Слайд 2
Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире.
Слайд 3
Информационному обществу присущи:
единое информационное пространство;
новые технологические уклады в экономике;
фактическое удовлетворение потребностей
подавляющего большинства членов общества в информационных продуктах и услугах;
ведущая роль информационных ресурсов ;
высокий уровень образования, обусловленный расширением возможностей систем информационного обмена;
высокая значимость проблем обеспечения информационной безопасности.
Слайд 4
Дидактический подход можно определить как аспект, позицию, «русло» рассмотрения и конструирования
процесса обучения.
В настоящее время в педагогической литературе описываются традиционный («знаниевый») подход, культурологический, деятельностный, компетентностный, личностно ориентированный
Слайд 5
Компетентностный подход в обучении шире деятельностного. Деятельностный подход является магистральным направлением
в реализации подхода компетентностного.
Деятельность – принцип организации учебного процесса при котором основой конструкции постановка и реализации системы учебных задач.
Учебная задача это вопрос, содержащий внутреннее противоречие, т.е. проблема.
Слайд 6
Компетентность – это осознанная человеком способность решать жизненно важные задачи в
конкретных ситуациях
Слайд 7
Совет Культурной Кооперации при Совете Европы (Страсбург, Франция) определил ключевые компетенции,
которые должны освоить все выпускники образовательных учреждений.
Компетентности подразделяются на:
социально-политические, позволяющие человеку реализовать активную позицию в жизни в многокультурном обществе;
коммуникативные, рассматриваемые как способность эффективно общаться, устанавливать деловые контакты и взаимодействовать;
информационные - умение поиска отбора информации, решение профессиональных задач с помощью ИКТ ;
личностные, связанные с самоуправлением т.е. умение ставить и реализовывать жизненные цели;
Отдельно выделен элемент познавательной компетентности – «способность учиться всю жизнь»
Слайд 8К ключевым компетенциям, формирование которых необходимо осуществить в общем среднем образовании,
целесообразно отнести:
общекультурную компетенцию (владение языком культуры, способами познания мира, способность ориентироваться в пространстве культуры); данная компетенция включает учебно-познавательную и информационную компетенции;
социально-трудовую компетенцию (присвоение норм, способов и средств социального взаимодействия, ориентация на рынке труда и способность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности;
коммуникативную компетенцию (формирование готовности и способности понимать другого человека, эффективно строить взаимодействие с другими людьми;
компетенцию в сфере личностного самоопределения (формирование опыта самопознания, осмысления своего места в мире, выбора ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий).
Слайд 9Компетентностный подход
Компетентности
Объединяют
интеллект
и навыки
Носят
интегриро-
ванный
характер
Отражают
идеологию
«идти
от
результата»
Слайд 10Компетенции исторической
направленности
Историко-
познавательная
компетенция
Информа-
ционная
компетенция
Ценностно-
мировоз-
зренческая
компетенция
Социально-
коммуникативная
компетенция
Слайд 11Историческое мышление
способность
рассматривать
события и
явления
с точки зрения
их исторической
обусловленности
сопоставлять
различные
версии
и оценки
исторических
событий
и личностей
определять
собственное
отношение
к дискуссионным
проблемам
прошлого
и современности
Слайд 12Нормативное сопровождение ФГОС
Для сопровождения ФГОС разрабатываются следующие специальные документы:
основные общеобразовательные программы;
примерные
программы по учебным предметам;
базисный образовательный план;
фундаментальное ядро содержания общего образования;
программа формирования универсальных учебных действий;
примерная программа воспитания и социализации учащихся;
система оценки достижений требований стандарта.
Слайд 14Фундаментальное ядро
содержания общего образования —
базовый документ, необходимый для
создания
базисных учебных
планов, программ, учебно-
методических материалов и пособий.
Слайд 15 Основное назначение в системе нормативного сопровождения стандартов — определить:
1) систему
ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;
2) состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебных действий, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.
Слайд 16
Для реализации этих функций в Фундаментальном ядре содержания
общего образования фиксируются:
• основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры;
Слайд 17
универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним
относятся личностные универсальные учебные действия; регулятивные действия; познавательные действия; коммуникативные универсальные учебные действия.
Слайд 18
Определение Фундаментального ядра содержания общего образования —
важная составная часть новой концепции стандартов общего образования, исходящей, в частности, из тезиса о необходимости разделения проблемы обобщенных требований к результатам образования и проблемы конкретного содержания общего среднего образования.
Слайд 19
Фундаментальное ядро содержания общего образования фактически нормирует и содержание
учебных программ, и организацию учебной деятельности по отдельным учебным предметам, определяя элементы научной и функциональной грамотности, без освоения которых или без знакомства с которыми уровень общего образования, достигнутый выпускником российской школы начала XXI столетия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.
Слайд 20
Фундаментальное ядро как средство универсализации содержания общего образования позволяет реализовать
важнейшие требования общества к образовательной системе:
• сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
Слайд 21
• обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;
• достижение
социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования гражданской идентичности и общности всех граждан и народов России;
• формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
Слайд 22
Методологическая основа Фундаментального ядра содержания общего образования —
принципы фундаментальности и системности, традиционные для отечественной школы. В этом контексте принципиальным является расхождение взглядов:
а) сторонников сохранения исторически сложившейся российской системы образования, ориентированной на фундаментальность знания (т. е. высокий научный уровень содержания общего образования);
Слайд 23
б) сторонников целесообразности
перехода к принятой в ряде стран мира
системе
обучения, для которой
характерен существенно более низкий
уровень изложения основ наук по
сравнению с уровнем российской школы.
