Слайд 1Гармонизация высшего медицинского образования
Академик РАН и РАМН
М.А. Пальцев
I конгресс
Российский медицинский
форум
Москва, 18-20 октября 2006 г.
Пленарное заседание
Слайд 2
Информационные технологии
«Безграничные» коммуникации
Глобализация
Потребность в гармонизации
Слайд 3Доля студентов в вузах Западной Европы
среди молодежи 18-22 лет
%
%
%
Источник: Хейнеман
П., 2006
Слайд 4Выпуск специалистов здравоохранения российскими вузами
Источник: данные сайта «Статистика российского образования»
Тыс. чел.
Слайд 5Иностранные студенты вузов США
(данные по 2003/2004 уч. году, всего – 82
905 студентов)
Источник: Institute of international
Education (IIE), April 2005
Слайд 6Тенденции, влияющие на состояние и развитие высшего образования
стремительная трансформация рынка
труда за счет повышения требований к компетентности и профессионализму специалистов,
растущий быстрыми темпами спрос на высшее образование во всем мире,
укрупнение образовательных учреждений и рост их числа,
возможности территориальной распределенности высшего образования благодаря информационно-коммуникационным технологиям,
ужесточение требований к критериям качества образования: ориентация на оценку профессиональной успешности выпускников, а не на потенциальные возможности вузов.
Слайд 7Основные этапы процесса гармонизации
25 мая 1998 г. (Сорбонна, Франция) - Совместная
декларация по гармонизации европейской системы высшего образования (Сорбонская декларация).
18-19 июня 1999 г. (Болонья, Италия) - Зона Европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования (Болонская декларация).
29-30 марта 2001 г. (Саламанка, Испания) - Конференция европейских высших учебных заведений и образовательных организаций, принятие совместного документа.
19 сентября 2003 г. (Берлин, Германия) – Коммюнике Министров по высшему образованию (приняли решение о принятии заявлений Албании, Андорры, Боснии и Герцеговины, Ватикана, России, Сербии и др. на членство. Число участников увеличилось до 40 европейских стран»).
29-30 октября 2003 года (Санкт-Петербург, Россия) - Международный семинар "Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции».
12 апреля 2004 года (Брюссель, Бельгия) - Конференция Европейской ассоциации университетов, сформулировавшая политику по обеспечению качества в контексте Берлинского коммюнике.
16-17 июня 2006 года – (Брюссель, Бельгия) конференция участников образовательного проекта Еврокомиссии Tuning Educational Structures In Europe
Слайд 8Страны-реципиенты иностранных студентов
США
Великобритания
Германия
Франция
Австралия
Япония
Россия
Испания
Бельгия
Италия
Швейцария
Австрия, Швеция,
Голландия
Прочие
Слайд 9Сорбонская декларация (1997 г.)
«Европа - это не только евро, банки
и экономика…Мы должны строить и усиливать интеллектуальную, культурную, социальную и техническую базу нашего континента. В большей степени это относится к университетам, которые продолжают играть переломную роль в таком развитии».
«Открытая Зона европейского высшего образования … требует… продолжения усилий по ликвидации барьеров и разработки таких рамок для преподавания и обучения, которые расширили бы мобильность и сделали сотрудничество более близким, чем когда-либо было ранее».
Слайд 10Болонская декларация (1998 г.)
«Мы являемся свидетелями возрастающего понимания все большей части
политического и академического мира в потребности установления более тесных связей во всей развивающейся Европе, в формировании и укреплении ее интеллектуального, культурного, социального и научно-технологического потенциала…
«Европа знаний» теперь уже широко признана как незаменимый фактор социального и гуманитарного развития, а также как необходимый компонент объединения и обогащения европейского гражданства»
Слайд 11Причины развития Болонского процесса
причина политического характера – необходимость стимулирования интеграционных
процессов в Евросоюзе;
причина экономического характера: европейский общий рынок нуждается в обеспечении;
причины социального характера: интеграционная политика Евросоюза в области высшего образования тесно связана с политикой в области занятости населения;
проблема европейской культуры: необходимо обеспечить выживание и процветание лучших европейских университетов.
Слайд 12Основные направления гармонизации
установление общего порядка в определении различных степеней и
квалификаций
введение двухуровневой системы образования
введение общей системы учета трудозатрат студента и их качественной оценки
Слайд 13Требования, являющиеся неотъемлемой частью Болонского процесса
расширение академической мобильности студентов, преподавателей,
ученых и сотрудников вузов
непременное и активное участие студентов во всех университетских делах, влияние студенчества на ход своего обучения и на университетскую жизнь
Слайд 14Гармонизация может способствовать решению общих проблем высшего образования
Необходимость повышения доступности
высшего образования.
