ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ презентация

Содержание

Необходимость пересмотра целей образования Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Социальный запрос, отражающий переход России

Слайд 1 ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ


Слайд 2Необходимость пересмотра целей образования
Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий,

быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования.
Социальный запрос, отражающий переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу.

Слайд 3Основные требования общества к образовательной системе:

- формирование культурной идентичности учащихся как

граждан России;
- сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
- обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;
- достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;
- формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

Слайд 4Цели образования
Новый социальный запрос определяет цель образования как общекультурное, личностное и

познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «умение учиться».

Слайд 5
Важнейшей задачей современной системы образования является не только освоение учащимися конкретных

предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но также и формирование «универсальных учебных действий», обеспечивающих школьнику умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.

Слайд 6Теоретико-методологическая основа концепции развития УУД
Системно-деятельностный культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин,

В.В.Давыдов), интегрирующий достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовской парадигм образования.
Концепция призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательных программ.

Слайд 7Общая характеристика универсальных учебных действий и способы их формирования в образовательном

процессе.



Слайд 8Универсальные учебные действия
- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем

сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
- совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятель-ному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 9Функции универсальных учебных действий
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность

учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Слайд 10Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе
Формирование УУД как

цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
УУД определяют эффективность образовательного процесса - усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Слайд 11 ВИДЫ универсальных учебных действий


Слайд 12КРИТЕРИИ выделения УУД
1. Структурные компоненты целенаправленной учебной деятельности;
2. Этапы процесса усвоения;
3.

Форма реализации учебной деятельности - совместная деятельность с учителем и сверстниками или самостоятельная деятельность.

Слайд 13ВИДЫ УУД
1. Личностные
2. Регулятивные, включая действия саморегуляции
3. Познавательные, включая общеучебные

и логические
4. Знаково-символические
5. Коммуникативные

Слайд 14ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение

соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Слайд 15Личностные УУД
- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью

учебной деятельности и ее мотивом, Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.


Слайд 16Регулятивные действия
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,

что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Слайд 17Регулятивные действия
- контроль в форме сличения способа действия и его результата

с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к воле-вому усилию - к выбору в ситуации мотивацион-ного конфликта и к преодолению препятствий.


Слайд 18Познавательные УУД. Общеучебные УУД
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-

поиск и выделение необходимой инфор-мации; применение методов информацион-ного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Слайд 19Общеучебные УУД
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида

чтения в зависимости от цели; извлече-ние необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).


Слайд 20Познавательные УУД. Логические УД.
- выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и

классификации объектов;
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- подведение под понятия, распознавание объектов;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
- выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков;
- выдвижение гипотез и их доказательство.

Слайд 21Знаково-символические УУД
Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют

действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

Слайд 22Коммуникативные УУД
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение

цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Слайд 23Критерии и способы оценки сформированности универсальных учебных действий у учащихся


Слайд 24Критерии оценки сформированности УУД
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
соответствие свойств универсальных действий заранее

заданным требованиям.

Слайд 25Свойства УУД
Свойства действий, подлежащие оценке, включают уровень (форму) выполнения действия;

полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность и освоенность.

Слайд 26Уровень (форма) действия
Уровень действия может выступать в трех основных формах действия:


- в форме реального преобразования вещей и их материальных заместителей, материальная (материализованная – с заместителями – символами, знаками, моделями) форма действия;
- действие в словесной, или речевой, форме;
- действие в уме — умственная форма действия.

Слайд 27
Полнота действия определяется полнотой операций и характеризует действие как развернутое (в

начале становления) и сокращенное (на завершающих этапах своего развития.
Разумность действия характеризует ориентацию учащегося на существенные для выполнения действия условия, степень дифференциации существенных, необходимых для достижения цели условий, и несущественных условий.

Слайд 28
Сознательность (осознанность) – возможность отражения в речи, т.е. в системе социальных

значений, содержания действия, последовательности его операций, значимых для выполнения условий и достигнутого результата.
Обобщенность характеризует возможности переноса учащимся действия (способа решения задачи) в различные предметные сферы и ситуации. Широта переноса характеризует меру обобщенности действия.

Слайд 29
Условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий в образовательном процессе


Слайд 30
Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно- личностного, познавательного

развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся.

Слайд 31Условия формирования УУД
определение функций и содержания УУД
определение круга учебных предметов, адекватных

психологическому содержанию конкретного вида УУД и определение соответствующей формы УД;
организация полной ориентировочной основы универсального учебного действия с учетом предметного содержания учебной дисциплины;
организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия);
разработка системы задач, выполнение которых обеспечит формирование заданных свойств универсального действия (обобщенности, разумности, осознанности, критичности, освоенности).

Слайд 32 От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий


Слайд 33Общие рекомендации по развитию УУД

1. Определить цели формирования универсальных учебных действий

через описание их функций в образовательном процессе, содержания и требуемых свойств в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями учащихся.
2. Составить ориентировочную основу каждого из УУД, обеспечивающую его успешное выполнение и организовать ориентировку учащихся в его выполнении.

Слайд 34
3. Организовать поэтапную отработку универсальных учебных действий, обеспечивающую переход:
- от

выполнения действия с опорой на материальные средства к
умственной форме выполнения действия,

- от со-регуляции и совместного выполнения действия с учителем или
сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.


Слайд 35
4. Определить связи каждого универсального учебного действия с предметной дисциплиной.
Выделить

учебные предметы, создающие зону ближайшего развития для УУД. Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине. Определить желаемые свойства действия. Разработать систему задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологические типы (П.Я.Гальперин), решение которых обеспечит формирование заданных свойств универсальных учебных действий.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика