общества могут удовлетворить только взаимодействия государственных
и общественных систем.
Государственно-общественное управление - форма управления, в которой представлены два взаимодействующих субъекта управления: субъекты государственной (представители ОУ или органа управления образования) и общественной (представители родителей, детей и местного актива) власти
Если к реальному управлению ОУ привлекаются представители
общественности, в том числе и
родительской, управление
носит демократический
"государственно-общественный
характер".
повышение открытости системы образования
расширение социального партнерства
в сфере образования
Направления развития
государственно-общественного управления образованием
Участие общественности в оценке и контроле качества образования:
Участие общественных экспертов и общественных наблюдателей в профессиональных конкурсных отборах;
распределении стимулирующей части фонда оплаты труда;
аккредитации учреждения;
итоговой аттестации учащихся;
аттестации кадров.
Обмен информацией:
публичная отчетность;
работа Интернет-сайтов;
осуществление обратной связи;
деятельность СМИ системы образования;
взаимодействие с прессой;
взаимодействие с радио;
взаимодействие с телевидением.
Социальное партнерство:
социальное проектирование;
шефская помощь;
обучение и подготовка кадров.
повышение инвест. привлекательности системы образования
формирование благоприятного имиджа системы образования
профилактика социальной напряженности
повышение ответственности
получение поддержки общественностью
расширение круга социальных партнеров
изучение общественного мнения
планирование бюджета организации
участие в формировании муниципального задания
контроль качества условий обучения
общественное наблюдение и экспертиза в сфере оценки качества образования
поддержка и более полное использование образовательного потенциала семьи
Изучение исторического и современного опыта государственно-общественного управления образованием как поиск путей и средств, способных вывести систему образования на новый качественный уровень, придать ее развитию необходимый динамизм, сделать необратимыми позитивные сдвиги
Советы ОУ в странах Европейского Сообщества
Органы с определенными
полномочиями в принятии решений,
которые вместе с руководителем
отвечают за текущую работу ОУ
Общественные органы
с полномочиями управления ОУ
«Советы» имеют возможность принимать участие во внепрограммной активности (внешкольных мероприятиях), они способствуют педагогическим инициативам и образовательным мероприятиям (Люксембург)
«Советы» занимаются различными аспектами жизни ОУ и преподавания (программы, распределение помещений, мероприятия, мерами предосторожности); кроме того - ряд общих вопросов: домашние задания, проведение в ОУ экспериментов и т.п. (Германия)
«Советы» в рамках общей тенденций усиления автономии ОУ имеют также право голоса в принятии решений по вопросам образовательной программы, численности классов/групп и употреблении финансовых средств (Австрия)
«Советы» в возрастающей степени участвуют в решении административных задач в региональных органах управления образованием (Шотландия)
Во Франции Управляющий совет организует работу школы на средней и старшей ступенях и принимает программу школы
В Италии Советы по младшей школе и Советы по средней и старшей школе решают финансовые вопросы, вопросы организации и планирования школьной жизни
В Дании Школьная конференция отвечает за порядок работы школы, разработку программы школы и ее подачу на утверждение муниципальному совету
В Испании «Совет» инспектирует и управляет школьной жизнью, обеспечивает активное участие всей школьной общины и выбирает руководителя школы
В Португалии действующий на уровне школы «Совет» выбирает и назначает руководителя школы, инспектирует работу школы и утверждает многочисленные документы, подготавливаемые педагогической конференцией (педсоветом)
В задачи «Советов» в Англии, Уэльсе, Северной Ирландии входят определение направления и задач школы, а также управление ресурсами и кадрами
В этих случаях можно говорить о подлинных органах самоуправления
В Швеции многие муниципальные органы управления учредили некий род Советов, с помощью которых должно быть обеспечено участие родителей в управлении (Родительский совет)
В Финляндии могут быть учреждены Управляющие советы, которые главным образом заботятся о поддержании связей сотрудничества между родительским домом и школой
1. Работники ОУ отнесены к категории гос.служащих, им гарантирована стабильная зарплата, пенсия, страховка и т. п., в связи с чем они не нуждаются во внебюдж. стимулировании. Они объединены в проф.союзы, которые жестко контролируют соблюдение трудовых и коллективных контрактов.
2. Права, полномочия и ответственность общественных органов регламентируются законами, принятыми на уровне республики, земли, штата, муниципалитета.
3. Членами советов могут быть как педагогические работники, так и другие лица, но только те, кто прошел процедуру выборов.
4. Численность советов варьируется от 3 до 24 человек; председателем совета всегда избирается владелец значимого имущественного комплекса, часто это руководитель ОУ.
5. Все в большей степени в центр совместной деятельности педагогических коллективов и общественности выдвигаются вопросы воспитания.
