Слайд 1
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в
                                                            
                                    образовании
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2Приоритеты образовательной политики
Зафиксированы в:
-   Концепции долгосрочного социально-экономического развития до
                                                            
                                    2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36)
-   Основных направлениях деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1663-р)
-   Приоритетном национальном проекте «Образование» на 2009-2012 годы
-   Федеральной целевой программе развития образования 
-   Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3 Основные направления инициативы 
«Наша новая школа»
1. Переход на новые образовательные
                                                            
                                    стандарты
2. Развитие системы поддержки талантливых детей
3. Развитие учительского потенциала
4. Изменение инфраструктуры школьной сети
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 
6. Расширение самостоятельности школ
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Состояние разработки и утверждения стандартов
 1. ФГОС начального общего образования утвержден
                                                            
                                    приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785), вводятся в действие с 1 января 2010 г.
2. ФГОС основного общего образования – в стадии 
разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года);
3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Что такое ФГОС
Образовательный стандарт – совокупность требований, обязательных при реализации основных
                                                            
                                    образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Задачи ФГОС
- единство образовательного пространства РФ
- преемственность основных образовательных программ начального
                                                            
                                    общего образования и основного общего образования
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7 Переход на новые образовательные стандарты
 От стандартов, содержащих подробный перечень
                                                            
                                    тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам – требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов
 Две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора
 Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость
 Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни.
 В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени
 Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8 Основные характеристики нового стандарта
 новый формат стандарта (рамочный документ);
 новое
                                                            
                                    содержание стандарта (совокупность требований);
 расширение функций и пользователей стандарта;
 новое методологическое основание  
 (системно-деятельностный 
 подход)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Предметные
освоенный опыт 
специфической для данной 
предметной области 
 деятельности по получению
                                                            
                                    нового 
знания, его преобразованию и 
применению, система основополагающих 
элементов научного знания, лежащая 
в основе научной 
картины мира
Метапредметные
освоенные универсальные
 учебные действия 
обеспечивающие овладение 
ключевыми компетенциями, 
составляющими основу
 умения учиться, 
и межпредметные 
понятия.
Личностные
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, 
сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные
 установки обучающихся, социальные компетенции,
личностные качества 
Результаты освоения основных образовательных программ
Развитие компетентности к обновлению компетенций
ФГОС НОО 
Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10ФГОС НОО
Требования к структуре основной образовательной программы
Основная образовательная программа начального общего
                                                            
                                    образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11
Требования к структуре 
основной общеобразовательной программы
 Зафиксированы требования к:
 количеству и
                                                            
                                    наименованию разделов (всего-9), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения;
минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года (2 904 - 3 210 часов); 
 содержанию каждого из разделов;
соотношению частей основной общеобразовательной 
программы (80/20% для первой ступени);
- организации внеурочной деятельности (количеству часов внеурочной деятельности за 4 года (до 1350)).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Требования к структуре основной 
образовательной программе
ТРЕБОВАНИЯ
Программа
духовно-нравственного 
развития,
 воспитания 
обучающихся
Учебный
план
Программа
формирования
УУД
Пояснительная 
записка
Программы
отдельных
учебных
предметов
Программа 
коррекционной
работы
Система
                                                            
                                    оценки 
достижения 
планируемых 
результатов обучения
Требования к структуре 
основной общеобразовательной программы
Планируемые
результаты 
освоения ОП
Программа
 формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13ФГОС НОО
Содержание Примерной основной образовательной программы НОО
РАЗДЕЛ 1	Пояснительная записка должна раскрывать:
цели
                                                            
                                    реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения;
общую характеристику основной образовательной программы начального общего образования.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14
Примерная основная образовательная 
программа
РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
                                                            
                                    программы начального общего образования
Планируемые результаты - система обобщенных личностно-ориентированных целей образования,
 обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, 
являются основой для разработки основных образовательных программ начального общего образования образовательных учреждений 
являются содержательной и критериальной основой для разработки учебных программ и учебно-методической литературы, системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Примерная основная образовательная 
программа
РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
                                                            
                                    программы начального общего образования
Уровни описания:
 Цели - ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы 
 Цели, характеризующие систему учебных действий          в отношении опорного учебного материала -
 «Выпускник научится»
 Цели, характеризующие систему учебных действий          в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета – 
«Выпускник получит возможность научиться»  
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Примерная основная образовательная 
программа
РАЗДЕЛ 3.  Учебный план начального общего образования
Базисный учебный
                                                            
                                    план - нормативная основа 
для разработки учебного плана образовательного учреждения
Базисный учебный план состоит из двух частей: 
обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей в том числе и внеурочную деятельность
В учебном плане образовательного учреждения отражаются основные показатели базисного учебного плана:
состав учебных предметов;
недельное распределение учебного времени, отводимого    на освоение содержания образования по классам, учебным предметам; 
общий и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;
направления внеурочной деятельности, формы ее организации, а также привлекаемые для ее реализации ресурсы
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17
Учебный план начального общего образования 
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18
Учебный план начального общего образования:
внеучебная деятельность 
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Примерная основная образовательная 
программа
РАЗДЕЛ 4. Примерная программа формирования универсальных учебных действий
Примерная
                                                            
