Слайд 1ФГОС общего образования
и
роль учителя в его реализации
Слайд 3Школа
зубрежки
Школа
объяснения
(Я.А. Коменский)
Школа
развития
(Л.С. Выготский)
«ИСТИНЫ»
ЗНАНИЯ
ДЕЙСТВИЯ
Сущностные характеристики
стандартов нового поколения
Слайд 4Принципы государственной политики
Обеспечение качества общего образования в РФ.
Обеспечение условий равных возможностей
осуществления права граждан (обучающихся) на образование.
Взаимное согласие общества и государства, баланс взаимообязательств и баланс требований.
Обеспечение государственного контроля и ответственности.
Гуманистический характер содержания.
Единство образовательного пространства РФ.
Обеспечение защиты обучающихся от некачественного обучения, а педагогических работников – от необъективной оценки их труда.
Слайд 5Закон РФ «Об образовании»
п.1 ст. 7 – ФГОС общего образования
есть совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
п.3 ст. 7 – ФГОС ступеней общего образования должны обеспечивать:
единство образовательного пространства РФ;
преемственность основных образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования.
п. 4 ст. 7 – структура стандарта включает три группы требований.
Слайд 6В настоящее время утверждены стандарты
для ступени начального общего образования (приказ Минобрнауки
России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный №15785)
для ступени основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897, зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года, регистрационный №19644).
Слайд 7
В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. №
309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»
обязательное введение ФГОС (1 класс) во всех образовательных учреждениях Российской Федерации начинается
с 2011/12 учебного года.
Слайд 8График введения ФГОС
Распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. №
1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг.»
Слайд 9По мере готовности
Переход на ФГОС может осуществляться и поэтапно, по ступеням
общего образования после утверждения соответствующих стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС :
в 5 классах – с 2012/13 учебного года,
в 10 классах – с 2013/14 учебного года.
Слайд 10Обязательным будет обучение по ФГОС:
на ступени основного общего образования с 2015/16
учебного года;
на ступени среднего (полного) общего образования с 2020/21 учебного года.
Слайд 11Договор о предоставлении общего образования
В соответствии с законодательством Российской Федерации
ответственность
образовательного учреждения – создание необходимых условий для успешной образовательной деятельности педагогов и детей, т.е. выполнение обязательных Тр и Тс;
ответственность государства (в лице учредителя) – обеспечение условий реализации ООП, т.е. выполнение обязательных Ту (совместно с ОУ);
ответственность семьи – выполнение своих обязанностей в сфере образования, использование предоставленного ОУ шанса на успех, на реализацию своих прав.
Слайд 12Стандарт как совокупность норм
Требования к структуре ООП.
Требования к результатам освоения ООП.
Требования
к условиям реализации ООП.
Характеристика Фундаментального ядра.
Модель системы оценки результатов освоения ООП.
Модель системы социализации и воспитания обучающихся.
Физиолого-гигиенические требования к организации образовательного процесса.
Требования к инфраструктурам системы образования.
Слайд 13Ведущие функции стандартов
задают целевые установки и условия осуществления общего образования;
обеспечивают многообразие
образовательных возможностей в условиях единого образовательного пространства;
определяют универсальный характер, общекультурную и фундаментальную направленность общего образования;
являются основой нормативной регуляции общего образования.
Слайд 14Стандарт как система трех компонентов
Слайд 15Структура компонентов государственных стандартов общего образования
1. Требования к
структуре ООП.
Рамочные ориентиры-требования:
к структуре и основным показателям учебного плана и учебных программ;
к организации учебного процесса;
к системе выявления и оценивания образовательных достижений обучающихся;
к регламентации прав и обязанностей участников образовательного процесса;
к системе мер по обеспечению здоровья обучающихся;
способы контроля реализации ООП.
Слайд 16 2. Требования к результатам освоения ООП.
Структурируются по
ключевым задачам общего образования
предметные результаты – усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, в рамках отдельного учебного предмета;
метапредметные результаты – освоенные на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности;
личностные результаты – система ценностных отношений: к себе, к другим, к образованию и его результатам.
Структура компонентов государственных стандартов общего образования
Слайд 17 3. Требования к условиям реализации ООП.
