Слайд 1«Формирование ключевых компетентностей учащихся через использование современных (БМО, ИКТ) технологий.
Из опыта
работы учителя истории Пойковской СОШ № 2 Нефтеюганского района ХМАО – Югры Тюменской области Хлопотовой Натальи Александровны
Слайд 2«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто
лучше всех откликается на происходящие изменения…»
Ч. Дарвин
Слайд 3Один из ответов системы образования на этот запрос времени –
идея компетентностно-ориентированного
образования.
Основа: компетентности,
которые приобретает ученик в процессе обучения.
приоритетная задача –
активизация мыслительной деятельности учащихся.
Слайд 4Ключевые компетенции отечественного образования:
Ценностно-смысловая компетенция.
Общекультурная компетенция.
Учебно-познавательная компетенция.
Информационная компетенция.
Коммуникативная компетенция.
Социально-трудовая компетенция.
Компетенция
личностного самоусовершенствования.
Слайд 5Цели исторического образования:
формирование человека – гражданина,
интегрированного в современное
общество и нацеленного на его совершенствование, ориентацию
человека на развитие гражданского
общества и утверждение правового
государства, воспитание
гражданственности и любви к Родине.
Слайд 6Моя цель:
путем использования
современных эффективных
методик обучения создать
условия для
формирования
человека - гражданина,
интегрированного в
современное общество,
нацеленного на его совершенствование и способного его осуществить.
Слайд 7Моя основная задача:
практическая реализация
подхода к организации
плодотворной
самостоятельной
деятельности
учащихся
на уроках истории через
использование БМО и ИКТ
Слайд 8
БМО и ИКТ позволяют решить задачи:
Б Л О К – крупная дидактическая единица знаний
(объединение, группировка, кооперация)
содержательный
Объединение однородного учебного материала под углом определённой стержневой, т.е. ведущей идеи
методический
Применение единой педагогической технологии к изучению однородного учебного материала
Слайд 10Структура занятия в БСП
Лекция (обзорное освещение учебного материала)
Практические занятия:
2.1. лабораторный урок:
первоначальная работа с понятиями, терминами;
- работа с учебниками и с опорными конспектом;
- алгоритмическое усвоение умений,навыков.
2.2. развивающий тренинг ( семинар, деловая игра, «круглый стол» и т.п.)
3. Зачет (тестирование, урок - соревнование и т.п.)
Слайд 11Лекция
проблемная
Установочная
Межпредметная
Слайд 12
Глоссарное обучение
метод
целенаправленного
заучивания глоссария
(словаря терминов,
понятий, фактов,
персоналий)
Слайд 13
Выполнение упражнений для алгоритмического усвоения умений
Алгоритм действия:
работа с
текстом учебника;
конспектирование;
характеристика исторической личности;
изучение материала о войне (революции);
доказательство точки зрения;
сравнительный анализ исторических событий и явлений;
составление логических схем
Слайд 14З а ч ё т – контроль и учёт знаний
Цель –
развитие у учащихся рефлексивной деятельности
Формы:
тестирование,
собеседование,
контрольная работа
и др.
Слайд 15Плюсы БМО
ДОСТИГАЕТСЯ ЦЕЛОСТНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕМЫ
ПОЗВОЛЯЕТ РЕАЛИЗОВАТЬ ВСЕ ЗВЕНЬЯ
ПРОЦЕСА ОБУЧЕНИЯ;
НЕОДНОКРАТНОЕ ПОВТОРНОЕ РАССМОТРЕНИЕ САМОГО ГЛАВНОГО СУЩЕСТВЕННОГО МАТЕРИАЛА;
ИСПОЛЬЗУЮСЯ РАЗНОГО РОДА ОПОРЫ, ЧТО ПОВЫШАЕТ ЕМКОСТЬ УРОКА;
ПРИМЕНЯЮТСЯ ГРУППОВЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
РАБОТА НА ЛЕКЦИЯХ, СЕМИНАРАХ ПОМОГАЕТ ПОДГОТОВИТЬСЯ К УЧЕБЕ В ВУЗе
Слайд 16Мой опыт использования БМО
Выводы:
данная методика весьма действенна, доступна;
позволяет высвободить время на
отработку ЗУН, дает возможность маневрирования временем;
способствует повышению познавательного интереса ;
помогает овладеть навыками работы на лекциях и семинарских занятиях;
помогает приобрести коммуникативные навыки;
позволяет создать целостное представление об исторических процессах
Слайд 17Результаты:
ЕГЭ:
2005 - 2006 – абс. усп. 100%, кач. - 80%
2009 -
2010 – высший балл – 68
Результаты по предмету:
абс. усп. -100%, кач. – 62%
Слайд 18Уровень сформированности ключевых образовательных компетентностей
учащихся 10 – 11 А класса за
2008-2009 и 2009-2010 учебные года
Слайд 19Освоение новых технологий (ИКТ)
Цель: формирование
информационной и
коммуникативной компетенций
учащихся через
внедрение
в процесс обучения
информационно -
коммуникационных
технологий.
Слайд 20Особенности методики
Главная особенность:
компьютерные средства обучения называют интерактивными,
они обладают способностью
«откликаться» на действия ученика и учителя,
«вступать» с ними в диалог
Слайд 21
Цели использования информационных технологий:
1. Сделать урок современным (с точки зрения использования
технических средств).
2. Приблизить урок к мировосприятию современного ребенка.
3. Установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником.
4. Помочь учителю в: - возможности эмоционально и образно подать материал;
закреплении полученных на уроке знаний;
- экономии времени;
- проверке знаний, умений и навыков, придании оценке ученика более взвешенного и объективного характера.
Слайд 22
Преимущества использования ИКТ:
возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и
использование специальных дисков;
интегрирование обычного урока с компьютером позволяет делать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным;
помогает учителю лучше оценить способности и знания ребенка, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост
овладение компьютерной грамотностью; освоение учащимися современных информационных технологий;
возможность для учащихся проявить свои творческие способности
Слайд 23Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей и приводит
к целому ряду положительных следствий:
обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
пробуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор детей;
возрастает уровень использования наглядности на уроке;
повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Слайд 24Применение ИКТ
Компьютерная лекция. Использую:
компьютерный курс Т.С.Антоновой, А.А.Харитонова и А.Е.Коновалова «История
России, XX век» (в 4-х частях);
компьютерный курс «История России» (в 4-х частях);
«История Отечества, 862-1917гг.»;
«Энциклопедия по истории России (862-1917 гг.)»
Слайд 25
Урок закрепления, обобщения и систематизации знаний
Слайд 33Положительные стороны применения ИКТ на уроках истории
активизируется познавательную деятельность учащихся;
психологически облегчается
процесс усвоения материала учащимися, идет более полное усвоение теоретического материала;
повышается объем выполняемой работы на уроке;
идет более полное усвоение теоретического материала;
расширяется общий кругозор детей;
возрастает уровень использования наглядности на уроке;
формируются навыки подлинно исследовательской деятельности
Слайд 34Положительные стороны применения ИКТ на уроках истории
совершенствуется контроль знаний;
обеспечивается более
высокая степень дифференциации обучения
повышается интерес к изучению истории и успеваемости;
идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения;
обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Слайд 35Заключение.
Школа будущего – это школа «информационного века».
Главным в
ней
становится освоение
каждым учеником
самостоятельного,
собственного знания,
овладение способностями
творческого самовыражения.
Слайд 36Л.Н.Толстой:
«Если ученик в школе не научился сам ничего
творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать»
Слайд 37
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!