Необходимость изменения парадигмы высшего образования (раньше – предоставление информации, теперь – анализ усвоения студентами информации).
Дефицит финансирования и коммерциализация высшего образования.
Слайд 15Основной фактор сдерживания Болонского процесса
противоречие между объединяющими тенденциями гармонизации высшего образования
и своеобразием и автономным характером университетов.
Слайд 16Magna Charta Universitatum (1988 г.)
«… Сейчас, к концу второго тысячелетия, можно
с определенностью заявить: будущее человечества безусловно зависит от культурного, научного и технического развития; и все это возникает и создается в центрах культуры, знания и науки, которыми являются университеты…»
«Университет - это автономный организм, действующий в самом сердце общественных систем, различных по географии и историческому наследию; он создает, испытывает, оценивает и распространяет человеческую культуру, проводя научные исследования и обучая людей…
…Свобода научного исследования и обучения есть фундаментальный принцип университетской жизни».
Слайд 17Образовательный проект Еврокомиссии
Tuning Educational Structures In Europe
«Согласование образовательных структур в
Европе»
Начат в 2006 г.
700 участников из всех европейских стран, в том числе российские вузы.
Слайд 18Общий рынок труда
Суть проекта – согласование
(и признание) квалификаций выпускников.
Автономные университеты
с собственными программами
Согласование квалификаций
выпускников-специалистов
Слайд 19Задачи проекта
определить необходимый объем знаний и трудоемкость их освоения,
разработать требования к
полученным знаниям по каждому циклу образовательных программ, принадлежащей к выделенному профилю
описать компетенции (competences) выпускника каждого цикла образовательных программ данного профиля.
Пилотные тюнинги по наиболее востребованным программам, среди которых «математика», «физика», «химия», «медицина» и др.
Слайд 20Гармонизация высшего образования не есть унификация
Гармонизация – это процесс интеграции системы
высшего образования в единое экономическое пространство Европы и общий европейский рынок труда.
Слайд 21Зачем российским вузам Болонский процесс?
нет проблемы разобщенности высшего образования (государственные образовательные
стандарты),
нет несоответствий
в содержании программ,
в формах обучения,
в выпускных документах,
в квалификационных степенях,
высшее образование востребовано,
Качество высшего образования – на должном уровне.
Слайд 22Концепция развития образования взрослых
в государствах - участниках СНГ
Разработана Советом
по сотрудничеству области образования СНГ (июнь 2006 г.):
в соответствии с Решением о Межгосударственной программе реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 29 ноября 2001 года,
на основе Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 года,
на основе Соглашения о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых от 17 января 1997 года,
с учетом модельного закона «Об образовании взрослых» от 7 декабря 2002 года.
Слайд 23Негативные тенденции в высшем медицинском образовании
«разрыв» между медицинским образованием и клинической
практикой,
«разрыв» между медицинским образованием и организационными требованиями и условиями,
«разрыв» между поколениями,
«кризис кадров» профессорско-преподавательского состава,
снижение доверия и уважения к врачам в обществе.
Слайд 24Российская система высшего медицинского образования – это составляющая мирового образовательного пространства.
Гуманистическая основа медицины,
Международные стандарты врачебного менталитета,
Транснациональный характер медицинской и биологической информации.
Глобальные тенденции развития медицинской науки, медицинского и фармацевтического производства.
Слайд 25Условия гармонизации для медицинских вузов
институциональная интеграция,
соответствие специальностей международной номенклатуре,
высокий информационно-когнитивный
уровень обучения,
высокий рейтинг профессорско-преподавательского состава,
получение клинического опыта в процессе обучения,
открытость образовательной деятельности.
Слайд 26Преобразования на содержательном уровне обучения
актуализация программ с учетом модульной системы
обучения, их аккредитация
выделение обязательных дисциплин с последовательным изучением (примеры); обязательных дисциплин при произвольном времени изучения; необязательных (факультативных) дисциплин.
Слайд 27Преобразования на организационном уровне
Введение системы самостоятельной образовательной деятельности студентов и дистанционного
обучения.
Введение кредитной системы.
Создание условий для академической мобильности и ее стимулирование,
Обеспечение качества образования по компетентностным критериям.
Создание государственной системы контроля качества.
Слайд 28Дополнительные задачи
Разработка реально действующей системы непрерывного последипломного образования.
Создание механизмов стимулирования
научно-медицинской деятельности, обеспечения кадровых ресурсов профессорско-преподавательского состава.
Слайд 29
Гармонизация высшего медицинского образования – это тот путь, который приведет к
гармонизации в сфере оказания качественной медицинской помощи на благо пациентов.