Интегральное описание совокупности
условий
кадровых – характеристика необходимой квалификации кадров;
финансово-экономических – параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения;
материально-технических – общие характеристики инфраструктуры общего образования;
информационных – нормативная правовая база общего образования и характеристики предполагаемых информационных взаимодействий участников образовательного процесса.
Структура компонентов государственных стандартов общего образования
Слайд 18Нормативное сопровождение Требований к структуре и результатам освоения ООП
Слайд 19Нормативное сопровождение Требований к структуре и результатам освоения ООП
Слайд 20Нормативное сопровождение Требований к структуре и результатам освоения ООП
Слайд 21Нормативное сопровождение Требований к структуре и результатам освоения ООП
Слайд 24Нормативное сопровождение Требований
к условиям реализации ООП
Слайд 25Нормативное сопровождение Требований к условиям реализации ООП
Слайд 26Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Слайд 29Тр – критериальная основа
индивидуальная оценка образовательных достижений каждого обучаемого
интегральная оценка
эффективности деятельности системы образования на уровне отдельного ОУ, территории
Слайд 30Статус ООП
Основная общеобразовательная программа - нормативный документ, следующего уровня после закона
РФ «Об образовании».
Оценка освоения (неосвоения) основной общеобразовательной программы.
Слайд 31Условия для формирования
умения видеть и понимать ценность образования;
умения и способностей организовывать
и планировать свою деятельность;
умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности;
умения ориентироваться в сфере социальных, нравственных и эстетических ценностей;
способностей выполнять определенные социальные роли;
ключевые навыки (ключевые компетентности), имеющие универсальное значение для различных видов деятельности;
умений профессионального самоопределения.
Слайд 32ООП для каждой ступени общего образования нормирует
1. Цели образования.
2. Пути реализации
целей образования, в том числе:
учебный план;
состав учебных программ;
требования к содержанию учебных программ;
требования к организации учебного процесса;
требования к системе выявления и оценивания образовательных достижений обучающихся;
требования к регламентации прав и обязанностей участников образовательного процесса;
требования к системе мер по обеспечению здоровья обучающихся.
3. Гарантии права детей на качественное образование.
4. Способы контроля реализации ООП.
Слайд 33ООП ООО (из Образовательной программы ГОУ СОШ № 1280 г. Москва)
Ценностные
ориентиры ООО
Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО
Учебный план ООО
Программа развития УУД на ступени ООО
Программы отдельных учебных предметов, курсов
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО
Слайд 34ООП С(П)ОО (из Образовательной программы ГОУ СОШ № 1280 г. Москва)
Ценностные
ориентиры С(П)ОО
Планируемые результаты освоения обучающимися ООП С(П)ОО
Учебный план С(П)ОО
Программы отдельных учебных предметов, курсов
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени С(П)ОО
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП С(П)ОО
Слайд 35Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные универсальные учебные действия –система ценностных ориентаций школьника,
отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира.
Регулятивные универсальные учебные действия - отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Познавательные универсальные учебные действия - система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации
Коммуникативные универсальные действия - способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Слайд 36Программа формирования универсальных учебных действий
конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным
результатам освоения Основной образовательной программы начального общего образования,
дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ,
служит основой разработки примерных учебных программ.
Слайд 37Программа отдельного учебного предмета, курса
Пояснительная записка
Общая характеристика
Описание места учебного предмета, курса
в учебном плане
Описание ценностных ориентиров содержания
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Содержание учебного предмета, курса
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности об-ся
Описание материально-технического обеспечение образовательного процесса
Слайд 38
МОДУЛЬ УРОК
ПРИМЕРНАЯ АРХИТЕКТУРА РАЗВОРОТА УЧЕБНИКА
Слайд 39Риски введения ФГОС
Риск негативного отношения к Стандарту работников общего образования, в
первую очередь администраторов и педагогов образовательных учреждений.
Причины:
консервативность,
инертное отношение определенной части школьных администраторов и педагогов к нововведениям.
ощущение тревоги за свое будущее, спровоцированное внутренним пониманием своей неготовности работать в новых условиях.
отсутствие целостного понимания полезности и прогрессивности нового Стандарта, своей сопричастности к достижению ожидаемых от его введения результатов, их сомнения в том, что данный стандарт приведет к ожидаемым улучшениям в системе образования.