Слайд 24
Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается
в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, что и фиксируется термином «Фундаментальное ядро содержания общего образования».
Слайд 25
В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования
не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны. Вместе с тем, реализуя данный принцип, необходимо решительно освободиться от устаревшего, второстепенного, педагогически неоправданного материала.
Слайд 26
Теоретическая основа Фундаментального ядра общего образования — ранее сформулированные
в отечественной педагогике и психологии идеи:
«ядра» и «оболочки»* школьных курсов (А. И. Маркушевич);
выделения «объема знаний» по предмету (Л. Н. Колмогоров); культурологического подхода к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский);
системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов).
Слайд 27
В ходе реформы общего среднего образования, проводившейся в нашей
стране в 60—70-х гг. XX столетия, для решения проблем, связанных с принципиальной новизной содержания по ряду предметов и перегрузкой учащихся, А. И. Маркушевич выдвинул идею выделения «ядра» школьного курса (т. е. наиболее важной его части) и его «оболочки», варьирующихся в зависимости от интересов и способностей ученика, типа школы и т. д. Эта идея лежит в основе вариативности образования. В полной мере применительно к содержанию образования она не была реализована: «ядро» содержания образования в явном виде не было выделено.
Слайд 28
В соответствии с концепцией культурологического подхода формирование содержания
общего среднего образования осуществляется в несколько этапов:
I этап (допредметный) — формирование общетеоретических представлений о составе и структуре содержания образования.
II этап (предметный) — определение состава учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения.
III этап — создание учебных материалов.
IV этап — организация процесса обучения.
V этап — присвоение учениками нового содержания.
Слайд 29
Базовым положением системно-деятельностного подхода служит тезис о том, что
развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.
Слайд 30
Разработка Фундаментального ядра осуществлялась с учетом таких рамочных ограничений,
как:
1) краткость фиксации обобщенных контуров научного содержания образования;
2) отказ от деталей, сугубо методической природы и конкретных методических решений. Фундаментальное ядро определяет объем знаний, которыми должен овладеть выпускник школы, но не распределение предлагаемого содержания по конкретным предметам и ступеням обучения;
3) описание в лаконичной форме областей знаний, представленных в современной школе, но не конкретных предметов.
Слайд 31
Краткий формат Фундаментального ядра
открывает возможность создать зону
консенсуса для формирования ныне
отсутствующего целостного взгляда на
содержание школьного образования и на
новой основе приступить к решению
проблемы межпредметных связей.
Слайд 32
Критерии отбора и включения материала в Фундаментальное ядро в
силу его огромного разнообразия вряд ли могут быть формализованы. В данном случае более существенны критерии невключения:
в Фундаментальное ядро не должен входить архаичный, малозначительный и чрезмерно детализированный материал.
Не следует включать в него понятия и идеи, смысл которых не может быть достаточно популярно и полно раскрыт школьнику.
Слайд 33
Создание Фундаментального ядра — начальный этап разработки нового содержания
образования. Последующие этапы — разработка концепций предметных областей, планируемые результаты обучения на выходе из ступеней обучения (начальная, основная и старшая школы), базисный учебный план и примерные программы предметов, учебно-методические комплексы нового поколения.
Слайд 34Фундаментальное ядро
содержания общего образования —
базовый документ, необходимый для
создания
базисных учебных
планов, программ, учебно-
методических материалов и пособий.
Слайд 35
Инновационный характер нового стандарта также можно выразить в следующих
основных тезисах:
определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования;
ориентация на развитие вариативности образования;
системно-деятельностный подход как общепедагогическая основа определения требований к результатам образования (цель образования — развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности);
определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра;
восстановление роли воспитания в системе образования как важнейшей составной части и личностного результата освоения стандартов;
новая система организации образовательного процесса, формирование открытой информационно-образовательной среды.
Слайд 36
Учебный предмет – целостная часть содержания образования, отобранная и структурированная в
соответствии с теоретическими (общедидактическими, частнометодическими) основаниями, выполняющая определенные функции в процессе обучения.
Слайд 37Аксиологическая культура:
Это ценностная оценка, совокупность произведений человеческой деятельности;
Совокупность всех гуманистических ценностей,
созданных человечеством.
Слайд 38Аксиологический подход к образованию:
Это комплекс деятельностного, семиотического и феноменологического подходов
в организации учебного процесса, противоположный классическому, рациональному типу.
Ученик становиться исследователем объекта, умеет учитывать целесообразность и полезность информации и обучается интеллектуальным операциям.
Слайд 39
Учебный материал наряду с текстами, иллюстрациями включает в себя упражнения, задания
и задачи. Основная их функция – формирование у учащихся способов действия, но, выполняя задания, учащиеся могут приобретать и закреплять знания.
Слайд 40Уровни школьного исторического знания
2
Слайд 41Отличие ФГОС от федерального компонента ГОС