                                    программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования: 
устанавливает ценностные ориентиры начального образования;
определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте;
выявляет связь универсальных учебных действий              с содержанием учебных предметов;
определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Примерная основная образовательная 
программа
РАЗДЕЛ 5. Примерные программы учебных предметов, курсов
Основой для
                                                            
                                    разработки программ учебных предметов являются требования ФГОС к результатам 
программы обеспечивают:
определение тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются метапредметными, 
выделение не только содержания, но и видов учебной деятельности, 
способы организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Описание ценностных 
ориентиров содержания
предмета
Общая характеристика
предмета
Примерная программа по учебному предмету
Пояснительная
записка 
Описание места
                                                            
                                    учебного предмета
в учебном плане
Личностные, метапредметные
и предметные результаты
изучения предмета
Содержание
основного общего
образования по учебному
предмету
Примерное
тематическое
планирование
Рекомендации
по материально-
техническому
обеспечению
Примерные программы:
Программа отдельных учебных предметов, курсов: 
назначение и особенности
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Примерная основная образовательная 
программа
РАЗДЕЛ 6. Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания
                                                            
                                    обучающихся
является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. 
концептуальной и методической основой разработки образовательным учреждением собственной программы
Структура:
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников 
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Совместная деятельность школы, семьи и общественности      по духовно-нравственному развитию и воспитанию 
Планируемые результаты духовно-нравственного развития       и воспитания
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Примерная основная образовательная 
программа
РАЗДЕЛ 7. Примерная программа формирования культуры здорового и
                                                            
                                    безопасного образа жизни
 комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24
Просветительская 
работа с 
родителями
Создание 
здоровье-
сберегающей 
инфраструктуры
Программа 
формирования 
культуры 
здорового и 
безопасного
                                                            
                                    образа жизни
Эффективная 
организация 
физкультурно-
оздоровительной 
работы
Рациональная 
организация 
учебной и 
внеучебной 
жизни 
обучающихся
Реализация 
модульных 
образовательных 
программ
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25 Примерная основная образовательная 
 программа
РАЗДЕЛ 8. Система оценки достижения планируемых
                                                            
                                    результатов 
объектом системы оценки содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты 
функциями являются: 
ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование (управление) системы образования 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Примерная основная образовательная 
программа
РАЗДЕЛ 8. Система оценки достижения планируемых результатов
Основными направлениями
                                                            
                                    и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются:
оценка результатов деятельности общероссийской, региональной и муниципальной систем образования с целью получения, обработки и предоставления информации            о состоянии и тенденций развития системы образования;
оценка результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования с целью получения, обработки и предоставления информации о качестве образовательных услуг и эффективности деятельности образовательных учреждений и работников образования;
оценка образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников начальной общеобразовательной школы 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27
 
Система оценки: основные особенности
оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;
содержательная и критериальная
                                                            
                                    основа – планируемые результаты;
оценка методом «сложения»; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; 
оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
сочетание внутренней и внешней оценки;
накопительная система оценки индивидуальных достижений;
использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.)
использование персонифицированной и неперсонифициро-ванной информации;
интерпретация результатов на основе контекстной информации.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28Внутренняя оценка:
учитель, ученик,
ОУ и родители
Внешняя оценка:
государственные службы
аккредитация ОУ
аттестация кадров
мониторинг системы
образования 
чтение,
                                                            
                                    УУД
русский
математика
три итоговые работы
итоговая
оценка
+
накопленная оценка
Выбоорочное
обследование
работ уч-хся
Необходимые
дополнительные
данные/исслед.
Система оценки достижения планируемых результатов 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29Исполнение стандарта
Примерная основная образовательная 
программа начального общего образования
Образовательное 
учреждение разрабатывает 
самостоятельно
                                                            
                                    с учетом типа 
и вида ОУ
Локальные акты 
по вопросам организации 
и осуществления 
образовательного процесса, 
определенные уставом ОУ
Основная 
образовательная
программа
начального
общего
образования ОУ
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30Что дальше?
 
Образовательное учреждение
- разрабатывает основные общеобразовательные программы, включающие учебный план,
                                                            
                                    рабочие программы учебных предметов и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31
2010-11 уч.год
2011-12 уч.год
- обязательное введение ФГОС
- введение ФГОС по мере готовности
1
М
О
Н
И
Т
О
Р
И
Н
Г
И
О
Т
Ч
Е
Т
Н
О
С
Т
Ь
1
Введение
                                                            
                                    федерального государственного 
стандарта общего образования
2012-13 уч.год
2013-14 уч.год
2014-15 уч.год
2016-17 уч.год
2018-19 уч.год
2020-21 уч.год
2017-18 уч.год
2019-20 уч.год
2021-22 уч.год
2015-16 уч.год
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
3
5
2
3
4
5
6
10
2
3
4
5
6
7
10
11
2
3
4
5
6
7
8
10
11
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
2
3
4
5
6
7
2
3
4
5
6
7
8
2
3
4
5
6
7
8
9
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
3
7
6
8
5
4
9
11
10
8
9
11
10
11
10
9
11
10
11
- продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32Критерии готовности ОУ к введению стандарта
 
разработана и утверждена основная образовательная
                                                            
                                    программа начального общего образования образовательного учреждения;  
нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.);
приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;
определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;
- разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33Критерии готовности ОУ к введению стандарта
 
 определена оптимальная для реализации
                                                            
                                    модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);
 разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования);
- обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.