Слайд 1Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Калининградский областной
институт развития образования
Слисаренко Александр Николаевич
Слайд 2Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением некоторых положений, вступивших в силу со дня официального опубликования (30 декабря 2012) или вступающих в силу позднее (с 1 января 2014 года)
заменит два прежних закона – «Об образовании» (1992 г.) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.), более 100 подзаконных актов
Слайд 3
Закон трактует образование как общественное благо
Обеспечивает право каждого на образование
Он сохраняет базовые гарантии и создает новые, детально прописанные механизмы их осуществления на практике. Общее образование остается бесплатным в рамках федеральных госстандартов
В частности в законе зафиксировано право на обеспечение бесплатными учебниками
Родители являются полноправными участниками образовательного процесса
Слайд 4
Введение понятийного аппарата
В новом законе введен термин «образовательная организация»
Прописаны понятия сетевого,
дистанционного, семейного и электронного обучения, которые могут быть использованы на всех уровнях образования
Закон позволяет обучаться по индивидуальным планам и одновременно осваивать несколько учебных программ в разных заведениях
Государственные и негосударственные учреждения уравнены в правах
Слайд 5Уровни образования
Общее образование:
дошкольное образование;
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее общее образование
Профессиональное образование:
среднее
профессиональное образование;
высшее образование — бакалавриат;
высшее образование — специалитет, магистратура;
высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации
Для каждого уровня создаются свои федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации
финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами
Слайд 6Дополнительное образование:
Дополнительное образование детей и взрослых
Дополнительное профессиональное образование
Слайд 9
Дошкольное образование
дошкольное образование включено в систему общего образования как отдельная ступень
и регулируется федеральными образовательными стандартами;
само дошкольное образование отделено от «присмотра и ухода» за детьми;
дошкольное образование можно получать не только в детских садах или дошкольных группах при школах, но и на дому;
дошкольное образование в рамках госстандарта – бесплатно, плата за присмотр может достигать 100% (а не 20, как раньше (это полномочия муниципалитета)). Сохранены льготные категории.
Слайд 10
Школа
преимущественное право записи в 1-й класс тех, кто проживает на закрепленной
территории;
индивидуальный отбор детей в школы с углубленным изучением предметов только в средних и старших классах;
отбор детей по конкурсу в творческие учебные заведения;
реорганизовать сельскую школу можно только с одобрения сельского схода.
Слайд 11
Среднее профессиональное образование
предусмотрено два вида образовательных программ – подготовки квалифицированных рабочих
(служащих) и подготовки специалистов среднего звена.
Слайд 12
Высшее профессиональное образование
результаты единого государственного экзамена будут действительны 5 лет;
все вузы,
включая частные, будут обязаны участвовать в мониторинге Министерства образования и науки;
устанавливается квота для поступления детей-инвалидов, других категорий инвалидов в пределах (10%), все другие категории пойдут учиться бесплатно на подготовительных отделениях вузов;
предполагается создание условий для развития международной мобильности студентов и преподавателей, а также возможность реализации совместных образовательных программ
Слайд 13Формы и способы образования
Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения
обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Слайд 14Дисциплинарная ответственность учащихся
Грубым дисциплинарным проступком считается
неосвоение в установленные сроки образовательной программы;
появление на территории образовательной организации в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
совершение на территории образовательной организации действия попадающего под уголовную или административную ответственность;
аморальный проступок, оказание негативного влияния учащимся на других участников.
Слайд 15
За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего
распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.
Слайд 16По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков
допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
Слайд 17
В законе подчеркивается особый статус учителя.
Сохраняются все академические права –
отпуск, сокращенная рабочая неделя (36 часов), право на повышение квалификации и на творческий отпуск раз в 10 лет.
Заработная плата закреплена на уровне средней заработной платы в регионе.
Право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Сохранены льготы сельским учителям по ЖКХ.
Понятие «конфликт интересов педагога»: заинтересованность в получении материальной выгоды при выполнении своей работы. Например, когда учитель ведет и уроки, и платные занятия у одних и тех же учеников.
Слайд 18Образовательная организация
Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих
организаций.
Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.
Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).
Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.
Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
Слайд 19Устав
В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством
Российской Федерации, следующая информация:
1) тип образовательной организации;
2) учредитель или учредители образовательной организации;
3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
Должен быть указан порядок принятия локальных нормативных актов.
Если реализуются дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, специальные названия обучающихся предусматриваются уставами этих образовательных организаций
Порядок участия обучающихся и родителей в управлении образовательной организацией.
Порядок назначения руководителя образовательной организации, его права, обязанности и компетенция.
Права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций
Можно предусмотреть в уставе научную и творческую деятельность.
Слайд 20Локальные нормативные акты
Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам
организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).
Слайд 21Управление образовательной организацией
Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель (ректор, директор,
заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.
В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:
1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы;
2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников).
Слайд 22Руководитель
Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и
уставом образовательной организации:
1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;
2) назначается учредителем образовательной организации;
3) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;
4) назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).
Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.
Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством
Слайд 23Работники образовательных организаций
Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее
профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
Слайд 24законодательством Российской Федерации;
12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров
между участниками образовательных отношений;
13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
Право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений
Право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников
Право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года
Право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда
Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения
Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.
Слайд 25В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается
учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
Слайд 26 Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в
качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Слайд 27В образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются
должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
Права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности, устанавливаются законодательством Российской Федерации, уставом, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами образовательных организаций, должностными инструкциями и трудовыми договорами.
Заместителям руководителей образовательных организаций, руководителям структурных подразделений и их заместителям предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные педагогическим работникам.
Слайд 28Конфликтная комиссия
Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в
целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания
Комиссия создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Решение комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.
Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).
Слайд 29Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 N 273-ФЗ
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