определение правил, общих для всех учащихся, преподавателей и других сотрудников
академические вопросы
управление материальными ресурсами
Общие тенденции в развитии демократических органов управления ОУ в странах ЕС
Рассматривает школу как предприятие сферы услуг и ожидает от автономной школы усиления ориентации на реальные потребности граждан (потребителей),
Связано с идеей гражданского общества и демократии, основывается на традиционных правах и свободах.
Правовая
линия
Экономическая линия
Педагогическая линия
Общие тенденции в развитии демократических органов управления ОУ в странах ЕС
Исторический опыт государственно-общественного управления образованием в России
Современные представления о государственно-общественном управлении образованием в России
1. Современная Россия переживает период перехода от всевластия государства и
почти полного огосударствления всей общественной жизни к становлению гражданского общества.
Современные представления о государственно-общественном управлении образованием в России
2. Длительный период всесторонней зависимости людей от государственной политики и практики прочно вошел в менталитет россиян. В сознании граждан государство и общество, государство и народ до сих пор не разделены.
Рассмотрение государства как некоего института, нанимаемого гражданским обществом для решения ряда общих проблем, является пока очень мало распространенным в нашей стране.
Современные представления о государственно-общественном управлении образованием в России
3. В странах с развитым гражданским обществом, оно выступает оппонентом государству, пытающемуся расширить сферу своего властного влияния за счет общественных интересов.
В российских обстоятельствах государство (если оно
хочет стать демократическим и правовым) вынуждено само выращивать оппонента в лице гражданского общества.
Современные представления о государственно-общественном управлении образованием в России
4. В системе образования встреча гос. ведомств с обществом происходит непосредственно, каждодневно и в массовых масштабах, что делает сферу образования одним из важнейших пространств поиска оптимальных взаимоотношений государством и обществом.
Одновременно система образования является потенциально наиболее мощным институтом выращивания будущих активных субъектов гражданского общества (именно в школе складывается или не складывается первый опыт гражданского поведения и самосознания).
– это сфера обнаружения и взаимодействия разнообразных интересов. Наличие гражданского общества – знак плюрализма.
– это общество, в котором положен предел всевластию государства. Государство здесь в лице своих высших политических руководителей, гос.чиновников и гос.институтов ответственно (в смысле подотчетности) перед обществом.
– это общество, в котором конституционно оформлено полноправие каждого гражданина (независимо от его социальной, этнической и конфессиональной принадлежности), гарантированное институтами государственной власти.
– это общество, в котором граждане имеют возможность реально воздействовать на социальные процессы и тем самым разделять ответственность за происходящее в обществе.
стратегия социокультурного
развития
Реализация стратегии приведет сначала к росту вариативности методов, форм организации, типов образовательных программ, а затем к «инновационному беспределу» и разрыву единого образовательного пространства.
Реализация стратегии приведет к установлению унифицированного образовательного
пространства, охраняемого и регулируемого государственно-бюрократическими
структурами власти.
Предполагает при безусловной поддержке существующего уровня общего среднего образования, как важнейшего условия развития современных форм организации труда, поддержку инновационных проектов и образовательных инициатив, обеспечивающих прорыв к новому общественному укладу в России.
При реализации стратегии сначала возникнут принципиально
новые структуры содержания образования, развернутся проекты по разработке новой
технологии учебной деятельности, а затем возникнет «катастрофический» разрыв между процессами воспроизводства существующей практики образования и процессами его развития.
Одна из главных
задач развития
российского образования –
Нерешенные вопросы в понятии о государственно-общественном характере управления образованием
Низкая компетентность
(постоянная ротация членов органов самоуправления)
Не развито вертикальное и горизонтальное взаимодействие (недостаточная синхронность в деятельности органов ГОУ на институциональном и муниципальном уровнях)
Недостаточный уровень освоения стратегических полномочий
Низкая активность
(недостаточно инициатив родителей, обучающихся, представителей общественности, направленных на содействие ОУ
Отсутствие законодательного закрепления на федеральном уровне
Не развито вертикальное и горизонтальное взаимодействие (недостаточная синхронность в деятельности органов ГОУ на институциональном и муниципальном уровнях)
Недостаточный уровень освоения стратегических полномочий
Низкая активность
(недостаточно инициатив родителей, обучающихся, представителей общественности, направленных на содействие ОУ
Отсутствие законодательного закрепления на федеральном уровне
Отсутствие четкого закрепления порядка формирования и властных полномочий органов ГОУ в Законе «Об образовании» и типовых положениях об ОУ определяет уязвимость и неустойчивость созданной системы, препятствует ее дальнейшему развитию
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть